Тема Ф.И. Тютчев. Этапы жизненного пути. Лирика.
Оценка 5

Тема Ф.И. Тютчев. Этапы жизненного пути. Лирика.

Оценка 5
Рабочие тетради
docx
русская литература
10 кл—11 кл
27.11.2020
Тема Ф.И. Тютчев.  Этапы жизненного пути. Лирика.
Ф.И. Тютчев. Этапы жизненного пути. Лирика. Понятие философской лирики. Человек и мир в художественной концепции поэта. Образ лирического героя. Мотив одиночества и рока. Символичность образов поэзии. «Silentium!» как поэтический манифест лирики. Поэтика контраста. Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Характер любовной лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в «Денисьевском цикле». Ф.И. Тютчев в оценках современников, поэтов и писателей ХХ века. Тютчевская традиция в русской поэзии. Поэзия Ф.И. Тютчева и современность.
Тема Ф.И. Тютчев. Этапы жизненного пути. Лирика. .docx

Дисциплина: Русская литература   

Преподаватель: Омарбекова А..Ж. 

Класс:10                                                     

 

Тема: Ф.И. Тютчев.  Этапы жизненного пути. Лирика. Понятие философской лирики. Человек и мир в художественной концепции поэта.

 

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия.                                       

 Ф.И. Тютчев

Тютчев... создал речи, которым

не суждено умереть.                                             

  И.С. Тургенев

1.Краткое содержание нового материала. Образ лирического героя. Мотив одиночества и рока. Символичность образов поэзии. «Silentium!» как поэтический манифест лирики. Поэтика контраста. Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Характер любовной лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в «Денисьевском цикле». Ф.И. Тютчев в оценках современников, поэтов и писателей ХХ века. Тютчевская традиция в русской поэзии. Поэзия Ф.И. Тютчева и современность.

P. Ответьте на вопросы (Беседа по материалам предыдущего урока):

Какие произведения называются классическими?

Литература какого периода будет изучаться в 10 классе?

Назовите наиболее выдающихся русских писателей-классиков этого периода.

Какие события определили общественную жизнь России в этот период?

Расскажите о просвещении и культуре России второй половины XIX в.

Расскажите о своеобразии развития русской литературы второй половины XIX века.

2. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева.

Звучит романс «Я встретил Вас».

- Поэзия Ф.И. Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, ученых, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.

Основные темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева

Философская лирика

Любовная лирика

Пейзажная лирика

Стихотворения о России

3.Составление всеми учащимися тезисного плана.

Основное:

Необычайная одаренность и ранняя карьера чиновника и поэта.

Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.

Необычайно длительное нахождение вдали от родины (22 г.). Большую часть жизни провел за границей, в основном в Германии, дважды был женат на иностранках. Язык общения - французский (по преимуществу), немецкий. Русский язык - для стихов.

Многолетняя дипломатическая миссия сформировала истинного патриота, который отстаивал интересы родины, «служа делу, а не лицам» (например, эпитафия «Не Богу ты служил и не России» - смелый поступок человека, приближенного ко двору).

«Видел трех императоров».

Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.

Небрежное отношение к собственному творчеству, первая подборка стихов в журнале «Современник» опубликована Пушкиным в 1836 г. - «стихи, присланные нам из Германии».

По-настоящему для русской читающей публики Тютчева, открыл Некрасов.

Трагические судьбы близких поэта.

С легкой руки Тютчева его стихотворения «Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...» стали сакраментальными (общепринятыми и одновременно священными) строками о России.

Основной тезис «Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского самосознания» (И.С. Аксаков, К.С. Аксаков).

P. Стихотворческое новаторство Ф.И. Тютчева

Чтение и анализ стихотворения «Весенняя гроза» (1828)

- Статична ли картина, нарисованная поэтом?

- Как поэт передает динамику жизни, экспрессию?

P. Чтение и анализ стихотворения «Осенний вечер» (1830)

- Справедливо ли было бы отнести это стихотворение к философской лирике? Почему?

- Какова главная мысль стихотворения?

- Изображение природы и мысли о человеческой жизни слиты воедино, пейзажи получают символический смысл. В стихотворении изображается не только «вечер года», но и «светлое» увядание человеческой жизни.

P. Чтение и анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа...» (1836)

- Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

- Найдите в стихотворении параллели, которые можно провести между человеком и природой.

«В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...»  - убежден поэт.

P. Чтение и анализ стихотворения «День и ночь» (1839)

- На основе какого приема построено это стихотворение?

Стихотворение строится на антитезе.

- Какие изобразительные средства использует автор, описывая день и ночь?

Вывод

- Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего?

Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо.

4. Структурные особенности стихотворений Ф.И.Тютчева

Лексические повторы. Однотипные синтаксические конструкции. Ритмические перебои. Анафоры.

Двоичность (двойные заглавия, удвоение предлогов и частиц, двойные эпитеты и т.д.).

Параллельное конструирование, создание образов.

- Привести примеры указанных особенностей в прочитанных стихах Ф.И.Тютчева.

5. Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева

- В сознание читателей поэт вошел прежде всего как певец природы, ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильнее называть ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времен года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами.

Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. («Осенний вечер», «Еще земли печален вид...», «Когда в кругу убийственных забот...», «О чем ты воешь, ветер ночной»).

Глоссарий

siblings

ағайындылар

братья и сестры

mountains

таулар

горы

beautiful

әдемі

красивый

tired

шаршаған

уставший

jump

секіру

прыгать

sleep

ұйықтау

спать

hospital

емхана

больница

school

мектеп

школа

happy

қуанышты

счастливый

wake up

ояну

просыпаться

 

Домашнее задание: выучить наизусть 1-2 стихотворения Ф.И. Тютчева.


 

Дисциплина: Русская литература

Дисциплина: Русская литература

Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры

Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры

Человек в мире и в чем его Судьба

Человек в мире и в чем его Судьба
Скачать файл