Маршрутная карта развития ребенка Средняя группа

  • Разработки курсов
  • docx
  • 26.08.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в освоении образовательной программы
Иконка файла материала Маршрутная карта развития ребёнка.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №231

«Детский сад комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

Маршрутная карта развития ребенка

Средняя группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

            на начало года сентябрь

 

Усвоение программного материала соответствует

      Низкому   уровню

      Среднему  уровню

      Высокому   уровню

 

Показатели

Уровень развитие

1

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

 

2

Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается

 

3

Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики

 

4

Имеет представления о мужских и женских профессиях

 

5

Проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги

 

6

Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании

работы

 

7

Принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правила игры

 

8

Итоговый показатель (среднее значение)

 

 

Рекомендации

Чтение

      З.Александрова «Что взяла, клади на место»

      С. Прокофьева «Сказка про самого большого зайца на свете»,

      С. Прокофьева «Сказка про молоток и гвозди»

      С. Прокофьева «сказка про больших и маленьких»

      В. Осеева «Кто глупее»

     Беседы

   «Вот и стали мы на год взрослее»

   «Как выразить сочувствие товарищу»

   «Попросить или отнять»

   «Старших слушай, младшим помогай»

   «Как встречать гостей»

   «Мы пришли в гости»

   «Кто у нас хороший»

   «Кто лечит детей»

   «В магазин за покупками»

   «Что бы ездила машина»

   «Профессия моих родителей»

   «Кем я буду когда вырасту»

    

Дидактические игры

   «В группу пришел новый мальчик, расскажем ему, как надо вести себя в группе »

   «Как пожалеть товарища»

   «В группу пришла заведующая д/с (врач, муз., руководитель, воспитатель из другой группы)»

   «Расскажем зайке, как принимать  гостей»

   Уроки Мальвины «Как принимать гостей»

   «Покажем мишке, как правильно расставить игрушки, как убирать строительные материалы»

Сюжетно – ролевые игры

        «Угости куклу чаем»

        «Измерим мишке температуру»

        «Посещение врача»

        «Магазин»

        «Семья»

        «Мамины помощники»

        «Я шофер»

        «Строим гораж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутная карта развития ребёнка

Январь

Усвоение программного материала соответствует

      Низкому   уровню

      Среднему  уровню

      Высокому   уровню

 

Показатели

Уровень развитие

1

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

 

2

Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается

 

3

Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики

 

4

Имеет представления о мужских и женских профессиях

 

5

Проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги

 

6

Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании

работы

 

7

Принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правила игры

 

8

Итоговый показатель (среднее значение)

 

 

Рекомендации

Чтение

      К. Ушинский «Сила – не право»

      С. Прокофьева «Сказка про честные уши»

      Л.Воронкова  «С сора с бабушкой»

      Я. Аким «Мама»

      В. Осеева «Волшебное слово»

      К. Дольто –Толич «Вежливо - невежливо»

      В. Осеева «Плохо»

      В. Осеева «Как мышонок попал в беду»

Беседы

      «Как работают пожарные»

      «Мой друг светофор»

      «Как мы ходили в театр»

      «Как работает продавец»

      «Вежливые покупатели»

      «Умей извиниться»

      «Мы дружные ребята, не ссоримся совсем»

      «Как вести себя на празднике»

      «Почему любят честных и смелых»

      «Как вести себя в транспорте»

      «Нельзя обижать девочка»

      «Мы умеем вежливо разговаривать»

      «Как играть и не ссориться»

 

Дидактические игры

      Лото «профессии»

      «Что такое хорошо, что такое плохо»

      «Собери маме и папе подарок »

      «Ассоциации»

      «Кому что нужно?».

Сюжетно – ролевая игра

      «В гости приехала бабушка на день рождения внучки»

      «Мы пожарные»

      «Магазин посуды»

      «Детский сад»

      «Поликлиника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутная карта развития ребёнка на конец года

Май  

Усвоение программного материала соответствует

      Низкому   уровню

      Среднему  уровню

      Высокому   уровню

 

Показатели

Уровень развитие

1

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

 

2

Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается

 

3

Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики

 

4

Имеет представления о мужских и женских профессиях

 

5

Проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги

 

6

Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании

работы

 

7

Принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правила игры

 

8

Итоговый показатель (среднее значение)

 

 

Результат

      Сформировано  личностное отношения к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника

      Сформировано  доброжелательное взаимоотношения  между детьми (обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга)

      Умеет играть в коллективе, соблюдает  правила

      Знает правила культуры поведения (о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу)

 

 

 

Образовательная область «Познавательное  развитие»

            на начало года сентябрь

 

Усвоение программного материала соответствует

      Низкому   уровню

      Среднему  уровню

      Высокому   уровню

 

Показатели

Уровень развитие

1

Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей

 

2

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним

 

3

Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека

 

4

Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости)

 

5

Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья

 

6

Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основании счета, приложением, наложением

 

7

Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основании счета, приложением, наложением

 

8

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению

 

9

Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность

 

10

Итоговый показатель (среднее значение)

 

 

Рекомендации

Чтение

      И. Черницкая «Сарафан надела осень»

      К. Ушинский «Коровка»

      Л. Поляк «Осень»

      О. Белявская «Листопад»

      М. Ивенсон «Падают листья»

      Н. Найденова «Листья падают летят»

      А. Дэви «Дожди»

      К.  Больмонт «Снежинка»

      Е. Чарушин «Воробей»

      Я. Аким «первый снег»

      И. Суриков «Белый снег»

Беседы

   «Как изменились деревья»

   «Перелетные птицы»

   «Домашние и дикие животные»

   «Как изменилась погода и природа»

   «Наш огород осенью»

   «Поздняя осень»

   «Как помочь птицам зимой»

   «Пришла настоящая зима»

   «Как наш участок готовят к зиме»

   «Какие птицы  зимуют с нами»

Дидактические игры

   «Чудесный мешочек»

   «Собери урожай»

   «Где чей дом?»

   «Покажи такой же цветок»

   «найди цветок по описанию»

   «Назови и опиши птичку»

   «Что растет на огороде»

   «От какого дерева листок»

   «Что лишнее»

   «Сосчитай кубики»

   «Прилетели бабочки»

   «Соотнеси форму с геометрической фигурой»

   «Назови, что видишь»

   «Когда это бывает?»

Заучивание потешки

   Утром дети просыпаются,

         В детский садик собираются.

Делают все по порядку:

Занимаются зарядкой,

Завтракают и играют,

         Все растенья поливают.

 

Днем гуляем и играем.

Все листочки собираем.

Повар сделал нам котлет,

Приглашает на обед.

 

Вечер - солнышко садится,

Всех зовет угомониться.

Хочет посмотреть в тиши

«Спокойной ночи, малыши».

 

Ночью дети спят в кроватке.

Снятся сны им сладки, сладки.

Звезды светят им в тиши,

Спите крепко, малыши.

 

Образовательная область «Познавательное  развитие»

            Январь

 

Усвоение программного материала соответствует

      Низкому   уровню

      Среднему  уровню

      Высокому   уровню

 

Показатели

Уровень развитие

1

Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей

 

2

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним

 

3

Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека

 

4

Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости)

 

5

Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья

 

6

Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основании счета, приложением, наложением

 

7

Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основании счета, приложением, наложением

 

8

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению

 

9

Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность

 

10

Итоговый показатель (среднее значение)

 

 

Рекомендации

Чтение

      И. Соколов –Микитов «Зима в лису»

      А. Яшин «Покорми птиц зимой»

      В. Берестов «Снегопад»

      М. Клоков «Дед Мороз»

      Л. Кондрашенко «Следы на снегу»

      Е. Чарушин «Митины друзья»

      А. Барто  «Скачет шустрая синица»

      С. Маршак «Детки в клетке»

      А. Бродский «Солнечные зайчики»

      З. Александрова «Салют весне»

      А. Майков «Подснежник»

      Л. Крандиевская «Ландыш»

Беседы

      «Как надо заботится о растениях зимой»

      «Как звери готовятся к зиме»

      «Кто живет в твоей семье»

      «Какая погода бывает зимой»

      «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»

      «Что мы знаем о животных жарких стран»

      «Пришла весна»

      «Как мы вырастили листики на ветке»

      «Первые цветы»

      «Наши скворушки»

      «Цветущий май»

      Беседа по сюжетным картинкам

Дидактические игры

      «Семейная фотография»

      «Охотник и пастух»

      «Прилетели бабочки»

      «Посади елочки»

      «Сравни дорожки»

      «Соотнеси форму с геометрической фигурой»

      «Когда это бывает?»

      «Домашние и дикие»

      «Узнай по описанию»

      «Что изменилось»

      «Чьи это детки»

      «Покажи такой же»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «Познавательное  развитие»

май

Усвоение программного материала соответствует

      Низкому   уровню

      Среднему  уровню

      Высокому   уровню

 

Показатели

Уровень развитие

1

Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей

 

2

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним

 

3

Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека

 

4

Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости)

 

5

Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья

 

6

Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основании счета, приложением, наложением

 

7

Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основании счета, приложением, наложением

 

8

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению

 

9

Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность

 

10

Итоговый показатель (среднее значение)

 

 

Результат

        Умеет  сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше или  равные       (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).

        Умеет устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной пос­ледовательности в порядке убывания или нарастания величины.

Умеет различать  геометрические фигурах: круге, квадрате, треугольнике, шар, кубе.

        Выделяет признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость,

подвижность и др.).

        Умеет соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка—круг, платок—квадрат, мяч—шар, окно, дверь—прямо

угольник и др.

        Умеет  определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх —вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от

меня дверь, слева —окно, сзади на полках —игрушки).

        Имеет представление о   пространственных отношениях: далеко — близко

(дом стоит близко, а березка растет далеко), о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер - ночь). Может объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Образовательная область «Речевое развитие»

            на начало года сентябрь

Усвоение программного материала соответствует

      Низкому   уровню

      Среднему  уровню

      Высокому   уровню

 

Показатели

Уровень развитие

1

Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки

 

2

Имеет представления о литературных представлениях. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть

 

3

Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами

 

4

Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы

 

5

Итоговый показатель (среднее значение)

 

 

Рекомендации

      Чтение наизусть некоторых текстов, считалок, сказок, загадок (на выбор воспитателя)

      Пересказ текста с опорой на иллюстрации (на выбор воспитателя)

      Игра «Опиши предмет»

      Дидактическая игра «Закончи предложение»

      Задание «Расскажи о мальчиках»

      Дидактическое упражнение «Сервируем стол»

      Упражнение «Закончи предложение»

      Упражнение «Закончи предложение»

      Дидактическая игра «К нам пришел почтальон»

      Дидактическая игра «Расскажи об игрушке»

      Инсценировка сказки «Три поросенка»

      Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «Речевое развитие»

            Январь

Усвоение программного материала соответствует

      Низкому   уровню

      Среднему  уровню

      Высокому   уровню

 

Показатели

Уровень развитие

1

Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки

 

2

Имеет представления о литературных представлениях. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть

 

3

Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами

 

4

Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы

 

5

Итоговый показатель (среднее значение)

 

 

Рекомендации

      Чтение наизусть некоторых текстов, считалок, сказок, загадок (на выбор воспитателя)

      Пересказ текста с опорой на иллюстрации (на выбор воспитателя)

      Игра «Опиши предмет»

      Дидактическая игра «Закончи предложение»

      Упражнение «Закончи предложение»

      Дидактическая игра «К нам пришел пожарный»

      Дидактическая игра «Расскажи об игрушке» (используя алгоритм описания)

      Инсценировка сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

      Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «Речевое развитие»

            Январь

Усвоение программного материала соответствует

      Низкому   уровню

      Среднему  уровню

      Высокому   уровню

 

Показатели

Уровень развитие

1

Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки

 

2

Имеет представления о литературных представлениях. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть

 

3

Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами

 

4

Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы

 

5

Итоговый показатель (среднее значение)

 

 

Результат

        Употребляет  в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

        Использует  в речи наиболее прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, существительные, обозначающие профессии,  глаголы, характеризующие трудовые действия.

        Умеет  определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло —темно). Употребляет существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

        правильно произносит гласных и согласных звуков, отрабатывает  произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.

        Отчетливо произносит слова и словосочетаний.

 

        Умение согласовывать слова в предложении, правильно использует предлоги в речи; образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята- лисят, медвежата -медвежат); правильно употребляет форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

 

        Участвует в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задает их.

        Умеет  рассказывать: описывать предмет, картину;  составлять  рассказ по картине, пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «Физическое развитие»

            на начало года сентябрь

Усвоение программного материала соответствует

      Низкому   уровню

      Среднему  уровню

      Высокому   уровню

 

Показатели

Уровень развитие

1

Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня

 

2

Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности

 

3

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик

 

4

Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол

 

5

Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг

 

6

Итоговый показатель (среднее значение)

 

 

Рекомендации

Беседы

      «Части тела»

      «Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?»

      «Какие полезные продукты ты знаешь?»

      «Значения физических, закаливание  упражнений  для организма человека »

      «Алгоритм одевания и раздевания во время прогулок »

      «Научим мишку складывать одежду»

 

Упражнения

      Ходьба (бег) в рассыпную

      Ходьба (бег) своего места в колонне

      Ходьба (бег) с перешагиванием через предмет

      Ходьба (бег)  по кругу

      Ходьба (бег) с изменением направления движения

      Прокатывание мяча друг другу

      Подбрасывание и ловли мяча

      Метанию в цель и на дальность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «Физическое развитие»

            на начало года сентябрь

Усвоение программного материала соответствует

      Низкому   уровню

      Среднему  уровню

      Высокому   уровню

 

Показатели

Уровень развитие

1

Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня

 

2

Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности

 

3

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик

 

4

Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол

 

5

Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг

 

6

Итоговый показатель (среднее значение)

 

 

Рекомендации

Беседы

      «Необходимые телу человека вещества и витамины»

      «Важность для здоровья гигиенических процедур

      «Важность для здоровья движений и закаливания»

      «Составляющие здорового образа жизни »

      «Алгоритм одевания и раздевания во время прогулок »

      «Научим мишку складывать одежду»

 

Упражнения

      Ходьба (бег) в рассыпную

      Ходьба (бег) своего места в колонне

      Ходьба (бег) с перешагиванием через предмет

      Ходьба (бег)  по кругу

      Ходьба (бег) с изменением направления движения

      Прокатывание мяча друг другу

      Подбрасывание и ловли мяча

      Метанию в цель и на дальность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «Физическое развитие»

            на начало года сентябрь

Усвоение программного материала соответствует

      Низкому   уровню

      Среднему  уровню

      Высокому   уровню

 

Показатели

Уровень развитие

1

Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня

 

2

Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности

 

3

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик

 

4

Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол

 

5

Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг

 

6

Итоговый показатель (среднее значение)

 

 

Результат

       Ходить  на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону (направо и налево). Ходить в колонне по одному, по двое (парами). Ходить ба по прямой, по кругу, вдоль границ зала, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходить с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук); ходьба в чередовании с бегом, прыжками, изменением направления, темпа, со сменой направляющего.

      Ходить между линиями (расстояние10-15 см), по линии, по веревке (диаметр 1,5-3 см), по доске, гимнастической скамейке, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны). Ходить по ребристой доске, ходьба и бег по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20 см,высота 30-35 см). Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой на 20-25 см от пола, через набивной мяч (поочередно через 5-6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с разными положениями рук. Кружение в обе стороны (руки на поясе).

 

      Бегать на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бегать в колонне (по одному, по двое); бег в разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бегать с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 минуты. Бегать на расстояние 40-60 м со средней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5-6 секунд; к концу года).

      Ползать на четвереньках по прямой (расстояние 10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползать на четвереньках, опираясь на стопы и ладони подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезать в обруч, перелезать через бревно, гимнастическую скамейку. Лазить по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево).

      Прыгать  на месте на двух ногах (20 прыжков 2-3 раза в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед (расстояние 2-3 м), с поворотом кругом. Прыжки: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге (на право и левой поочередно). Прыжки через линию, поочередно через 4-5 линий,

расстояние между которыми 40-50 см. Прыжки через 2-3 предмета (поочередно через каждый) высотой 5-10 см. Прыжки с высоты 20-25 см. в длину с места (не менее 70 см). Прыжки короткой скакалкой.

      Прокатывание мячей, обручей друг другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывание мяча двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствия (с расстояния 2 м). Бросать мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд). Метание предметов на дальность (не менее 3,5-6.5 м).

      Построение в колонну по одному, в шеренгу, в крут: перестроение в колонну по два, по три; равнение по ориентирам: повороты направо, налево, кругом; размыкание и смыкание.