Маршрутный лист урока по теме "М.А. Булгаков. Роман "Мастер и Маргарита"
Оценка 4.8

Маршрутный лист урока по теме "М.А. Булгаков. Роман "Мастер и Маргарита"

Оценка 4.8
Рабочие листы
docx
русская литература
23.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "М.А. Булгаков. Роман "Мастер и Маргарита"
В современном образовательном пространстве достаточно много внимания уделяется проблеме формирования мотивации современного человека учиться в течении всей жизни. Это позволяет динамично формировать все новые знания в области тех наук, которые востребованы современной личностью с точки зрения формирования мировоззрения и профессионального статуса. Использование технологии модульного обучения расширяет спектр самостоятельного познавательного процесса. Для ориентации обучающихся в потоке учебной информации своебразным ориентиром служит «Маршрутный лист урока».
МЛ М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».docx

Русская литература. 1 курс.

 Урок № ____  Дата ___________ Группа ___________

Тема: М.А. Булгаков. Роман  «Мастер и Маргарита»

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве М.А. Булгакова и о художественных особенностях романа Булгакова «Мастер и Маргарита»,  формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

Маршрутный лист заданий по русской литературе

Тема: «Художественные особенности романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

      Во время защиты  учебного проекта на уроке учитывается коллегиальность работы в группе, степень глубины раскрытия темы, форма представления (презентация, использование наглядности, качество публичной защиты, этичность в проведении дискуссии, умение взаимооценивания работы групп). Исследовательский метод опирается на следующие формы деятельности обучающихся на уроке:

1)             работа с текстом;

2)             выбор цитат;

3)             анализ художественного текста:

4)             анализ эпизода;

5)             сопоставительный анализ;

6)             выявление художественных особенностей текста.

Задание 1.

Прочитайте  внимательно текст  романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Обсудите в группе ваше литературоведческое видение произведения. Подготовьте коллективный ответ по краткой форме анализа художественного произведения.

Краткий анализ романа Мастер и Маргарита

1. История создания

 

2. Тема

 

3 Проблематика

 

4. Жанр

 

5. Идея

 

7. Система образов

 

8. Композиция

 

9. Поэтика

 

10. Мое отношение

 

1 группа – Каковы особенности темы, идеи, проблематики романа.

2 группа – Каковы особенности жанра и системы образов

3 группа – Каковы особенности композиции романа.

4 группа – Каковы особенности поэтики романа.

                                                                              Задание 2

Подготовить характеристику литературного героя. Создать презентацию и визитную карточку персонажа и подготовиться к выступлению. Время выступления 5 минут.

Визитная карточка литературного персонажа

Имя персонажа

Иешуа Га-Ноцри

Мастер

Маргарита

Понтий Пилат

Воланд

Описание (портрет, возраст, физическое состояние): 

 

 

 

 

 

Профессия, род занятий:

 

 

 

 

 

Нравственные ценности: вера, понятие свободы, убеждения, идеалы

 

 

 

 

 

Поступки:

 

 

 

 

 

 

Испытания героя:

 

 

 

 

 

 

Эволюция героя: восхождение/ низвержение

 

 

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

1 группа – «Понтий Пилат»
2 группа – «Иешуа Га-Ноцри»
3 группа – «Воланд» и его свита
4 группа – «Мастер» и «Маргарита» 


Групповая работа. 

Составление визитной карточки героя,  сообщение-характеристика персонажа от первого лица.

Выступление 1 группы – «Понтий Пилат»

 

Понтий Пилат: Я – пятый прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х – 30-гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Сын короля звездочета и красавицы Пилы. Бесстрашный воин и умный политик. Люди считают меня жестоким, в Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище. Встреча с бродячим философом Иешуа будит во мне истинную человечность.

Прокуратор встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. Так как он не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Итог – возмездие: бессмертие и признание себя трусом.
Мы слышим голос автора: «Трусость – самый страшный порок!»

Последняя фраза Мастера, которой он «отпустил» Понтия Пилата: «Свободен! Свободен!» (32 глава), не соответствует той, которой Мастер хотел закончить роман. Этими задуманными Мастером словами дважды (32 глава и эпилог) завершит повествование сам М.А. Булгаков.

Работа с художественным текстом.

Вопросы для обсуждения в группе 
- Чего боялся Понтий Пилат? 
- К чему привела внутренняя несвобода прокуратора? 
- Изменился ли Понтий Пилат после казни Иешуа Га-Ноцри?
- Каков итог произошедших событий? Понял ли свою ошибку прокуратор?
- Как заканчивается роман о прокураторе? 
- Почему автор только упоминает в эпилоге о подвое красного цвета? Случайно или это связано с внутренними изменениями героя?
          Просмотр фрагмента  из художественного фильма «Мастер и Маргарита». 

Преподаватель: Вторым эпиграфом к роману о революции «Белая гвардия» М.Булгаков взял такие слова: «И судимы были мертвые по писанному в книгах сообразно с делами своими» (Библия. Откровения Иоанна Богослова). Как вы думаете:
- Вторая глава романа «Мастер и Маргарита» занимает значительное место в произведении, именно она раскрывает истинные образы Понтия Пилата и Иешуа. Эпизод построен на диалоге Пилата и Иешуа, из которого мы узнаём о характерах и мыслях героев. Помимо этого в эпизоде затрагиваются вечные проблемы добра и зла. 
- Каким человеком предстает Иешуа перед нами? (Иешуа предстаёт перед нами как человек добродушный.)

- В чем же суть его философии? (Его философия потрясла Понтия Пилата.)
                                           

Выступление 2 группы - «Иешуа Га-Ноцри».
Иешуа: Родителей я своих не помню, отец мой был, кажется, сириец. Выступаю как носитель высшей истины – истины доброй воли, согласно которой «человек может делать добро помимо и вопреки всяких корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону». Я утверждаю, что злых людей нет на свете. А всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет никакой власти.

Я - историк, сделавшийся писателем. Я во многом автобиографический герой. Мой возраст в момент действия романа 38 лет - это в точности возраст Булгакова в мае 1929г. Историк по образованию, я работал в одном из московских музеев. Был женат, но не помню имени своей жены, жил «одиноко, не имея родных и почти не имея знакомых в Москве». Бросил жену, комнату, купил книги, снимаю подвальчик на старом Арбате и пишу роман о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Роман принес мне много горя, страданий, но и дал настоящую любовь.

 

Вопросы для обсуждения в группе

- Почему Пилат хочет спасти Иешуа?
- Почему прокуратор предаёт его казни?
- Что такое истина для бродячего философа? Найдите, пожалуйста, сцену допроса.

(глава 2) («Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти./…./ И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает./…/ Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдёт». Боль действительно прошла).
- В чем суть философии Иешуа?
1. Злых людей на свете нет.
2. Нельзя распоряжаться чужой жизнью.
3. Не будет ничьей власти над людьми.
4. Убеждает Понтия Пилата в одиночестве и отсутствии веры в людей. 
- Чем завершится история о Пилате и Иешуа в эпилоге? (Сном Иванушки, Ивана Николаевича  Понырёва).
                      Учащиеся записывают в рабочие тетради краткие выводы и обобщения.                                                                                                      Просмотр фрагмента  из художественного фильма «Мастер и Маргарита»

Работа 3-й группы – «Воланд и потусторонний мир романа «Мастер и Маргарита». 
Воланд: Я – Воланд, князь тьмы, сатана, «дух зла и повелитель теней». Воланд – одно из имен дьявола в немецком языке. Образ мой имеет обширную литературную родословную: искушающий Еву змей, дух пустыни, Мефистофель в «Фаусте» Гете, «Демон» Лермонтова, «Влюбленный дьявол» Жака Казота, черт в «Братьях Карамазовых» Достоевского, Демон Врубеля. В романе мне не дана искушающая функция, я не делаю зла, но вскрываю зло повсюду, уничтожаю то, что подлежит уничтожению. Для нечестных мошенников я – наказание, для высшей духовности и истины – благо.

 

Вопросы для обсуждения в группе

- Какова миссия Воланда в Москве и его роль в романе?
- Изменилась ли Москва после исчезновения героя?
- Какова сюжетная роль бала у сатаны и в чем его смыл?
- Воланд рассуждает о милосердии, прокомментируйте его слова (глава 24)
  Выводы и обобщения.

            Учащиеся записывают в рабочие тетради краткие выводы и обобщения

                       Группа выступает с визитной карточкой персонажа. 5 минут.  

 

                 ***Потусторонний мир романа «Мастер и Маргарита» 
            данный материал вариативно может быть представлен в ответе группы.
- Кто составлял свиту Воланда?
- С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?
- Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?
Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.
Вывод: борьба света и тьмы завершится победой света.

            Учащиеся записывают в рабочие тетради краткие выводы и обобщения

                       Группа выступает с визитной карточкой персонажа. 5 минут.  

 

Преподаватель: Примером следования нравственной чистоты, любви является в романе одна из главных героинь - Маргарита. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих». «Если кто-нибудь не нравится, … нужно полюбить его, полюбить, королева». Такой совет дает Коровьев Маргарите на балу у Волонда. Кто она – Маргарита? Представьте ее возлюбленного Мастера.

Работа 4-й группы  «Мастер» и «Маргарита».

Маргарита: Мое имя Маргарита - любовь. Я напоминаю гетевскую Маргариту, но моим прототипом также послужила жена писателя – Елена Сергеевна Шиловская. Я бросаю богатого, обеспеченного мужа ради любви к Мастеру, написавшему гениальный роман о Понтии Пилате. Продав душу дьяволу, я спасаю Мастера, и мы обретаем вечный покой.

 

-Найдите в тексте подтверждение и объяснение поступков Маргариты.
                         Сцена бала у Воланда - 23 глава. Сцена прощения Фриды - 24 глава.
- Как отразился роман на судьбе Мастера?
- Как приняли роман в обществе, редакции?
- Поменялось ли отношение Мастера к критике?
- Какова роль глаголов в сцене сожжения рукописи?
- Мастер обрел «покой», а не «свет», когда это произошло и почему?
- Что об этом говорит Левий Матвей о «покое» и «свете»?
- Будет ли «покой», дарованный Мастеру, наградой?
- Проведите параллели между историей Мастера и Булгаковым.

 

Вывод и обобщения.
Писатель утверждает, что благополучный исход есть великая тайна жизни, несмотря на все недостатки человечества. Милосердие, любовь к людям – это одна из главных тем романа Мастера и Булгакова. 

 

Учащиеся записывают в рабочие тетради краткие выводы и обобщения

                       Группа выступает с визитной карточкой персонажа. 5 минут.  

 

Задание 3. Афоризмы.

Прочитайте  внимательно текст  романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Определите, кому принадлежат эти цитаты из романа?

в конвертах нарезана лапша из цитат персонажей, нужно выбрать цитаты одного литературного героя


…Вздор! Лет через триста это пройдет. [Воланд] 


…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут! [Воланд] 


…но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? - Сам человек и управляет [Воланд]


…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? [Воланд]


Всё будет правильно — на этом построен мир [Воланд]


Всякая власть есть насилие над людьми.  [Иешуа]


Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! [Воланд]


Каждому воздастся по его вере. [Воланд] 


Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.  [Воланд]


Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! так поражает молния, так поражает финский нож! [Мастер]


Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… [Воланд]


Нет, погодите... Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви! [Маргарита]


Никогда и ничего не просите  Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут! [Воланд]


Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. [Воланд]


Он не заслужил света, он заслужил покой [Левий]


Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. [Мастер]


Правду говорить легко и приятно.  [Иешуа Га-Ноцри]


Рукописи не горят. [Маргарита]


Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит  [Воланд]


Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла? [Воланд] 


Я чувствую, как кто-то отпускает меня на свободу [Мастер]


Язык может скрывать истину, а глаза никогда. Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы. [Булгаков]


 

 

Задание 4. Перекрестная дискуссия

Заполните левую и правую колонки таблицы. Запишите 5 аргумантов за или против  дискуссионного вопроса темы. Обменяйтесь мнениями с однокурсниками в группе, используя и их аргументы для заполнени я таблицы. Когда аргументы иссякнут, сделайте итоговый вывод в группе и запишите его под таблицей.

Аргументы за

Тезис

Дискуссионный вопрос

Аргументы против

1.

 

В романе Булгакова Мастер и Маргарита побеждает добро или зло? Вера или безверие?

Свобода или несвобода?

1.

2.

 

2.

3.

 

3.

Вывод:

Студенты делают итоговый вывод и записывают его под таблицей в тетради.

 Каждая группа зачитывает свой результат.  

Время представления групповой работы: 5 минут.

 

Приглашаем к доске первую группу  для выступления со своим учебным проектом. Затем проводим взаимооценку в рейтинговых листах (рецензия на ответ).

Выводы

О чем же закатный роман самого Михаила Афанасьевича Булгакова?

Воланд и его компания, помогают людям разных эпох встретиться и понять друг друга и самих себя. А роман Михаила Афанасьевича помогает нам заглянуть в самих себя.

Булгаков дает разные варианты ответа. Абсолютное зло, оказавшееся бессильным в борьбе с бессмертными пороками. Абсолютное добро, способное существовать только в идеальном, но безжизненном царстве света.

Истина, считает Булгаков, − нерасторжимое единство добра и зла в мире, в душе человека. Жизнь − борьба противоположных, взаимоисключающих начал. Вместе сходятся день и ночь, свет и тьма, добро и зло. В этом мире существуют и верность, и предательство, и подлость и любовь. Действительно, истины на все времена, на все случаи жизни не существует. Каждый постигает ее в той степени, в какой развито его нравственное чувство. Действительно, «Дорога к храму истины проходит через нашу собственную душу».


3.2 Этап закрепления новых знаний, умений и навыков - 10 мин.

Интерактивное тестирование.

 

4.Рефлексивно-оценочный этап -10 мин

Какой бы знак препинания вы поставите в конце этого высказывания?

«Путь к искоренению зла в себе не найден. Душа наша застряла между жаждой высокой духовности и соблазнами низкой материальности. В мире много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить этот мир? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к храму истины, проходит через нашу собственную душу» (Журнал «Новый мир», 1987, №2.)?!...

Звучит видеоклип  песни А. Розенбаума «Мастер и Маргарита».

Преподаватель просит группы наклеить стикеры на цветной лист со стихотворением, где нужно написать свое читательское впечатление о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Какие уроки нравственности Булгакова сегодня вы взяли для себя? Что такое истина?

Спикеры групп прикрепляют свои листы рефлексии на «Реку жизни»

5. Заключительный этап занятия - 5 мин.

5.1 Подведение итогов занятия - 3 мин

 

Деятельность  преподавателя

Действия обучающихся

Подводим итог занятия. Преподаватель собирает рейтинговые листы оценки групп, комментирует полученные оценки, поощряет наиболее активных обучающихся, дает общую оценку подготовленности каждой группы.

 

Оценивают полученные  результаты изучения данной темы соотнося цели  урока и выводы.

 

5.2 Информация о домашнем задании – 2 мин

 

Деятельность  преподавателя

Действия обучающихся

Сообщает домашнее задание, предлагает список учебной, справочной литературы с указанием автора. Написать домашнее сочинение по творчеству М.А. Булгакова.

Отмечают в тетрадях домашнее задание, комментируют информацию в «Маршрутном листе».

 

Домашнее задание:  домашнее подготовить черновик сочинения по творчеству М.А. Булгакова.

                                                         

Темы домашних сочинений

1.                  Добро и зло в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита.

2.                  Тема ответственности в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита.

3.                  Что такое истина по роману М.А. Булгакова Мастер и Маргарита.

 

                                      Список учебной литературы

1.       Учебник  «Русская  литература ХХ века: Писатель и эпоха. 11 класс». Сост. В.В.Бадиков и др.. 2015 г.

2.       Энциклопедия «Русская литература. 20 век».

3.       Художественные произведения М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Любое издание.

4.       Булгаковская энциклопедия. Любое издание.

5.       Соколов Б.В. Роман Булгакова Мастер и Маргарита. Очерки творческой истории. Москва, Наука, 2001 г.

6.       Лескис Г., Атарова К. Путеводитель по роману М. Булгакова Мастер и Маргарита. Москва, Радуга, 2007 г.

7.       Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.: Флинта, 2002.

8.       Различные Интернет-ресурсы.

9.       В.В. Агеносов и др. Русские писатели. ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник. – Москва, издательство «Дрофа», 2003 г.

10.   Русские писатели ХIХ и ХХ веков. Практические материалы для подготовки к сочинениям, экзаменам/В.Д. Серафимова.- М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008.

 


 

Русская литература. 1 курс.

Русская литература. 1 курс.

Поступки:

Поступки:

В чем же суть его философии? (Его философия потрясла

В чем же суть его философии? (Его философия потрясла

Потусторонний мир романа «Мастер и

Потусторонний мир романа «Мастер и

Сам человек и управляет [Воланд] …что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли…

Сам человек и управляет [Воланд] …что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли…

Заполните левую и правую колонки таблицы

Заполните левую и правую колонки таблицы

Подводим итог занятия. Преподаватель собирает рейтинговые листы оценки групп, комментирует полученные оценки, поощряет наиболее активных обучающихся, дает общую оценку подготовленности каждой группы

Подводим итог занятия. Преподаватель собирает рейтинговые листы оценки групп, комментирует полученные оценки, поощряет наиболее активных обучающихся, дает общую оценку подготовленности каждой группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020