Интегрированный урок по математике и географии в 6 классе на тему:
«Масштаб.»
Акопян М. В., учитель географии, Иванова И. А., учитель математики МБОУЛ
«ВУВК им А. П. Киселёва»
Цели урока:
Способствовать формированию понятия «масштаб»
Способствовать воспитанию нравственному, патриотическому на основе примеров из
жизни ученых географов;
Способствовать развитию умения работать с картами, топографическими планами и
развитию умения их составлять по описанию.
Оборудование: ИКТ, атлас, линейки, карандаши, топографические карты.
Тип урока: по математике изучение нового материала, по географии – урокпрактикум.
Учитель математики: Мы рады вас приветствовать на интегрированном уроке
математики и географии.
Эпиграф нашего урока
Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники,
ни того, как ученые изучают природные и социальные явления.
Колмогоров А.Н.
Учитель географии: Перед вами высказывание русского географа. Как вы думаете, какой смысл
вложил ученый в данную фразу? Если учесть, что альфа и омега первая и последняя буквы
греческого алфавита? (Дети высказывают мнения).
История картографии насчитывает более 2000 лет. О первой географической карте нам расскажет
ее автор.
(слайд карта Анаксимандра)
Анаксимандр: Да, я тот самый Анаксимандр, родился в 610 г., умер в 547 г. до вашей эры. Жил я в
Древней Греции, занимался математикой и философией. Первое философское сочинение на
греческом языке «О природе» было написано мной. Я представлял себе Землю в виде цилиндра,
окруженного небесной сферой. Я составил первую карту Земли и первую географическую карту
Греции. Я изобразил Землю в форме плоского круга, окруженного водой.
Учитель географии: Следующим древнегреческим ученым, который представит свою карту, будет
Эратосфен.
(слайд карта Эратосфена)
Эратосфен: Эратосфен Киренский приветствует своих благодарных слушателей. Я жил позднее,
чем мой собрат по науке Анаксимандр. Родился в 276 г. тоже в Греции и прожил 82 года. Я
написал книгу Географика, впервые применив термины «география», «широта», «долгота».
Книга состояла из трех частей, в первой была изложена история географии; во второй описаны
форма и величина Земли, границы суши и океанов, климаты Земли; в третьей проведено деление
суши на сфрагеды прообразы природных зон. И была составлена карта населенной части Земли. Прошу полюбоваться на нее.
Эратосфен: Прошу прощения, но вашей страны я не изобразил. Повторюсь еще раз я изобразил
только известные страны и земли.
(слайд страницы КБЧ)
Современный географ: первой картой России считают «Большой Чертеж», который был
составлен в 1600 году. До наших дней он не сохранился. Но имеется «Книга Большому
Чертежу». Перед вами страница данной книги, где описывается территория Воронежской
области.
Путь к современным картам был долгим и трудным. «Ни одной науке не обходились так
дорого знания, как географии. Почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью».
Эти слова принадлежат бесстрашному исследователю Арктики Георгию Яковлевичу Седову,
погибшему на пути к Северному полюсу.
Поэтому, чтобы избежать человеческий жертв, язык карты должен быть точным. Карты
необходимо чертить так, чтобы длине каждой линии на карте соответствовало вполне определенное
расстояние на земле.
Учитель математики: Чтобы составить план или карту, необходимо проводить
точные измерения расстояний между географическими объектами, а чтобы их нанести на
географическую карту их надо уменьшить в определенное число раз
Отношение длины отрезка на карте к длине
соответствующего отрезка
на местности называется
масштабом.
* Тема нашего урока масштаб
Задача 1.
Длина отрезка на карте 3см. Найти длину соответствующего отрезка на
карте, если масштаб карты 1:1000000.
Задача 2.
Определите длину школьного сада по плану, если на плане его длина 4
см, а масштаб плана 1см10м.
(слайд топографический план из атласа 6 кл.)
Задача 3. ( по вариантам, используя топографический план)
Вар.1 Найдите расстояние от дома лесника до родника.
Вар2. Найти расстояние от родника до мельницы.
(слайд виды масштабов)
Учитель географии: Какой вид масштаба показан, что он нам показывает?
Теперь вы уже многое знаете о масштабах, картах, топографических планах, я предлагаю
совершить путешествие в страну Масштабию.
На первом этапе каждая группа составит топографический план по
описанию.
(учитель раздает задание на карточках, слайд с заданиями)
Проверка задания. Учитель географии: обратите внимание,
(слайд плана по описанию)
из ваших отдельных планов получается план единой территории – страны Масштабия.
Второй этап путешествия – задача «Найди сокровище» (на основе плана,
который составили учащиеся, на быстроту решения.)
Третий этап путешествия – «Блиц – турнир» учитель математики и географии задают
вопросы по очереди.
Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба
1:35 000 000 изображен в виде квадрата со стороной 1см (122500 кв. км)
Определите масштаб плана, если дорога длиной 5км на нем имеет длину 20см (в 1см
250м)
Чему будет равен отрезок на карте масштабом 1:1000 000, если на местности он
равен 34км (3,4см.)
Подведение итогов.
Масштаб
Масштаб
Масштаб
Масштаб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.