МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Конспект мастер- класса
на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий при развитии речи в коррекционно-воспитательном процессе»
Составитель:
Дементьева Н.С.,
воспитатель
с.Серафимовский, 18,06,2021
Мастер – класс для воспитателей по теме:
«Применение здоровьесберегающих технологий при развитии речи детей в коррекционно-воспитательном процессе »
Аудитория и участники:
Педагоги, работающие с детьми с ИН и ТМНР.
Целью мастер – класса является ознакомление с применением здоровьесберегающих технологий при развитии речи детей в коррекционно-воспитательном процессе, распространение профессионального опыта по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помощь воспитателям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу в использовании методов и форм данной технологии в развитии детей с ИН и ТМНР на занятиях.
Конкретная задача мастер-класса – познакомить педагогов с применением здоровьесберегающих технологий при развитии речи детей в коррекционно- воспитательном процессе в психокоррекционной работе с детьми с ИН И ТМНР.
Общие задачи мастер-класса:
● создание условий для профессионального общения по вопросу обучения и развития детей с ИН и ТМНР;
● дать понятие здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ИН и ТМНР;
● познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие
● показать практические варианты здоровьесберегающих технологий при развитии речи детей с ИН и ТМНР;
· поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
● апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по применению технологий в коррекционно- воспитательном процессе.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Материалы: крупы- гречка, рис, горох, фасоль, пшено, су-джок материалы- шарики, кольца, колючие мячики
Основные этапы мастер-класса:
1. Постановка педагогической проблемы. Введение в тематику мастер-класса.
2. Основная часть. Здоровьесберегающих технологий при развитии речи детей в коррекционно-воспитательном процессе
3. Практическая работа.
4. Рефлексия.
Ход мероприятия:
1.Приветствие педагогов. Объявление темы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш мастер-класс.
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да)
Деток вы любите? (да или нет)
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь?
Я вам понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам?
Дайте мне тогда ответ,
Помочь откажетесь мне?
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете?
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий при развитии речи в коррекционно- воспитательном процессе .
2. Актуальность темы.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее развитие.
Свой МК хочется начать с притчи:
Шёл человек по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звёзды. Казалось, на песке - миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян ими на много километров.
-Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? - спросил человек, подходя ближе.
Мальчик посмотрел на человека, промолчал в ответ, не прекращал своего занятия.
- Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими, не ужели ты все будешь бросать в море , ведь твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил её в море. Потом ещё одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасённой души.
И тогда мальчик воскликнул, посмотрите, мы спасли все звездочки, сделали их счастливыми!!!
Детский дом– это одна большая семья, и в нашей многодетной семье много разных детей, в том числе и есть плохо говорящие дети. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит на формировании личности в целом. Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с тяжелыми речевыми дефектами, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше. Поэтому, нам, педагогам, в чьих руках находиться детство, очень важно сделать нашу большую семью счастливой.
Очень важно отметить, что в коррекционной работе с такими детьми по устранению речевых нарушений, педагоги пользуются не какой – то одной универсальной и чудодейственной технологией, а комплексной системой, направленной в первую очередь на сохранение здоровья ребенка, на коррекцию речевого нарушения и на личностное развитие. Преодоление этих нарушений с такими детьми возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов работы.
3. Здоровьесберегающие технологии при развитии речи детей в коррекционно-воспитательном процессе.
В своей работе мы активно используем как традиционные, так и нетрадиционные методы:
-артикуляционная гимнастика,
-пальчиковая гимнастика,
-су-джок терапия,
-дыхательная гимнастика,
-биоэнергопластика.
Несомненно, что все перечисленные методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит :
-улучшение внимания, памяти, мышления,
-повышение способности к произвольному контролю,
-улучшение общего эмоционального состояния,
-повышение работоспособности, уверенности в себе,
-стимулируются двигательные функции,
-снижает утомляемость,
-улучшаются пространственные представления,
-развивается дыхательный и артикуляционный аппарат,
-стимулируется речевая функция,
-улучшается соматическое состояние.
Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического, речевого и социального благополучия детей.
В практической деятельности выделяется 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:
1.Технология сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная, расслабляющая.
2.Технология обучения здоровому образу жизни: проблемно – игровые(игротерапия, игротренинги), коммуникативные игры, массаж, точечный массаж.
3.Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технология коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, су – джок терапия.
Остановимся лишь на нескольких приёмах здоровьесберегающих технологий, которые я использую в работе, и которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:
-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость),
-улучшить подвижность артикуляционных органов,
-укрепить мышечную систему языка, губ и щёк,
-уменьшить напряженность артикуляционных органов.
Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.
(артикуляционная гимнастика под музыку)
Су – Джок терапия.
Су-джок терапия –это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су-кисть, джок-стопа. Су-Джок –терапия оказывается воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок», он будет в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, а вы повторяйте за мной:
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек
По ладошки бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда, мне щекотно, да,да,да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём падушечками пальцев)
Педагог: Хорошо! Молодцы.
Одной из форм оздоровительной работы является пальчиковая гимнастика. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различный упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, что способствует развитию внимания, памяти , мышления, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
ПАУЧОК
Паучок
ходил по ветке, |
Руки
скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по
плечу другой руки. |
Червячки
Раз,
два, три, четыре, пять, |
Ладони
лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь
(движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами
(остальные пальцы поджаты к ладони). |
(упражнение 2 раза повторяется)
А сейчас я предлагаю сделать самомассаж, который будем с Вами выполнять под музыку, смотрите на мои действия и повторяйте за мной. Упражнения называется «У жирафа пятнышки…»
“Рука является вышедшим наружу головным мозгом” И. Кант
Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, они расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Педагог: Сейчас я приглашаю желающего (гречка, фасоль, рис, манка, горох). Перед Вами крупы, Ваша задача угадать с закрытыми глазами, что у Вас за крупа..
Следующая технологию, которую Вы так же можете применить в своей работе, это Биоэнергопластика.
Биоэнергопластика являетя новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био-человек, энергия-сила, пластика-движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата , что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение. При этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергоплатики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
«Дятел»
Тук-тук-тук
Тук-тук-тук
Раздается чей то звук
(на первую строчку –постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую-наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, отчетливо произнося звук Д-Д-Д-д-Д-д)
Это дятел на сосне
(соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять , пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося д-д-д-д-д-д-д)
Долбит клювом по коре
Педагог: А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились? На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движением рук.
Для детей с тяжелыми речевыми дефектами, так же не обходима , гимнастике для глаз. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Упражнения проводятся спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Проведём, друзья, сейчас упражнения для глаз.
Мы снежинку увидали. – со снежинкою играли.
(Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели, и мы вправо посмотрели
(отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)
Во снежинки полетели, глазки влево посмотрели.
(отвести влево)
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал…
(поднимать снежинки вверх и опускать вниз)
Все на землю улеглись.
(покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).
Большие возможности в здоровьесбережение детей предоставляет дыхательная гимнастика. Александра Николаевна Стрельникова утверждала, что люди плохо дышат , говорят, кричат и поют, потому что часто болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому -и болезнь сама отступит». Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приемам дыхательной гимнастики.
(кораблики, дудочки, вату с носу сдуть.)
Упр. «Часики»
Часики вперед идут,
За собою нас ведут
(и.п. стоя, ноги слегка расставить)
1-взмах руками вперед «тик» (вдох)
2 взмах руками назад «так» (выдох)
Упр.«Петушок»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг,
(встать прямо ноги слегка расставить, руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам, выдыхая произнося ку-ка-ре-ку)
Игра «Маски» - для плохо говорящих детей также важна мимическая гимнастика, которая способствует развитию артикуляционной гимнастики)
Я Вам сейчас буду показывать картинки с эмоциями, а Вы постараетесь передать друг другу данную эмоцию.
Десять «золотых» правил здоровьесбережения
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной наружу! деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
3, Итог мастер-класса:
Педагог: Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приемов для развития речи детей. Данные приемы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность , улучшается качество образовательного процесса.
4.Рефлексия
И в завершении мастер-класса я предлагаю вам помедитировать (под спокойную музыку).
Давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит тук-тук-тук. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам и ногам. Его столько, что оно уже не вмещается в нас. Давайте улыбнемся и подарим друг другу немного света и теплого своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку-то, что получили на мастер классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!!
Рефлексия: «Капелька» Всем присутствующим предлагают прикрепить магнитом на магнитную доску силуэт грустной капельки (если мастер-класс был неинтересен), веселой капельки (если мастер-класс был интересен и информативен)
А мне остается только поблагодарить вас за внимание. Будьте здоровы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.