Масте-класс для педагогов «Применение здоровьесберегающих технологий при развитии речи в коррекционно-воспитательном процессе»
Оценка 4.7

Масте-класс для педагогов «Применение здоровьесберегающих технологий при развитии речи в коррекционно-воспитательном процессе»

Оценка 4.7
docx
09.09.2021
Масте-класс для педагогов «Применение здоровьесберегающих технологий при развитии речи в коррекционно-воспитательном процессе»
Конспект МК здоровьесберегающие технологии.docx

МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

Конспект мастер- класса

на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий при развитии речи в коррекционно-воспитательном процессе»

 

 

 

 

 

Составитель:

Дементьева Н.С.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Серафимовский, 18,06,2021

Мастер – класс для воспитателей по теме:

«Применение здоровьесберегающих технологий при развитии речи детей  в коррекционно-воспитательном процессе » 

Аудитория и участники:

Педагоги, работающие с детьми с ИН и ТМНР.

 

Целью мастер – класса является ознакомление с применением здоровьесберегающих технологий при развитии речи детей в коррекционно-воспитательном процессе, распространение профессионального опыта по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помощь воспитателям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу в использовании методов и форм данной технологии в развитии  детей с ИН и ТМНР  на занятиях.

 

Конкретная задача мастер-класса – познакомить педагогов с применением здоровьесберегающих технологий при развитии речи детей в коррекционно- воспитательном процессе в психокоррекционной работе с детьми с ИН И ТМНР.

 

Общие задачи мастер-класса:

создание условий для профессионального общения по вопросу обучения и развития детей с ИН и ТМНР;

дать понятие здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ИН и ТМНР;   

познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие

показать практические варианты здоровьесберегающих технологий при развитии речи детей с ИН и ТМНР;  

· поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по применению технологий в коррекционно- воспитательном процессе.

 

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

 

Материалы: крупы- гречка, рис, горох, фасоль, пшено, су-джок материалы- шарики, кольца, колючие мячики   

 

Основные этапы мастер-класса:

1.   Постановка педагогической проблемы. Введение в тематику мастер-класса.

2.   Основная часть. Здоровьесберегающих технологий при развитии речи детей  в коррекционно-воспитательном процессе   

3.   Практическая работа.

4.   Рефлексия.

 

Ход мероприятия:

 

 1.Приветствие педагогов. Объявление темы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш мастер-класс.

 

                 Крикните громко и хором, друзья,

                 Помочь откажетесь мне? (нет или да)

                 Деток вы любите? (да или нет)

                 Пришли вы на мастер-класс,

                 Сил совсем нет,

                 Вам лекции хочется слушать здесь?

                 Я вам понимаю…..

                 Как быть господа?

                 Проблемы детей решать нужно нам?

                 Дайте мне тогда ответ,

                 Помочь откажетесь мне?

                 Последнее спрошу у вас я:

                 Активными все будете?

Итак, с прекрасным настроением  и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Применение  здоровьесберегающих технологий при развитии речи в коррекционно- воспитательном процессе .

 

  2. Актуальность темы.

 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее развитие.

Свой МК хочется начать с притчи:

Шёл человек по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звёзды. Казалось, на песке - миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян ими на много километров.

-Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Мальчик посмотрел на человека,  промолчал в ответ, не прекращал своего занятия.

 - Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими, не ужели ты все будешь бросать в море , ведь твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил её в море. Потом ещё одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасённой души.

И тогда мальчик воскликнул, посмотрите, мы спасли все звездочки, сделали их счастливыми!!!

Детский дом– это одна большая семья, и в нашей многодетной семье много разных детей, в том числе и есть плохо говорящие дети. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными;  затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит на формировании личности в целом.  Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с тяжелыми речевыми дефектами, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше.  Поэтому, нам, педагогам, в чьих руках находиться детство, очень важно сделать нашу большую семью счастливой.

Очень важно отметить, что в коррекционной  работе с такими детьми по устранению речевых нарушений,    педагоги пользуются не какой – то одной универсальной и чудодейственной технологией, а комплексной системой, направленной в первую очередь на сохранение здоровья ребенка, на коррекцию речевого нарушения и на личностное развитие. Преодоление этих нарушений с такими детьми  возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов работы.

3. Здоровьесберегающие технологии при развитии речи детей  в коррекционно-воспитательном процессе. 

В своей работе  мы активно используем как традиционные, так и нетрадиционные методы:

-артикуляционная гимнастика,

-пальчиковая гимнастика,

-су-джок терапия,

-дыхательная гимнастика,

-биоэнергопластика.

Несомненно, что все перечисленные методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит :

-улучшение внимания, памяти, мышления,

-повышение способности к произвольному контролю,

-улучшение общего эмоционального состояния,

-повышение работоспособности, уверенности в себе,

-стимулируются двигательные функции,

-снижает утомляемость,

-улучшаются пространственные представления,

-развивается дыхательный и артикуляционный аппарат,

-стимулируется речевая функция,

-улучшается соматическое состояние.

          Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического, речевого и социального благополучия детей.

В практической деятельности выделяется 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

1.Технология сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная, расслабляющая.

2.Технология обучения здоровому образу жизни: проблемно – игровые(игротерапия, игротренинги), коммуникативные игры, массаж, точечный массаж.

3.Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технология коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, су – джок терапия.

Остановимся лишь на нескольких приёмах здоровьесберегающих технологий, которые я использую в работе, и которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость),

-улучшить подвижность артикуляционных органов,

-укрепить мышечную систему языка, губ и щёк,

-уменьшить напряженность артикуляционных органов.

Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.

(артикуляционная гимнастика под музыку)

 

Су – Джок терапия.

Су-джок терапия –это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су-кисть, джок-стопа. Су-Джок –терапия оказывается воздействие на  биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок», он будет в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, а вы повторяйте за мной:

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошки бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

            Мне по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

            Бегает туда, сюда, мне щекотно, да,да,да.

(движения по пальцам)

            Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём падушечками пальцев)

 Педагог: Хорошо!  Молодцы.

Одной  из форм оздоровительной работы является пальчиковая гимнастика. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различный упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, что способствует развитию внимания, памяти , мышления, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

                              ПАУЧОК 

Паучок ходил по ветке, 

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, 

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.

                               Червячки

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: "Вот и обед!"

Глядь - а червячков уж нет!

 

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). 

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. 

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди

(упражнение 2 раза повторяется)

А сейчас я предлагаю  сделать самомассаж, который будем с Вами выполнять под музыку, смотрите на мои действия и повторяйте за мной. Упражнения называется «У жирафа пятнышки…»

“Рука является вышедшим наружу головным мозгом” И. Кант

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

      Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?  Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, они расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

 Педагог: Сейчас я приглашаю желающего (гречка, фасоль, рис, манка, горох). Перед Вами крупы, Ваша задача угадать с закрытыми глазами, что у Вас за крупа..

Следующая технологию, которую Вы так же можете применить в своей работе, это Биоэнергопластика.

Биоэнергопластика являетя новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био-человек, энергия-сила, пластика-движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата , что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение. При этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергоплатики. Сначала  я вам покажу, а затем выполним вместе.

            «Дятел»

Тук-тук-тук

Тук-тук-тук

Раздается чей то звук

(на первую строчку –постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую-наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, отчетливо произнося звук Д-Д-Д-д-Д-д)

Это дятел на сосне

(соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять , пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося д-д-д-д-д-д-д)

Долбит клювом по коре

 Педагог: А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились? На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата  с движением рук.

   Для детей с тяжелыми речевыми дефектами, так же не обходима , гимнастике  для глаз. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Упражнения проводятся спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

            Проведём, друзья, сейчас упражнения для глаз.

            Мы снежинку увидали. – со снежинкою играли.

(Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

            Снежинки вправо полетели, и мы вправо посмотрели

(отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)

            Во снежинки полетели, глазки влево посмотрели.

(отвести влево)

            Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал…

(поднимать снежинки вверх и опускать вниз)

            Все на землю улеглись.

(покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).

Большие возможности в здоровьесбережение детей предоставляет дыхательная гимнастика. Александра Николаевна Стрельникова утверждала, что люди плохо дышат , говорят, кричат и поют, потому что часто болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому -и болезнь сама отступит». Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приемам дыхательной гимнастики.

(кораблики, дудочки, вату с носу сдуть.)

Упр. «Часики»

Часики вперед идут,

За собою нас ведут

(и.п. стоя, ноги слегка расставить)

1-взмах руками вперед «тик» (вдох)

2 взмах руками назад «так» (выдох)

Упр.«Петушок»

Крыльями взмахнул петух,

 Всех нас разбудил он вдруг,

(встать прямо ноги слегка расставить, руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам, выдыхая произнося ку-ка-ре-ку)

Игра  «Маски» - для плохо говорящих детей также важна мимическая гимнастика, которая способствует развитию артикуляционной гимнастики)

 Я Вам сейчас буду показывать картинки с эмоциями, а Вы постараетесь передать друг другу данную эмоцию.

Десять «золотых» правил здоровьесбережения

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему 

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной  наружу! деятельностью!

 7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления  своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше  положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

 

 

3, Итог мастер-класса:

 Педагог: Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приемов для развития речи детей. Данные приемы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается  работоспособность , улучшается качество образовательного процесса.

4.Рефлексия

И в завершении мастер-класса я предлагаю вам помедитировать (под спокойную музыку).

Давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит тук-тук-тук. А теперь представьте, что  у вас в груди вместо сердца  кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам и ногам. Его столько,  что оно уже не вмещается в нас. Давайте улыбнемся  и подарим друг другу немного света и теплого своего сердца.

 А сейчас мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку-то, что получили на мастер классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!!

Рефлексия: «Капелька» Всем присутствующим предлагают прикрепить магнитом на магнитную доску силуэт грустной капельки (если мастер-класс был неинтересен), веселой капельки (если мастер-класс был интересен и информативен)

А мне остается только поблагодарить вас за внимание. Будьте здоровы.

 


 

МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий при развитии речи детей в коррекционно-воспитательном процессе »

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий при развитии речи детей в коррекционно-воспитательном процессе »

Основные этапы мастер-класса: 1

Основные этапы мастер-класса: 1

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей

Преодоление этих нарушений с такими детьми возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов работы

Преодоление этих нарушений с такими детьми возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов работы

Технология обучения здоровому образу жизни: проблемно – игровые(игротерапия, игротренинги), коммуникативные игры, массаж, точечный массаж

Технология обучения здоровому образу жизни: проблемно – игровые(игротерапия, игротренинги), коммуникативные игры, массаж, точечный массаж

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём падушечками пальцев)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём падушечками пальцев)

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять,

Биоэнергопластика являетя новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био-человек, энергия-сила, пластика-движение

Биоэнергопластика являетя новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био-человек, энергия-сила, пластика-движение

Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5

Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2021