«Формальное образование поможет
Вам выжить. Самообразование приведёт вас к успеху».
Джим Рон Мастер – класс
«Моделирование плана самообразования»
Цель: передать опыт работы по проблеме самообразования учителей слушателям путем прямого и комментированного показа.
Имитационная игра.
Мастер: Уважаемые коллеги, вам предстоит восстановить алгоритм работы по самообразованию. Для каждой группы разрезаны этапы работы над проблемой самообразования, распределите их по порядку. (Приложение1)
1. Выбор направления и темы самообразования.
2.Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Составление плана самообразования.
5. Определение результата самообразования.
6. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Конечно, данный алгоритм не является идеальным и не может быть признан как единственно правильный. Возможно вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но я постаралась выделить главное, основное, значимое в работе по самообразованию. Самое главное на мой взгляд это помочь каждому учителю составить поэтапный творческий план самообразования, вовремя проконтролировать выполнение его этапов, организовать отчётные работы.
Итак, вы абсолютно правильно справились с поставленной задачей, а сейчас вам предстоит составить план-схему самообразования, используя данный алгоритм.
1. Тему самообразования следует выбирать исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы. Допустим, методическая тема школы звучит так: «Повышение эффективности работы педагогического коллектива как залог продвижения к качественному образованию».
-Помощники, Вам на выбор предлагаются несколько тем для самообразования, выберите наиболее соответствующую, интересную, актуальную тему. (Приложение 2)
2.Цель самообразования следует формулировать так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования. Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
- Выберите из предложенных целей и задач, те которые наиболее подходят вашей теме.
Целями самообразования могут быть:
– повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
– изучение и внедрение новых педагогических технологий;
– изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
– совершенствование своих знаний в области педагогической психологии и др.
3.Рассмотрим основные источники для занятий самообразованием. -Уважаемые коллеги, заполните блок-схему «Источники самообразования».
Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности. В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применять приобретённые знания на практике.
4. На основании выбранной темы, цели и задач учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Итак, мы подошли к составлению плана по самообразованию. В плане указываются: название темы; цели; задачи; но мы должны ещё учитывать, что существуют и этапы работы.
Коллеги, вам предстоит поработать с матрицей и восстановить этапы работы по самообразованию.
Выделяют 5 этапов: установочный (диагностический), обучающий (прогностический), практический, этап теоретического осмысления и обобщения накопленных фактов, итогово-контрольный (внедренческий). На каждом этапе работы важна консультативная помощь администрации школы, коррекция и своевременное изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного. От их работы зависит не только пропаганда и внедрение научных знаний в практику работы педагогического коллектива, но и такая организация, при которой объединяющим началом становиться творческий замысел.
Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.
Этапы работы:
1 этап
установочный (диагностический) |
2 этап
обучающий |
3 этап
практический |
4 этап теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов |
5 этап
итоговоконтрольный |
создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научнометодической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
|
ознакомлен ие с психологопедагогичес кой и методическо й литературой по выбранной проблеме образования .
|
накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы |
Организация коллективного обсуждения прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.
|
подведение итогов своей самостоятельной работы, обобщение опыта, оформление результатов. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе. |
5. На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав намеченный алгоритм, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста, соответствующий определённому этапу.
Для составления плана можно предложить педагогам следующие направления деятельности:
1.Профессиональное.
2.Методическое.
3.Психолого-педагогическое.
4.Историческое.
5.Политическое.
6.Охрана здоровья.
Вам предстоит заполнить матрицу плана самообразования. Мы остановимся на 2-х направлениях: профессиональном и методическом. (Приложение 3)
Задание 1группе – предположите, что вы молодой специалист, и находитесь на первом установочном (диагностическом ) этапе.
Задание 2 группе - Предположите, что вы удачно прошли все этапы работы по самообразованию и находитесь на завершающей стадии, т.е. на итогово – контрольном этапе.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной
деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии. и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
6. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
А что, по вашему мнению, может быть результатом работы по самообразованию?
Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
– повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
– разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
– разработка новых форм, методов и приемов обучения;
– доклады, выступления;
– разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
– разработка пакета тестового материала в электронном виде;
– разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
– создание главы или страницы электронного учебника;
– разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
– создание комплектов педагогических разработок;
– разработка модели образовательного процесса;
– проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
7. Этап «Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета».
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Главное, чтобы педагог научился систематизировать и обобщать накопленный опыт, чтобы самообразовательная потребность стала основой его личностной характеристики.
Формами отчетных работ могут быть:
– обобщение опыта;
– доклад;
– сбор и анализ отчетной документации;
– презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Очень важно предоставлять подготовленные материалы на научнопрактических конференциях, семинарах, педагогических чтениях и фестивалях. Эффективно показать результаты педагогического творчеств путём размещения материалов в сети Интернет.
IV. Моделирование.
Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Умело организованная методическая работа делает процесс самообразования учителя перспективным, целесообразным и творческим! Уважаемые коллеги, я познакомила вас с одним из вариантов составления плана самообразования, который позволит учителю творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом. Попробуйте смоделировать, сможете ли вы организовать работу по самообразованию в своей школе по данному алгоритму?
V. Рефлексия. (1 мин)
-Для подведения итогов совместной работы я прошу вас высказать собственное мнение.
|
«Я» как чувствовал себя в процессе мастер-класса, было ли комфортно, интересно, доволен ли своей работой, приобрёл ли новые знания, опыт
|
|
«МЫ» каков результат совместной работы, эффективно ли сработала группа
|
|
«ДЕЛО» имеет ли проделанная работа положительный результат, достигла ли конкретных целей, участники получили определённые знания и умения
|
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А.Дистервег ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Выбор направления и темы самообразования.
|
Формулирование цели и задач самообразования.
|
Определение круга источников информации.
|
Составление плана самообразования.
|
Определение результата самообразования.
|
Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ2 Тема: Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе.
Цель: Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в начальных классах.
Задачи: – изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в начальных классах;
– пройти курсы повышения квалификации;
– посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в начальных классах;
– принять участие в работе сообщества «ИКТ и начальная школа» на портале «Сеть творческих учителей»;
– посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
– провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
– разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;
– апробировать данный комплект на практике.
Тема: Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода.
Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников.
Задачи:
-обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов
занятий;
-повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
-совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
-разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов,
-сосредоточение основных усилий на создание научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.
Тема: Разработка и внедрение углубленной программы по математике в профильных классах.
Цель : Разработка и освоение содержания и организации деятельности в профильных классах углубленного изучения математики. Задачи:
• продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики;
• разработать и внедрить в практику программы по предпрофильным элективным курсам по математике для 9-го класса;
• разработать и внедрить в практику образовательной деятельности углубленную программу по математике в профильных классах;
• разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
• изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования информационных технологий при обучении биологии и химии.
Цель: Разработка дидактического материала и сбор материала, накопленного учителями биологи и химии посредством Интернета, который можно внедрять в практику с использованием ИКТ. Задачи:
• обеспечение оперативного владения достижениями современной педагогической науки инновационной практики отечественного и зарубежного опыта;
• развитие творческой инициативы; использование ИКТ в самообразовании.
Тема: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания».
Цель: Создание условий для развития самостоятельности у учащихся в процессе обучения.
Задачи:
- повышать свой теоретический, научно- методический уровень; - прорабатывать потребности у учащихся в самостоятельной деятельности на уроках и внеурочное время;
- совершенствовать формы и методы в процессе обучения;
- повышать качество знаний учащихся путем развития самостоятельной и познавательной деятельности с использованием современных образовательных технологий;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Тема: «Развитие коммуникативных компетентностей учащихся»
Цель: Создание условий, а также системы коммуникативно-развивающего обучения, сочетающей в себе гуманитарный потенциал.
Задачи:
- проанализировать уровень развития коммуникативных способностей учащихся;
- определить совокупность критериев в оценке основных характеристик речевой деятельности учащегося;
- разработать этапы развития коммуникативных способностей учащихся на основе изучения учебного предмета «Русская литература».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План самообразования на __________ уч. год I этап
Направление деятельности |
Действия и мероприятия |
Сроки |
|
Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета |
|
Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами |
|
|
Принимать активное участие в работе школьного методического объединения. |
|
|
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. |
|
|
Принять участие во Всероссийском конкурсе «Современный урок». |
|
|
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Оформление ПОРТФОЛИО. |
|
|
|
Посещать научно-практические конференции, семинары, педагогические чтения, форумы и т.д. |
|
Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу. |
|
|
Изучать и внедрять актуальный опыт коллег. |
|
|
Познакомиться с новыми педагогическими технологиями, связанными с темой самообразования. |
|
|
Через предметные издания познакомится с новыми формами, методами и приемами обучения. |
|
|
Изучать новую литературу по ПРЕДМЕТУ и методике преподавания. |
|
|
Собственная рейтинговая оценка. |
|
План самообразования на __________ уч. год
V этап
Направление деятельности |
Действия и мероприятия |
Сроки |
|
Курсы повышения квалификации учителей. |
|
Принимать активное участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней. |
|
|
Участвовать в Неделе открытых уроков, Едином методическом дне, Фестивале «Современный урок» |
|
|
Участвовать в школьных семинарах: «Самообразование учителя – основа его профессиональной компетентности», «Компетентность современного учителя», «Анализ и самоанализ урока – средство повышения мастерства учителя», «Современный урок: цели, методы обучения, формы контроля» |
|
|
Принимать активное участие в работе городского методического объединения |
|
|
Участвовать в профессиональных конкурсах |
|
|
Проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Оформить ПОРТФОЛИО. |
|
|
|
Обобщить опыт работы по теме самообразования. |
|
Осуществлять распространение опыта путем обновления сайта |
|
|
Проводить мастер-классы для коллег в рамках программы методической учёбы педагогических кадров. |
|
|
Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов. |
|
|
Создавать пакет сценариев уроков с применением изученной технологии. |
|
|
Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.(теоретические материалы и разработки уроков с использование цифровых образовательных ресурсов) |
|
|
Создавать комплект дидактики по предмету: * дифференцированные.задания по темам для 1-4 кл. * задания для групповой работы * контрольные тесты |
|
|
Консультативная помощь учителям и учащимся. Создать персональный сайт и еженедельно его обновлять. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. |
|
|
Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок». Публикация методических разработок, статей.
|
|
|
Собственная рейтинговая оценка.
|
|
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1 этап
установочный (диагностический) |
2 этап
обучающий |
3 этап
практический |
4 этап теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов |
5 этап
итоговоконтрольный |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.