Мастер – класс на тему «Использование технологии РКМЧП на уроках окружающего мира.»
Ход мастер-класса
1. Мотивация Слайд 1
Дети с самого раннего возраста познают окружающий мир. Знания детей, как правило, оказываются, не систематизированы и раздроблены. В результате у различных школьников оказываются разные знания и вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встает задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний. Тема моего мастер-класса «Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира»
2. Теоретическая часть.
Формируя универсальные учебные действия, на уроках окружающего мира, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Слайд 2- Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения
. Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления.
Слайд 3
Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия:
сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме,
затем познакомиться с новой информацией,
потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Слайд 4
Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые я использую в 1 классе, они нравятся детям и формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией. Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: Где зимуют птицы? (Зимующие и перелётные птицы)
Тип: изучение нового материала
Задачи:
учить различать зимующих и перелётных птиц, приводить примеры и называть места зимовки птиц;
учить работать в паре и группе, выдвигать предположения, извлекать информацию из иллюстраций учебника, осуществлять самопроверку
Ход урока:
1. Мотивация познавательной деятельности
- Сегодня на уроке мы раскроем одну из самых интересных загадок природы.
Давным - давно люди стали замечать, что осенью некоторые птицы куда-то пропадают, а весной появляются снова. Свои наблюдения они сохранили в народных приметах. Например, «Увидал скворца, знай — весна у крыльца»,
«Увидел грача- весну встречай»,
«Ласточка рано прилетела- урожайный год»,
«Журавли прилетели — тепло принесли»,
«Прилетел кулик из-за моря, принёс воду из неволья».
— Куда же пропадают птицы зимой?
2. Актуализация необходимых знаний
-Разобраться в загадке исчезновения птиц помогут все знания о птицах, которые у нас есть.
-Заполним первую графу таблицы «Знаю — хочу узнать — узнал».
1. Птицы – животные, тело которых покрыто перьями
2.Птицы питаются насекомыми , семенами растений ,грызунами и более мелкими птицами
- Вы выдвинули предположение, что птицы улетают туда, где тепло.
- Где на земле есть такие районы?
Они расположены ближе к экватору. Здесь находятся саванны и тропические леса.
3.На Земле есть районы, где круглый год жарко.
-Что мы сегодня узнаем? (Узнаем, что птицы зимуют по-разному.
Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их)
-Что мы запишем в графу «Хочу узнать»?
Где зимуют птицы?
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
1. Птицы – животные, тело которых покрыто перьями 2.Птицы питаются насекомыми , семенами растений ,грызунами и более мелкими птицами 2.На Земле есть районы, где круглый год жарко |
ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? |
Птицы бывают перелетные и зимующие Зимующие птицы остаются в наших краях, а перелетные улетают. Перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. |
3. Организация познавательной деятельности
– Ребята, каких из этих птиц вы можете встретить сейчас на улице? (ответы детей)
Птиц прикрепляют на доску
– Птицы, которые не улетают от нас осенью, как мы их можем назвать? (называются зимующие)
На доске схема:
Птицы зимующие
– Чем они питаются? (ответы детей)
– Зимующие птицы находят корм круглый год. Они могут питаться и семенами, и плодами, и насекомыми, держатся ближе к жилью человека.
– Легко ли им зимой? (ответы детей)
. – А как мы можем им помочь? (ответы детей)
. – А к кому прилетают в зимнюю «столовую» пернатые гости? (ответы детей)
– Каких птиц вы видели на своей кормушке? (ответы детей)
- О чем мы должны помнить?
– Зимой птице страшен не мороз, а голод. Главное, чтобы корм в кормушке был всегда, и не был засыпан снегом.
– А почему мы не видим сейчас стрижей, которые громко и визгливо кричали ,быстро пролетая у нашего окна летом?
. –Почему их нет? (улетают)
– Как можно назвать птиц, которые улетают от нас осенью?
Перелетные
- Почему вы их назвали перелётными?
– Объясните это слово (эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).
- Проверим наши предположения. Читаем текст с. 16
Практическая работа (в парах)
-Рассмотрите рисунок на с. 16 учебника.
Синие фишки положите на рисунки с зимующими птицами,
красные – на рисунки с перелетными птицами.
Проверьте себя с помощью «Странички для самопроверки» с. 84-85
Оцените свою работу
Раньше все галки, грачи улетали на юг, но в крупных городах сейчас много мест, где можно согреться, а главное – найти корм, поэтому они часто остаются
– Мы привыкли к смене времен года, и не задумываемся, что большая часть людей на земле никогда не видела зимы, не знает, что такое мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые птицы. А, впрочем, послушайте сами разговор ласточки и журавля.
Ласточка: - Здравствуй, журавль!
Журавль: - А что ты такая печальная, ласточка?
Ласточка: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни!
Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький пухлячишка болтал, что бывает зима и какой-то трещащий, нет, трескучий мороз. А, может быть, это правда?
Журавль: - Болтовня! Болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени,
ни холодной зимы. Везде одно лето!
– Можем мы согласиться с журавлем?
– К какой группе птиц мы отнесём ласточку? журавля? Почему?
– Спасибо, ребята. Поаплодируем. Они как настоящие артисты.
– Назовите перелётных птиц с. 16 (внизу).
– Каких перелетных птиц вы видели?
Птиц прикрепляют на доску
Физминутка.
Каждый из нас хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать. Учитель предлагает детям:
Давайте мы с вами руками помашем,
и что-нибудь птичье давайте мы скажем…
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем,
что мы сидим?!
Э. Мошковская
Дети встают, выполняют движения, что-то говорят по-птичьи.
-Мы ответили на вопрос урока? нет
-Мы узнали что птицы бывают перелетные и зимующие . Зимующие остаются в наших краях, а перелетные улетают. Но куда улетают перелетные птицы, мы еще не узнали.
Работа в парах с заданием учебника с.17: определить, где зимуют перелётные птицы.
— Рассмотрите фотографии.
— Как ученые узнали, где зимуют птицы?
— Проверим предположения, прочитаем текст учебника на «Страничках для самопроверки»;
— Где зимуют птицы?
— Ученые орнитологи установили, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края КАРТА
— Почему птицы перелетают на время нашей зимы ближе к экватору? Здесь находятся районы, где круглый год жарко и много еды для птиц.
— Перелётные птицы улетают в тёплые страны на очень далёкое расстояние:
— ласточки зимуют в Африке. Журавли улетают в Индию и другие жаркие страны.
— жаворонки – в Африку,
— грачи– во Францию,
— некоторые утки – в Северную Америку,
— скворцы – в Италию,
— а, некоторые птицы добираются даже до Австралии и Южной Америки.
— В пути много бед ждёт перелётных птиц. Не все птицы долетают до тёплых стран. Почему перелётным птицам приходиться преодолевать далёкое расстояние. Не лучше ль им остаться и перезимовать здесь?
– Прочитаем и выполним задание Мудрой Черепахи (с. 17, внизу).
– Почему перелётным птицам приходится преодолевать тяжёлые и длительные перелёты в тёплые края? (Отсутствие корма).
— Нет корма.
— Физминутка Снежинка
— - Практическая работа. Работа в группах
— Организует работу с заданием 1 рабочей тетради.
— -Теперь откроем тетрадь на странице 14 и выполним задание.
— Задание: Устанавливают соответствие между названиями и изображения ми птиц (зяблик, жаворонок, ласточка).
– Каких птиц вы отметили красным кружком?
– Как называют таких птиц? (Перелетные)
– Почему их так называют? (Совершают перелеты из одного района Земли в другой)
– По какой причине они улетают? (Нет корма)
– Как вы думаете, что помогает птицам определить, что пора улетать? (становится холодно)
Поработаем в группах. Составьте пазлы «Птицы»
— Дополнительно (в рамках «Странички для любознательных») можно рассмотреть карты на с. 15, показывающие, где проводят лето и зиму ласточки (карта слева) и журавли (карта справа).
— Оцените свою работу.
4. Подведение итогов
-Перелётные птицы возвращаются весной обычно в определённое время, которое люди издавна связывали с различными явлениями природы
-Давайте прочитаем еще раз народные приметы.
- О каких птицах в них говорится?
- Прикрепите свою птичку!
-Из какой народной приметы можно узнать о том, куда улетают птицы?
Люди верили, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести заветные ключи. Этими ключами было замкнуто подземелье. Томилась в нём красавица весна, а заперла её злая зима. И теперь пришло время весне и зиме поменяться местами.
Работу с таблицей «Знаю — хочу узнать — узнал»: заполнение последней колонки.
-Мы ответили на вопрос урока?
-Где зимуют птицы?
- Прочитайте вывод Мудрой черепахи
Что нам помогло?
-Мы сегодня познакомились с небольшой группой птиц, которых можно увидеть в Саратовской области. Все птицы приносят человеку большую пользу. Одни - вредных насекомых уничтожают, другие – семена сорняков поедают. Да и какой же это лес, если там не поют птицы? Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой, в трудное голодное время – подкармливать. ФИЛЬМ
Оцените свою работу на уроке.
— Кто сегодня на уроке работал спустя рукава7 (делать что-либо лениво, небрежно, кое как)
— А теперь те, кто работал засучив рукава? (работать энергично, со всем усердием и старанием)
— Ребята, а что означает выражение «засучив рукава»?
— - Почему мы не будем работать «спустя рукава»?
— Ещё есть близкие по смыслу выражения «штаны протирать», не работать, заниматься бесполезным делом, бездельничать, выполнять работу, не требующую физических или умственных усилий.
— Как называются выражения, о которых мы говорили и в которых есть «скрытый» смысл/значение? (фразеологизмы)
— -Названия каких предметов используются во всех выражениях (фразеологизмах)? (одежда, детали одежды)
- Догадались о чём пойдёт речь на следующем уроке?
Домашнее задание.
– Рассказать родителям, что узнали нового о птицах.
Не забудьте покормить птиц.
Спасибо за урок!
Заключение
Технология критического мышления через чтение и письмо представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.