Мастер – класс на тему «Использование технологии РКМЧП на уроках окружающего мира.»
Оценка 4.9

Мастер – класс на тему «Использование технологии РКМЧП на уроках окружающего мира.»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
16.08.2024
Мастер – класс на тему «Использование технологии РКМЧП на уроках окружающего мира.»
Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые я использую в 1 классе, они нравятся детям и формируют УУД, раз-вивают мышление, учат эффективно работать с информацией
Мастер – класс на тему Использование технологии РКМЧП на уроках окружающего мира.docx

Мастер – класс на тему «Использование технологии РКМЧП на уроках окружающего мира.»

Ход мастер-класса

1. Мотивация                  Слайд 1

 Дети с самого раннего возраста познают окружающий мир. Знания детей, как правило, оказываются, не систематизированы и раздроблены. В результате у различных школьников оказываются разные знания и вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встает задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний. Тема моего мастер-класса «Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира»

   2. Теоретическая часть.

            Формируя универсальные учебные действия, на уроках окружающего мира, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Слайд 2- Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения

.          Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления.

Слайд 3

Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия:

сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме,

 затем познакомиться с новой информацией,

потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Слайд 4

 

Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые я использую в 1 классе, они нравятся детям и формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией. Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: Где зимуют птицы? (Зимующие и перелётные птицы)

Тип: изучение нового материала

Задачи:

учить различать зимующих и перелётных птиц, приводить примеры и называть места зимовки птиц;

учить работать в паре и группе, выдвигать предположения, извлекать информацию из иллюстраций учебника, осуществлять самопроверку

   Ход урока:

1. Мотивация познавательной деятельности

- Сегодня на уроке мы раскроем одну из самых интересных загадок природы.

 Давным - давно люди стали замечать, что осенью некоторые птицы куда-то пропадают, а весной появляются снова. Свои наблюдения они сохранили в народных приметах. Например, «Увидал скворца, знай весна у крыльца»,

«Увидел грача- весну встречай»,

«Ласточка рано прилетела- урожайный год»,

«Журавли прилетели — тепло принесли»,

«Прилетел кулик из-за моря, принёс воду из неволья».

Куда же пропадают птицы зимой?

2. Актуализация необходимых знаний

-Разобраться в загадке исчезновения птиц помогут все знания о птицах, которые у нас есть.

-Заполним первую графу таблицы «Знаю — хочу узнать — узнал».

 

1. Птицы – животные, тело которых покрыто перьями

2.Птицы питаются насекомыми , семенами растений ,грызунами и более мелкими птицами

- Вы выдвинули предположение, что птицы улетают туда, где тепло.

- Где на земле есть такие районы?

 Они расположены ближе к экватору. Здесь находятся саванны и тропические леса.

 3.На Земле есть районы, где круглый год жарко.

 

-Что мы сегодня узнаем?  (Узнаем, что птицы зимуют по-разному.

 Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их)

-Что мы запишем в графу «Хочу узнать»?

Где зимуют птицы?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Птицы – животные, тело которых покрыто перьями

2.Птицы питаются насекомыми , семенами растений ,грызунами и более мелкими птицами

2.На Земле есть районы, где круглый год жарко

ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

Птицы бывают перелетные и зимующие

Зимующие птицы остаются в наших краях,  а перелетные улетают.

Перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.

 

3. Организация познавательной деятельности

– Ребята, каких из этих птиц вы можете встретить сейчас на улице? (ответы детей)

 Птиц прикрепляют на доску

– Птицы, которые не улетают от нас осенью, как мы их можем назвать? (называются зимующие)

На доске схема:

Птицы   зимующие

– Чем они питаются? (ответы детей)

Зимующие птицы находят корм круглый год. Они могут питаться и семенами, и плодами, и насекомыми, держатся ближе к жилью человека.

– Легко ли им зимой? (ответы детей)

. – А как мы можем им помочь? (ответы детей)

. – А к кому прилетают в зимнюю «столовую» пернатые гости? (ответы детей)

– Каких птиц вы видели на своей кормушке? (ответы детей)

- О чем мы должны помнить?

Зимой птице страшен не мороз, а голод. Главное, чтобы корм в кормушке был всегда, и не был засыпан снегом.

– А почему мы не видим сейчас стрижей, которые громко и визгливо кричали ,быстро пролетая у нашего окна летом?

. –Почему их нет? (улетают)

– Как можно назвать птиц, которые улетают от нас осенью?

Перелетные

- Почему вы их назвали перелётными?

– Объясните это слово (эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).

- Проверим наши предположения. Читаем текст с. 16

Практическая работа (в парах)

-Рассмотрите рисунок на с. 16 учебника.

 Синие фишки положите на рисунки с зимующими птицами,

красные – на рисунки с перелетными птицами.

 Проверьте себя с помощью «Странички для самопроверки» с. 84-85

Оцените свою работу

Раньше все галки, грачи улетали на юг, но в крупных городах сейчас много мест, где можно согреться, а главное – найти корм, поэтому они часто остаются

–  Мы привыкли к смене времен года, и не задумываемся, что большая часть людей на земле никогда не видела зимы, не знает, что такое мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые птицы. А, впрочем, послушайте сами разговор ласточки и журавля.

Ласточка: - Здравствуй, журавль!

Журавль: - А что ты такая печальная, ласточка?

Ласточка: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни!

Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький пухлячишка болтал, что бывает зима и какой-то трещащий, нет, трескучий мороз. А, может быть, это правда?

Журавль: - Болтовня! Болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени,

 ни холодной зимы. Везде одно лето!

– Можем мы согласиться с журавлем?

– К какой группе птиц мы отнесём ласточку? журавля? Почему?

– Спасибо, ребята. Поаплодируем. Они как настоящие артисты.

– Назовите перелётных птиц   с. 16 (внизу).

– Каких перелетных птиц вы видели?

Птиц прикрепляют на доску

Физминутка.

Каждый из нас хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать. Учитель предлагает детям:

Давайте мы с вами руками помашем,

и что-нибудь птичье давайте мы скажем…
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем,
что мы сидим?!
      Э. Мошковская

Дети встают, выполняют движения, что-то говорят по-птичьи.

-Мы ответили на вопрос урока? нет

-Мы узнали что птицы бывают перелетные и зимующие . Зимующие остаются в наших краях,  а перелетные улетают. Но куда улетают перелетные птицы, мы еще не узнали.

 

Работа в парах с заданием учебника с.17: определить, где зимуют перелётные птицы.

                 Рассмотрите фотографии.

                 Как ученые узнали, где зимуют птицы?

                  Проверим предположения, прочитаем текст учебника на «Страничках для самопроверки»;

                 Где зимуют птицы?

                 Ученые орнитологи установили, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края КАРТА

                 Почему птицы перелетают на время нашей зимы ближе к экватору? Здесь находятся районы, где круглый год жарко и много еды для птиц.

                  Перелётные птицы улетают в тёплые страны на очень далёкое расстояние

                  ласточки зимуют в Африке. Журавли улетают в Индию и другие жаркие страны.

                  жаворонки – в Африку,

                  грачи– во Францию,

                  некоторые утки – в Северную Америку,

                  скворцы – в Италию,

                  а, некоторые птицы добираются даже до Австралии и Южной Америки.

                  В пути много бед ждёт перелётных птиц. Не все птицы долетают до тёплых стран. Почему перелётным птицам приходиться преодолевать далёкое расстояние. Не лучше ль им остаться и перезимовать здесь?

–  Прочитаем и выполним задание Мудрой Черепахи (с. 17, внизу).

 –  Почему перелётным птицам приходится преодолевать тяжёлые и длительные перелёты в тёплые края? (Отсутствие корма).

                  Нет корма.

                  Физминутка   Снежинка

                  - Практическая работа. Работа в группах

                  Организует работу с заданием 1 рабочей тетради.

                  -Теперь откроем тетрадь на странице 14 и выполним задание.

                  Задание: Устанавливают соответствие между названиями и изображения ми птиц (зяблик, жаворонок, ласточка).

  Каких  птиц вы отметили красным кружком?

  Как называют таких птиц? (Перелетные)

   Почему их так называют? (Совершают перелеты из одного района Земли в другой)

 –   По какой причине они улетают? (Нет корма)

 –    Как вы думаете, что помогает птицам определить, что пора улетать? (становится холодно)

Поработаем в группах. Составьте пазлы «Птицы»

                  Дополнительно (в рамках «Странички для любознательных») можно рассмотреть карты на с. 15, показывающие, где проводят лето и зиму ласточки (карта слева) и журавли (карта справа).

                  Оцените свою работу.

4. Подведение итогов

-Перелётные птицы возвращаются весной обычно в определённое время, которое люди издавна связывали с различными явлениями природы

-Давайте прочитаем еще раз народные приметы.

- О каких птицах в них говорится?

- Прикрепите свою птичку!

-Из какой народной приметы можно узнать о том, куда улетают птицы?

Люди верили, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести заветные ключи. Этими ключами было замкнуто подземелье. Томилась в нём красавица весна, а заперла её злая зима. И теперь пришло время весне и зиме поменяться местами. 

Работу с таблицей «Знаю — хочу узнать — узнал»: заполнение последней колонки.

-Мы ответили на вопрос урока?

-Где зимуют птицы?

- Прочитайте  вывод Мудрой черепахи

Что нам помогло?

-Мы сегодня познакомились с небольшой группой птиц, которых можно увидеть в Саратовской области. Все птицы приносят человеку большую пользу. Одни - вредных насекомых уничтожают, другие – семена сорняков поедают. Да и какой же это лес, если там не поют птицы? Птиц надо беречь, охранять,  не беспокоить, а зимой, в трудное голодное время – подкармливать.  ФИЛЬМ

Оцените свою работу на уроке.

                 Кто сегодня на уроке работал спустя рукава7 (делать что-либо лениво, небрежно, кое как)

                 А теперь те, кто работал засучив рукава? (работать энергично, со всем усердием и старанием)

                 Ребята, а что означает выражение «засучив рукава»?

                 - Почему мы не будем работать «спустя рукава»?

                 Ещё есть близкие по смыслу выражения «штаны протирать»,  не работать, заниматься бесполезным делом, бездельничать, выполнять работу, не требующую физических или умственных усилий.

                 Как называются выражения, о которых мы говорили и в которых есть «скрытый» смысл/значение? (фразеологизмы)

                 -Названия каких предметов используются во всех выражениях (фразеологизмах)? (одежда, детали одежды)

- Догадались о чём пойдёт речь на следующем уроке? 

Домашнее задание.

– Рассказать родителям, что узнали нового о птицах.

Не забудьте покормить птиц.

Спасибо за урок!

Заключение

Технология критического мышления через чтение и письмо представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. 


 

Мастер – класс на тему «Использование технологии

Мастер – класс на тему «Использование технологии

Прилетел кулик из-за моря, принёс воду из неволья»

Прилетел кулик из-за моря, принёс воду из неволья»

Практическая работа (в парах) -Рассмотрите рисунок на с

Практическая работа (в парах) -Рассмотрите рисунок на с

Почему птицы перелетают на время нашей зимы ближе к экватору?

Почему птицы перелетают на время нашей зимы ближе к экватору?

Да и какой же это лес, если там не поют птицы?

Да и какой же это лес, если там не поют птицы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2024