Мастер – класс на тему: «Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе»
Оценка 4.6

Мастер – класс на тему: «Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе»

Оценка 4.6
docx
17.01.2024
Мастер – класс  на тему: «Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе»
Мастер-класс - Екатерина Андреевна.docx

Мастер – класс

на тему:

«Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе»

Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроков в начальных классах.

Задачи:

§  Знакомство с основными понятиями активных методов (АМО), этапы применения АМО, виды АМО.

§  Применение на практике основных видов АМО на всех этапах образовательного процесса.

• Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Аудитория: участники и жюри конкурса «Учитель года - 2023»

Эпиграф:

Нам не дано предугадать, 
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться

1.     Орг. момент.

Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на

мастер – классе.

Для начала мы с вами настроимся на предстоящую работу и немного поиграем

- Поиск новых идей, которые помогут заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета привел меня к знакомству с технологией АМО. Моя цель - показать логику и содержание технологии АМО, а так же сущность активных методов и смысл их использования на уроке или во внеклассном мероприятии.

-На современном уроке роль ученика изменилась, он из послушного исполнителя становится активным участником образовательного процесса. Учитель из контролирующего органа стал наставником, модератором, старшим партнером, консультантом. В своей практике я стала использовать активные методы обучения ( АМО).

-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Тебе (Указательный)

Большого (средний)

Успеха(безымянный)

Во всем (мизинец)

                              Здравствуй (всей ладонью)

 - А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).

 

 - За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика.

 

Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания.

Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии.

   3. Знакомство с основными видами АМО.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

АМ начала образовательного мероприятия.

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

1.Орг. момент (АМ начала образовательного мероприятия).

- Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами
Упражнение «Поздоровайся глазами».
   Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

- Мы с вами поздоровались ладошками, а вот так здороваются локтями(фото не мешало б).

Такие методы, эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

 

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс. Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

 

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

 

Слайд

«Здравствуйте!»

- Здравствуйте! -     

         ты скажешь человеку.

- Здравствуй! -

         улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

 

1 –й вариант игры.Игра «Скажем «Здравствуйте!»

Уважаемые коллеги! Прошу вас назвать слова-пожелания друг другу на каждую букву слова «здравствуйте»

Примеры пожеланий:

«з» - здоровья, зрелости, зоркости и т. д.

«д» - добра, доверия, доброжелательности, …

«р» - радости, решимости, равновесия, …

«а» - активности, аккуратности, авторитета, …

«в» - великодушия, веселья, верности, …

«с» - сил, счастья, свободы, …

«т» - терпения, творчества, теплоты, …

«у» - уверенности, уважения улыбок, …

«и» - искренности, идей, изящества, …

«т» - таланта, трудолюбия, …

«е» - единства, естественности, …

 

2 –й вариант игры. Игра – приветствие «Что в «Здравствуйте» тебе моем?»

«Говоря: «Здравствуйте!», я желаю заряда души, радости, азарта, восхищения, сердечного творческого вдохновения, ума, искренности тебе, единомышленник!».

Или: «Желаю своим одноклассникам здоровья, доброты, радости, активности, вдохновения, самоутверждения, талантливости, воображения, умелости, спортивным быть, тепло дарить ежедневно!»

3 –й вариант игры.

Друг, ты – здоровый, добрый, работоспособный, аккуратный, волевой, смелый, трудолюбивый, веселый, удачи тебе на весь день!»

Данный вариант игры можно проводить после изучения темы «Прилагательное».

 

2. Сообщение темы, введение в неё.

  -    Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности.

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам собрать пазлы, ведь именно игра вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Надеюсь, что чувство радости и значимости проснутся у вас в процессе игры.

Попробуйте из букв собрать слова, и получится тема нашего занятия.

Это технология АМО.(активные методы обучения)

Накопленный опыт, хоть совсем и небольшой, позволяет мне говорить об эффективности применения данной технологии в образовательном процессе.

   Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает технология АМО.

    Сегодня мы постараемся объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые виды активных методов обучения, а также возможность их применения на различных этапах своих уроков.

 

2. Постановка цели и задач урока (АМ выяснение целей, опасений, ожиданий).

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на первом уроке в начале учебного года следующие методы:

«Что у меня на сердце»,«Поляна снежинок», «Цветные ладошки»,          «Разноцветные листья», «Гроза- солнце», «Воздушные шарики», «Фруктовый сад»

 

 

Цель – Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможетиспользовать при подготовке и проведении внеклассных мероприятий для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс. Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям.

(«Дерево желаний», «Поляна снежинок», «Разноцветные листья», «Ковёр идей» и др.)

 После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

 

- А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошки» (по желанию зачитывают).  В конце мероприятия мы вернёмся к ладошкам.

 

2.     Новый материал

(АМ презентации учебного материала).

Методы: «Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм».

- Определимся с понятием «активные методы обучения». Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.Он применяется при работе в группах.

 

Для работы в группах нам необходимо разделиться. Используем метод«Композиция».

Цель: в игровой форме разделить учащихся на группы. Участники, получив карточку, находят свою группу по названию сказки («Колобок», «Простоквашино», «Крокодил Гена и его друзья», «Буратино»).

- Приступим к заданию, возьмите, пожалуйста, листы бумаги, на которых записано название этого метода.  Тема «Активные методы обучения». Листок разделён на секторы. Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.

(Ответы педагогов)

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)

 

Сектор 2 – этапы урока.

-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).

 Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

 

Сектор 3 – виды АМО.

- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.

(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Поляна снежинок», «Инфо-угадайка» и др.)

 

Сектор -4. Цели применения АМО.

(Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

 

Метод закрепления изученного материала«Парный выход»

Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: мел.

Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

 

4.Физкультминутка (АМ релаксации).

- Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

 

- (Под тихую музыку).Закройте, пожалуйста, глаза. Наберите грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости.

 Метод «Четыре стихии» или Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Я буду называть 4 стихии, а вы выполняете соответствующие движения - (вода - руками движения пловцов, воздух – руки поднимаем вверх, огонь – вращательные движения руками, согнутыми в локтях, земля – присесть)

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!

АМ организации самостоятельной работы над темой

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы:Численность: весь класс Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат), фломастеры.

Проведение:

Педагог определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Педагог ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

5. Обобщение знаний.

   - На этапе обобщения знаний использую:

Метод «Составление КЛАСТЕРА» 

(Этот методможет быть использован на разных этапах урока).

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся

Он применяется при работе в группах.

Кластер - это графическая организация материала. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Ученик записывает в центре ключевое понятие, например, ИМЯ Существительное, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

- Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг». 

 

МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО  ЛОГИЧНЕЕ СРАЗУ ПЕРЕЙТИ К ЛАДОШКАМ!!!

Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас лепестках ромашки написать то, что можно отнести к слову дружба. (Помощь выручка добро поддержка, взаимопомощь)

Подведение итогов мастер-класса.

 (По кругу пускаем «Цветик – семицветик», отрываем лепестки с вопросами по теме и отвечаем на них.)

- Что я узнал сегодня нового?

- Каковы цели АМО?

- Каковы задачи АМО?

- Виды АМО.

- На каких этапах урока можно использовать АМО?

- Какие АМО можно использовать в конце урока?

Рефлексия.

-Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальцы и покажите ладошки.

Метод «Итоговый круг».

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

- А теперь, используя метод «Итоговый круг», подведем итоги  мастер- класса.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.


 

Мастер – класс на тему: «Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе»

Мастер – класс на тему: «Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе»

В своей практике я стала использовать активные методы обучения (

В своей практике я стала использовать активные методы обучения (

Такие методы, эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе

Такие методы, эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе

Игра – приветствие «Что в «Здравствуйте» тебе моем?» «Говоря: «Здравствуйте!», я желаю заряда души, радости, азарта, восхищения, сердечного творческого вдохновения, ума, искренности тебе, единомышленник!»

Игра – приветствие «Что в «Здравствуйте» тебе моем?» «Говоря: «Здравствуйте!», я желаю заряда души, радости, азарта, восхищения, сердечного творческого вдохновения, ума, искренности тебе, единомышленник!»

Сегодня мы постараемся объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые виды активных методов обучения, а также возможность их применения на различных этапах своих уроков

Сегодня мы постараемся объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые виды активных методов обучения, а также возможность их применения на различных этапах своих уроков

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах

Приступим к заданию, возьмите, пожалуйста, листы бумаги, на которых записано название этого метода

Приступим к заданию, возьмите, пожалуйста, листы бумаги, на которых записано название этого метода

Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)

Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)

Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах

Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах

Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся

Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся

Какие АМО можно использовать в конце урока?

Какие АМО можно использовать в конце урока?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2024