МАСТЕР – КЛАСС по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе
Оценка 4.7

МАСТЕР – КЛАСС по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

Оценка 4.7
docx
26.12.2020
МАСТЕР – КЛАСС по формированию  коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе
мастер-класс.docx

МБОУ Устьинская СОШ Мутасьевский филиал

Моршанского района Тамбовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР – КЛАСС

по формированию  коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

 

                    

 

 

 

учителя начальных классов

Морозовой

Татьяны Борисовны

 

 

 

 

2020 год

 

МАСТЕР – КЛАСС

Новые ФГОС направлены на формирование универсальных учебных действий (УУД), которые необходимы детям в дальнейшей жизни. Одно из них – коммуникативное  учебное действие.

В начальной школе коммуникация очень важна. Дети учатся жить в коллективе: высказывают и доказывают свою точку зрения, задают вопросы, начинают понимать, что существуют и другие мнения, с которыми тоже нужно считаться.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Антон Семенович Макаренко однажды сказал, что "коллектив является воспитателем личности". В коллективе ребята взаимодействуют друг с другом, распределяют обязанности, а педагог старается помочь организовать их деятельность так, чтобы им было интересно работать в группах. Хочу представить Вам некоторые задания, в которых можно увидеть с помощью каких приемов  формируются  коммуникативные универсальные учебные действия.

Первый  уровень

 «Обсуждение и дискуссия». Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить.

1.     Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок. Дети любят сказки и вместе с Незнайкой подбирают рифмы, по началу сочиняют продолжение четверостишья:

- У родителей работа,

А мне в парк давно охота…

2.     Рефлексивные упражнения: попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ? Дж. Родари «Сакала-пакала» Что обозначает это слово? (высказывания детей: старинная игра, считалка, необычное животное, присказка).

После прохождения первого уровня, ученик  умеет: слушать и понимать речь, соотносить свой высказывания с высказываниями других, получать информацию о предмете дискуссии.

 

Второй уровень «Небольшие выступления». Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.

1.     Речевые упражнения: придумай продолжение текста;  рассказ, где все слова на одну букву («Тавтограммы»)

 Ксюша купила кировский кефир, килограмм картошки, кусок красной кеты.                                                      

 Ксюша капнула каплю кефира на край красной кофты, которую купила крёстная.

2.     Придумай рассказ, используя данные слова. На уроке русского языка мы изучали слова с сочетаниями СН – ЗН (прекрасный, ужасный, вкусный, опасный, чудесный, ясный).

3.     Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки

(инсценировка сказок «Колобок», «Теремок», «Репка»)

 Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением.

 На втором уровне развития коммуникативных умений ученик учится владеть невербальными средствами коммуникации – манера, жесты, громкость голоса.

 

Третий уровень

 На третьем уровне я использую задания проблемного или творческого характера в групповой работе.

1.     Составление «Цветных рассказов».

 

 Детям предлагаю  8–10 квадратов различных цветов. Ученики  по очереди берут квадрат, определенного цвета и составляют предложения. 

 

 На голубом небе светило желтое солнце. По синей реке плыл белый теплоход. Из коричневой трубы шел черный дым. Вдалеке виднелся зеленый луг. На нем росли фиолетовые и розовые цветы. Над цветами летали оранжевые бабочки.                                                          

 

2.     Лось пришел на водопой (окружающий мир)

Как могли развиваться события дальше. Аргументируйте свой ответ

3.     Выражение «Тамбовский волк»

Учащиеся делятся на 2 группы. Каждая группа должна доказать:

1 группа: волк - полезное животное.

2 группа: волк -  вредное животное.  Аргументировать ответ

4.     Легоконструирование

Прежде чем мы приступим к разминке, давайте узнаем, что детали лего отличаются друг от друга по форме, цвету и размеру. Стандартная деталь лего – это кирпичик 2 на 4. Нужно подсчитать количество кнопочек на детали в длину и в ширину. Например, красный кирпичик 2 на 3, синий, белый и т. д. Кирпичики бывают и других размеров: 2 на 2, 2 на 6 и т. д. Кроме кирпичиков есть ещё пластины лего.

Правила разминки:

- Разминка проходит в паре.

По одному участнику от команды.

Решите в команде, кто пойдет

- Два участника получают одинаковые детали.

- Первый участник, отвернувшись, придумывает порядок скрепления деталей – строит что-нибудь.

- После построения он, не поворачиваясь, рассказывает другому участнику где стоит какая деталь.

Исход игры (одинаковые или нет получились модели) зависит от того, как сумеет первый участник объяснить месторасположение деталей.

Время разминки –2-3 минуты.

 

Цель разминки – для первого участника – сконструировать что-либо, по ходу работы объясняя второму. Для второго – не видя сконструировать то же самое. После разминки должны получиться две одинаковые модели.

Итак, разминка окончена. Предлагаю провести небольшой анализ работы.

Обсуждение с позиции ученика:

Давайте посмотрим на свои работы и на работы других.

1. Удовлетворены ли вы своим результатом работы в парах? Да или нет? Почему?

2. Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?

3. Для тех, кто объяснял: получилось ли объяснить партнёру по команде ход своих действий?

4. Для тех, кто слушал: получилось ли правильно повторить? Не понял, что нужно делать? Не расслышал?

5. Всё получилось? Как вы думаете, почему?

К концу третьего уровня дети умеют: поддерживать дискуссию; высказывать    мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; использовать язык понятный аудитории.

 

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

Ø желание вступать в контакт с окружающими;

Ø знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);

Ø умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;

Ø умение решать конфликтные ситуации;

Ø умение работать в группе.

 

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Карточки заданий (на 2 команды)

№ 1

 

Прекрасный, опасный, ясный, чудесный, ужасный, вкусный.

 

Прекрасный, опасный, ясный, чудесный, ужасный, вкусный.

 

№ 2

 

- У родителей работа,

А мне в парк давно охота…

-------------------------------------------

- У родителей работа,

А мне в парк давно охота…

 

№ 3

 

РЕПКА

-----------------------------------

 

ТЕРЕМОК

________________________

  № 4

 

Александр Пушкин   (прочитай, выражая тревогу)

Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл – и вот сама

 Идет волшебница-зима,

 Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов,

 Легла волнистыми коврами

 Среди полей вокруг холмов.

 Брега с недвижною рекою

 Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз, и рады мы

 Проказам матушки-зимы.

 

 

Александр Пушкин     (прочитай, выражая радость)

Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл – и вот сама

 Идет волшебница-зима,

 Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов,

 Легла волнистыми коврами

 Среди полей вокруг холмов.

 Брега с недвижною рекою

 Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз, и рады мы

 Проказам матушки-зимы.

 

 

 

 

 

 

 


 

МБОУ Устьинская СОШ Мутасьевский филиал

МБОУ Устьинская СОШ Мутасьевский филиал

МАСТЕР – КЛАСС Новые ФГОС направлены на формирование универсальных учебных действий (УУД), которые необходимы детям в дальнейшей жизни

МАСТЕР – КЛАСС Новые ФГОС направлены на формирование универсальных учебных действий (УУД), которые необходимы детям в дальнейшей жизни

Рефлексивные упражнения : попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ?

Рефлексивные упражнения : попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ?

На нем росли фиолетовые и розовые цветы

На нем росли фиолетовые и розовые цветы

Что хотели сконструировать? Получилось?

Что хотели сконструировать? Получилось?

Приложение Карточки заданий (на 2 команды) № 1

Приложение Карточки заданий (на 2 команды) № 1

Проказам матушки-зимы. Александр

Проказам матушки-зимы. Александр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2020