Мастер – класс «Приемы мнемотехники при изучении словарных слов в начальной школе»
Оценка 4.9

Мастер – класс «Приемы мнемотехники при изучении словарных слов в начальной школе»

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
18.01.2022
Мастер – класс  «Приемы мнемотехники при изучении словарных слов в начальной школе»
Мастер – класс «Приемы мнемотехники при изучении словарных слов в начальной школе» Цель: ознакомить участников мастер-класса с примерами использования мнемонических приемов обучения при изучении словарных слов. Задачи: передать свой опыт путем прямого и комментированного показа предложенного вида работы, предложить примеры использования мнемотехники на уроках русского языка. Аудитория: участники конкурса «Учитель года»
Мой мастер класс !!!!мнемоника1.doc

Мастер – класс

 

«Приемы мнемотехники при изучении словарных слов в начальной школе»

 

 

Цель: ознакомить участников мастер-класса с примерами использования мнемонических приемов обучения при изучении словарных слов.

Задачи: передать свой опыт путем прямого и комментированного показа предложенного вида работы, предложить примеры использования мнемотехники на уроках русского языка.

Аудитория: участники конкурса «Учитель года»

 

Ход мастер-класса

 

I.      Организационный момент.

 

СЛАЙД 1 - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут ……... Я учитель начальных классов.

         А чтобы определить тему мастер- класса, прошу обратить ваше внимание на таблички с названиями ваших групп. Вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы. Прочитайте, название ваших групп («Яг..дки», «М…линки», «З..мл.нички»). Определите, пожалуйста тему моего мастер-класса. (Будем говорить о словарных словах).

            По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми гласными составляют 60-70% словарного запаса человека. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основы этой грамотности закладываются в начальных классах. Поэтому проблема словарной работы на уроках русского языка в настоящее время является наиболее актуальной.

СЛАЙД 2

         Все люди обладают различными видами памяти. У каждого свой способ восприятия и обработки информации. Так, например, одни лучше и быстрее запоминают зрительно, другие – на слух, третьи – при помощи двигательных ощущений.  Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

 

 

 

СЛАЙД 3

         И вот здесь на помощь учителю приходит- мнемотехника- (греч. – искусство запоминания) система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти Слово мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемосина, богиня памяти.

Тема моего мастер-класса «Приемы мнемотехники при изучении словарных слов в начальной школе»                            

 

СЛАЙД 4

            К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Из школьных лет отлично помню незатейливые стишки для запоминания отдельных тем и терминов: биссектриса – это крыса, бегающая по углам и делящая угол пополам, медиана – это обезьяна, лазающая по сторонам и делящая стороны пополам.

 

СЛАЙД 5.

          Примером использования мнемотехники с древних времен является славянская азбука, название букв которой придумано с целью запоминания: А (аз), Б (буки), В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол), Д (добро), Е (есть) – письменность есть добро; Р (рцы), С (слово), Т (твёрдо) – произноси слово твёрдо.

          С ранних лет дети без труда рисуют радугу, вспоминая и используя известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Все это и есть приёмы мнемотехники.

 

СЛАЙД 6

 

     Я хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с некоторыми из них.

Прием графических ассоциаций

 

         Прием графических ассоциаций очень нравится детям. При запоминании написания словарного слова предлагается сделать рисунок, обозначающий само слово и зашифровать в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово РАКЕТА, то на картинке должны быть и сама ракета, и буква «А», сам ГОРОХ и буква О.  Так картинка хорошо запоминается и в последствии легко вспоминается. Для запоминания нужно сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и потом правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно.

         Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат листы со словарными словами, в которых пропущены буквы, попробуйте изобразить слово графически используя ассоциации.

 

1 группа  авт..м..биль

 

2 группа  с..лют      

 

3 группа  ж..л..зо

 

СЛАЙД 7-8

 

Мнемонические рифмовки.

Хороший результат при запоминании написания словарных слов дают шуточные стихи, вопросы и загадки.

 

Гуляет АЛЛА ПО АЛЛее –

Две буквы «Л» пиши скорее!

 

-В каких словах ель «растет»?

Учитель, картофель

 

-Какие слова любит лягушка?

Москва, квартал, квартира…

 

Дробь барабана

Слышна издалека.

В слове БАРАБАН

Пиши три буквы «А».

 

ПАпа И Паша ПАЛЬТО покупали.

ПАпа и ПАша купили ПАльто.

Бабушке с мамой ПАЛЬТО показали,

Бабушка с мамой

Сказали: « Не то»

 

-Теперь задание для вас, уважаемые коллеги:

 

1 группа Любимые слова вороны. (Карман, картина, картофель, карандаш, карикатура)

2 группа В каких словах спрятался род? (город, огород)

3 группа В какие слова забрался вор? (ворона, воробей)

 

СЛАЙД 9

 

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций предусматривает подбор ассоциаций по схожести звучания.

Обязательное условие – в придуманных словах эта часть не должна вызывать никаких затруднений в написании. Из созвучных слов составляется предложение.

Например,

Машина - МАШИна у МАШИ.

заПАД – на западе солнце ПАДает;

пАССАжир – пассажир берёт билет в кассе (кАССА);

стАдИон – стАдо дИких зверей на стадионе;

уЛИЦа – на улице встречаю знакомые ЛИЦа;

УЧЕник – УЧЕние для уЧЕника муЧЕние

РЕБята – ребята отгадывают РЕБус;

СОрока – СОрок СОрок воровали горох;

ДЕревня – ДЕдушка живет в ДЕревне;

 

СЛАЙД 10

 

Метод группировки заключается в том, что запоминание происходит легче, если дети мысленно представляют явления или действия, предметы, которые обозначают слова. Рекомендуется записывать не более 3-5 слов.

 

Например, работа, сапоги, пальто, машина, завод (папа собрался на работу,

надел сапоги, пальто, сел в машину и поехал на завод); рисунок, сирень, улица (художник на улице рисовал рисунок сирени с натуры).

 

Среди словарных слов, которые ученики должны выучить, много слов, содержащих букву «О». Я предлагаю вам выполнить похожее задание. Нужно составить текст.

Игра  «Огород» На листах записано начало текста, попробуйте его продолжить, но ПРИ  условии: « Слова должны содержать непроверяемую безударную гласную «О».

         Однажды стояла хорошая погода. Девочка взяла лопату и …

 

СЛАЙД 11

 

Дети запоминают:

           10%  того, что  читают,

         20 %  того, что  слышат,

         30 %  того, что  видят,

          50%  того, что  говорят,

          70%  того, что  видят и слышат,

         90%  того, что  говорят и делают.

 Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехники активизирует познавательную деятельность ребенка, обеспечивая успех в учебе.

 

СЛАЙД 12       

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

« Яг...дки »

 

 

«М…линки»

 

 

«З...мл...нички»


авт…м…биль

 

 

 

 

 

 

 

с…лют      

 

 

 

 

 

 

 

ж…л…зо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа

 

Любимые слова вороны.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

2 группа

 

В каких словах спрятался род?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

3 группа

 

В какие слова забрался вор?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Однажды стояла хорошая погода. Девочка взяла лопату и …

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Мастер – класс «Приемы мнемотехники при изучении словарных слов в начальной школе»

Мастер – класс «Приемы мнемотехники при изучении словарных слов в начальной школе»

И вот здесь на помощь учителю приходит- мнемотехника- (греч

И вот здесь на помощь учителю приходит- мнемотехника- (греч

Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат листы со словарными словами, в которых пропущены буквы, попробуйте изобразить слово графически используя ассоциации

Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат листы со словарными словами, в которых пропущены буквы, попробуйте изобразить слово графически используя ассоциации

СЛАЙД 9 Метод звуковых (фонетических) ассоциаций предусматривает подбор ассоциаций по схожести звучания

СЛАЙД 9 Метод звуковых (фонетических) ассоциаций предусматривает подбор ассоциаций по схожести звучания

Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехники активизирует познавательную деятельность ребенка, обеспечивая успех в учебе

Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехники активизирует познавательную деятельность ребенка, обеспечивая успех в учебе

« Яг...дки »

« Яг...дки »

«М…линки»

«М…линки»

«З...мл...нички»

«З...мл...нички»

авт…м…биль

авт…м…биль

с…лют

с…лют

ж…л…зо

ж…л…зо

Любимые слова вороны. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Любимые слова вороны. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каких словах спрятался род? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каких словах спрятался род? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В какие слова забрался вор? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В какие слова забрался вор? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Однажды стояла хорошая погода.

Однажды стояла хорошая погода.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2022