Мастер – класс
«Приемы мнемотехники при изучении словарных слов в начальной школе»
Цель: ознакомить участников мастер-класса с примерами использования мнемонических приемов обучения при изучении словарных слов.
Задачи: передать свой опыт путем прямого и комментированного показа предложенного вида работы, предложить примеры использования мнемотехники на уроках русского языка.
Аудитория: участники конкурса «Учитель года»
Ход мастер-класса
I. Организационный момент.
СЛАЙД 1 - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут ……... Я учитель начальных классов.
А чтобы определить тему мастер- класса, прошу обратить ваше внимание на таблички с названиями ваших групп. Вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы. Прочитайте, название ваших групп («Яг..дки», «М…линки», «З..мл.нички»). Определите, пожалуйста тему моего мастер-класса. (Будем говорить о словарных словах).
По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми гласными составляют 60-70% словарного запаса человека. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основы этой грамотности закладываются в начальных классах. Поэтому проблема словарной работы на уроках русского языка в настоящее время является наиболее актуальной.
СЛАЙД 2
Все люди обладают различными видами памяти. У каждого свой способ восприятия и обработки информации. Так, например, одни лучше и быстрее запоминают зрительно, другие – на слух, третьи – при помощи двигательных ощущений. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
СЛАЙД 3
И вот здесь на помощь учителю приходит- мнемотехника- (греч. – искусство запоминания) система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти Слово мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемосина, богиня памяти.
Тема моего мастер-класса «Приемы мнемотехники при изучении словарных слов в начальной школе»
СЛАЙД 4
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Из школьных лет отлично помню незатейливые стишки для запоминания отдельных тем и терминов: биссектриса – это крыса, бегающая по углам и делящая угол пополам, медиана – это обезьяна, лазающая по сторонам и делящая стороны пополам.
СЛАЙД 5.
Примером использования мнемотехники с древних времен является славянская азбука, название букв которой придумано с целью запоминания: А (аз), Б (буки), В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол), Д (добро), Е (есть) – письменность есть добро; Р (рцы), С (слово), Т (твёрдо) – произноси слово твёрдо.
С ранних лет дети без труда рисуют радугу, вспоминая и используя известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Все это и есть приёмы мнемотехники.
СЛАЙД 6
Я хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с некоторыми из них.
Прием графических ассоциаций
Прием графических ассоциаций очень нравится детям. При запоминании написания словарного слова предлагается сделать рисунок, обозначающий само слово и зашифровать в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово РАКЕТА, то на картинке должны быть и сама ракета, и буква «А», сам ГОРОХ и буква О. Так картинка хорошо запоминается и в последствии легко вспоминается. Для запоминания нужно сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и потом правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно.
Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат листы со словарными словами, в которых пропущены буквы, попробуйте изобразить слово графически используя ассоциации.
1 группа авт..м..биль
2 группа с..лют
3 группа ж..л..зо
СЛАЙД 7-8
Мнемонические рифмовки.
Хороший результат при запоминании написания словарных слов дают шуточные стихи, вопросы и загадки.
Гуляет АЛЛА ПО АЛЛее –
Две буквы «Л» пиши скорее!
-В каких словах ель «растет»?
Учитель, картофель…
-Какие слова любит лягушка?
Москва, квартал, квартира…
Дробь барабана
Слышна издалека.
В слове БАРАБАН
Пиши три буквы «А».
ПАпа И Паша ПАЛЬТО покупали.
ПАпа и ПАша купили ПАльто.
Бабушке с мамой ПАЛЬТО показали,
Бабушка с мамой
Сказали: « Не то»
-Теперь задание для вас, уважаемые коллеги:
1 группа Любимые слова вороны. (Карман, картина, картофель, карандаш, карикатура)
2 группа В каких словах спрятался род? (город, огород)
3 группа В какие слова забрался вор? (ворона, воробей)
СЛАЙД 9
Метод звуковых (фонетических) ассоциаций предусматривает подбор ассоциаций по схожести звучания.
Обязательное условие – в придуманных словах эта часть не должна вызывать никаких затруднений в написании. Из созвучных слов составляется предложение.
Например,
Машина - МАШИна у МАШИ.
заПАД – на западе солнце ПАДает;
пАССАжир – пассажир берёт билет в кассе (кАССА);
стАдИон – стАдо дИких зверей на стадионе;
уЛИЦа – на улице встречаю знакомые ЛИЦа;
УЧЕник – УЧЕние для уЧЕника муЧЕние
РЕБята – ребята отгадывают РЕБус;
СОрока – СОрок СОрок воровали горох;
ДЕревня – ДЕдушка живет в ДЕревне;
СЛАЙД 10
Метод группировки заключается в том, что запоминание происходит легче, если дети мысленно представляют явления или действия, предметы, которые обозначают слова. Рекомендуется записывать не более 3-5 слов.
Например, работа, сапоги, пальто, машина, завод (папа собрался на работу,
надел сапоги, пальто, сел в машину и поехал на завод); рисунок, сирень, улица (художник на улице рисовал рисунок сирени с натуры).
Среди словарных слов, которые ученики должны выучить, много слов, содержащих букву «О». Я предлагаю вам выполнить похожее задание. Нужно составить текст.
Игра «Огород» На листах записано начало текста, попробуйте его продолжить, но ПРИ условии: « Слова должны содержать непроверяемую безударную гласную «О».
Однажды стояла хорошая погода. Девочка взяла лопату и …
СЛАЙД 11
Дети запоминают:
10% того, что читают,
20 % того, что слышат,
30 % того, что видят,
50% того, что говорят,
70% того, что видят и слышат,
90% того, что говорят и делают.
Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехники активизирует познавательную деятельность ребенка, обеспечивая успех в учебе.
СЛАЙД 12
Спасибо за внимание!
« Яг...дки »
«М…линки»
«З...мл...нички»
авт…м…биль
с…лют
ж…л…зо
1 группа
Любимые слова вороны.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 группа
В каких словах спрятался род?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 группа
В какие слова забрался вор?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Однажды стояла хорошая погода. Девочка взяла лопату и …
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.