Мастер – класс
«Создание условий для самореализации школьников через групповую работу»
Подготовила:
учитель начальных классов
Любовская Н.А
Цель: повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе.
Задачи:
1) раскрыть сущность групповой работы;
2)познакомить с плюсами и минусами групповой работы;
3)познакомить с этапами групповой работы;
4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.
Ход мастер-класса:
- Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада возможности пообщаться с вами и поделиться своим опытом по использованию групповой работы на уроках в начальной школе.
Теоретическая часть
1.Выделение проблемы.
Какой же учитель нужен современной школе? Учитель не «транслятор» знаний, а организатор тщательно спланированной учебной деятельности, а для того чтобы быть организатором учебной деятельности, нам помогает групповая работа.
2.Сущность групповой работы.
Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.
Основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
3.«Плюсы» групповой работы на уроке.
ü преодоление страха ошибиться
ü повышение учебной и познавательной мотивации
ü снижение уровня тревожности учащихся
ü возможность почувствовать себя увереннее
ü развитие умений слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог
ü совершенствование межличностных отношений в классе
ü учащиеся лучше усваивают материал
ü развиваются творческие способности
ü помогает сделать урок интереснее
ü улучшается психологический климат в классе
«Минусы» групповой работы на уроке.
Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков.
ü Групповой работе надо сначала научить. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
ü Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
ü «Ложное» товарищество. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
ü Низкий уровень дисциплины, шум на уроке
ü Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя
4.Этапы групповой работы
ü Первый этап групповой работы это деление на группы.
Конечно, при делении на группы следует учитывать психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности – всё для того, чтобы ребятам работалось комфортно, и они выполнили поставленную учителем задачу. Деление на группы зависит от целей и задач, поставленных на уроке.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.
1. По желанию.
Этот метод применяется в случаях, когда владеют навыками групповой работы и могут за короткий промежуток времени объединиться по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
· Разделитесь на группы по ... человек.
· Разделитесь на ... равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Способы формирования «случайной» группы: объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, на соседних партах). «Собираем пословицу», «Составь текст» и другие.
3. По определенному признаку.
Этот способ я использую чаще других, т.к. он требует определенных знаний по предмету. Перед уроком на парту каждому ученику кладется карточка. Например, при изучении частей речи дети объединяются, ориентируясь на то, слово какой части речи написано на карточке. Так можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился, по цвету глаз и так далее.
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.
ü Второй этап групповой работы это выработка правил работы в группе
Прежде чем приступить к групповой работе, мы вместе с детьми устанавливаем подходящие для работы групп правила. У нас их минимальное количество, и они должны дополняют правила поведения на уроке
Мы обязательно озвучиваем их перед тем, как они начинаем работать в группах.
Виды групповой работы
ü Работа в парах.
ü Мозговой штурм.
ü Игра «Продолжи».
ü Охота за сокровищами.
ü Снежный ком.
ü Мозаичная группа или Пазлы.
Работа в парах оказывает неоценимую помощь. Её я использую в своей работе довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению. У них вырабатываются навыки совместной работы. Чтобы работать таким образом, потребовалось определенное время. Ведь детей нужно было научить: - работать в паре, то есть научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища; работать с карточкой: читать и формулировать прочитанное, ставить вопросы к тексту, выделять главные мысли, озаглавливать текст, четко формулировать свое понимание, свою мысль.
Какие задания я предлагаю детям?
1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
2. Проверка домашнего задания. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.
3. Работа с карточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры и т.д.
Мозговой штурм - метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – активизация мышления учащихся и развитие умения краткого, четкого изложения мыслей. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна вызывать активный интерес школьников.
Примеры задач:
1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
2. Как можно определить время, если нет часов?
3. Что надо сделать, чтобы игрушка никогда не терялась?
4. Надо вычистить изнутри стеклянную бутылку. Как быть?
- В ходе данного задания у учащихся развивается логическое мышление, умение выстраивать алгоритм действий в той или иной ситуации, развивается речь. Ответы учащихся вызывали у меня чувство восхищения и гордости.
Игра «Продолжи»
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Данную игру я использую на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, на уроках литературного чтения при чтении произведений «по цепочке»)
Охота за сокровищами
Учитель составляет вопросы. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
Снежный ком.
Суть данной дидактической игры, цель которой развитие навыков аудиальной памяти, состоит в том, что первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Игру «Снежный ком» я люблю использовать на уроках русского языка в работе со словарными словами. Так, дети друг за другом повторяют словарные слова, добавляя каждый раз своё, тем самым идет повторение и запоминание перечня словарных слов.
Пазлы
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
Так, например, при изучении темы «Растения» дети были разделены на 3 пары. 1-ая пара изучала деревья, 2-ая – кустарники, а третья – травы. Каждая пара, изучив свою часть темы, представляла полученный результат, который помог обобщить всю тему полностью. В заключение работы делались выводы. В процессе выполнения задания я следила за работой в группе, помогая конструктивно вести диалог, используя фразы-шаблоны:
- Какие группы растений вы изучали?
- Каковы признаки деления растений на группы?
- Какие названия растений относятся к каждой группе?
Советы учителю.
Хочется дать несколько советов учителю по организации групповой работы:
· нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
· следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
· групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут – в 3-4 классах;
· нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
· нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
5.Практическая часть
Работа в парах
Сегодня мы попробуем выступить в роли учеников. И для начала попробуем поработать в парах. Давайте составим пары. Попрошу выйти ко мне коллег, у которых на столе лежали картинки... Т.е. получается, что мы разделились на две пары «Случайным образом».
- Я попрошу коллег в парах выполнить следующее задание: в процессе диалога со своей парой выясните сходства и отличия между вами. (Заслушивание ответов участников).
Мозговой штурм
- Давайте создадим две пары «По желанию»
Вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти как можно больше решений.
/ - Добавить холодную воду, заварку или молоко. - Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. - Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. - Добавить много варенья или сахара. - Переливать через воронку. - Погружать холодные ложки. - Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег./
Работа в группах
- Продолжаем выступать в роли учеников. Сейчас у нас будет работать две группы. Я предлагаю прием деления «По лидеру». Возьму двух человек. Вы два лидера, назовем вас капитаны команд. Вы сами набираете себе команды, каждый из вас называет имя участника, которого он хотел бы взять к себе в команду. Лидеры отвечают за работу в группе. Итак, группы сформированы.
- Перед вами на столе лежит все необходимое для работы: прямоугольная основа, конверты с фигурами и клей. Разложите весь набор перед собой. Вам необходимо создать симметричный узор в прямоугольнике из предложенных фигур. Задача ясна? Приступайте к работе.
- А пока наши группы работают, остальные коллеги будут смотреть, как эта работа в группе по созданию узора в полосе проходила с моими учениками.
Показ фильма
Инсценировка отрывков из произведений
- Предлагаю посмотреть, как работали в группе мои ученики на уроке литературного чтения.
Показ фильмов
Советы учителю.
Хочется дать несколько советов учителю по организации групповой работы:
· нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
· следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
· групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут – в 3-4 классах;
· нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
· нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
- Свое выступление я хочу закончить вот таким прекрасным стихотворением нашей коллеги Галины Алексеевны Волковой:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век 21 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо вам огромное за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.