Мастер-класс " В математике все для жизни"
Оценка 4.8

Мастер-класс " В математике все для жизни"

Оценка 4.8
Мероприятия +1
docx
05.04.2024
Мастер-класс " В математике все для жизни"
205330386ad4cd7c3552102d5ae20544.docx

Мастер – класс по математике на тему

 «Функциональная грамотность на уроках  математики»

Из дома реальности легко забрести

в лес математики, но лишь

немногие находят дорогу назад.

Хуго Штейнхаус

 

Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри и участники конкурса! Меня зовут Чочуева Лариса Тахировна, я работаю учителем математики в МКОУ СОШ им.Р.А.Батчаевой с.п.Бабугент.

 

Математика в жизни человека занимает особое место. Но мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её. Кто ее любит, а кто-то не понимает, начиная со школьной скамьи. Сегодня я хочу вам показать, что математика – это вся наша жизнь!

 

Ребенок только родился, а в его жизни уже появились первые цифры: рост, вес.

- Малыш растет. Он уже знает цифры и решает небольшие примеры.

- Уже школа. Ребенок познает все новое и новое. Новые задачи и примеры, геометрические фигуры и формулы, домашние задания.

- Стал взрослый. Тот человек, который был маленький и потихоньку познавал мир, стал взрослым. Впереди работа и как раз здесь пригодятся его знания. Особенно математика.

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультипликационного фильма «В стране невыученных уроков» и прошу сказать мне, какая тема моего мастер-класса? (Демонстрируется фрагмент мультфильма, когда мальчик решает задачу и в ответе получает полтора землекопа).

  Ваши версии о теме моего мастер-класса? (выслушиваю несколько предположений).

Свой мастер класс я назвала «В математике все для жизни».

 Вопрос к залу: Скажите, будучи учеником, что на уроках математики вы делали? Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…) Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.

 

Вопрос к залу: Так зачем же в школе учат решать задачи? (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)

Пытаясь понять, почему, несмотря на все старания учителей, учащиеся с большим трудом воспринимают точные науки, мы естественным образом выходим на проблему взаимоотношений научных знаний и научного мышления, с одной стороны, и здравого смысла, реальной жизни  - с другой.

 Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.

Одна из составляющих функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач.

 

Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку (рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п.) Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.

Сегодня я хочу связать функциональную грамотность и задания ВПР, ЕГЭ. Поэтому, предлагаю вашему вниманию некоторые практико-ориентированные задачи.

  Для проведения мастер-класса мне нужны помощники, я прошу подняться на сцену 3 человек, просьба, это не должны быть учителя математики.

 ФОКУС-ГРУППА

Участникам второй фокус-группы я предлагаю в течение 12 минут решить задания ЕГЭ по математике (базовый уровень).

   В вашем распоряжении: реальный тест, справочный материал, который предлагается выпускникам на экзамене. Единственным нарушением будет калькулятор, которым вы можете воспользоваться из-за ограниченности вашей работы по времени. Прошу вас приступить к выполнению заданий, ответы внести в таблицу.

Номер задания

ответ

Номер задания

ответ

1

 

11

 

2

 

12

 

3

 

13

 

4

 

14

 

5

 

15

 

6

 

16

 

7

 

17

 

8

 

18

 

9

 

19

 

10

 

20

 

 

   Коллеги! Пока мои помощники работают, я прошу вас посмотреть на экран.

   В целях отработки математических понятий, свойств и правил можно использовать математические софизмы.

      Перед вами математический софизм:

Значение слова «софизм» по Ожегову:

Софизм - формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений.

    Найти ошибку в софизме – осмыслить правила, значит приобрести опыт.

   При подготовке школьников к сдаче ЕГЭ по математике наблюдаю ошибки, которые они допускают из-за отсутствия жизненного опыта, и как следствие – здравого смысла.

     На слайде вы видите задачу, предлагаемую на ЕГЭ:

 

     Вы видите решение, которое представил выпускник. Я уверена, что вы видите ошибку в решении, и это не зависит от того, как давно вы учили математику. Дело в вашем жизненном опыте. Такое решение выпускники представляют ежегодно. Я тогда задаю вопрос: «А сколько зарабатывают твои родители, если только за свет они платят более 20000 рублей?» Этот вопрос вызывает некоторое смущение, но является толчком, чтобы задуматься над тем, что задача требует другого решения.

     Вашему вниманию представляю следующую задачу. Вам не нужен калькулятор, вычисления верные, но задача решена не правильно. Почему? (к ошибке привела неверная ассоциация – слив – отнять)

 

      Как вы считаете, почему была допущена эта ошибка? Скажите, эта задача связана с жизнью? Ошибка в решении была допущена из-за отсутствия опыта у школьников, в задаче описана реальная ситуация, с которой сталкиваются взрослые ежемесячно при оплате коммунальных услуг.

  Уважаемые коллеги!

      А следующую задачу я предлагаю учащимся 5-11 классов. Прошу учеников прочитать условие и обратить внимание на ответ задачи. Почему задача решена неверно? Ответ звучит мгновенно: «Не может количество холодильников выражаться дробным числом».

   Это уже ближе к нашим «полтора землекопам».

        Современные школьники часто не знают, как решить задачу, так как не понимают процесс (отсутствие опыта), который описан в задаче. Иногда приходится подробно об этом рассказывать, или представлять условие в виде схемы. Предложенная мнемоническая схема раскрывает процесс получения сливочного масла и позволяет соотнести величины, которые будут получаться при решении.

 

       Важнейшим требованием общества к подготовке выпускников школ является формирование у них широкого научного мировоззрения, основанного на прочных знаниях и жизненном опыте, готовности к применению полученных знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.

        Уважаемые участники!

        Сейчас мы рассмотрим результаты выполнения практического задания.

          Коллеги, обратите внимание, что за 10 минут были решены 6 заданий, а чтобы сдать ЕГЭ по математике, нужно верно решить 7 заданий. Анализ выполнения заданий показывает, что выбирались практико-ориентированные задачи, где в первую очередь важен опыт и здравый смысл. Остальные задания были выполнены с использованием справочного материала.

   Перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании обучающихся представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.

     На уроках математики нужно обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала с его практической значимостью.

Я хочу закончить  словами Роджера Бэкона: «Устройство нашего мира непостижимо без знания математики».

 

 

 

 

 

 

 


 

Мастер – класс по математике на тему «Функциональная грамотность на уроках математики»

Мастер – класс по математике на тему «Функциональная грамотность на уроках математики»

Вопрос к залу: Скажите, будучи учеником, что на уроках математики вы делали?

Вопрос к залу: Скажите, будучи учеником, что на уроках математики вы делали?

Сегодня я хочу связать функциональную грамотность и задания

Сегодня я хочу связать функциональную грамотность и задания

В целях отработки математических понятий, свойств и правил можно использовать математические софизмы

В целях отработки математических понятий, свойств и правил можно использовать математические софизмы

Вы видите решение, которое представил выпускник

Вы видите решение, которое представил выпускник

Уважаемые коллеги! А следующую задачу я предлагаю учащимся 5-11 классов

Уважаемые коллеги! А следующую задачу я предлагаю учащимся 5-11 классов

Уважаемые участники!

Уважаемые участники!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024