Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа- интернат»
Курский муниципальный округ Ставропольского края
IX открытый
педагогический
фестиваль
Курского района
“Симфония урока - 2022”
Номинация «Ярмарка методических идей»
Тема мастер класса
«Приемы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках литературы»
Выступление учителя
русского языка и литературы
МКОУ «Школа-интернат» с. Русского
Гупаловой Натальи Михайловны
Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках литературы
Гупалова Н.М., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Школа-интернат»
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
1. Мотивация учения.
2. Постановка педагогической проблемы.
3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
4. Подведение итогов мастер-класса.
5. Рефлексия.
Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.
Задачи в области читательской грамотности:
1. видоизменение сплошного текста (составлять инструкцию на основе сплошного текста);
2. чтение текста (восприятие его, извлечение информации, данной в явном и неявном виде, интерпретация её);
3. связь информации из текста со своим опытом;
4. формулирование своей точки зрения и обоснование её;
5. извлечение информации из текста, иллюстрации.
Основу содержания русского языка, литературы, как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
1. осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
2. пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
3. ответы на вопросы;
4. анализ и интерпретация произведения;
5. составление планов;
6. характеристика героя;
7. написание отзыва;
8. написание сочинения. др.
Я хочу поделиться эффективными, на мой взгляд, приёмами работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. Конечно же, приёмы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества Н.В.Гоголя дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Гоголе и его произведениях, что узнали нового, какие его произведения читали и что хотели бы узнать еще. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаю задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема:
Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
Прием «Верите ли вы, что…?
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются
Итак, верите ли вы, что некоторые факты биографии, влияют на жизненный путь? (Работа с биографией В.Муль)
Прием – «Словарики»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята используют различные словари.
Наша Родина подобна дому построенному из кирпичей, каждый кирпич несет свой смысл. Я предлагаю Вам выбрать кирпич и построить наш дом.
Дом построен! Из чего он состоит? (добра, любви, сочувствия, сострадания и т.д.)
Если мы потеряем один из кирпичей дом потеряет равновесие. Так давайте беречь наш дом (учить учащихся беречь наш дом –нашу малую Родину)
В современном мире инноваций, в условиях информационной глобализации наблюдается устрашающая тенденция – ослабление интереса к чтению, утрата его исключительной роли, но такое положение грозит большим социальным риском. Без чтения невозможно приобщение ребенка к многонациональной культуре, которая включает весь комплекс духовных, материальных и интеллектуальных черт общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.