Мастер-класс "Ансамблевые навыки"
Оценка 4.9

Мастер-класс "Ансамблевые навыки"

Оценка 4.9
docx
10.01.2021
Мастер-класс "Ансамблевые навыки"
Мастер-класс Ансамблевые навыки Шалаев А.В.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИИЙ ЦЕНТР»

 

Мастер-класс «Ансамблевые навыки»

 

 

Екатеринбург, 2020 год

Ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы;  активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, так как совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике,  специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. К основным ансамблевым навыкам можно отнести “чувство партнера”, умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

Коллективное музицирование представляет собой учебно-исполнительский процесс, в котором органично связаны обучение, воспитание и последующее исполнение музыкально-художественных произведений, ориентированные на усвоение основ ансамблевого исполнительства, способов и опыта многообразной личностно-ориентированной деятельности в области музыкального искусства.

Игра в ансамбле «Учитель-ученик» помогает ребёнку уже на первых уроках почувствовать себя равноправным музыкантом даже исполняя несколько звуков. Материалом может служить детские песенки, музыка к мультфильмам, телепередачи. С постепенным охватыванием звукоряда, введение всё новых ритмов, усложнение фактуры происходит дальнейшее развитие двигательного аппарата, зрительных и слуховых ощущений, навыков чтения с листа.

Ансамблевое творчество расширяет исполнительские возможности музыкантов, делая доступным исполнение сложных произведений, тем самым расширяя и обогащая музыкальный кругозор исполнителя. Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, обогащает музыканта и способствует развитию его как сольного исполнителя.

Коллективное музицирование даёт возможность реализоваться даже самому слабому учащемуся, даёт возможность его активного участия в концертной деятельности.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале – это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом.

В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план ради единого целого. Репертуар для таких ансамблей педагог может найти почти в каждом нотном сборнике. В дальнейшем – ансамбли формируются из учащихся.

Любой вид творчества имеет свою специфику, особенности и технику. Основы техники музыканта - ансамблиста предопределены уже самим названием жанра и заключаются в умении сыграть вместе.

Ансамбль - это совместный коллективный труд, где все художественные идеи и замыслы реализуются совместными усилиями партнёров. При рассмотрении важных проблем ансамблевой техники можно условно выделить два её основных элемента: синхронное звучание и  динамическое равновесие.

Синхронность ансамблевого музицирования подразумевает единое понимание и чувствование партнёрами темпа, ритмического пульса, одинакового исполнения штрихов и приёмов игры. Под синхронностью понимается совпадение  длительностей. Синхронность - это первое техническое требование совместной игры. Нужно вместе взять и вместе снять звук, вместе выдержать паузу. Единство темпа особенно сказывается в паузах или на длинных звуках. В таких случаях может быть ускорение темпа.

Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать особенности форм произведения. Очень важно научить совместному исполнению динамических оттенков. Для многих начинающих участников ансамбля большой трудностью является определение градации собственному звучанию в коллективе.  Поэтому необходимо воспитывать сознательно творческое отношение к делу, понимание роли каждой партии в данном произведении.

Для педагога-музыканта ансамблевое музицирование особо привлекательно с педагогической, развивающей точки зрения. Здесь мы находим решение задач по развитию как музыкальных, так и личностных качеств ребенка.

Все дети с интересом относятся к этой форме коллективного творчества и с радостным энтузиазмом берутся за новое дело. Но для этого необходимо овладение рядом специфических навыков, знаний и умений, направленных именно на групповое музицирование. Необходимо в достаточной мере владеть своим инструментом, что мотивирует ученика к более продуктивным занятиям. Надо иметь опыт и сольного исполнения, и аккомпанирования, а это побуждает ребенка к освоению новых приемов, повышению своего профессионального уровня.

Уверенное владение всеми средствами выразительности является необходимым условием для достижения художественных целей. Первым этапом является изучение и анализ элементарных исполнительских навыков и приёмов. Необходимой предпосылкой музыкального переживания является грамотное прочтение нотного (табулатурного) текста.

Ансамблевое музицирование и само по себе хорошо тем, что даёт детям жизненно-необходимые навыки общения в коллективе, который делает одно общее дело, но состоит из отдельных личностей, каждая из которых имеет свой индивидуальный голос и свою индивидуальную значимость для остальных членов коллектива и при должном усердии может стать солистом, лидером.    

Игра в ансамбле дарит радость коллективного творчества, вселяет в нерешительных веру в собственные силы, поддерживает робких, помогает быстрее и ярче раскрыться таланту , а стало быть, является социально-значимой деятельностью.

Дуэт педагог - ученик необходим, когда осуществляется освоение первоначальных пианистических навыков, да и в дальнейшем имеет право быть, но наибольший интерес в педагогической практике, на мой взгляд, представляет дуэт ученик-ученик. В ансамбль следует подбирать партнеров с одинаковыми физическими способностями, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом.

Единство пульса и ритма также является необходимым условием в  дуэте. Как известно вопросы скорости движения, темпа связаны с соразмерностью отдельных звуков и пауз, то есть с вопросами ритма. Работа над единым пульсом может осуществляться как под метроном, так и без него следующим образом. Если работа над фрагментом ведется без метронома, учитель исполняет роль дирижёра или считает. После того как партнеры поняли и почувствовали ритм и пульсацию, которая определяется по мелким длительностям, фрагмент исполняется на инструменте.

Возможна постановка следующих вариантов исполнительских задач: освоение произведений менее сложных, чем позволяет исполнительский уровень коллектива; освоение произведений у границы исполнительских возможностей коллектива; освоение произведений, позволяющих достичь нового качественного исполнительского уровня коллектива.

Произведения первой группы позволяют в полной мере сосредоточиться на музыкальности и слаженности исполнения, удовлетворить стремление к качественному музицированию. Осваивая произведения второй группы, оба метода используются примерно на равных.

Педагогу желательно разумно подходить к выбору сложности ансамблевого репертуара, учитывая индивидуально - слуховые, творческие, технические данные дуэта, хотя и следует помнить, что трудности, несколько опережающие сегодняшнее развитие ученика, становится источником его будущего продвижения.

Необходимо так планировать работу над ансамблем, чтобы дуэт совершенствовался в поиске образно-слуховых и художественных задач. Такая творческая работа впоследствии доставит немало радостных минут и ученикам, и преподавателю. Задача преподавателя - развивать и активизировать творческое начало личности ребенка.

Методика ансамблевых занятий - одна из самых важных тем в музыкальном образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кармен

«Карме́н» (фр. Carmen) — опера Жоржа Бизе (французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».) в четырёх актах, премьера которой состоялась 3 марта 1875 года в парижской «Опера-Комик». Либреттисты оперы — Анри Мельяк и Людовик Галеви, сюжет создан по мотивам одноимённой новеллы Проспера Мериме.

Отмечается, что опера стала всемирно известной из-за гармонии, идеальной оркестровки, точной передачи драматургии посредством музыки. С 1890-х годов опера неоднократно записывалась на различных носителях. На основе «Кармен» Жоржа Бизе создавались различного рода вариации, одной из которых является балет Родиона Щедрина «Кармен-сюита».

Действие оперы происходит в Испании в первой половине XIX века. Основные персонажи — цыганка Кармен, сержант дон Хозе, тореадор Эскамильо и невеста Хозе Микаэла. Помимо них в опере представлен ряд второстепенных персонажей: офицеры, солдаты, цыгане, контрабандисты, тореадоры, владелец таверны и простой народ.

Пётр Чайковский, видевший первые постановки «Кармен», писал, что опера Бизе — «это в полном смысле шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире…». В дальнейшем «Кармен» получила всемирную известность, её исполняли многие оперные звёзды. Так, в Нью-Йорке партию Хозе пел Энрико Карузо (с 1906 по 1919 годы). Опера имела успех в Германии, где в числе её зрителей были Отто фон Бисмарк и Фридрих Ницше, причём, по словам последнего, произведение Бизе сильно на него повлияло. В России и Советском Союзе «Кармен» ставилась неоднократно, а среди известных исполнительниц главной роли выделяют Веру Давыдову, Надежду Обухову, Елену Образцову, Тамару Синявскую и Ирину Архипову.

Ритм

 

Соло

 

 

Остановимся подробнее на задачах, которые должен ставить перед собой педагог: синхронность при взятии звука; равновесие в звучании; чистота интонации (мелодической, гармонической); единство штрихов и аппликатуры; вырабатывание умения вести и передавать мелодическую линию от партии к партии; воспитание ощущения единой ритмической пульсации.

 

Песенка «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот»

Можно с уверенностью сказать, что предпосылки создания чудесной песенки «Улыбка», которую сочинили композитор Владимир Шаинский и поэт-песенник Михаил Пляцковский, возникли с того момента, когда советские детишки впервые познакомились со сказкой замечательной американской детской писательницы Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» в переводе Ольги Образцовой.

https://soundtimes.ru/images/detpesni/153.jpg

С момента выхода из печати в 1966 году, книжка приобрела такую популярность, что впоследствии было принято решение записать её на пластинку, а затем снять и рисованный мультипликационный фильм. Идея принадлежала художнику Олегу Чуркину, в то время занимающего должность заместителя главного редактора по производству студии «Мульттелефильм». Он впервые решил попробовать себя в роли режиссёра и выбрал для этого сказку о «Крошке Еноте». Чтобы осуществить свой замысел, Олег Дмитриевич подобрал команду настоящих профессионалов, в число которых входила знаменитая актриса Клара Румянова, озвучившая не один десяток мультяшных персонажей, а также популярный композитор Владимир Шаинский, сочинивший немало прекрасных песен и музыки к мультфильмам.

Владимир Шаинский

Сценарий фильма Чуркин попросил написать талантливого литератора Маргариту Долотцеву, а поскольку в заключении предполагалась весёлая песенка, то стихи для неё пригласили сочинить поэта Михаила Пляцковского. Созданный режиссёром творческий коллектив приступил к работе над фильмом с большим воодушевлением, и потому видео сказка получилась настолько доброй и красочной, что выйдя на экраны в 1974 году, сразу завоевала любовь не только маленьких зрителей, но и их родителей, а кроме того была признана шедевром советского анимационного искусства. Что касается радостной песенки, исполненной Кларой Румяновой и прозвучавшей в мультфильме, как олицетворение дружбы и доброты, которой обязательно нужно делиться со всеми, она стала настолько популярной, что сразу ушла в народ и её с удовольствием стали распевать не только дети, но и взрослые.

Олег Чуркин, первой работой которого, как режиссёра, был «Крошка Енот» впоследствии снял ещё более двадцати рисованных мультипликационных лент. Наибольшую популярность среди них получили «Мама для мамонтёнка», «Бюро находок» и «Найда». Стоит также отметить, что многие из мультипликационных фильмов режиссёра Чуркина были сняты на спортивную тематику.

Выдающаяся актриса Клара Румянова, озвучившая Крошку Енота, обладала высоким детским голосом. С 1960-х годов, активно сотрудничая с «Союзмультфильмом», она озвучила свыше трёхсот мультфильмов. Свою уникальную способность Клара Михайловна приобрела при драматических обстоятельствах. Ещё обучаясь во ВГИКе, она сильно заболела воспалением лёгких и потеряла голос, который ранее был весьма низким. После выздоровления актриса обнаружила, что может разговаривать голосом ребёнка, что ей впоследствии пригодилось в творческой карьере и сделало знаменитой.

Владимир Шаинский является автором более трёхсот песен, пятьдесят из которых он создал для детей. Наибольшую известность получили такие композиции, как «Антошка», «Вместе весело шагать», «Голубой вагон», «В траве сидел кузнечик», «Крейсер „Аврора“», «Облака — белогривые лошадки», «Песенка крокодила Гены», «Песенка мамонтёнка», «Песня Чебурашки», «Чунга-Чанга».

Михаил Пляцковский – автор слов «Улыбки» написал огромное количество известных песен, как для взрослых, так и для детей, среди которых особую популярность имеют композиции: «Дважды два — четыре», «Детство — это я и ты», «Если добрый ты», «Чему учат в школе».

Соло (мелодия, голос)

 

Ритм (аккорды)

Заключение

Основные задачи, которые должны быть выполнены учащимися в процессе работы над музыкальным произведением: научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем, в целом и отдельные голоса; ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков; исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения, творчески применять в совместном исполнении музыкально- исполнительские навыки, полученные в специальном классе, получить навыки чтения с листа.

Таким образом, ансамблевое музицирование – прекрасный педагогический инструмент, позволяющий эффективно развивать музыкальные и личностные качества ребенка.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       https://soundtimes.ru/detskie-pesni/ulybka

2.       https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D0%95%D0%BD%D0%BE%D1%82

3.       https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%B5,_%D0%96%D0%BE%D1%80%D0%B6

4.       https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD_(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0)

5.       http://guitarrist.ru/habanera-from-carmen-2-razbor-guitar-g-bizet/

6.       https://www.youtube.com/watch?v=Ql2XdXQBwuU

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендовано Методическим объединением

педагогов художественной направленности

МБУ ДО «Детско-юношеский центр»

город Екатеринбург

 

 

 

В настоящем методическом пособии к мастер-классу использованы материалы из интернета, собственные разработки и фотографии автора.

Для работников системы дополнительного образования детей.

 

Составитель: Шалаев Артем Викторович, педагог дополнительного образования КМЖ «Искорка».


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

Ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей…

Ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей…

Ансамблевое творчество расширяет исполнительские возможности музыкантов, делая доступным исполнение сложных произведений, тем самым расширяя и обогащая музыкальный кругозор исполнителя

Ансамблевое творчество расширяет исполнительские возможности музыкантов, делая доступным исполнение сложных произведений, тем самым расширяя и обогащая музыкальный кругозор исполнителя

Синхронность ансамблевого музицирования подразумевает единое понимание и чувствование партнёрами темпа, ритмического пульса, одинакового исполнения штрихов и приёмов игры

Синхронность ансамблевого музицирования подразумевает единое понимание и чувствование партнёрами темпа, ритмического пульса, одинакового исполнения штрихов и приёмов игры

Ансамблевое музицирование и само по себе хорошо тем, что даёт детям жизненно-необходимые навыки общения в коллективе, который делает одно общее дело, но состоит из отдельных…

Ансамблевое музицирование и само по себе хорошо тем, что даёт детям жизненно-необходимые навыки общения в коллективе, который делает одно общее дело, но состоит из отдельных…

Произведения первой группы позволяют в полной мере сосредоточиться на музыкальности и слаженности исполнения, удовлетворить стремление к качественному музицированию

Произведения первой группы позволяют в полной мере сосредоточиться на музыкальности и слаженности исполнения, удовлетворить стремление к качественному музицированию

Кармен «Карме́н» ( фр. Carmen ) — опера

Кармен «Карме́н» ( фр. Carmen ) — опера

Ритм Соло Остановимся подробнее на задачах, которые должен ставить перед собой педагог: синхронность при взятии звука; равновесие в звучании; чистота интонации (мелодической, гармонической); единство штрихов…

Ритм Соло Остановимся подробнее на задачах, которые должен ставить перед собой педагог: синхронность при взятии звука; равновесие в звучании; чистота интонации (мелодической, гармонической); единство штрихов…

Песенка «Улыбка» из мультфильма «Крошка

Песенка «Улыбка» из мультфильма «Крошка

Сценарий фильма Чуркин попросил написать талантливого литератора

Сценарий фильма Чуркин попросил написать талантливого литератора

После выздоровления актриса обнаружила, что может разговаривать голосом ребёнка, что ей впоследствии пригодилось в творческой карьере и сделало знаменитой

После выздоровления актриса обнаружила, что может разговаривать голосом ребёнка, что ей впоследствии пригодилось в творческой карьере и сделало знаменитой

Заключение Основные задачи, которые должны быть выполнены учащимися в процессе работы над музыкальным произведением: научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем, в целом и отдельные голоса; ориентироваться…

Заключение Основные задачи, которые должны быть выполнены учащимися в процессе работы над музыкальным произведением: научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем, в целом и отдельные голоса; ориентироваться…

Рекомендовано Методическим объединением педагогов художественной направленности

Рекомендовано Методическим объединением педагогов художественной направленности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2021