Технологическая карта урока
Учитель: Горностаева Е.А.
Предмет: математика
Класс: 1
УМК: «Школа России»»
Тема урока: «Единицы длины. Дециметр».
Тип урока: Урок открытия нового знания
Технологии: технология деятельностного подхода, ИКТ - технологии, технология учебного диалога.
Форма проведения: урок
Формы организации работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: тетрадь, учебник « Математика», 1 класс,Ч.2 М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, компьютерная презентация. карточки с заданиями, счётный материал.
Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр;
образовательные:
-учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша;,; закреплять знания нумерации чисел
- сравнивать работу с образцом, работать по инструкции делать выводы;
- закреплять знания нумерации чисел;
-повторить название компонентов сложения и вычитания;
-закрепить умения составлять и решать задачи;
развивающие:
- способствовать формированию компетенции личностного самосовершенствования, коммуникативной компетенции (работа в паре);
-активизация познавательной деятельности уч-ся путём использования информационных технологий;
-развивать умение рассуждать и анализировать.
воспитательные:
-воспитывать интерес к изучению математики;
-воспитывать культуру поведения при различных формах организации работы на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные результаты |
Определение границ собственного знания и незнания способов определения длины в дециметрах |
Метапредметные результаты |
Регулятивные УУД. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Преобразовывать практическую задачу в познавательную; Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
Предметные результаты |
Понимать соотношение величин «см», «дм». Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины. -Уметь решать задачи, пользуясь знаниями полученными ранее.
|
План урока:
№ п/п |
План урока |
Время |
1 |
Организационный момент |
1' |
2 |
Мотивация к учебной деятельности |
2' |
3
|
Актуализация опорных знаний. Устный счёт. |
8' |
4
|
Подготовка к введению темы. Постановка целей и задач урока. |
2'
|
5 |
Реализация поставленных целей и задач урока |
17' |
6 |
Физминутка |
2' |
7
|
Самостоятельная работа |
7' |
8 |
Подведение итогов урока |
4' |
9 |
Рефлексия |
1-2' |
|
45' |
№ |
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты |
|
|
Организация рабочего места. -Здравствуйте, ребята! :- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
: - Начинаем наш необычный урок математики. Чем он необычен? :- А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? За осанкой все следят? Проговаривает стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила
|
Приветствуют учителя и гостей стоя. Садятся за парты. Проверяют свои рабочие места. Отвечают на вопросы учителя.
|
Проговаривание стихотворения: Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
|
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
1. |
I. Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Методы: Словесное приветствие учителя Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности.
|
||||
2. |
II. Актуализация знаний. (Устные упражнения.) Цели: - организовать актуализацию умений выполнять работу с числовым рядом основанную на знаниях по нумерации, выполненное в игровой форме - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - организовать развитие логического мышление через решение задач;
|
Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать, формирует связь с окружающим миром
Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание , выполненные в игровой форме Организует развитие логического мышление через решение задач.
|
Высказывание предположений, актуализация опыта. Осмысление и применение собственного опыта, знаний на практике.
Дети повторяют знание нумерации в пределах 20. Называют последующее и предшествующее число. Находят лишнее число и объясняют почему? |
Ребята, перед трудной работой мы с вами всегда делаем, что разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу. Итак, разминка. 1 На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве? 2.Как называется второй месяц лета? (Июль) 3.Что находится в начале книги? (Буква "К") 4.Прошли четыре дня после воскресенья. Какой сегодня день? (Вторник) 5.Как называется самый короткий месяц в году? (Дайте 2 варианта ответа: февраль, май) 6.Закончите рассуждение: -На скамье сидели Петя, Боря и Коля. Петя справа от Бори, Боря справа от Коли. Следовательно, посередине был… (Боря) Ребята, к нам на урок в гости пришла обезьянка и привела своих друзей. Я предлагаю вам их рассадить поудобнее, но как это можно сделать? Подскажите. Слайд 1 Работа с числовым рядом 15, 19, 11, 13, 9, 17. Слайд 2 Учебник с.51 №4 Слайд3,4 Учебник с.51 (задание на полях) Слайд5 Принесла слону обезьяна Два банана – Вот обрадовала подарком Великана. Был один у него, Теперь сколько стало всего? Подскажите. Если слон больше удава, а удав больше мартышки, кто самый маленький?
|
Учатся оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные УУД)
Учатся осуществлять анализ и нахождение лишнего данного. (Познавательные УУД). |
3. |
III.Подведение к проблеме. Цели: - мотивировать учащихся на аккуратное выполнение работы; уточнить следующий шаг учебной деятельности. |
Введение в тему урока. Фрагмент мультфильма «38 попугаев»
|
Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод. (Нужно измерять одной величиной)
|
А теперь, наши гости хотят рассказать вам вот такую историю. Слайд 6 (фрагмент мультфильма) Ребята, что делали зверята? (измеряли удава) Как? При помощи кого? А как вы думаете, удобно ли будет нам измерять предметы такими величинами. Почему? (Нужно измерять одной величиной) А какие единицы измерения вы знаете? (см)
|
|
4. |
IV. Формирование нового знания через деятельностный подход. |
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует составление совместного плана действий.
Реализует план выхода из затруднения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. |
Дети рассматривают таблицу и приходят к пониманию проблемы Фиксируют индивидуальное затруднение.
Высказывают своё предположение. Приходят к пониманию проблемы.
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности |
Ребята, я предлагаю вам попробовать узнать настоящий рост удава.( фото удава и таблица) Слайд 6. 1 см 9 см 2 дм 4 см 8 см Определите лишнюю запись среди этих величин и узнайте рост удава. 2 дм рост удава, т.к.мы не знаем, что такое «дм». Какая величина нам известна? сантиметр Что можно измерять в сантиметрах? (при помощи линейки) … небольшие предметы Какая из величин нам неизвестна? (покажите) Значит, рост удава 2 дм. Но мы не знаем, что это такое. А хочется вам узнать, что такое «дм»? Да Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр. (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением). Прочитайте по слогам, словам с ударением. Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм». Слайд 7 Тема урока
|
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
5 |
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
|
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Работа в парах, уч ся практическим способом выясняют как выглядит дм. Измеряют предметы, сравнивают величины, делают выводы. Дети линейкой измеряют длину полосок в см и подписывают (1 см, 10 см). Развитие практического навыка измерения величин с помощью линейки. Реализация практической направленности урока. Введение нового математического понятия (дециметр). Использование частично-поискового метода самостоятельного формулирования вывода учащимися.
|
Итак, с чем будем работать на уроке сегодня? … с новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам для измерения нашего гостя, поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним работать. Изучение нового материала Задание 1. У вас на парте лежит полоска бумаги. Измерьте её и подпишите. Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему? Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз. Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной один …? Дециметр Подпиши полоску с другой стороны. Задание 2. Узнай сколько раз можно уложить 1 см в 1 дм? (Дети укладывают, измеряют линейкой). В 1 дм можно уложить 10 см. Так всегда и будем знать: в 1 дм – 10 см. Какой вывод можно сделать? В 1 дм – 10 см Слайд 8 Это важно. ( алгоритм как мы правильно измеряем длину) Давайте теперь, измерим нашего удава при помощи линейки 2 дм, отмерьте верёвку 2 дм, отрежьте. Вот такой длины ребята удавы, когда они рождаются. Можете забрать эти веревочки домой и рассказать родителям, что нового вы узнали об удавах. А взрослые удавы достигают в длину 4,5 метра. Слайд 9
|
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
|
6. |
VI. Включение в систему знаний Цели: - организовать умения преобразовывать величины, решать задачи на основе нового знания.
Физкультминутка. |
Организует закрепление новых знаний .Выполняют задание под руководством учителя в тетради. |
По алгоритму учащиеся чертят отрезок, преобразуют величины. Учащиеся читают, анализируют и решают задачу. |
Откройте тетради, запишите дату. Задание3. Работа по алгоритму ( как правильно начертить отрезок) Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать? По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см (Учитель чертит на доске). Проверь, верно ли ты начертил с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить? … надо наложить… Как подпишем? 1 дм или 10 см Сколько же см в 1 дм? В 1 дм – 10 см Работа по учебнику. Слайд 10 стр. 51 № 2 (12 см=1дм 2 см) у доски с пояснением 16см=1дм 6 см 13см=1дм 3см 14 см = 1 дм 4 см Задача. У слонёнка длина хвоста з дм, а хобота на 7 дм больше. Чему равна длина хобота? Слайд 11 |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь высказывать своё предположение на основе нового знания (Коммуникативные УУД) (Регулятивные УУД) |
7. |
VII. Самостоятельная работа. - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на закрепление изученного материала; организовать самопроверку (по образцу) - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Организует работу в группах Организует самопроверку
|
Проверка Учащиеся работают с карточками. Задания дифференцированные. 1уровень преобразовать величины 2 уровень Найти недостающее значение. 3 уровень Сравнить величины.
Проверь! |
Наши гости подготовили вам ещё одно задание. Каждый получает свою карточку, постарайтесь его выполнить быстро и правильно. 1 уровень. Слайд 12 17см = дм см 19см = дм см 11см = дм см 2 уровень Слайд 13 2 дм + дм = 5дм 4 дм + дм = 7 дм 8 дм - дм = 7 дм 3 уровень Слайд 14 3дм … 9 дм 1 дм … 10 см 6дм … 4 дм Слайд15 З+5=7 (д) 8-6=3(а) 10-7=3(м) 9-6 =3(б) 4+4=8(в) 10-8=2(г) 2+5+3=10 (ж) 9-9+1=10(к)
|
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
|
14. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию.
|
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
|
Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была?
- Оцените свою работу на уроке, используя схему (Слайд 16) знаю
я запомнил
смог
- Оцените свою деятельность на уроке, используя карточку с бананом: жёлтый (не было ошибок), зелёный (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания). |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.