Окружающий мир, 2 класс
УМК «Гармония», О. Т. Поглазова
Предмет, класс |
Окружающий мир, 2 класс |
||||
УМК, автор программы |
УМК «Гармония», О. Т. Поглазова |
||||
Учитель |
Горностаева Е.А. , учитель начальных классов МОБУ СОШ № 15 г. Оренбурга |
||||
Тема урока, № урока в рабочей программе |
«Что такое солнце?». Урок № |
||||
Цель урока |
формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развивать умения соотносить реальный и видимый размер тела, учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоления. |
||||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
||
формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле |
Развивать умение сопоставлять реальный и видимый размер тела, совершенствовать навыки работы в группах |
формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания |
|||
Планируемые результаты урока |
Предметные знания и умения |
Личностные качества, метапредметные УУД |
|||
|
Систематизировать имеющиеся знания о Солнце. Формирование представлений о значении Солнца для всего живого на Земле. Развитие умения соотносить реальный и видимый размер тел.
|
Л.: Умение вести себя культурно во время беседы; Способность к самооценке своих действий К.: Участвовать в общей беседе, отвечать на вопросы; приобретение опыта учебного сотрудничества с одноклассниками при работе в группе Р.: Формирование умений осознания границ собственных знаний, развитие способности к постановке учебных задач, которые определяются перед изучением темы; оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, делать выводы; уметь подводить итоги своей деятельности П.: Развитие умений высказывать свои предположения и аргументировать их; находить в тексте нужную информацию |
|||
Методическое обоснование урока |
В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес к теме урока с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Структура урока обусловлена спецификой технологии организации учебного исследования (по Н.Б. Шумаковой). На этапе актуализации знаний учащихся используется кейс – реальная жизненная ситуация, в ходе обсуждения которой ученики смогут лучше понять и принять значимость темы урока. |
||||
ИОС урока |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение |
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) |
|
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
|
|
Учебник – с. 98-101 Рабочая тетрадь – задания 14, 16. детская энциклопедия |
Презентация по теме |
|
мультимедийный проектор, компьютер |
|
Организационная структура урока
Название этапа |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
Создание эмоционального настроя на урок. |
Просит проверить готовность к уроку |
Самоконтроль готовности к уроку
|
2. Проверка домашнего задания |
Учитель организует обсуждение выполненных дома заданий. |
Учитель задаёт вопросы по выполненным дома аппликациям. - Ребята! Я обратила внимание на ваши прекрасные работы. А что изображено на ваших аппликациях? - Ребята, сейчас мы повторим наши знания по теме «Разнообразие облаков». Расставим поделки по группам - Ребята, вы хорошо справились с работой! -Какие это облака? - Как мы узнаем их? - Почему они все такие разные? -Какие облака располагаются выше всех? -Какие облака серые по цвету? -Когда облака сгущаются, они становятся .. Ребята, вы порадовали меня своими знаниями и поделками. |
Отвечают на вопросы (К. УУД)
Расставляют аппликации по группам (Р. УУД) 1 группа - кучевые 2 группа –перистые 3 группа - слоистые
Отвечают на вопросы (К. УУД)
|
3. Актуализация знаний
|
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
|
- Сегодня мы продолжим пополнять знания об окружающем мире. Я попрошу Егора прочитать загадку. Ребята, а вы внимательно послушайте и попробуйте отгадать - Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока
Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).
-Закройте глаза, представьте себе солнышко, какое оно?
Прочитайте тему нашего урока. |
Отгадывают загадку (П.УУД)
Отвечают на вопросы (К. УУД) (яркое. теплое, жёлтое) Читают название темы (на доске) |
4. Мотивация
|
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к учебной деятельности, происходит совместное открытие тему урока. Учитель подводит учащихся к осознанию учебной задачи урока.
Постановка учебной задачи
Целеполагание |
- Что такое Солнце? - Что вы знаете о Солнце? (Выслушивает ответы учащихся.) - Достаточно нам этих знаний? - А что бы вы хотели узнать о Солнце? - Какие вы любознательные, это очень хорошо. Предлагает ответить на вопросы: -Что такое Солнце? - Почему оно светит и греет? - Какого размера Солнце? - Далеко ли Солнце? - Я предлагаю вам стать исследователями и самим найти ответы на эти вопросы на уроке, работая в группах.
|
Отвечают на вопросы, обобщают свои знания о Солнце (П. УУД)
принимают учебную задачу урока. (Р. УУД)
|
5. Исследование в малых группах
|
На данном этапе организуется исследование: - учащиеся распределяются по группам; - выбирают капитана; - получают задание; - в коммуникативной форме определяются, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить; - распределяют обязанности; - выполняют исследования; - заполняют карту исследования.. |
- Представьте, что Солнце погасло, что произойдёт на Земле? - Какой вывод мы можем сделать? Солнце-источник жизни - Предположите, почему солнце излучает свет и тепло? - Обратимся к учебнику, чтобы доказать или опровергнуть наши предположения. - Рассмотрите картинку горящего костра на стр. 99. Приходилось ли тебе вечером сидеть у костра? -Почему рядом с ним светло? - Когда дрова прогорят, что остаётся? От них идёт жар, они светятся? Почему? (они раскалённые) - Какой вывод можно сделать? Какое тело излучает свет и тепло? - Какие ещё тела изображены? (лампа, факел, свеча) - Что объединяет все эти тела?
- Вопросов много, а времени мало, поэтому мы рационально его используем, поделимся на 3 группы.
- Чтобы исследование прошло успешно, вспомним правила работы в группах.
- Вы будете исследователями. Где мы можем добыть знания? (из учебника, из энциклопедии, из интернета и т. д.) Ваша задача изучить материалы и найти ответы на предложенные вопросы. Раздает задания в группах, инструкции по их выполнению (- внимательно прочитать текст - подчеркнуть нужную информацию - ответить на вопросы - подготовиться к выступлению) |
Высказывают предположение
Тела раскаляются и излучают свет и тепло Рассматривают иллюстрации
Делают вывод с помощью учителя: Свет и тепло излучает раскалённое тело. Значит, Солнце тоже раскалённое тело. (К. УУД)
Повторение правил работы в группе (К. УУД)
1 группа работает с учебником, ваша задача ответить на вопрос: Что такое Солнце? Почему оно светит и греет?
2 группа работает с энциклопедией с.5. Ваша задача ответить на вопрос: Солнце – звезда, а почему мы её видим днём? 3 группа работает с учебником, ваша задача ответить на вопрос: Какого размера Солнце? Далеко ли Солнце? (К., П. УУД)
|
6.Обмен информацией, организация фактов |
Обсуждение выполненных исследований |
Группам предоставляется возможность представить найденный материал, составляется схема: Солнце звезда, раскалённый газовый шар, Солнце больше Земли в 109 раз. далеко, источник тепла и света
|
Группы выступают с выводами. (К. УУД)
|
7. Связывание информации, формулирование выводов |
На данном этапе происходит обсуждение итогов проведенных исследований. |
- Убедитесь в правоте своих выводов, просмотрев презентацию.
|
|
8. Применение
|
Учащиеся применяют полученные знания при решении конкретного практического задания |
А сейчас мы проверим на сколько внимательны вы были на уроке, самостоятельная работа. Перед вами тест «Проверь себя» Поменяйтесь карточками –взаимопроверка по слайду. |
Выполняют задание самостоятельно
проверяют по образцу(Р. УУД)
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
|
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
|
- Подведём итоги урока. -Какая была тема урока? - Какую цель мы ставили? -Достигли мы её? - Ребята, пригодятся ли знания о Солнце в жизни? - Оцените свою работу. Поставьте себя на лесенку успеха.
|
Оценочная лесенка (Л. УУД)
У неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке ты мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что ты потрудился вполсилы, мог бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что ты потрудился на славу, занял самое высокое и почётное место, честь тебе и хвала! Попробуйте теперь оценить себя с помощью «Лесенки успеха», поставив на одну из её ступенек солнышко. |
10. Информация о домашнем задании |
Даются разноуровневые задания |
-Выполните задание на выбор: 1.Стр. 98 – 101, рабочая тетрадь задание 14, 16. 2.Вы можете по желанию подготовить небольшое сообщение о Солнце от имени астронома или врача, или поэта, или художника и представить эту информацию всему классу на следующем уроке. |
Записывают информацию о домашнем задании |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.