Особенности структуры и критерии оценки публичного выступления – защиты научно-исследовательской работы участника конкурса естественнонаучного направления
Оценка 4.7

Особенности структуры и критерии оценки публичного выступления – защиты научно-исследовательской работы участника конкурса естественнонаучного направления

Оценка 4.7
Документация +4
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—11 кл
22.01.2021
Особенности структуры и критерии оценки публичного выступления –  защиты научно-исследовательской работы участника конкурса  естественнонаучного направления
Научно-исследовательская деятельность школьника – это деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в естественнонаучной сфере.
Выступление.docx

Особенности структуры и критерии оценки публичного выступления –

защиты научно-исследовательской работы участника конкурса

 естественнонаучного направления

 

Научно-исследовательская деятельность школьника – это деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в естественнонаучной сфере.

Это позволяет развивать у школьников познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда; систематизировать, обобщать и углублять знания в определенной области учебного предмета; применять их на практике.

Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь, самого педагога, хорошего владения методиками исследования, наличия библиотеки со специализированной литературой, и вообще, желания углубленно заниматься исследовательской деятельностью с учащимися.

Очень важно правильно организовать руководство научно-исследовательской работой. В отличие от традиционного обучения, где за педагогом закреплена роль обучающего, а за учеником обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности педагога: он включен в исследование поставленный проблемы на равных условиях с учащимся и одновременно обучает его методике проведения исследования. Это дает возможность педагогу более широко проявить творческие способности не только в проектировании, но и в роли исследователя, т.к. невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Творческие муки, которые испытывают и ученик-исследователь, и его руководитель, передача навыков практической деятельности задают тон общения на уровне «коллега-коллега» и «наставник-младший товарищ».

 

Защита научно-исследовательской работы

 

Защита исследовательской работы учащегося является завершающим этапом проведения исследовательской работы и требует большой подготовки, особенно при выполнении научно-исследовательской работы и присутствия в результатах исследования новизны.

Непосредственно защита исследовательской работы представляет собой выступление учащегося (группы учащихся) перед жюри и другими участниками мероприятия с целью определения уровня его углубленности в исследуемый материал.

Накануне защиты необходимо внимательно прочесть работу и постараться определить, нет ли в ней противоречий и парадоксов. Если они есть, следует подготовиться к возможным вопросам как жюри, так и аудитории. Необходимо проранжировать основные идеи работы по степени важности. Подумать над возможностью употребления сравнений и метафор. Продумать выводы и умозаключения. Указать возможные пути развития темы. Подготовить текст доклада или сообщения, сжать его, превратив текст в опорный конспект. Следует учитывать, что стиль выступления должен носить научно-публицистический характер. Прорепетировать свое выступление (можно перед родителями). Задача сказать все, но уложиться в отведенное время. Время для выступлений, как правило, указывается в положении о конкурсе. Следует иметь и запасной, еще более сокращенный вариант своего выступления. При необходимости следует подготовить: схемы, чертежи, макеты и т.п. Все подготовленное должно иметь презентабельный вид.

 

Примерный план публичного выступления

 

¾                Приветствие

¾                Представление

¾                Цель выступления

¾                Название темы

¾                Актуальность исследования

¾                О поставленных целях и способах достижения

¾                Кратко о новых результатах в ходе исследования

¾                Выводы по результатам исследования

¾                О дальнейших шагах по теме исследования

¾                Благодарность за внимание

¾                Ответы на вопросы

¾                Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

 

Оценка учебно-исследовательской работы

 

Напомним, что, организуя научно-исследовательскую деятельность, педагог преследует определенные цели:

а) привить ученику исследовательские навыки;

б) повысить мотивацию в изучении предметной сферы;

в) развить личность исследователя и помочь его самоопределению.

Оценить работу – это и значит определить, достигнуты ли эти цели. Детализируя названные направления, мы получим критерии оценки

 

Учащемуся следует оценивать собственные умения и способности:

¾                работать с первоисточниками (научной литературой);

¾                наблюдать явления, факты, объяснять, сопоставлять их, видеть противоречие;

¾                оставлять и решать задачу;

¾                формулировать гипотезу;

¾                разработать и провести эксперимент;

¾                обобщить материал в виде текста.

 

Критерии оценки защиты научно-исследовательской работы

 

Критерии оценки особенно важны на заключительном этапе, когда научно-исследовательская работа представляется на суд членов жюри конкурсного мероприятия.

В отличие от научных конференций, конференция школьников предполагает обязательную оценку представленных работ. Её главная задача – способствовать объективной самооценке исследователя.

Научные руководители исследовательских работ опираются на определенные положением конкурса критерии оценки конкурсного материала. В зависимости от цели мероприятия, они отличаются, но ниже приведены примерные критерии научно-исследовательских работ учащихся:

¾                точное изложение взглядов авторов;

¾                содержательность анализа литературы;

¾                соответствие содержания работы заявленной теме;

¾                соблюдение единого стиля;

¾                логичность изложения материала;

¾                обоснованность выбора методов и источников информации;

¾                владение методами исследования;

¾                наличие собственных оригинальных идей, разработок;

¾                соблюдение требований к оформлению работы (цитирование, ссылки, грамотность изложения, объем работы и т.п.)

¾                уровень самостоятельности учащегося;

¾                аргументированность (доказательность выводов).

Организационный комитет конкурсного мероприятия вправе ввести дополнительные критерии оценки, но и они ненамного будут отклоняться от предложенного списка.

 

Характерные ошибки и недочёты

 

¾                отклонение от темы, подмена её другой;

¾                отсутствие четких целей и задач, неконкретность выводов;

¾                неоправданная избыточность материала;

¾                речевые и стилистические ошибки;

¾                неоднозначность формулировок внутри текста одной работы;

¾                злоупотребление терминами, понятиями;

¾                слишком громкая речь, монотонность изложения (доклад).

 

Методы оценки и форма проведения оценивания:

 

¾                анализ текста исследовательской работы членами жюри или рецензентами;

¾                анализ устного выступления (доклада);

¾                собеседование после устного представления работы;

¾                самооценка (рефлексия) в ходе беседы или анкетирования после завершения исследовательской работы.

На практике обычно применяются комбинации из тех или иных форм оценивания. По методам оценивания их можно противопоставлять друг другу как «внешние» и «внутренние». Анализ текста, выступления, собеседования – это оценивание «извне», которое делает научное сообщество. Рефлексия исследователя – оценивание «изнутри». При всей разнице этих методов тем не менее они направлены на одно: на выявление результата работы и – через его осознание – дальнейшее развитие исследователя. К сожалению, не так часто, как хотелось бы, возникает возможность получить подробную рецензию на исследовательскую работу. Оценки жюри при награждении участников конференции носят обобщенный характер, обобщены и пожелания участникам. Редко сопровождаются комментариями исследовательские работы школьников, опубликованные в научно-методических изданиях.

Самооценка – следующий этап в научно-исследовательской деятельности. Умение оценить собственную работу, найти в ней недостатки связано со способностью к рефлексии, которую следует развивать у начинающих исследователей. В педагогической психологии установлена закономерность: сначала ребенок учится наблюдать особенности в поведении и характере у других, а затем у себя. Поэтому участие в конкурсах и конференции, обсуждение представленных работ служит основой для развития рефлексии по поводу собственного исследовательского опыта. Научным руководителям следует инициировать обсуждение, подведение итогов научно-исследовательской работы.

 

Формы представления исследовательских работ

 

Формы представления исследовательских работ весьма многообразны: устный доклад, собеседование, стендовый доклад, видеопрезентация, компьютерная презентация. Мы остановим внимание на двух из них: докладе – традиционной и наиболее часто встречающейся форме и наиболее современной, актуальной и универсальной – компьютерной презентации.

И та и другая форма требуют специальной подготовки, на которую научный руководитель должен обратить серьёзное внимание.

На устный доклад обычно отводится не более 7-10 минут. Поэтому следует остановиться на самом главном: обосновании выбора темы, кратком обзоре литературы, собственно исследовательской части и выводах. Имеет смысл подготовить специальный вариант текста «для произнесения»: он должен легко восприниматься на слух, поэтому следует удалить тяжеловесные синтаксические конструкции, заменив их более короткими, использовать риторические вопросы, четко выстроить композицию выступления. Значительно сокращенная, работа не должна при этом потерять аргументированность. Рационально использовать иллюстративный материал: схемы, таблицы, примеры слов или фрагменты текста, которые демонстрируют исследовательскую методику и результаты. Иллюстративный материал может быть предъявлен всей аудитории на крупных листах или слайдах или в виде раздаточного материала – на листах, которые раздаются непосредственно перед докладом всем членам жюри и слушателям.

Компьютерные презентации наглядны и информативны. Их удобно создавать с помощью программы Microsoft Power Point. Она позволяет демонстрировать текст, графики, рисунки, видеофрагменты в заданной или произвольной последовательности, со звуком или без него.

Презентации делаются по определенным правилам. Обычно для 10-минутной презентации достаточно 8-12 слайдов, которые располагаются следующим образом:

1.Титульный лист, на котором указываются название работы, авторы, руководители, название учебного заведения;

2.Цель и задачи работы;

3.Описание метода исследования;

4.Основные результаты и их объяснение;

5.Выводы;

6.Перспективы дальнейшей работы по этой теме;

7.Список литературы.

Можно также указать в презентации актуальность работы, исходную гипотезу, возможное практическое применение результатов, добавить благодарности.

Как и умение делать устное сообщение по теме исследования, умение создать и представить компьютерную презентацию – универсальный навык, необходимый во всех образовательных областях.


 

Особенности структуры и критерии оценки публичного выступления – защиты научно-исследовательской работы участника конкурса естественнонаучного направления

Особенности структуры и критерии оценки публичного выступления – защиты научно-исследовательской работы участника конкурса естественнонаучного направления

Все подготовленное должно иметь презентабельный вид

Все подготовленное должно иметь презентабельный вид

Организационный комитет конкурсного мероприятия вправе ввести дополнительные критерии оценки, но и они ненамного будут отклоняться от предложенного списка

Организационный комитет конкурсного мероприятия вправе ввести дополнительные критерии оценки, но и они ненамного будут отклоняться от предложенного списка

Самооценка – следующий этап в научно-исследовательской деятельности

Самооценка – следующий этап в научно-исследовательской деятельности

Как и умение делать устное сообщение по теме исследования, умение создать и представить компьютерную презентацию – универсальный навык, необходимый во всех образовательных областях

Как и умение делать устное сообщение по теме исследования, умение создать и представить компьютерную презентацию – универсальный навык, необходимый во всех образовательных областях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2021