Рабочая тетрадь по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыка и окружающий мир» (I полугодие)

  • Образовательные программы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тетрадь составлена к дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыка и окружающий мир» Тетрадь дополняет процесс освоения детьми данного предмета. Создавая зрительный ряд и развивая образно – смысловое видение, материал способствует формированию начальных навыков ориентации обучающихся в области музыкального искусства. Домашние задания позволяют закрепить содержание урока, проявить творчество, самостоятельность, оригинальность, а также повысить интерес к учебному материалу. Тетрадь имеет практическую направленность, предназначена студентам, изучающим ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», рекомендована педагогам дополнительного образования, музыкальных, общеобразовательных школ, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям.
Иконка файла материала раб тетр цвет 1 пол.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рубцовск 2017

 
Надпись: Рабочая тетрадь
 по дополнительной общеразвивающей программе 
в области музыкального искусства
 «Музыка и окружающий мир»
I полугодие 
для студентов специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
ПМ 02.  Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников


 


Печатается по решению ПЦК

дисциплин профессионального цикла

Протокол № 4 от 28.11. 2017

 

 

 

 

Поливода Т.А. – Рабочая тетрадь по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыка и окружающий мир» I полугодие для студентов  специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»  ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников». – Рубцовск, 2017.  – с. 22.

 

 

 

 

      Тетрадь составлена к дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыка и окружающий мир» Тетрадь дополняет процесс освоения детьми данного предмета.

Создавая зрительный ряд и развивая образно – смысловое видение, материал способствует формированию начальных навыков ориентации обучающихся в области музыкального искусства. Домашние задания позволяют закрепить содержание урока, проявить творчество, самостоятельность, оригинальность, а также повысить интерес к учебному материалу.

      Тетрадь имеет практическую направленность, предназначена студентам, изучающим ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», рекомендована педагогам дополнительного образования, музыкальных, общеобразовательных школ, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент: преподаватель высшей категории  КГБПОУ «Рубцовского педагогического колледжа» Смирнова Е.В.

 

 

Первая четверть

«Музыкальная «Партитура Мира»

 

 

P1010001

 

 

 

 


 

Урок первый

«Мы слушаем мир!» («музыка» явлений природы:  «ветра», «дождя», «грозы», «пения птиц», «водных стихий» и т.д). Высокие и низкие звуки.  

 

Songbird1

Сказка

      Давным-давно, когда на земле не было  людей,  в королевстве Музыкальная Фантазия жили Звуки. Их было очень много. Одни  жили — в листьях  деревьев, другие — в облаках, третьи — в цветочных бутонах, на траве;  некоторые журчали вместе с ручейками, а кто-то жил у медведя в берлоге и в лисьей норе.

     Однажды, в королевстве Музыкальная Фантазия объявили конкурс на лучшего певца. Звуки тренировались и день, и ночь. Но, вскоре, стали мешать друг другу и все перессорились. Но, появилась прекрасная Фея - Музыка. Она помирила всех и предложила звукам спеть — хором. Эта идея очень понравилась! С тех пор, звуки собирались вместе и пели-пели-пели...

И, вот наступил конкурс! Пение их было так прекрасно, что председатель жюри - Волшебник Бельканто  пообещал исполнить любое желание звуков. И, тогда звуки попросили: «Мы так подружились, так полюбили петь, что теперь не можем жить друг без друга. Построй нам, пожалуйста, один большой дом». Волшебник взмахнул палочкой и у звуков появился прекрасный дом,  — это было фортепиано.

 

v Подчеркни правильный ответ на вопрос: «Каким голосом поют?»:

 

Птенчики – низким, высоким;

Медведь – низким, высоким.

 

v Напиши свои примеры, какими голосами поют другие птицы и животные:___________________________________________________

 

v Сочини свою мелодию к стихам:

«Дождик песенку поёт: «Кап, кап, кап».

Только кто её поймёт? «Кап, кап, кап».

Не поймём ни я, ни ты, но зато поймут цветы,

И весенняя трава, и зелёная листва.

«Кап, кап, кап-кап-кап».     

 

v Сочини свою «песенку ветра или облаков».

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок второй

«Слушайте! Рождается музыка!»  («музыка» речи, жеста, танца, красок). Короткие и долгие звуки.

 

http://www.muz-urok.ru/domik_dlya_not/chetverti%20gif.gif



Так выглядят ноты, у которых короткий звук

http://www.muz-urok.ru/domik_dlya_not/polovinki.gif




А, так - долго звучащие звуки


Сосчитай, сколько  на картинке долгих и сколько коротких звуков?

http://www.muz-urok.ru/domik_dlya_not/dlit_ti_zadanie.gif

Долгих__________________  штук

Коротких________________штук

v Пропой на одном звуке музыкальную загадку и угадай!

http://www.muz-urok.ru/zagadki/zagadka_pchela.gif(_____________)

 

Музыка цветов Радуги (легенда).

 

 «Давным-давно наша Земля была пустынной. На ней не было ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. Однажды задумал Творец Земли все кругом оживить и украсить. Рассыпал Он по всей Земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой. Солнышко принялось согревать Землю, Вода поила их влагой, но семена не всходили. Вокруг них была только серая однотонная Земля, а они не хотели быть серыми. Тогда Творец повелел разноцветной Радуге - Дуге подняться над Землей и украсить ее разными красками. С тех пор Радуга - Дуга появляется всякий раз, когда Солнышко светит сквозь дождик. Встает она над Землей и смотрит, красиво ли она украшена!»

 

 

 

v Сочини свою «песенку радуги»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

0[1]

 

v Нарисуй любимое явление природы, например: светит солнце, идет дождь, падают листья, летит снежок, поют птицы, сияет радуга, стрекочат кузнечики и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок третий

«Музыка дня» («музыка» утра, дня, вечера, ночной тишины). Нотная грамота.

 

risuem_kluch



  Я сначала нарисую
   Закорючку вот такую!

risuem_kluch2


Дальше линию продлю,
На верхушке закруглю,
Ой, какой-то вышел гусь.
Я чуть-чуть его боюсь.
          Нет! Я сделаю вот так:
          Чтобы был не гусь, а знак,
          Быстро линию прямую
          Жирной точкой завершу я.  
 

risuem_kluch3

 

Вот и вышел ключ отличный,
А зовется он 
СКРИПИЧНЫЙ
И  второе имя есть
Напишу его я здесь: КЛЮЧ «СОЛЬ»
 

 

 

 

 

Певучие ноты нам дарит земля.

ДО - это медное пенье шмеля.

 

Играет пастуший рожок на заре-

Мне слышится нота волшебная РЕ.

 

Мяукает кот во дворе за дверьми.

Мяу кошачье похоже на МИ.

 

 

 

 

v Отгадай музыкальные загадки!

 

С виду "В" плюс "Ф", он даже

Соль на полочке укажет________________

 

Эта нота там, где дождик,

Сладости и подорожник,

С ней и радость, и задор,

С ней добрее командор._________________

 

Нота мчит на бал в карете,

Плещет в море и в реке,

Есть она и в винегрете,

И в ремне, и в теремке.__________________

 

 

 

 

v Дорисуй нотный стан и сочини свою колыбельную песню на нотках «ДО» и «РЕ» на слова:  «баю-бай, баю-бай, спи малютка, засыпай»  или «мой, котенок, баю - бай, поскорее засыпай».

 

 

 

140px-Notenschluessel

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

v Раскрась ноты «ДО», «РЕ», «МИ» и запомни, где они пишутся!

 

http://www.muz-urok.ru/tonika_lad/lad.gif

 

Урок четвертый

«Путешествие в сказку» («Музыка леса». Образы Добра и Зла в сказке). Нотная грамота.

 

 

Кукует кукушка, все ищет кого-то...

Мне, кажется, ФА это грустная нота.

 

А, помнишь ты звуки весенней капели?

«СОЛЬ! СОЛЬ!» - сосульки звенели.

 

 

v Отгадай музыкальные загадки!

 

 

Нота водится в камине,

Ест миндаль и ходит в мини,

Может мину заложить

И в милиции служить._______________

 

Пять веревочек висят,

С них сто птичек голосят._______________

 

v Раскрась ноты «ФА», «СОЛЬ» и запомни, где они пишутся!

http://www.muz-urok.ru/tonika_lad/lad.gif

 

v Дорисуй нотный стан, сочини свою песенку, стихи или слова о нотах.

 

140px-Notenschluessel

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Урок пятый

«Я и моя семья» (Мой День Рождения. Образ Матери. Мои близкие и родные). Нотная грамота.

 

ЛЯ - словно солнечный луч золотой,

                                   Когда он играет листвой и водой.

 

                                   СИ - это писк озорного мышонка.

Последняя нота звучит очень тонко.

 

      Семь чистых и звонких! Куда ни пойду,

                                    Везде нахожу их - в лесу и в саду.

                                    Звучат эти ноты вблизи и вдали.

                                    И, все это - Музыка нашей Земли!

 

notyi%20

 

 

 

 

 

 

Звуки выстроились в ряд, получился звуков ряд (звукоряд).

 

v Отгадай музыкальные загадки!

 

Нота говорит: "Мерси!",

Ездит только на такси,

Обожает мокасины,

Силачей и апельсины._________________

 

Эта нота есть в гуляке,

И в каляке, и в маляке,

В землянике на полянке,

А, еще в стеклянной банке.________________

 

Раскрась ноты «ЛЯ», «СИ» и запомни, где они пишутся!

 

http://www.muz-urok.ru/tonika_lad/lad.gif

 


 

Урок шестой

«Звуки и краски осени» (Праздник цветов. Праздник урожая).  Лад мажор.

 «Светлый мир просторный

 открыл нам Лад Мажорный»

v Нарисуй картину природы в мажорном ладу.

 

 

v Прослушай любимое  музыкальное произведение и передай его характер, состояние, настроение, через цвет и краски или через аппликацию из цветной бумаги. 

 

flowers22

 

v Дорисуй нотный стан, сочини стихи и ритмический рисунок мелодии, характеризующие образы осени, любимых цветов.

 

140px-Notenschluessel

«Раздумье» В. Шефнера

Ты, человек, любя природу, ее по-доброму жалей,

В увеселительных походах не растопчи ее полей.

 

В вокзальной сутолоке века ты оцени ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь, она – союзница души.

 

Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна,

И помни истину простую: «Нас много, а она одна».

 

Урок седьмой

«Поем, танцуем и маршируем!» (Основные музыкальные особенности жанров - песни, танца и марша).  Лад минор.

v Нарисуй картину природы в минорном ладу.

 

image001

 

v Прослушай песню, танец и марш, передай их характер, через линии, штрихи, точки и цвет!

 

 

ПЕСНЯ –

 

 

 

МАРШ –

 

 

 

ТАНЕЦ -

 

 

v Дорисуй нотный стан, сочини стихи и мелодию о музыкальном жанре:  песне, танце, марше.

140px-Notenschluessel

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Урок восьмой

«Семь чудес радуги». («Какого цвета «одежда» у лета, осени, зимы и весны?». Характер, настроение в музыке – радость, грусть). Переменность лада: мажор минор.

«Дружбу Звуков говорят,

называют словом - Лад»

 

v Найди в словах названия нот и подчеркни их.

 

Мы строим, строим домики

Во дворе для птичек,

Для скворцов и воробьев,

Для стрижей, синичек.

 

Добрый Мишка Михаил

У ребят в квартире жил.

Он с ребятами дружил,

Сильный, добрый, храбрый был,

Всеми Мишка был любим.

 

v Дорисуй нотный стан, сочини песенку о любимом времени года.

 

140px-Notenschluessel______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

v В каком настроении (музыкальном ладу) нарисованы картины? Дай им названия.

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

 

1.                 2.

 

Урок девятый

Текущий контроль

 

 

«Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают,

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум стакана,

Тихий шелест ветерка».

 

 

 

v Дорисуй нотный стан, сочини песенку о веселом настроении.

 

 

140px-Notenschluessel

 

 

 

v Создай домашний шумовой оркестр и «оживи» рассказ «Пришла Весна!», с помощью инструментов, голоса, а также движений. Пригласи в оркестр родных и близких!

 

«Пришла Весна»

           Пригрело весеннее солнышко (приветствие солнца движениями рук). С пригорка побежал веселый ручеек (изобразить бульканье ручейка). Он до краев наполнил большую глубокую лужу, перелился через край и побежал дальше. Выбрались из под коры жучки (изобразить жужжание) и букашки,  расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр – изобразить шепотом). Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур).  И, вылез ежик (изобразить сопение носом, энергично втягивая и выпуская воздух).  Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно). Вот и пришла весна (каждый изображает свой «весенний звук»)!

 

 

 

 

Вторая четверть

«Мир русского народного творчества»

 

 

 

Изображение 027

 

 

 

 

Урок первый

«Фольклор – «зеркало» жизни народа».  (Песенки – заклички;  песенки-игры). Пульс в музыке.

 

v Нарисуй любимый образ природы!

 

Изображение 010

 

v Прочитай слова песенки - заклички, прохлопай ее ритм, определи короткие и долгие звуки.

 

«Солнышко, Солнышко, выгляни в оконышко!

Там твои детки, кушают конфетки!»

 

v А, теперь короткие звуки закрась, а долгие  не закрашивай.

 

О     О        О     О    О       О   О   О    О     О  О  О     О

Со-лныш-ко,   со-лныш-ко,  вы-гля-ни  в о-ко-ныш-ко.

О     О    О   О   О    О   О  О    О     О   О  

Там тво-и   дет-ки  ку-ша-ют  кон-фет-ки!

 

v Дорисуй нотный стан и сочини свою песенку -  закличку  (Дождик, Радуга, Гром, Ветер, Божья Коровка) на нотках -  «ДО», «РЕ», «МИ».

140px-Notenschluessel

 

Урок второй

«Музыкальные жанры детского фольклора». (Прибаутки, небылицы, дразнилки, перевертыши). Доля в музыке (сильная, слабая в 2/4 размере).

 

v Нарисуй посуду и раскрась ее орнаментом в народном стиле (миска, блюдо, поднос, солонка, ложка, крынка)!

 

Изображение 001

 

v Прочитай слова песенки - небылицы, прохлопай ее ритм, определи короткие и долгие звуки.

 

«Упал Ваня с потолка со всего размаху.

Зацепился за ухват, разорвал рубаху!»

 

v А, теперь короткие звуки закрась, а долгие  не закрашивай.

 

О   О   О   О    О    О   О    О  О    О   О     О   О

У-пал Ва-ня с по-тол-ка   со все-го  раз –ма-ху.

О   О    О   О  О   О   О     О    О    О    О   О   О 

За-це-пил-ся  за  у-хват,  ра-зор-вал   ру-ба-ху!

 

v Дорисуй нотный стан и сочини свою песенку - дразнилку на нотках -  «ФА», «СОЛЬ».

140px-Notenschluessel

 

Урок третий

«Жанры устного  фольклора»  (считалки, загадки, скороговорки, поговорки, пословицы). Динамика в музыке f, mf.

 

v Нарисуй образ героя из  своей любимой народной сказки.

 

Изображение 019

 

 

v Прочитай скороговорку, прохлопай ее ритм, определи короткие и долгие звуки.

 

«Во дворе трава,

На траве дрова!»

 

v А, теперь короткие звуки закрась, а долгие  не закрашивай.

 

О   О    О    О    О

Во дво-ре  тра-ва .

О   О    О    О     О   

На тра-ве  дро -ва!

 

v Дорисуй нотный стан и сочини свою песенку - считалку на нотках -  «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА», «СОЛЬ».

 

140px-Notenschluessel

Урок четвертый

«В нашей горнице все спорится». (Русская игрушка, «поэзия народного костюма»,  русские народные музыкальные инструменты). Динамика в музыке p, mp.

«Ветерок над лесною поляной,

 что – то шепчет цветам на Пиано»

v Нарисуй свою любимую игрушку!

 

Изображение 007

 

v Напиши, как называется инструмент, и к  какой группе он относится (ударный, струнный, духовой)?

 

lozki_3

bal_1

 

rozok_3

 

 

v Сделай свой шумовой инструмент (коробочка, наполненная горохом, фасолью, рисом, гречкой, семечками) и простучи ритм любимой народной песни!

 

Урок пятый

«Связь музыки и слова в фольклоре». (Хороводные, лирические, масленичные песни, колядки). Ритм речи.

 

v Нарисуй героев своей любимой народной песни!

 

Изображение 029

 

 

v Прочитай песенку - колядку, прохлопай ее ритм, определи короткие и долгие звуки.

 

«Коляда, Коляда! Где ты раньше была?

« - Я во поле ночевала, теперь к вам пришла!»

 

v А, теперь короткие звуки закрась, а долгие  не закрашивай.

 

О   О    О   О   О   О    О    О   О      О   О   О

Ко-ля-да,  Ко-ля-да!  Где ты рань-ше бы-ла?

     О   О  О  О   О   О  О  О   О   О        О     О    О   

« - Я  во по-ле  но-че ва-ла,  те-перь к вам при-шла!»

 

v Дорисуй нотный стан и сочини свою песенку – про Масленицу на нотках -  «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА», «СОЛЬ».

 

140px-Notenschluessel

Урок шестой

«Особенности поэтического образа в фольклоре» (Трудовые, обрядовые и солдатские песни).  Ритм музыки.

 

v Нарисуй любимый русский народный инструмент!

 

Изображение 020

 

 

v Прочитай  урожайную песенку, прохлопай ее ритм, определи короткие и долгие звуки.

 

«Нивка, Нивка, яровая жнивка!

Уроди пшеничку, горох и чечевичку!»

 

v А, теперь короткие звуки закрась, а долгие  не закрашивай.

 

О     О    О     О   О  О  О О   О      О  

Нив-ка, Нив-ка,  я-ро-ва-я   жнив-ка!

О  О  О    О      О   О     О   О    О  О  О   О    О  

У-ро-ди  пше-нич-ку,  го-рох  и  че-че-вич-ку!»

 

v Дорисуй нотный стан и сочини свою солдатскую песенку на нотках -  всего звукоряда: «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА», «СОЛЬ», «ЛЯ», «СИ».

 

140px-Notenschluessel

Урок седьмой

Текущий контроль

 

v Нарисуй русский народный костюм девушки или юноши!

 

Изображение 012

 

 

v Отгадай  музыкальные загадки!

 

В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная, русская двухрядная._______________

 

Очень весело поет, если дуете в нее.

Вы все на ней играете и сразу отгадаете.________________

 

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит!

А, всего – то три струны ей для музыки нужны._______________

 

v Дорисуй нотный стан и напиши звукоряд вверх и вниз.

 

140px-Notenschluessel

 

v Сочинить новогоднюю народную музыкальную сказку от 3-х до 5-ти героев, со своими «песнями – лейтмотивами» («Кот и Петух», «Волк и Лиса», «Заяц и Ежик», «Стрекоза и Муравей», «Баба Яга и Машенька», «Дед Мороз и лесные жители», «Аленушка и Иванушка» и т.д.).


 

v