КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
|
Печатается по решению ПЦК
дисциплин профессионального цикла
Протокол № 4 от 28.11. 2017
Поливода Т.А. – Рабочая тетрадь по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыка и окружающий мир» I полугодие для студентов специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников». – Рубцовск, 2017. – с. 22.
Тетрадь составлена к дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыка и окружающий мир» Тетрадь дополняет процесс освоения детьми данного предмета.
Создавая зрительный ряд и развивая образно – смысловое видение, материал способствует формированию начальных навыков ориентации обучающихся в области музыкального искусства. Домашние задания позволяют закрепить содержание урока, проявить творчество, самостоятельность, оригинальность, а также повысить интерес к учебному материалу.
Тетрадь имеет практическую направленность, предназначена студентам, изучающим ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», рекомендована педагогам дополнительного образования, музыкальных, общеобразовательных школ, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям.
Рецензент: преподаватель высшей категории КГБПОУ «Рубцовского педагогического колледжа» Смирнова Е.В.
Первая четверть
«Музыкальная «Партитура Мира»
Урок первый
«Мы слушаем мир!» («музыка» явлений природы: «ветра», «дождя», «грозы», «пения птиц», «водных стихий» и т.д). Высокие и низкие звуки.
Сказка
Давным-давно, когда на земле не было людей, в королевстве Музыкальная Фантазия жили Звуки. Их было очень много. Одни жили — в листьях деревьев, другие — в облаках, третьи — в цветочных бутонах, на траве; некоторые журчали вместе с ручейками, а кто-то жил у медведя в берлоге и в лисьей норе.
Однажды, в королевстве Музыкальная Фантазия объявили конкурс на лучшего певца. Звуки тренировались и день, и ночь. Но, вскоре, стали мешать друг другу и все перессорились. Но, появилась прекрасная Фея - Музыка. Она помирила всех и предложила звукам спеть — хором. Эта идея очень понравилась! С тех пор, звуки собирались вместе и пели-пели-пели...
И, вот наступил конкурс! Пение их было так прекрасно, что председатель жюри - Волшебник Бельканто пообещал исполнить любое желание звуков. И, тогда звуки попросили: «Мы так подружились, так полюбили петь, что теперь не можем жить друг без друга. Построй нам, пожалуйста, один большой дом». Волшебник взмахнул палочкой и у звуков появился прекрасный дом, — это было фортепиано.
v Подчеркни правильный ответ на вопрос: «Каким голосом поют?»:
Птенчики – низким, высоким;
Медведь – низким, высоким.
v Напиши свои примеры, какими голосами поют другие птицы и животные:___________________________________________________
v Сочини свою мелодию к стихам:
«Дождик песенку поёт: «Кап, кап, кап».
Только кто её поймёт? «Кап, кап, кап».
Не поймём ни я, ни ты, но зато поймут цветы,
И весенняя трава, и зелёная листва.
«Кап, кап, кап-кап-кап».
v Сочини свою «песенку ветра или облаков».
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок второй
«Слушайте! Рождается музыка!» («музыка» речи, жеста, танца, красок). Короткие и долгие звуки.
|
|
|
|
|
|
|
Долгих__________________ штук
Коротких________________штук
v Пропой на одном звуке музыкальную загадку и угадай!
(_____________)
Музыка цветов Радуги (легенда).
«Давным-давно наша Земля была пустынной. На ней не было ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. Однажды задумал Творец Земли все кругом оживить и украсить. Рассыпал Он по всей Земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой. Солнышко принялось согревать Землю, Вода поила их влагой, но семена не всходили. Вокруг них была только серая однотонная Земля, а они не хотели быть серыми. Тогда Творец повелел разноцветной Радуге - Дуге подняться над Землей и украсить ее разными красками. С тех пор Радуга - Дуга появляется всякий раз, когда Солнышко светит сквозь дождик. Встает она над Землей и смотрит, красиво ли она украшена!»
v Сочини свою «песенку радуги»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
v Нарисуй любимое явление природы, например: светит солнце, идет дождь, падают листья, летит снежок, поют птицы, сияет радуга, стрекочат кузнечики и т.д.
Урок третий
«Музыка дня» («музыка» утра, дня, вечера, ночной тишины). Нотная грамота.
|
|
|
|
|
|
Певучие ноты нам дарит земля.
ДО - это медное пенье шмеля.
Играет пастуший рожок на заре-
Мне слышится нота волшебная РЕ.
Мяукает кот во дворе за дверьми.
Мяу кошачье похоже на МИ.
v Отгадай музыкальные загадки!
С виду "В" плюс "Ф", он даже
Соль на полочке укажет________________
Эта нота там, где дождик,
Сладости и подорожник,
С ней и радость, и задор,
С ней добрее командор._________________
Нота мчит на бал в карете,
Плещет в море и в реке,
Есть она и в винегрете,
И в ремне, и в теремке.__________________
v Дорисуй нотный стан и сочини свою колыбельную песню на нотках «ДО» и «РЕ» на слова: «баю-бай, баю-бай, спи малютка, засыпай» или «мой, котенок, баю - бай, поскорее засыпай».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
v Раскрась ноты «ДО», «РЕ», «МИ» и запомни, где они пишутся!
Урок четвертый
«Путешествие в сказку» («Музыка леса». Образы Добра и Зла в сказке). Нотная грамота.
Кукует кукушка, все ищет кого-то...
Мне, кажется, ФА – это грустная нота.
А, помнишь ты звуки весенней капели?
«СОЛЬ! СОЛЬ!» - сосульки звенели.
v Отгадай музыкальные загадки!
Нота водится в камине,
Ест миндаль и ходит в мини,
Может мину заложить
И в милиции служить._______________
Пять веревочек висят,
С них сто птичек голосят._______________
v Раскрась ноты «ФА», «СОЛЬ» и запомни, где они пишутся!
v Дорисуй нотный стан, сочини свою песенку, стихи или слова о нотах.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок пятый
«Я и моя семья» (Мой День Рождения. Образ Матери. Мои близкие и родные). Нотная грамота.
ЛЯ - словно солнечный луч золотой,
Когда он играет листвой и водой.
СИ - это писк озорного мышонка.
Последняя нота звучит очень тонко.
Семь чистых и звонких! Куда ни пойду,
Везде нахожу их - в лесу и в саду.
Звучат эти ноты вблизи и вдали.
И, все это - Музыка нашей Земли!
Звуки выстроились в ряд, получился звуков ряд (звукоряд).
v Отгадай музыкальные загадки!
Нота говорит: "Мерси!",
Ездит только на такси,
Обожает мокасины,
Силачей и апельсины._________________
Эта нота есть в гуляке,
И в каляке, и в маляке,
В землянике на полянке,
А, еще в стеклянной банке.________________
Раскрась ноты «ЛЯ», «СИ» и запомни, где они пишутся!
Урок шестой
«Звуки и краски осени» (Праздник цветов. Праздник урожая). Лад – мажор.
«Светлый мир просторный
открыл нам Лад Мажорный»
v Нарисуй картину природы в мажорном ладу.
v Прослушай любимое музыкальное произведение и передай его характер, состояние, настроение, через цвет и краски или через аппликацию из цветной бумаги.
v Дорисуй нотный стан, сочини стихи и ритмический рисунок мелодии, характеризующие образы осени, любимых цветов.
«Раздумье» В. Шефнера
Ты, человек, любя природу, ее по-доброму жалей,
В увеселительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оцени ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна,
И помни истину простую: «Нас много, а она одна».
Урок седьмой
«Поем, танцуем и маршируем!» (Основные музыкальные особенности жанров - песни, танца и марша). Лад – минор.
v Нарисуй картину природы в минорном ладу.
v Прослушай песню, танец и марш, передай их характер, через линии, штрихи, точки и цвет!
ПЕСНЯ –
МАРШ –
ТАНЕЦ -
v Дорисуй нотный стан, сочини стихи и мелодию о музыкальном жанре: песне, танце, марше.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок восьмой
«Семь чудес радуги». («Какого цвета «одежда» у лета, осени, зимы и весны?». Характер, настроение в музыке – радость, грусть). Переменность лада: мажор – минор.
«Дружбу Звуков говорят,
называют словом - Лад»
v Найди в словах названия нот и подчеркни их.
Мы строим, строим домики
Во дворе для птичек,
Для скворцов и воробьев,
Для стрижей, синичек.
Добрый Мишка Михаил
У ребят в квартире жил.
Он с ребятами дружил,
Сильный, добрый, храбрый был,
Всеми Мишка был любим.
v Дорисуй нотный стан, сочини песенку о любимом времени года.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
v В каком настроении (музыкальном ладу) нарисованы картины? Дай им названия.
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
1. 2.
Урок девятый
Текущий контроль
«Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают,
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум стакана,
Тихий шелест ветерка».
v Дорисуй нотный стан, сочини песенку о веселом настроении.
v Создай домашний шумовой оркестр и «оживи» рассказ «Пришла Весна!», с помощью инструментов, голоса, а также движений. Пригласи в оркестр родных и близких!
«Пришла Весна»
Пригрело весеннее солнышко (приветствие солнца движениями рук). С пригорка побежал веселый ручеек (изобразить бульканье ручейка). Он до краев наполнил большую глубокую лужу, перелился через край и побежал дальше. Выбрались из под коры жучки (изобразить жужжание) и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр – изобразить шепотом). Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур). И, вылез ежик (изобразить сопение носом, энергично втягивая и выпуская воздух). Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно). Вот и пришла весна (каждый изображает свой «весенний звук»)!
Вторая четверть
«Мир русского народного творчества»
Урок первый
«Фольклор – «зеркало» жизни народа». (Песенки – заклички; песенки-игры). Пульс в музыке.
v Нарисуй любимый образ природы!
v Прочитай слова песенки - заклички, прохлопай ее ритм, определи короткие и долгие звуки.
«Солнышко, Солнышко, выгляни в оконышко!
Там твои детки, кушают конфетки!»
v А, теперь короткие звуки закрась, а долгие не закрашивай.
О О О О О О О О О О О О О
Со-лныш-ко, со-лныш-ко, вы-гля-ни в о-ко-ныш-ко.
О О О О О О О О О О О
Там тво-и дет-ки ку-ша-ют кон-фет-ки!
v Дорисуй нотный стан и сочини свою песенку - закличку (Дождик, Радуга, Гром, Ветер, Божья Коровка) на нотках - «ДО», «РЕ», «МИ».
Урок второй
«Музыкальные жанры детского фольклора». (Прибаутки, небылицы, дразнилки, перевертыши). Доля в музыке (сильная, слабая в 2/4 размере).
v Нарисуй посуду и раскрась ее орнаментом в народном стиле (миска, блюдо, поднос, солонка, ложка, крынка)!
v Прочитай слова песенки - небылицы, прохлопай ее ритм, определи короткие и долгие звуки.
«Упал Ваня с потолка со всего размаху.
Зацепился за ухват, разорвал рубаху!»
v А, теперь короткие звуки закрась, а долгие не закрашивай.
О О О О О О О О О О О О О
У-пал Ва-ня с по-тол-ка со все-го раз –ма-ху.
О О О О О О О О О О О О О
За-це-пил-ся за у-хват, ра-зор-вал ру-ба-ху!
v Дорисуй нотный стан и сочини свою песенку - дразнилку на нотках - «ФА», «СОЛЬ».
Урок третий
«Жанры устного фольклора» (считалки, загадки, скороговорки, поговорки, пословицы). Динамика в музыке – f, mf.
v Нарисуй образ героя из своей любимой народной сказки.
v Прочитай скороговорку, прохлопай ее ритм, определи короткие и долгие звуки.
«Во дворе трава,
На траве дрова!»
v А, теперь короткие звуки закрась, а долгие не закрашивай.
О О О О О
Во дво-ре тра-ва .
О О О О О
На тра-ве дро -ва!
v Дорисуй нотный стан и сочини свою песенку - считалку на нотках - «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА», «СОЛЬ».
Урок четвертый
«В нашей горнице все спорится». (Русская игрушка, «поэзия народного костюма», русские народные музыкальные инструменты). Динамика в музыке – p, mp.
«Ветерок над лесною поляной,
что – то шепчет цветам на Пиано»
v Нарисуй свою любимую игрушку!
v Напиши, как называется инструмент, и к какой группе он относится (ударный, струнный, духовой)?
v Сделай свой шумовой инструмент (коробочка, наполненная горохом, фасолью, рисом, гречкой, семечками) и простучи ритм любимой народной песни!
Урок пятый
«Связь музыки и слова в фольклоре». (Хороводные, лирические, масленичные песни, колядки). Ритм речи.
v Нарисуй героев своей любимой народной песни!
v Прочитай песенку - колядку, прохлопай ее ритм, определи короткие и долгие звуки.
«Коляда, Коляда! Где ты раньше была?
« - Я во поле ночевала, теперь к вам пришла!»
v А, теперь короткие звуки закрась, а долгие не закрашивай.
О О О О О О О О О О О О
Ко-ля-да, Ко-ля-да! Где ты рань-ше бы-ла?
О О О О О О О О О О О О О
« - Я во по-ле но-че ва-ла, те-перь к вам при-шла!»
v Дорисуй нотный стан и сочини свою песенку – про Масленицу на нотках - «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА», «СОЛЬ».
Урок шестой
«Особенности поэтического образа в фольклоре» (Трудовые, обрядовые и солдатские песни). Ритм музыки.
v Нарисуй любимый русский народный инструмент!
v Прочитай урожайную песенку, прохлопай ее ритм, определи короткие и долгие звуки.
«Нивка, Нивка, яровая жнивка!
Уроди пшеничку, горох и чечевичку!»
v А, теперь короткие звуки закрась, а долгие не закрашивай.
О О О О О О О О О О
Нив-ка, Нив-ка, я-ро-ва-я жнив-ка!
О О О О О О О О О О О О О
У-ро-ди пше-нич-ку, го-рох и че-че-вич-ку!»
v Дорисуй нотный стан и сочини свою солдатскую песенку на нотках - всего звукоряда: «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА», «СОЛЬ», «ЛЯ», «СИ».
Урок седьмой
Текущий контроль
v Нарисуй русский народный костюм девушки или юноши!
v Отгадай музыкальные загадки!
В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная, русская двухрядная._______________
Очень весело поет, если дуете в нее.
Вы все на ней играете и сразу отгадаете.________________
Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит!
А, всего – то три струны ей для музыки нужны._______________
v Дорисуй нотный стан и напиши звукоряд вверх и вниз.
v Сочинить новогоднюю народную музыкальную сказку от 3-х до 5-ти героев, со своими «песнями – лейтмотивами» («Кот и Петух», «Волк и Лиса», «Заяц и Ежик», «Стрекоза и Муравей», «Баба Яга и Машенька», «Дед Мороз и лесные жители», «Аленушка и Иванушка» и т.д.).
v
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.