Методическая разработка
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери?»
(УМК «Школа России»)
ТЕМА: Кто такие звери ?
Формы работы на уроке: фронтальная, в группах, в парах
Цель урока: знакомство с разнообразием и внешним строением зверей; закрепление знаний о зоопарке, как месте искусственного обитания животных с определёнными условиями жизни.
Задачи: создать условия для формирования УУД:
личностных: мотивация учения, положительное отношение к учёбе и своим знаниям; познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, воспитание трудолюбия, уважительного и заботливого отношения к своим товарищам.
Прогнозируемые результаты: Первоклассники познакомятся с внешним строением и разнообразием зверей, исследуют их отличительные признаки; закрепят знания о зоопарке, как месте искусственного обитания животных с определёнными условиями жизни.
Учебные материалы и оборудование: интерактивная доска, презентации (слайды с изображениями животных, картины их жизни), карточки с тестами для самопроверки учеников, сигнальные карточки, видео- и аудио аппаратура
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Эмоциональный настрой
-Я дрозд,
- Ты дрозд.
- У меня нос,
-У тебя нос.
- У меня хвост,
- У тебя хвост.
- Ты мой друг,
- Я твой друг.
- Мы любим друг друга.
2. Актуализация знаний
- О чем мы с вами разговаривали на прошлых уроках?
- Давайте вспомним, в этом вам поможет кластер
ж
н р пт
6 чешуя перо
3. Мотивация учебной деятельности
Игра «Распредели на группы животных» (На иллюстрациях птицы, насекомые, рыбы и один зверь) Распределите животных на три группы. Должен остаться зверь. Докажите свой выбор.
4. Работа по теме урока.
Постановка проблемы. Сегодня мы с вами вновь будем исследователями. Кто догадался какова тема нашего урока? (Кто такие звери?)
Постановка цели урока. А теперь, опираясь на наш предыдущий опыт, постарайтесь поставить цель. Чему мы должны научиться и что узнать?
Проблемное объяснение нового материала.
На слайде 1 показано разнообразие мира зверей
- Что объединяет всех этих животных? (Эти животные – звери.) Докажите.
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей. Начнём наше исследование со знакомства со строением тела зверей. Рассмотрим его на примере жирафа, изображённого на плакате. Назовите все части тела жирафа.
- Подумайте, зависит ли строение тела зверя от места его обитания? ( Приводят примеры животных, подчёркивая их внешний вид.
- Сделайте вывод о месте (среде) обитания зверей. (Звери обитают там, где они приспособились к жизни и могут добыть себе пищу.)
- Чем питаются звери, представленные на слайде? (Летучая мышь – насекомыми, волк – животными, зубр и крот – растениями.)
Какой вывод можно сделать? (Звери питаются животной и растительной пищей. Хищники и травоядные)
Работа в парах.
— Ничего нового, необычного мы не увидели. Все как у всех животных других групп. Чем же звери отличаются от других животных?
— Вспомните, чем покрыто тело у рыб? А у птиц? А чем покрыто тело зверей?
Правильно. Только у зверей тело покрыто шерстью.
- Что такое шерсть? Это мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей, который вы сразу можете увидеть.
- Предлагаю вам рассмотреть шерсть животных.
Практтическая работа (тетрадь, задание 1).
Слайд 2
- Рассмотрите животных на слайде. Одинаково ли у них количество шерсти?
- От чего зависит количество шерсти у животных?
- Количество шерсти у них может быть различным. У медведя, например, её много, а у слона — мало. Это зависит от того, в каком месте живёт зверь, какой образ жизни он ведёт. Многие млекопитающие покрыты волосами двух разных видов. Под длинными, жёсткими волосами спрятан плотный слой мягких.
- Какой же второй отличительный признак зверей от других животных?
-Может кто-то в моем рассказе заметил незнакомое слово? (млекопитающие)
- Что обозначает это слово?
(это животные, самки которых вскармливают детенышей молоком)
Просмотр учебного фильма.
Давайте сравним наши ответы с рассказом Мудрой Черепахи.
Физминутка
Звериная зарядка.
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно не тужили
И с зарядкою дружили.
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру.
За уши лапками хватались
Вправо-влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладошки,
И тянулись словно кошки.
Ножками топали,
Глазками хлопали.
Головками крутили,
Друг за другом в след ходили.
Задание 2 Сравните изображённых в рабочей тетради зверей (№ 3). Пронумеруйте зверей в порядке увеличения (уменьшения) их размеров. Взаимопроверка в парах
Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте, как вы выполнили задание.
Звери могут питаться растениями или животными, добывать пищу днём или ночью. Большинство из них ходят на четырёх лапах. Но некоторые могут скакать на двух, как, например, кенгуру. Часть зверей обитает на земле, часть — на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу. Звери могут иметь постоянную окраску или менять её в разные времена года. Каких вы знаете зверей, меняющих окраску?
Как выглядят заяц и белка зимой? Как — летом? Для чего они меняют свои шубы?
Творческое задание На странице 28 рабочей тетради дан чёрно-белый рисунок. Прочитайте к нему задание. Найдите четырёх зверей, назовите их.
— Чтобы правильно раскрасить рисунок, надо знать: какое время года на нём изображено. Какая шубка будет на белке и зайце?
(Дети раскрашивают рисунок под спокойную мелодию.)
— Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства зверей. Но у каждого правила есть исключения.
5. Итог урока
Сначала даётся оценка работы в целом класса на уроке.
На уроке вы узнали много нового и интересного о зверях. Кто же они такие — звери? Как их отличать от других животных? Сравните свои выводы с выводом в учебнике. Приведите примеры зверей. Где вы их видели?
Какие цели мы ставили в начале урока?
Какие достигли?
6. Рефлексия учебной деятельности
Дополнительный матерриал.
Строение тела у некоторых млекопитающих может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни. Рассмотрите рисунок на странице 39. Какие звери изображены?
— Кто из вас знает: где живёт крот? Как он передвигается под землей? Чем вы пользуетесь, чтобы копать землю? Вот и у крота ноги превратились в своеобразные лопаты.
Летучая мышь питается насекомыми. Что нужно, чтобы догнать и поймать насекомых?Летучие мыши — единственные млекопитающие, умеющие летать. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа.
Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты (учитель показывает рисунки или слайды). Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни.
Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Учёные говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде.
Работа в группах. Дидактические игры
Ученики делятся на группы и проводят игру; описанную в рабочей тетради (с. 27 № 2). Дети в группе называют зверей. Кто ошибётся и назовёт животное другой группы; выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой.
7.
Ребята, на столе у вас лежат вырезанные фигурки животных, а на доске нарисован зоопарк. Давайте мы сейчас вместе «заселим» наш зоопарк животными. Если ты считаешь, что у тебя всё получилось отлично, заселяй в красную клетку, а если возникли трудности, то в синюю.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.