Мастер-класс "Деятельностный подход в формировании коммуникативных навыков"

  • doc
  • 02.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Деятельностный подход в формировании коммуникативных навыков.doc

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

 

Деятельностный подход в формировании коммуникативных навыков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В своей работе я использую разные педагогические технологии. Но в обучении английскому языку, исходя из опыта, я отдаю предпочтение технологии деятельностного метода обучения. Она помогает формировать мышление, систему культурных ценностей, целостную картину мира.

 

С расширением социокультурных связей всё больше людей совершают поездки за рубеж. Это деловые командировки и туристические поездки, поиск работы и, конечно же, учёба. Каждый год мои ученики ездят в различные страны. И приезжая, рассказывают о том, что имея «пятёрку» по английскому языку, они, тем не менее, сталкиваются с проблемой общения в реальных ситуациях. И тогда я решила, опираясь на теории немецкого педагога Адольфа Дистервега, научного руководителя центра системно-деятельностной педагогики Людмилы Георгиевны Петерсон, разработать собственную технологию, позволяющую помочь путешествующим свободно ориентироваться в чужой стране в реальной обстановке.

 

Сейчас одна моя ученица учится в одном из колледжей Англии. И когда она приезжает на каникулы, всегда приходит в школу, чтобы поделиться своими впечатлениями. Приятно было узнать, что она чувствует себя довольно комфортно, не испытывает проблем при общении в простых ежедневных ситуациях. Часто мои ученики проводят летние каникулы на зарубежных курортах. Они радостно рассказывают мне, как смогли помочь родителям сделать заказ в кафе или перевести какую-то вывеску. И это, мне кажется, является хорошим подтверждением, что данная технология работает.

 

Тема моего педагогического опыта: «Реализация деятельностного подхода в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка»

 

 Как я уже говорила, основу моей деятельности составляют:

- теоретические положения концепции А. Дистервега, Л.Г. Петерсон, В.В.  Давыдова, раскрывающие принцип активности и инициативности, а также субъектности ребёнка

 

- деятельностный подход предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта

 

Цель моего мастер-класса – продемонстрировать способы работы с речевыми клише и отдельными словами.

В этом способе выражается модель формирования коммуникативной компетентности учащихся.

 

Для реализации данной цели мне необходимо:

 

- создать условия для возникновения потребности общения

- познакомить со словами и речевыми клише

- дать возможность продемонстрировать коммуникативные действия участников в условиях малой группы.

 

Я считаю, что для решения данных задач, целесообразно использовать следующие методические приемы:

 

- создание атмосферы сотворчества;

- включение эмоциональной сферы;

- моделирование;

- ассоциирование;

- использование ситуации «разрыва»;

   

В жизни всем нам приходится решать множество проблем. Поэтому огромное значение приобретает педагогическая организация процесса социализации. Включение в жизнедеятельность ученика специально организованную ситуацию. И когда жизнь поставит ученика в ситуацию выбора, у него уже будет своё собственное мнение, он сможет самостоятельно принимать решение.

И вот сегодня я предлагаю вам принять участие в такой ситуации.

Мы вместе с вами отправимся в туристическую поездку.

И в рамках реальной ситуации познакомимся с этапами технологии.

У вас на столах есть рабочие комплекты, которые помогут организовать совместную деятельность, а в ходе мастер-класса я буду давать необходимые комментарии.

Итак, мы отправляемся… А в какую страну, я предлагаю вам угадать!

А какие ещё ассоциации приходят вам в голову, когда вы думаете о Великобритании?

Итак, прошу на борт.

А пока мы летим, ответьте, пожалуйста, что должен уметь каждый турист?

Участники:

Турист должен уметь: 1. Спросить дорогу.

                                       2.Поговорить с продавцом, если хочет что-то купить.

Итак, эмоциональный настрой создан.

Этап индукции очень важен в технологии деятельностного метода обучения. В роли индуктора может выступать: слово, предмет, рисунок, воспоминание. Пусть это будет что-то неожиданное, но обязательно личностное.

Наш самолёт прибывает в Лондонский аэропорт Хитроу. Погода прекрасная.

И сейчас, я ваш гид. Мы отправляемся на экскурсию по Лондону, где познакомимся с некоторыми достопримечательностями этого города.

 

 

In London you will see… (повторяем за мной)

1.     Big Ben (and the Houses of Parliament)

2.     Trafalgar Square (and a monument to admiral Nelson)

3.     Buckingham Palace (and may be we’ll see the Queen)

4.     Hyde Park (where we’ll have a rest and relax)

5.     Westminster Abby (and poets’ Corner)

6.     The Tower (a famous museum)

 

А теперь попробуйте назвать эти достопримечательности, используя небольшую информацию о них. И поднимите соответствующую карточку.

/Участники называют достопримечательность, поднимая карточку/

Итак, мы с вами успешно справились с этапом самоконструкции, который был организован с помощью приёма «Вспомнить всё».

Этот приём способствует формированию учебных действий и вызволению необходимой информации из долговременной памяти

А теперь, переходим к этапу социоконструкции.

Скажите, с какой достопримечательности вы бы хотели начать?

I (we) want to start with… (поднимают карточку с названием)

Наша следующая задача – найти эти достопримечательности. То есть спросить дорогу. И в этом нам помогут речевые клише. Они есть у вас в рабочих тетрадях, а также на экране. (работа в группах)

-         How can I (we) get to... (использование карту)

-         It is (not) far from here. You should… (take a bus, go on foot)

Итак, мы успешно справились с этапом социализации.

А сейчас мы находимся на одной из Лондонских улиц.

А кто может сказать, чем знаменита эта улица? Она известна своими магазинами и торговыми домами. А «Марк и Спенсер» является одним из них. Здесь вы сможете приобрести любую одежду. Итак, мы отправляемся за покупками.

Но прежде мы должны познакомиться с названиями некоторых предметов одежды.

/показываю карточку и называю, участники повторяют за мной/

Теперь я предлагаю вам объединиться в группы и сопоставить предметы одежды с названиями.

/участники приклеивают названия на предметы одежды/

Сейчас наши участники находятся на стадии разрыва. Она характеризуется резким приращением знаний за счёт получения новой информации, возникновения противоречий. Это, прежде всего, противоречия между мнением группы и собственным мнением.

А теперь посмотрим, как вам удалось договориться. Готовы ли вы назвать предметы одежды?

/участники показывают картинку и называют одежду/

Спасибо, теперь вы можете отправляться за покупками. В этом вам помогут речевые клише. А я буду играть роль продавца.

/составление диалогов/

А сейчас мы подошли к очень важному этапу – этапу Рефлексии. На данном этапе можно использовать разные приёмы. Это могут быть: схема, таблица, график, формула, проект.

 В нашем случае мы будем оформлять «Дневник путешественника».

Как правило, возвращаясь из какой-либо поездки, мы привозим с собой массу воспоминаний, фотографии и, конечно же, покупки.

Вклейте в ваши дневники картинки с теми достопримечательностями, о которых вы готовы рассказать и вещи, которые вы купили.

Рассказывая об этом, вы можете употребить такие фразы:

I saw…                                  I bought…

А мы подведём итоги нашей мастерской, и я предлагаю вам воспользоваться ещё одним приёмом «Рефлексивная пирамида», где вы оцените собственную деятельность и возможность использования технологии на своих уроках. Чем выше ваша оценка, тем ниже должен находиться ваш магнит, то есть там, где область пирамиды больше.