«Дидактический набор «Дары Фрёбеля» как средство формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ»
Введение в мастер-класс (5 мин.) |
|
Текст выступления |
Содержание слайда |
СЛАЙД 1: Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Бардацкая Ксения Олеговна, я – учитель-дефектолог детского сада №1 «Ласточка». * В рамках своего выступления, я хочу представить вам игровой набор «Дары Фрёбеля» и продемонстрировать приемы его использования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, в том числе и с ОВЗ. В частности, как средство формирования фонематического анализа и синтеза. |
* Тема *Данные об участнике |
СЛАЙД 2: Развитие речи ребенка тесно связано с развитием фонематического слуха, формированием навыков произношения звуков русского языка, с овладением словарным запасом, усвоением лексико-грамматических норм и пониманием смысла речевого высказывания. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития восприятия звуков речи и процесс развития произносительной стороны речи. Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты. |
* Схема «Усвоение звуковой стороны языка» + картинка «понимание и восприятие» |
СЛАЙД 3: Обучение грамоте в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это значит, что в первую очередь изучается звукобуквенный состав слов. Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. |
* Картинка с ребенком за партой |
СЛАЙД 4: Фонематический анализ – это анализ звуковой структуры слова. |
* Слайд с простыми и сложным и формами |
СЛАЙД 5: Он может быть как простым, так и сложным. Что относится к простым и сложным формам – представлено на слайде. Сложными формами фонематического анализа дети овладевают лишь в процессе специального обучения. |
|
СЛАЙД 6: Фонематический синтез – это умственное действие по синтезу звуковой структуры слова, т.е. способность составить слово из заданных звуков. Процесс фонематического синтеза не уступает по трудности фонематическому анализу, скорее он значительно сложнее анализа. |
* Слайд с определением
|
СЛАЙД 7: Дошкольники с ОВЗ в силу своих особенностей, т.е. недоразвитием фонематического восприятия, нарушенным звукопроизношением, сниженным слуховым вниманием и слуховой памятью, – испытывают трудности в овладении навыками фонематического анализа и синтеза. И наша первостепенная задача, как специалистов, помочь им в этом.
В процессе поиска новых форм работы с воспитанниками с ОВЗ, наше внимание привлек дидактический набор «Дары Фребеля». Комплект методических пособий с игровым набором состоит из 14 модулей, состоящих из: - цветных шерстяных шариков; - наборов деревянных кубиков, блоков и призм разной величины; - набора плоских разноцветных геометрических фигур; - деревянных палочек разной длины; - колец и полуколец; - мелких разноцветных фишек; - объемных цветных геометрических фигур; - мозаичного поля, деревянных фишек на ножке, шнурков разного цвета; - кубиков с цифрами; - треугольных призм и полуцилиндров.
В своей работе я использую как уже разработанные игровые приемы, так и активно пополняю эту базу своими авторскими играми. Кроме того, в процессе работы с «Дарами Фрёбеля» я опираюсь на приемы нейропсихологической коррекции. В результате чего получается достаточно эффективный инструментарий для коррекции нарушенных функций воспитанников с ОВЗ.
Мне хотелось бы представить вам как с помощью дидактического набора «Дары Фребеля» можно проводить коррекционно-развивающую работу по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ. |
*Картинка с изображением всего «набора Фрёбеля» |
СЛАЙД 8: При формировании навыка звукового анализа принято соблюдать определенную последовательность работы, состоящую из 3-х этапов, они представлены на слайде. |
* Представлены все три этапа |
СЛАЙД 9: Первый этап – Определение заданного звука на фоне других звуков, слогов, слов. Хочу предложить вам несколько авторских игр и некоторые из них обыграть.
|
*Название первого этапа |
Содержание основной части доклада (до 10 мин.) |
|
Текст выступления |
Содержание слайда |
СЛАЙД 10: Итак, первую, разработанную игру, позвольте просто проговорю. Игра называется «Дождик» Цель: развитие умения выделять заданный звук на фоне других звуков/слогов/слов. Ход: Перед детьми туча, выложенная из полуколец дара №9 и голубые деревянные точки (элементы из дара № 8) – «капельки». Педагог дает инструкцию: «Добавляй капельки тучке каждый раз, когда услышишь звук [д]» Либо другой вариант: «Добавляй капельки, когда услышишь слог со звуком [д]» Или, когда выделяем уже из слов: «Добавляй капельки, когда услышишь слово со звуком [д]». Ребенок слушает серию звуков/слогов/слов, в зависимости от инструкции, и выкладывает капельки, когда услышит заданный звук. |
*На слайде название игры, цель и фото как дети добавляют капельки тучке. |
СЛАЙД 11: Вторая игра, называется «Волшебный мешочек» и направлена на развитие умения выделять заданный звук и дифференциацию согласных звуков по твердости-мягкости.
Ход: В «волшебном мешочке» лежат деревянные кубики (дар №3) и мягкие мячики (дар №1). ПРОХОЖУСЬ В ПЕРВОМ РЯДУ И ГОВОРЮ: Педагог дает инструкцию: «Если звук твердый – доставай из мешочка кубик, а если звук мягкий – мячик». Первый звук [с]. Давайте проговорим его – [с]. Твердый или мягкий? Верно, твердый! Тогда что достанем из мешочка? Кубик или мячик? Звуки: с, ть, р, мь и т.д. |
* На слайде название игры, цель и фото как дети достают кубики и мячики. |
СЛАЙД 12: Третья, авторская игра называется «Строитель». Я бы хотела её проиграть. Мне понадобится 1 человек. Она направлена на развитие умения выделять звук на фоне слова.
Ход: Перед ребенком кубики (дар №3). Педагог дает инструкцию ребенку: «Если в слове есть звук [р] – добавляй этаж дому с тигром; если в слове есть звук [л] – добавляй этаж дому с самолетом.
Слова: рак, колбаса, корова, стол, топор, огород, половник, рубашка.
«Какой дом у тебя получился? Низкий или высокий?»
Спасибо, присаживайтесь на место.
|
*На слайде название игры, цель и фото домиков с символами звуков С и Ш.
|
СЛАЙД 13: Далее, следующий, второй этап работы по формированию фонематического анализа – Определение первого и последнего звука в слове. И определение места звука (начало, середина, конец слова). |
* На слайде текст
|
СЛАЙД 14: Игра называется «Гусеница». Попрошу одного человека выйти. Цель, которую преследует эта игра – развитие умения определять место заданного звука в слове. Даём обозначение ребенку голова, животик, хвостик гусеницы (затем – начало, середина, конец слова). Ход 1: Перед ребенком лежат кольца (дар №9). Педагог дает инструкцию: «Послушай слова и определи где находится звук [ш] – в начале слова (указательный жест на голову гусеницы), в середине (указательный жест на животик гусеницы) или в конце (указательный жест на хвост гусеницы). Ребенок кладет колечко в ту часть гусеницы, где слышится звук [ш]». Слова: шапка, камыш, груша, машина, малыш, шпага. Провожу пальцем на первом слове утрированно.
Спасибо, присаживайтесь на место.
|
* На слайде название игры, цель и фото как ребенок кладет колечки в гусеницу. |
СЛАЙД 15: Третий этап – Развитие сложных форм фонематического анализа. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам. |
* На слайде текст |
СЛАЙД 16: Предлагаю вам игру «Меткий стрелок» на определение места звука по отношению к другим звукам в слове.
Попрошу выйти одного человека.
Педагог дает инструкцию: «Если после звука [с] идет звук [а], бросай мячик в ведро; если после звука [с] идет звук [о], бросай мячик в корзинку.» Слова: сОм, косА, сОль, лисА, колесО. Можно усложнить игру: · бросай мячик в ведро левой рукой, а в корзинку правой;
Спасибо, присаживайтесь на место.
|
* На слайде название игры, цель и фото как ребенок бросает мяч |
СЛАЙД 17: В целях экономии времени, следующие игры позвольте просто проговорить. Игра «Дорожки» Цель: определение количества звуков в слове. Ход: Ребенку предлагаются слова. Педагог дает инструкцию посчитать звуки в словах и выложить нужное количество палочек (по количеству звуков). Затем определить, какое слово самое длинное, самое короткое.
|
* На слайде название игры, цель и фото картинка а под ней палочки по количеству слогов |
СЛАЙД 18: Игра «Собери ожерелье для мамы» Цель: определение количества звуков в слове. Ход: перед ребенком цветные геометрические тела (дар №11). Ребенку предлагается проговаривать каждый звук и нанизывать на шнурок геометрические тела; затем – посчитать, сколько всего получилось звуков в слове. |
* На слайде название игры, цель и фото шнурка с продетыми фигурами |
СЛАЙД 19: И в заключение, расскажу об игре, направленной на формирование фонематического синтеза. Игра «Собираем слово по звукам» Ход: Педагог называет слово по звукам, на каждый звук ставит деревянную фишку в мозаику, а ребенок называет слово целиком. Примеры слов: Усложнение: говорить звуки не по порядку. Например, рука – к,а,р,у.
|
* На слайде название игры, цель и фото мозаики и примерные слова |
Заключение мастер-класса (1 мин.) |
|
СЛАЙД 20: Важно отметить, что дети с ОВЗ очень быстро пресыщаются использованием одного и того же материала, поэтому используя «Дары Фрёбеля» для отработки одной и той же задачи, мы используем разные модули: например, для составления звуковой схемы слова мы применяем мозаику, разноцветные колечки, вязаные мячики, палочки, геометрические фигуры и т.д.
|
* На слайде звуковые схемы, составленные из разных модулей |
Слайд 21: Таким образом, умение производить звуковой анализ считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять все звуки, входящие в слова различной звуковой структуры, определять место звука в слове, их количество и местоположение по отношению к другим звукам. Звуковой синтез, в свою очередь, считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно может собрать слово из заданных звуков различного количества. С помощью пособия «Дары Фребеля» занятия проходит в игровой, занимательной форме. Данный набор помогает нам сделать задания более интересными и разнообразными.
|
* Успехов, коллеги! |
1 этап
Игра «Меткий стрелок»
Цель: развитие умения выделять заданный звук.
Ход: Перед ребенком лежит обруч и мягкие мячики (дар №1). Педагог дает инструкцию: «Брось мячик левой рукой в обруч, если услышишь заданный звук (звуки могут предъявляться изолированно, в слогах, в словах)».
Игра «Собери бусы»
Цель: развитие умения выделять заданный звук.
Ход: Перед ребенком геометрические тела (дар №11). Педагог дает инструкцию: «Нанизывай бусину на шнурок, если услышишь звук [сʼ] / слог со звуком [сʼ] /слово со звуком [сʼ]».
Усложнение: «Бери бусины только определенного цвета или формы».
Игра «Какой забор длиннее»
Цель: развитие умения выделять звук на фоне слова; дифференциация звуков С-Ш; закреплять представления о цвете.
Ход: Перед ребенком в коробочке лежат палочки желтого и фиолетового цветов (дар №8). Педагог Дает инструкцию: «Если услышишь в слове звук [с] – клади желтую палочку, а если услышишь в слове звук [ш] – клади фиолетовую.
Слова для игры: шапка, маска, поднос, кошка, камыш, сумка, автобус и т.д.
Далее можно поупражняться в согласовании числительных с прил. и сущ.
Игра «Полянка с грибами»
Цель: развитие умения вычленять слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Ход: Педагог читает стихотворение, в тексте которого много слов с заданным звуком. Услышав слово, ребенок каждый раз выкладывает грибок на полянку (дар №12). После педагог спрашивает, какие слова ребенок запомнил.
Примерный речевой материал к игре:
Ру-ру-ру, ру-ру-ру
Собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
Покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
Очень рада детвора.
Игра «Кубик-мячик»
Цель: дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости; закрепление предлогов «на», «под».
Ход: Педагог предлагает ребенку распределить картинки. Дает инструкцию: «Если в слове первый звук звучит твёрдо – положи картинку НА кубик (дар №2), а если мягко – ПОД мячик (дар №1)».
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости.
Ход: В «волшебном мешочке» лежат кубики (дар №3) и мягкие мячики (дар №1). Педагог дает инструкцию: «Если звук твердый – доставай из мешочка кубик, а если мягкий - мячик».
После введения цветового обозначения звуков
Игра «Сигналы»
Цель: дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости.
Ход: У детей в руках мячики синего и зелёного цвета (дар №1). Педагог дает инструкцию: «Если в слове первый звук звучит твёрдо, вы поднимаете синий мячик, если мягко – зелёный».
Игра «Попробуй не ошибись»
Цель: развитие умения выделять заданный звук; закреплять образ цифры.
Ход: Перед ребенком лежат кубики с цифрами (дар №14). Педагог дает инструкцию: Возьми кубик с цифрой, в названии которой есть звук [ш].
Игра «Выбери фигуру»
Цель: развитие умения выделять заданный звук; закреплять представления о цвете.
Ход: Перед ребенком геометрические тела (дар №11). Педагог дает инструкцию: «Выбери фигуру такого цвета, в названии которого есть звук [зʼ], [ж], [сʼ]».
Второй этап – Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).
Игры «Гусеницы»
Цель: развитие умения определения места заданного звука в слове.
На начальном этапе даём обозначение голова, животик, хвостик гусеницы
(затем – начало, середина, конец слова).
Ход 1: Перед ребенком лежат кольца (дар №9). Ребенок кладет колечко в ту часть гусеницы, где слышится звук [р]. (рак, гора, вор).
Ход 2: Дети раскладывают картинки под разными частями гусеницы (в столбик), в зависимости от того, где слышится звук (начало, середина, конец слова).
Усложнение: Можно ввести цветовое обозначение: «Бери только желтые колечки» ИЛИ поработать с характеристиками величины: «продолжай только маленькими колечками».
* После введения цветового обозначения звуков, можно брать колечки определенного цвета (гласные – красные колечки; согласные твердые – синие колечки; согласные мягкие – зеленые колечки) / строить гусениц разного цвета.
Игра «Попробуй, подбери!»
Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход: Перед ребенком дар №7 (цветные плоские геометрические фигуры, а именно – круги) и предметные картинки. К первой картинке подбирается вторая картинка, которая начинается с того звука, каким заканчивается первая, третья картинка должна начинаться с последнего звука второй картинки и так далее. По ходу игры ребенок за каждый правильный ответ закрывает деревянным кружком (дар №7) картинку по цвету (раскраска с дырочками).
Игра «Волшебные звуки»
Цель: развитие умения выделять первый звук в слове и заменять его другим.
Ход: перед ребенком мелкие разноцветные точки (дар №10) для представления схемы слова.
Ребенку предлагается составить схему слова, а затем заменить первый, второй или третий звук в слове (соответственно, и точку в схеме)
Пример: ком-дом-сом, сын-сон, сын – сыр.
ИЛИ добавить первый или последний звук (соответственно, и точку в схеме): рот-крот, пар-парк.
Третий этап – Развитие сложных форм фонематического анализа. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам.
Игра «Тонкий слух»
Цель: определение последовательности звуков в слове.
Ход: Определяй последовательность звуков в слове (называй звуки по порядку) и собирай предметы мебели по схеме (дар №8).
Игра «Счетовод»
Цель: определение количества звуков/слогов в слове / слов в предложении.
Ход: определи количество звуков в слове / отхлопай количество слогов в слове / слов в предложении и возьми кубик с соответствующей цифрой.
«Счетовод наоборот» – с закрытыми глазами выбери кубик с цифрой и придумай слово, в котором будет столько же звуков / предложение в котором будет столько же слов.
Игра «Жители»
Цель: определение места звука по отношению к другим звукам
Ход: Если после звука [р] идет звук [а], бросай мячик в ведро; если до звука [р] идет звук [о], бросай мячик в корзинку.
Усложнение:
· бросай мячик в ведро левой рукой, а в корзинку правой;
· бросай в синее ведро, бросай в желтую корзинку;
· бросай мячик в синее ведро левой рукой, а в желтую корзинку правой.
Игра «Поймай звук»
Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком).
Ход: Педагог произносит в слово, бросает мяч ребёнку и говорит какой по счёту звук тот должен называть.
Например, педагог говорит: «Сыр, второй звук».
Ребёнок ловит мяч и отвечает: [ы] - и возвращает мяч, а педагог задаёт следующее задание с этим словом.
В итоге все звуки в слове должны быть проанализированы.
Игра «Дорожки»
Цель: отработка навыков деления слов на звуки.
Ход: Ребенку предлагаются слова. Педагог дает инструкцию посчитать звуки в словах и выложить нужное количество палочек (по количеству звуков). Затем определить, какое слово самое длинное, самое короткое.
Игра «Составь волшебный шифр»
Цель: упражняться в составлении звуковой схемы слова.
Ход: перед ребенком дар №7 (цветные плоские геометрические фигуры)
Ребенку предлагается составить звуковую схему слова («волшебный шифр»), используя разные геометрические тела определенных цветов (красный, синий, зеленый).
Игра «Собери ожерелье для туземца»
Цель: упражняться в составлении звуковой схемы слова.
Ход: перед ребенком цветные геометрические тела (дар №11). Ребенку предлагается составить звуковую схему слова, нанизывая на веревочку красные, синие или зеленые геометрические тела.
Игра «Разноцветные колечки»
Цель: упражняться в составлении звуковой схемы слова.
Ход: перед ребенком цветные кольца (дар №9). Ребенку предлагается составить звуковую схему слова, используя колечки разных цветов (красные, синие, зеленые).
Игра «Разноцветные колечки»
Цель: упражняться в составлении звуковой схемы слова.
Ход: перед ребенком цветные кольца (дар №9). Ребенку предлагается составить звуковую схему слова, используя колечки разных цветов (красные, синие, зеленые).
Игра «Хлопки»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Ход: Перед ребенком вязанные мячики (дар №1). Педагог дает инструкцию: «Отхлопай, сколько слогов в слове…? На каждый слог клади вязанный мячик».
Игра «Подели слова на слоги»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Ход: под схематичным обозначением слова, выкладываем столько коротких палочек, сколько слогов в этом слове (с помощью этого упражнения формируем у детей представление о слоге как части целого слова).
Игра «Составь предложение по картинке»
Цель: развитие умения считать слова в предложении.
Ход: необходимо посчитать количество слов в предложении, составить схему предложения, используя палочки, в конце предложения поставить черную точку.
Усложнение: составить схему предложения + поделить слова на слоги, подставив палочки по количеству слогов (как в предыдущей игре).
Игры, направленные на формирование фонематического синтеза
Игра «Собираем слово по звукам»
Цель: формирование фонематического синтеза.
Ход: Педагог называет слово по звукам и нанизывает на шнурок фигуры, ребенок называет слово целиком.
Игра «Примирение»
Цель: формирование фонематического синтеза.
Ход: Перед ребенком лежат вязаные мячики (дар №1). Педагог дает инструкцию ребенку: «Синий мячик зовут Т, зеленый мячик зовут Рь, красный мячик зовут И. Мячики поссорились. Подружи их. Назови, какое слово у тебя получилось?». На первых этапах можно использовать карточки со схемами-подсказками.
На начальных этапах называем звуки по порядку, до 3х звуков в слове.
Усложнение: увеличиваем количество звуков в слове, а соответственно, и мячиков и рассыпаем мячики по полу. Работаем без схем-подсказок.
ВЫВОД:
Таким образом, умение производить звуковой анализ считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять все звуки, входящие в слова различной звуковой структуры, определять место звука в слове, их количество и местоположение по отношению к другим звукам.
Звуковой синтез, в свою очередь, считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно может собрать слово из заданных звуков различного количества.
С помощью пособия «Дары Фребеля» занятия проходит в игровой, занимательной форме. Данный набор помогает нам сделать задания более интересными и разнообразными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.