Мастер-класс для педагогов "Камни Марблс-разноцветное счастье детей" нетрадиционные методы работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Оценка 4.7

Мастер-класс для педагогов "Камни Марблс-разноцветное счастье детей" нетрадиционные методы работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Оценка 4.7
docx
11.01.2022
Мастер-класс для педагогов "Камни Марблс-разноцветное счастье детей" нетрадиционные методы работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Мастер-класс для педагогов 2021 г..docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ШАХТЁРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХТЁРСКИЙ ЯСЛИ – САД №11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс для педагогов

«Камни Марблс – разноцветное счастье детей»

нетрадиционные методы работы педагога – психолога

с детьми дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог – психолог:

Коваль Елена Михайловна

 

 

 

 

2021 год

Цель: познакомить педагогов с инновационными методами развития и коррекции эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

ü рассмотрение современной методики применения коррекционной технологии в образовательной деятельности с детьми;

ü познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;

ü мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в индивидуальной работе с дошкольниками;

ü использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений;

ü закрепить умения участников мастер-касса применять полученные знания в практике.

 

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня  и  чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

 

Я рада вас видеть сегодня друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс  вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

 

СЛАЙД 1: Тема нашего сегодняшнего  мастер – класса «Камни Марблс – разноцветное счастье детей», т.е. как можно использовать камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста. Это один из инновационных методов развития и коррекции эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.

Прежде чем начать наш мастер – класс, я хочу обратить внимание на наше «ОДИНОКОЕ ДЕРЕВО». У каждого из вас есть листочки разного цвета, я  прошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой  (педагоги приклеивают к дереву выбранный  листочек).

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех.

Те, кто выбрал красный, - желают общаться.

Желтый – проявляет активность.

Синий – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от Вас, ваших стремлений и ожиданий.

А ребенок как  дерево и от нас воспитателей зависти его развитие, от нас зависит атмосфера в группе, здоровье, социализация и становление ребенка как личности.

СЛАЙД 2: Как говорил великий педагог Василий Александрович  Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

СЛАЙД 3: Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Именно художественно-творческая деятельность способствует открытию в каждом ребенке творца. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает  экспериментировать, творить.

СЛАЙД 4: Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. СЛАЙД 5: Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.

СЛАЙД 6: Марблс - это сияющий стеклянный шарик что в переводе с английского означает мрамор, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название - кабошоны, что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой – ровный. СЛАЙД 7: Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.

Применение камешков "Марблс" - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. СЛАЙД 8: Работа с камешками создает  условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук.

Вопрос педагогам:  Как вы думаете, какие задачи могут быть раскрыты при использовании нетрадиционной методики развития детей в образовательной деятельности?

СЛАЙД 9: Правильно! Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:

ü Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

ü Развитие навыков ориентировки на плоскости.

ü Развитие сенсорного восприятия.

ü Развитие тактильных ощущений.

ü Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.

ü Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

 

СЛАД 10: Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях:

         - при ознакомлении с лексической темой;

     - при ознакомлении с буквенным обозначением изучаемого звука;

      - в развитии фонематических  представлений, формирование навыка подбора  слов на заданный звук, звуко – буквенный анализ слов;

СЛАЙД 11: - в развитии творческого воображения, мышления, внимания, пространственной ориентировки;

      - при организации работы по сюжетной картинке.

 

Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.

 

СЛАЙД 12: ТРЕБОВАНИЯ  К  ОРГАНИЗАЦИИ  ПРОВЕДЕНИЯ  УПРАЖНЕНИЙ  С КАМЕШКАМИ:

ü Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.

ü Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

ü Наличие познавательной направленности упражнений.

ü Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого. Объяснить  ребенку несколько раз, что камешки и шарики «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот!!! Их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Я подобрала практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить.

 

ИГРА «ЗНАКОМСТВО С КАМУШКАМИ» (игра проводиться с педагогами).

Цель: познакомить с камушками, провести спонтанную игру.

Педагог-психолог: Давайте мы с вами представим, что мы маленькие Гномы, а гномы живут где? (ответы педагогов)

- И вот однажды гномы нашли огромный горшок и когда они его открыли, то там они обнаружили удивительные камушки и стали их рассматривать: они трогали их по одному, набирали горсточкой, сжимали в кулачке, рассыпали на столе и гладили ладошками (все действия выполняют педагоги). Выберите камушек, который вам понравился? А есть такие камушки, которые совсем не понравились? Вам приятно трогать камушки? Что вам нравиться делать?

 

ИГРА «КАМЕШЕК НАСТРОЕНИЯ» (игра проводится с педагогами)

Цель: создание ситуации выбора. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

Педагог - психолог предлагает выбрать камешек своего настроения (звучит тихая приятная музыка, каждый ребенок (педагог) берёт камешек обдуманно, не торопится). Расскажите, как вы выбирали свой камешек? Что чувствовали? На что похож твой камушек, какое настроение он тебе подарил или что он тебе напомнил? Дети (педагоги) по очереди делятся своим мнением.

 

Педагог-психолог: МАРБЛС помогают организовать процесс игры легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.

 

СЛАЙД 13: РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

«МУХА В КЛЕТКЕ»

ЦЕЛЬ: ориентировка в пространстве на листе бумаги, закрепление понятия лево - право, вверх-вниз, развитие внимания.

(муха в середине, ребенок ведет ее по инструкции педагога, представляем муху и глазами следим за ее движением: покажите, куда прилетела муха)

 

«ПОМОГИ КОТЕНКУ ДОБРАТЬСЯ ДО ДОМИКА»

Игра учит ориентироваться на плоскости, развивает тактильные ощущения, сложно координационные движения пальцев рук.

(выложи путь начиная от ячеек: 1 ячейка направо, 1 ячейка вверх, 2 направо и так далее).

 

 «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» (игра проводится с педагогами, задание выполняется на бумаге)

·        Педагог - психолог дает устные задания:

положите красный камушек в центр листа, синий – в левый верхний угол, зеленый – в правый верхний угол, синий в правый нижний угол, зеленый – в левый нижний угол.

 

 СЛАЙД 14: «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» ИЛИ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР» с использованием цветных камушков ребенок учиться ориентироваться на плоскости, закреплять цвета, развивает умение пользоваться схемами.

·        Выполнить задания с педагогами (использовать материал к игре, ладошки разного цвета, на квадратах также разного цвета).

Вопросы:1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, синего, розового, голубого, фиолетового) цвета?

2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, белого, черного) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит влево?

4. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

5. Сколько ладошек во втором ряду смотрит влево?

6. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в синем квадрате, если сделать один шаг вправо и два наверх, где мы окажемся?

7. Задай маршрут движения товарищу?

(Пособие изготовлено из разноцветного картона, с помощью детской ладошки).

 

 Выкладывать последовательность: разложить камни по размеру от маленького к большому, или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжить ряд.

 

РАЗВИТИЕ СЧЕТА (словесно поиграть с педагогами)

Д/и «Весёлый счет» (предложить педагогам придумать задания к игре)

Выложи столько камешков на столе, сколько:

- у человека носов?

- сколько пальцев на одной руке? На двух?

- сколько ушей у собаки?

- сколько глаз у коши и т.д.

 

Д/и «Знакомство с цифрой»

Задачи: Закрепить зрительный образ изучаемой цифры, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки марблс, карточки с образцами цифр для наложения камушков.

 

  Игра «Золушка»

Цель: развивать умения различать цвета, формы, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия цвета. Развивать мелкую моторику рук.

А). Разбери по цвету.

Б). Разбери по форме.

В). Разбери по размеру.

 

СЛАЙД 15: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ МАРБЛС ПРИ РАЗВИТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Игра «Разноцветные заплатки» (фото к игре)

Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.

 

Игра  «Выложи по образцу» (фото к игре)

Цель: развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия.

 

Игра «Корректурная проба» (фото к игре)

Цель: развитие внимания.

 

СЛАЙД 16: Педагог – психолог: Работа с камешками никогда не бывает механической, так как яркие цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Можно придумать небольшие сказочные сюжеты, которые напрямую связаны с последующей деятельностью ребенка, эти сюжеты побуждают ребенка к действию.

Работа с каждым сюжетом проходит в следующей последовательности:

·        Прочитайте ребенку сказку, в которой герои попадают в трудную ситуацию.

·        Вы предлагаете ребенку оказать помощь герою. Работая с камешками, ребенок повторяет ваши задания. В зависимости от этапа, на котором находиться малыш, это может быть изолированное закрепление звука, автоматизация в слогах, словах и т.д.

·        Вы вместе с ребенком анализируете работу. Причем в первую очередь, хвалите его за отзывчивость, желание и умение прийти на помощь, за его речевую работу. А затем вы смотрите на качество выполненной работы.

          

СЛАЙД 17, 18: «Помоги ежатам собрать лесные ягоды или яблоки».

     (фото)  «Укрась пирожные разноцветными конфетами и цукатами».

                  «Наряди елочку зайчикам на Новый год».

                  «Любопытные гусенички».

 

 Я хочу вам предложить еще один нетрадиционный прием – это «Рисование на песке». Песочные игры полезны для детей страдающих гиперактивностью, тревожностью и речевыми проблемами. Дети с удовольствием рисуют на песке, а если взять в  руки камешки Марблс и при помощи этих камешков создают рисунки на песке: водят камушком по песку, создают узоры, придумывают истории.

 

Педагог – психолог: Я предлагаю вам оценить наш мастер-класс с помощью рисунка на песке. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик – кому не очень понравилось.

 

Творческая работа с педагогами.

Применяя шарики Марблс можно развивать свою фантазию и творчество, изготавливая и украшая разные поделки. Очень интересен метод рисования с помощью Марблс.

Нам понадобится: картонная коробка с высокими краями, на дно которой нужно положить белый лист бумаги, Марблс, жидкая гуашь или любые другие жидкие краски. Затем нужно капнуть на бумагу краску и катать шарики по коробке. Когда рисунок высохнет, можно капнуть краску другого цвета и запустить чистые шарики.

(Педагоги выполняют творческую работу, по окончанию рассмотреть получившиеся работы).

СЛАЙД 19: И так  подведём итоги:

- Игры с камешками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

- Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.

- Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

- Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

 

СЛАЙД 20: Педагог – психолог: Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.


 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ШАХТЁРСКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ШАХТЁРСКА

Цель: познакомить педагогов с инновационными методами развития и коррекции эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста

Цель: познакомить педагогов с инновационными методами развития и коррекции эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста

Прежде чем начать наш мастер – класс, я хочу обратить внимание на наше «ОДИНОКОЕ

Прежде чем начать наш мастер – класс, я хочу обратить внимание на наше «ОДИНОКОЕ

Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается

Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается

Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре

Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре

Дети (педагоги) по очереди делятся своим мнением

Дети (педагоги) по очереди делятся своим мнением

Выкладывать последовательность: разложить камни по размеру от маленького к большому, или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один…

Выкладывать последовательность: разложить камни по размеру от маленького к большому, или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один…

Работа с каждым сюжетом проходит в следующей последовательности: ·

Работа с каждым сюжетом проходит в следующей последовательности: ·

СЛАЙД 19: И так подведём итоги: -

СЛАЙД 19: И так подведём итоги: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2022