Мастер-класс для педагогов «Особенности организации современного занятия посредством внедрения проектной деятельности «Путешествие в страну Сенсорной коробки»

  • docx
  • 23.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс для педагогов.docx

Мастер-класс для педагогов

«Особенности организации современного занятия посредством внедрения проектной деятельности «Путешествие в страну Сенсорной коробки»

 

Цель:

Повышение компетенции педагогов по сенсорному развитию дошкольников через внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

-Способствовать созданию в группах оптимальных условий для сенсорного развития детей.

-Содействовать развитию психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала.

Оснащение: проектор, экран, презентация, пластиковые контейнеры - 4 шт, кинетический песок, искусственный газон, фигурки диких животных, мячики суджок, крашеный рис (зеленый) 2 кг, мелкие пластиковые яблоки (красные, желтые, зеленые), стаканчики (красный, желтый, зеленый), ложки, пинцеты, ситечки, совочки, сачки, кукурузная крупа - 2 кг, гидрогрунт синего цвета, ведерко, магнитная рыбалка, мелкие предметы основных цветов, игрушечные медведь, лиса, заяц, колобок, листочки из фетра, сенсорная книга.

 

Ход мастер-класса:

 

1. Приветствие педагогов. Объявление темы.
Добрый день! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко Нет или Да.
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.

Тема нашего сегодняшнего мастер–класса «Особенности организации современного занятия посредством внедрения проектной деятельности «Путешествие в страну Сенсорной коробки»

Уважаемые участники мастер-класса! Наша встреча посвящена   созданию и использованию сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста. Данная тема выбрана мною не случайно, а с целью повышения компетенции педагогов по сенсорному развитию дошкольников через внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ. При выборе данной темы я отталкивалась от решения следующих задач в работе с дошколятами:

-Способствовать созданию в группах оптимальных условий для сенсорного развития детей.

-Содействовать развитию психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала.

2. Актуальность темы.

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое.

На мой взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

В работе с сенсорными коробками я придерживаюсь основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.

 

Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать:

·         занимают немного времени на подготовку;

·         компактны;

·         доступны;

·         предоставляют множество возможностей для обучения;

·         являются отличным дополнением к тематическим занятиям;

·         сможет сделать любой педагог.

Чем полезна сенсорная коробка?

·         Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.

·         Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.)

·         Помогает формированию элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание. Это лишь некоторые из математических преимуществах сенсорной коробки.

·         Помогает изучению цвета, формы, текстуры.

·         Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.

·         Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.

·         Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.

 

Вы должны знать одно очень важное правило о построении сенсорных коробок – НЕТ ПЛОХИХ ИДЕЙ! Это самое интересное – быть творческими! Нет неправильного способа построения сенсорной коробки.

Наполнение зависит от возраста детей, интересов и пристрастий, темы занятий.
Дети не должны ограничиваться только периметром коробки.

Позвольте им раскладывать содержимое за пределами коробки.
Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых.
Предостережение: перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у детей нет аллергии на какой-либо компонент.

Для создания сенсорных коробок понадобится:

- емкость: пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска и так далее;

- различные элементы: игрушки и предметы;

- инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).

- наполнитель: всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка.

Бобовые: фасоль, горох, чечевица.

Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.

Кофе молотый и в зернах, чай.

Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья.

Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло.

Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин.
Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.

Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.
Желе, кисель, гидрогель, пена для бритья, сливки.

Самодельные наполнители: живой песок, масса для лепки с песком, искусственный снег и другие.

 

 

3. Практическая часть

Уважаемые коллеги, сейчас я хочу познакомить вас с последней из изготовленных мною коробок, которая  наполнена  гидрогелем.

Конечно же, изначально гидрогель для детей не предназначался, в основном его используют для выращивания цветов, но мы нашли ему новое применение – превратили его в развивающую игрушку.

Прежде, чем играть в различные игры с гидрогелевыми шариками, мы с малышами провели опыт, а именно наблюдали, как волшебные шарики росли, постепенно увеличивались в размерах, наполнялись водой. Для детей это было настоящее волшебство.

Гидрогель приятный на ощупь, очень прыгучий, и такой интересный и необычный материал, прекрасно подходит для развития малыша.
Можно погрузить руки в шарики, перебирать гидрогель, пересыпать из руки в руку.

Ловим шарики. Детям очень нравится вылавливать гидрогелевые шарики из воды с помощью ложечки или ситечком, а некоторые дети очень любят ловить их руками.

Перекладываем гидрогель из одной миски в другую с помощью совочка, пластикового пинцета или ложечки.

Наполняем гидрогелевыми шариками бутылочку с узким горлышком. Во время игры можно использовать воронку. Малыш играет и развивает мелкую моторику и ловкость.

Прячем маленькие игрушки, мелкие камушки, пуговки в гидрогеле и находим их.

Можно усложнить задачу и предложить ребенку находить игрушки с закрытыми глазами и угадывать, что же попалось на этот раз в руку. Если нам нужно закрепить геометрические формы, то мы используем геометрические фигуры. Если лексические темы, то мелкие игрушки. Понятие твердый прячем, например, твердые шарики марбл или что-нибудь другое.

А сейчас я предлагаю изготовить сенсорные коробки, которые пригодятся Вам для дальнейшей работы с воспитанниками. Приглашаю 4-х участников…..

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам ознакомиться с предложенным материалом и оборудованием: пластиковые контейнеры - 4 шт, кинетический песок, искусственный газон, фигурки диких животных, мячики суджок, крашеный рис (зеленый) 2 кг, мелкие пластиковые яблоки (красные, желтые, зеленые), стаканчики (красный, желтый, зеленый), ложки, пинцеты, ситечки, совочки, сачки, кукурузная крупа - 2 кг, гидрогрунт синего цвета, ведерко, магнитная рыбалка, мелкие предметы основных цветов.

Я предлагаю выбрать понравившийся Вам материал и приступить к созданию своей авторской сенсорной коробки.

И пока наши коллеги находятся в творческом процессе, разрешите рассказать мне об истории возникновения сенсорных коробок.

Эта игрушка родилась в Соединенных Штатах Америки. Там их различные аналоги использовали уже давно, а вот к нам они пришли сравнительно недавно. Известный во всем мире педагог и разработчик методик раннего развития Мария Монтессори рекомендовала родителям самим изготавливать такие развивающие игрушки, учитывая возраст, уровень развития и интересы ребенка.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». И как известно, сенсорика развивается у детей с раннего возраста в интеграции всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Соответственно, и сенсорные коробки должны быть представлены для развития детей в различных образовательных областях и для детей всех возрастных категорий ДОУ.

Играть в сенсорной коробке может один ребенок или несколько, им должно быть удобно и не тесно. Сначала дайте детям рассмотреть все наполнение коробки, не торопите, предоставьте ребенку свободу - сядьте рядышком и наблюдайте за игрой. Что заинтересует больше всего? Что вызовет улыбку или восхищение?

Приготовьтесь к тому, что, играя, дети могут просыпать наполнитель, пробовать на "зуб". Лучше заранее обговорить правила игры: то, что в контейнере для игры руками или ложками, а не для еды.
Все игры индивидуальны, но есть общие правила организации игры:

-игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.

-игра требует чувства меры и осторожности, при первых признаках усталости лучше переключить внимание ребенка на другой вид деятельности.

-поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети большие фантазеры.

-не будьте занудами, не отвлекайте ребенка, не критикуйте и не ругайте.

Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

 

4. Рефлексия.

Ну вот! Наши уважаемые коллеги справились с заданием. Расскажите нам об итогах своей творческой работы (ответы участников).

Прошу оценить нашу встречу. На столе разложены осенние листочки, которые символизируют Ваше настроение после нашего мастер-класса. Выберите тот листочек, который подходит к Вашему настроению (объяснение, что значат разные цвета). Я попросила вас сделать это не просто так. Дело в том, что в моей работе по сенсорному развитию детей я пришла к следующему этапу – это изготовление и применение в работе с детьми сенсорных книг. Именно эти листочки помогут мне наполнить сенсорную книгу необходимым.

Желающие могут озвучить свои предложения и пожелания.
- Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо!


 

Скачано с www.znanio.ru