Конспект мастер – класса для педагогов «Театрализованная деятельность»
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня для вас я проведу мастер-
класс на тему «Театрализованная деятельность в детском саду».
Проект над которым я работаю, носит название «Мир театра- детям». Его цель- развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Проблема проекта – становление активной художественно-творческой личности ребенка-дошкольника
Задачи проекта следующие:
–последовательное
знакомство детей с видами театра;
-совершенствование артистических навыков детей;
-раскрепощение детей;
-работа над речью и интонацией;
-пробуждение в ребенке способности живо представлять себе происходящее, горячо
сочувствовать и сопереживать происходящему.
В процессе работы над проектом прошла аналитический этап– это
изучение литературы, проведение диагностики.
Сейчас нахожусь на стадии основного этапа – на
стадии реализации проекта.
В своей работе использую следующие методы и приемы:
–упражнения
на снятие мышечного напряжения («Сосулька», «Кивни другу», «Тающая льдинка»);
-упражнение на развитие воображения («Художники», «Фруктовый сад»);
-упражнение на развитие внимания («Не повтори- не ошибись», «Поймай хлопок»);
-этюды на выразительность жеста («Дерево», «Игрушка»);
Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
-дети должны получить общее психологическое развитие;
-должны решиться проблемы общения и взаимоотношения между детьми;
-должно произойти обогащение эмоциональной сферы, активизация речевой деятельности;
-должны решиться проблемы эстетического и нравственного воспитания;
-дети должны научиться радоваться успехам других и вносить вклад в общее дело.
В ходе реализации проекта используются следующие направления
работы: занятия по театрализованной деятельности,
развлечения, праздники, драматизация спектаклей, постановка сценок, сказок,
посещение театров детьми.
Теперь я познакомлю вас с моей работой.
1. Наше с вами занятие начинается с разминки на создание хорошего
настроения. Сейчас мы ее с вами проведем. Я предлагаю вам встать в круг.
(Проводится разминка «Здравствуйте!»)
Скажем «Здравствуйте» - руками,
Скажем «Здравствуйте» - глазами,
Вы в глаза нам посмотрите,
Левым глазом подмигните,
Подмигните правым глазом
Скажем
«Здравствуйте» - мы рады!
Что вы почувствовали, ощутили? (Ответы педагогов)
2.Следующий прием - это упражнение на снятие мышечного напряжения.
Как известно, дети в большинстве своем от природы скованны, зажаты. Это
сказывается на их характере, поведении. Для снятия мышечного тонуса проводится
следующее упражнение.
(Проводится разминка «Сосулька»; «Мороженое»)
Цель разминки: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Вы почувствовали, что стали расслабленными, менее напряженными? (Ответы
педагогов)
3. Переходим к следующему приему - упражнению на развитие памяти.
Память имеет важное значение в театрализованной деятельности. Дети должны
хорошо запоминать материал для того чтобы им было не трудно выполнять пожелания
педагога и ставить сценки или спектакли.
Цель этого приема – развитие внимания и памяти.
(Проводится упражнение: «Не повтори, не ошибись!»)
Слоги : НУ – НУ – ТУ
МУ – КУ – МУ
ТУ – ВУ – ВУ
ПУ – ПУ – МУ
НО – НО – ТО
МО – КО – МО
ТО – ВО – ТО
ПО – МО – ПО
ПО – ПО – МО
Чистоговорки: Со – со – со – у машины колесо,
Су – су – су – съел котёнок колбасу,
Са – са – са – укусила пса оса,
Ес- ес – ес - за грибами пошли в лес,
Ас – ас – ас – в школе есть учебный класс.
4. Следующее упражнение – на развитие воображения. Его цель - это
развитие фантазии, творческой активности. Ребенок не должен мыслить
односторонне, банально. Для этого существует это упражнение.
(Проводится упражнение: «Художники»)
Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на потолке «пружинки».
5. Переходим к следующему приему – это пальчиковая гимнастика. Как
известно, на кончиках пальчиков располагаются рецепторы, которые тесно связаны
с работой головного мозга. Чем активнее мы заставляем работать наши пальцы, тем
лучше работает и развивается головной мозг.
Цель этого упражнения - развитие мелкой моторики пальцев.
(Проводится упражнение - педагогами).
6. А теперь проведем упражнение на развитие мимики. Что такое
мимика? (Ответы) Это выражение лица, выражающее эмоциональное состояние,
например - радость, грусть.
Цель этого упражнения - развить выразительные движения мышц лица.
(Проводится упражнение).
1) Нахмурьте лоб, словно вы рассердились. Следите, чтобы при этом не двигались губы. Расслабьте лицо.
2) Поднимите брови, словно вы удивились. Следите, чтобы при этом не двигались губы. Расслабьте лицо.
3) Улыбнитесь, не показывая зубы. Следите, чтобы при этом мышцы лба оставались не подвижны. Расслабьте лицо.
Игровые упражнения по развитию мимики
«Съели кислый лимoн» (дети морщатся).
«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).
«Встретили знакoмую девочку» (улыбаются).
«Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).
«Обиделись» (опускают уголки губ).
«Умеем лукавить» (мoргают то правым глазом, то левым).
7. Следующий прием - упражнение на развитие пластики.
Что такое пластика? (Ответы) Способность принимать любую внешнюю форму.
Цель этого упражнения- развить выразительность, изящность движений.
(Проводится упражнение).
8. Переходим к приему упражнениям на развитие пантомимы и жестов.
Что такое пантомима? (Ответ) Передача чувств и мыслей всем лицом и всем телом.
Цель – развивать выразительные движения тела и лица.
Упражнения, связанные с пантомимой нужны прежде всего для того, чтобы дети не выполняли движения как куклы и роботы. Понятие пантомимы прежде всего связано с понятием жестов. Жесты - движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Жесты бывают следующие: «иди сюда», «уходи», «согласие», «несогласие»,
«благодарность» и т. д.
(Проводятся упражнения на изображение пантомимы).
9. Следующий прием, используемый как средство выразительности в театральном искусстве - это упражнение на развитие речи.
Речь – неотъемлемая часть театрального искусства. Дополняет мимику, жесты, делает образ героя полнее, интереснее. Добиться хорошей речи можно с помощью упражнений на развитие артикуляции и дикции. Цель упражнений по развитию речи - развивать четкость речи. Проводятся упражнения на развитие артикуляции и дикции, в том числе на произношение скороговорок. А как вы думаете интонационная выразительность относится к речи? (Ответы)
Цель упражнений на интонационную выразительность - способность в
речи отличать оттенки настроений и эмоций.
(Проводятся упражнения на интонационную выразительность).
10. Теперь переходим к специфическому приему театрализованной
деятельности - к театрализованным играм. В чем отличие их от сюжетно - ролевых?
(Ответы) В сюжетно- ролевых играх нет конечного результата и дети берут
явления из жизни, а театрализованных играх сюжеты берутся из литературных
произведений и есть конечный результат- поставленная сценка, спектакль. К
театрализованным играм относится и театральный этюд - упражнение для развития
технических навыков. Их цель - развитие воображения детей, обучение воображению
различных эмоций.
(Проводятся постановки театральных этюдов на мимику, пластику, интонационную
выразительность)
развивать музыкальные способности, умение воспроизводить роли в
игре, К театрализованным же играм относятся и музыкальные игры. Их цель -
развитие эмоционального отклика.
(Проводится музыкальная игра)
Пластическая игра тоже относится к этому разделу. Ее цель -
постановка сюжетной пантомимы.
(Ставится сюжетная пантомима)
Одним из важных элементов театрализованных игр является постановка сценок, сюжетов, сказок. Их цель - учиться самостоятельно создавать образ персонажей, развивать эмоции, умение их выражать, учить передавать разные черты характера, развивать умение самостоятельно придумывать образы героев.
Из имеющихся атрибутов, костюмов и сюжета предлагаю поставить
небольшой спектакль.
(Постановка сказки педагогами)
Итог
Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать во
всех направлениях работы, которые я использую по театрализованной деятельности.
Это были методы и приемы. А сейчас я расскажу о средствах, используемых в моей
работе- это различные виды театров.
(Знакомство с видами театров)
Цель сегодняшнего мастер-класса – это
ознакомление с приемами, методами и средствами моей работы для того , чтобы вы
могли их использовать у себя. Я рекомендую уделить внимание таким элементам
как: развитию речи, воображения, пластики и творческим проявлениям. Особо хочу
отметить, чтобы вы обращали внимание на принципы индивидуального творчества и
всеобщего участия.
Спасибо всем за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.