Мастер-класс для родителей:
«Экспериментирование с разными материалами»
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица)
Цель мастер-класса: Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.
Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен родителям, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый родитель должен будет провести опыт и определить свойства материалов.
Ход мастер-класса
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте у детей развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется и проясняется.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому я решила все опыты показать в виде сказки и игры, так как им легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме. И сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Поможет нам сказочная девочка Алиса, с которой мы отправимся в путешествие в мир чудес.
Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений. Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы. Увидеть, как распускаются цветы, мы сможем с помощью нашего первого опыта.
Для опыта нам потребуется:
Таз с водой, и вырезанные из бумаги цветы, любого цвета и размера. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
- Потом Алиса увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Увидеть, как плавают рыбки в пруду, нам поможет
следующий опыт, для которого нам потребуется: стакан со свежей газированной водой и одной виноградинкой. Виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
-Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Алиса увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Для следующего опыта, нам понадобится небольшое блюдце, 5 спичек и немного воды. Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте.
Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
-Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
-Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше. Шла, шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала. Проверить, может ли обычный лист удерживать воду, поможет нам следующий опыт.Для этого нам потребуется: обычный стакан воды, и лист бумаги. Накройте стакан с водой (необязательно полный) листом бумаги. Затем, придерживая лист рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Лист бумаги останется на месте, и вода из стакана не выльется. -Алисе очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось еще много вопросов.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Спасибо большое за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.