Мастер-класс
для родителей на тему:
"Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
Подготовила и провела:
учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад № 15"
Кутергина Н.В.
2018г.
Цель: познакомить
родителей с методами и приёмами работы с детьми раннего возраста по развитию
мелкой моторики рук.
Задачи:
- Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях.
- Создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей
Материалы: тарелочки с макаронными изделиями, нитки;тарелочка с прищепками; фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких;
Технология "Коворкинг".
Ход мастер-класса:
Педагог: Здравствуйте уважаемые родители, я рада вас видеть на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи. Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 1года до 3 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные
за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека;
давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует
также и развитие речи у детей);
-помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как рисование, умение
пользоваться ножницами, одевание, письмо и выполнение других действий, для
которых важны ловкие пальцы.
Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках, попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры. Давайте вспомним пальчиковую игру "Сорока -белобока".
(Педагог проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а
родители с детьми повторяют упражнение).
"Сорока - белобока"
«Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! показывают большой палец
Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны
Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак
Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол
Педагог: Следующая потешка называется "У оленя дом большой"
(Педагог проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родители с
детьми повторяют упражнение).
"У оленя дом большой"
У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)
Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну
руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)
Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)
В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)
Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)
Дверь открой! (открываем дверь)
Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)
Охотник злой! (изображаем руками ружье)
Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)
Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)
Педагог: Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которые можно заниматься как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Например, развивать мелкую моторику можно при помощи макаронных изделий. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами ребенок может провести время с пользой. Сделать такие бусы из макарон своими руками совсем не сложно. Потребуются макароны с крупным просветом и веревочка. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного
цвета или разной формы.
Игра
"Сделай бусы" (родители вместе с детьми проходят и садятся за столы. На
столах стоят тарелочки с макаронными изделиями и ниточкой).
Игра "Иголки для ежика", "Лучики для солнышка"
Педагог: Так же развивать мелкую моторику можно при помощи прищепок, дети любят с ними возиться, а игр с прищепками придумано огромное множество! С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т.д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края предмета нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.
(Родителям
и детям предлагаются игры с прищепками)
Игра «Разноцветная фасоль»
Педагог: Развивать пальчики и математическое мышление поможет сортировка
крупы. Например, игра"Разноцветная фасоль".Для игры понадобиться
фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в
большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно
блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Предложите разложить всю фасоль
по блюдцам. Таким образом разделив ее по цвету. Будьте внимательны, малыш
обязательно захочет попробовать фасоль на вкус.
(Родителям
и детям предлагаются игра с фасолью)
Танцевально-ритмическое упражнение Железновой "У жирафа пятна, пятна"
Игра «Рисование на манке»
Педагог: В развитии творческого мышления, фантазии, воображения, мелкой
моторики может помочь такая крупа как манка. Для игры понадобится поднос на
котором насыпана манка. Можно рисовать вместе с мамой солнышко, тучки и дождик,
цветок и т.д. Хочется отметить рисование манкой, для детей такая техника – это
новшество, которое завораживает каждого ребёнка.
(Родителям и детям
предлагаются игра с манкой)
Рисование ватными палочками. "Цветочек"
Педагог: Конечно Вы все хорошо знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто. Многие дети двух лет любят брать кисточку и карандаш в руки вот так (показать как дети берут кисть или карандаш в руку). И дети всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно. Но выход есть – рисование ватными палочками.
Маленьким пальчикам будет удобнее держать легкую палочку, а рисунок получится сам собой. Ребенок обязательно заинтересуется такой захватывающей и простой техникой. Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику. Техника рисования ватными палочками напоминает мозаику, когда из волшебных крупиц, шаг за шагом рождается картина. Первое время ребенок нуждается в помощи взрослого, потому что без сопровождающей игры рисование ватными палочками для детей не очень интересно. Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
Заключение:
Педагог: Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное
участие в нашем мероприятии. Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в
значимости развития мелкой моторики рук для ребенка от 1 года до 3 лет и в том,
что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку,
способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных
ориентировок. Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой
информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания
покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. Играть с пальчиками рук можно
дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. Давайте попробуем
вместе помочь ребенку в речевом развитии и займемся развитием мелкой моторики.
Все зависит от вас и вашей фантазии. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок
хорошо говорил, развивайте его ручки!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.