ейМастер-класс для старшеклассников
МКОУ Докучаевская СОШ
Советник директора по воспитательной работе
Сологуб Светлана Даниловна
Название: «Формула решения конфликта»
Тема: способы решения конфликтов
Ведущий: Снежана Т.
Цель мастер-класса: знакомство со способами решения конфликтов, причинами появления конфликтных ситуаций.
Задачи:
- обучающие: научить выбирать эффективный способ решения конфликта, познакомить со способами анализа своего поведения в конфликте,
- развивающие: развивать уважение к собеседнику, навыки интерес к данной теме,
- воспитательные: воспитывать толерантность, уважение к собеседнику.
Оборудование: мяч, желоб, рама, магнитная доска\мольберт, карточки-смайлы, табличка с названием мастер-класса, определением конфликта, схема «Стратегия поведения в конфликте», раздаточные карточки «Несерьезно о серьезном»
Раздаточный материал: карточки-смайлы, раздаточные карточки «Несерьезно о серьезном»
Ход мастер-класса.
Вводная часть.
- Привет, меня зовут Снежана, я очень рада встрече с вами. Приглашаю всех встать в круг, чтоб видеть каждого. Итак, раз, два, три! Мы молодцы!
(Ведущий выходит в круг и говорит слова)
(коробка со смайлами и ручки)
А сейчас мы быстро узнаем ваши имена: у меня в руках коробка со смайлами. Этим смайлам надо дать имя, пусть это будут ваши имена. А ещё у вас есть прекрасная возможность показать ваше настроение на мастер-классе. Выберите подходящий смайлик из моей волшебной коробочки, напишите на нём свое имя и прикрепите к одежде. Итак, в путь!
Я предлагаю вам мастер-класс «Формула решения конфликта». Вывести её попробуем вместе, чтобы разобраться в себе и узнать, как можно выходить из конфликта. И эпиграфом к мастер-классу я хотела бы взять слова Эриха Фромма: «Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно».
Основная часть.
(стул + табличка «Конфликт»)
Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело – перешагивает через порог дома, школы, класса. Но бывают такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Таким порогом может стать конфликт, возникший и неразрешённый. Хотите попробовать перешагнуть конфликт?
- Поднимите руку те, кто никогда ни с кем не
ссорился, не конфликтовал. Вы уникум!
- Кто из вас становился участником конфликтов?
- Есть ли любители наблюдать за спором других со стороны?
Чтобы вывести формулу решения конфликта, нужно понять, из чего состоит конфликт?
(желоб и два мячика)
А чтобы вам было легче, я приглашаю двух помощников. У меня в руках 2 мячика. Внимательно посмотрите, что там написано: интерес, взгляды, убеждения, потребности. Теперь я попрошу своих помощников направить мячики навстречу друг другу по желобу.
(после столкновения пар, мячики остаются на столе)
А теперь попробуем сформулировать определение конфликта.
(ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ) (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ НА МОЛЬБЕРТ)
Конфликт - столкновение противоположно направленных и несовместимых друг с другом интересов, взглядов, убеждений в межличностных отношениях людей, в отношениях между группами, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
Эмоции очень важная часть конфликта.
Сыграем в ТОЛКАЛКИ БЕЗ СЛОВ.
Правила игры: вам нужно встать и свободно двигаться по комнате, касаясь друг друга, толкаясь, постукивая, щипаясь, но никто не должен разговаривать. По моей команде «СТОП, ИГРА!» все мы становимся в круг. Игра началась!
-Трудно ли было все это проделывать молча?
- Было ли ощущение напряжения и раздражения?
- Мог ли между некоторыми из играющих вспыхнуть конфликт?
- Что помогло избежать конфликта?
Бесконфликтного общения не бывает (прикрепить на мольберт)
Вспомните, какие чувства вы испытываете, когда становитесь участником конфликта? (ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ)
Гёте справедливо заметил: «Поведение – это зеркало, в
котором каждый показывает свой лик» (прикрепить
на мольберт)
Предлагаю вам игру «ЗЕРКАЛО». У МЕНЯ ЕСТЬ РАМА. Приглашаю сюда пару
участников, один из них - отражение, другой - зритель. Он выбирает листок с
какой-то эмоцией, молча, читает, потом поворачивается к зеркалу и изображает
эту эмоцию.
Карточки: «злость», «насмешка».
Теперь давайте обсудим:
- Как вы считаете, приятно ли видеть конфликтующих людей?
Друзья, помните, когда вы ссоритесь, выглядите не очень хорошо. Конфликт – закономерное явление, так как люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга своими интересами, стилем жизни, разным видением одних и тех же проблем. Старайтесь вести себя достойно даже при сильном раздражении.
Каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте. Итак, давайте рассмотрим стратегии конфликтов:(НА МОЛЬБЕРТЕ)
Как видите, две оси направлены в разные стороны: внимание к своим интересам уводит нас от интересов другого человека, что накаляет конфликт. Перед вами 5 способов поведения в конфликте. Предлагаю вам поработать в группах, где вы подготовите рассказ об одном способе решения конфликта. ВРЕМЯ НА ПОДГОТОВКУ - 2 МИНУТЫ.
Ведущий делит ребят на 5 групп произвольно, раздает карточки.
СОРЕВНОВАНИЕ – один из участников конфликта достигает своей цели путём
подавления другого. Результат – конфликт "загоняется" вглубь:
психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние
соперника;
ИЗБЕГАНИЕ – один из участников уходит от конфликта, избегает его.
Это происходит в следующих случаях: когда он чувствует себя неправым, ощущает
безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы, другой человек обладает большей
властью. Естественно, что уклоняющийся не получает полного удовлетворения от
такого разрешения конфликта;
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – участник конфликта подчиняется другому, делает то,
что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует не только
своими интересами, но и достоинством;
КОМПРОМИСС – участники конфликта частично уступают друг другу,
заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения
проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
СОТРУДНИЧЕСТВО – происходит открытое обсуждение возникшей
конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения,
позволяющего удовлетворить каждого.
А теперь давайте познакомимся со способами решения конфликтов. (ВЫСТУПЛЕНИЯ ОТ ГРУПП)
Сейчас на практике проверим, как вы запомнили способы решения конфликтов.
Упражнение «Встреча на узком мостике». Я приглашаю двух участников. Они становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». (Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»). А мы внимательно наблюдаем за поведением участников упражнения.
1 пара – должна договориться,
как пройти мост;
2 пара – оба должны бороться до последнего, не уступать дорогу другому
участнику;
А теперь давайте обсудим:
-Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?
-Было ли решение ситуации эффективным?
-Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?
-А как чаще вы решаете конфликты?
Заключительная часть.
Давайте будем учиться правильно вести себя в конфликтах, стараясь
избегать их. А хороший помощник в этом – юмор. И сейчас я хочу вам раздать
несерьезный совет о серьезных вещах. (раздатка)
Наш мастер-класс завершается. Вспомните своё настроение в начале. Попробуйте
снова оценить его и заодно поставить оценку моему мастер-классу. Возьмите
смайлик из волшебной коробочки и прикрепите его на ватман. Спасибо за
прекрасную атмосферу!
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью: беседы, упражнений с обсуждением результатов, наблюдения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.