Мастер класс для учителей математики на тему:
«Опыт создания задач, формирующих математическую грамотность»
Еще в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Аристипп друг и ученик Сократа говорил о том, что детей надо учить тому, что им непосредственно пригодится, когда они вырастут. Сегодня общество и экономика делают запрос на функционально-грамотных учащихся, т.е. функционально-грамотных специалистов. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников важным показателем качества образования. Требования к освоению элементов содержания по прежнему остаются в фокусе, но уже академических знаний не хватает для применения этих знаний на практике. Задания на функциональную, в частности, на математическую грамотность, предлагаются школьникам международными исследованиями PISA, PIRLS, TIMSS, ICILS для оценки знаний, необходимых в современной жизни.
Математическая грамотность является одних из элементов функциональной грамотности.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
В настоящее время ФГОС предполагает следующие цели обучения математике:
·Сформировать представления о математике как о части мировой культуры и о ее месте в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира.
·Сформировать представления о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления
·Сформировать умения моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат
Это говорит о том, что математический аппарат необходим в реальной жизни…. Поэтому для формирования у учащихся математической грамотности учителя внедряют различные практико-ориентированные задачи в образовательный процесс. В сети интернет существует несколько банков заданий, формирующих математическую грамотность. Но не каждая из них может заинтересовать учащихся. Для этого рассматривается вариант самостоятельной разработки таких задач, учитывая возраст, специфику школы, класса, ориентированных на интересы и увлечения учащихся, местность проживания, инфраструктуру района и др.
Постановка вопроса это один из основных факторов формирования математической грамотности.
1. Наблюдение.
2. Выбор объекта взаимодействия, вызывающий интерес у ребенка.
3. Описание свойств, характеристик и деталей объекта.
4. Формулировка задачи с использованием сюжета, который близок учащимся или же непосредственно происходит в его жизни.
5. Формулировка вопросов к задаче, связанных с математической точкой зрения.
6. Перефразирование вопросов таким образом, чтобы это были будничные вопросы, которые могут волновать ребенка в реальной жизни. Учащийся д «Для меня это интересно, важно, мне это необходимо знать.
Задание для учителей: Придумать идею практико-ориентированной задачи, которую могут «прожить» ученики, учитывая возраст, интересы, увлечения ваших учеников, специфику класса, район проживания, инфраструктуру района и др.
Задача 1. Фитнес-браслет. Десятиклассник Николай планирует в следующем году поступать в академию ФСИН. Для этого ему необходимо быть в хорошей физической форме. Он поставил себе следующую цель: ежедневные пробежки по утрам по 2 км и 10000 шагов. У Николая есть фитнес браслет, который фиксирует ежедневное число шагов. Маршрут, по которому ежедневно бегает Николай составляет 2 км, после пробежки он включает браслет и начинает фиксировать шаги. Каждый будний день ученик идет в школу, после школы возвращается домой. По нечетным дням посещает тренировки в спорт комплексе, затем снова возвращается домой. По четным дням посещает художественную школу. Каждые 100 метров фитнес-браслет фиксирует 123 шага.
Расстояние от школы до дома |
Расстояние от дома до спорт комплекса |
Расстояние от дома до художественной школы |
471 м |
413 |
419 |
1. По каким дням, четным или нечетным, Николай делает больше шагов и на сколько?
2. Сколько еще шагов необходимо пройти Николаю в среду, чтобы достигнуть цель.
Задача 2. Будка. Сконструировать на бумаге будку для собаки и рассчитать стоимость материалов для ее изготовления.
Задача 3. В республике Мордовия 7 городов: Саранск, Рузаевка, Ковылкино, Краснослободск, Ардатов, Инсар, Темников.
Задача 4. С 2022 года в Мордовии действует туристический маршрут «Зов Торамы». Стоимость двухдневного тура по маршруту «Зов Торамы» (Саранск – с. Подлесная Тавла – с. Макаровка – г. Саранск (50 км) при двухместном проживании в отеле 3* составит 10 400 р. на человека, при размещении в отеле 4* – 11 500 р. на человека. В стоимость тура входит проживание, транспортное и экскурсионное обслуживание по программе; питание (2 завтрака, 2 обеда, 1 ужин) и 2 мастер-класса. Добраться до Мордовии можно как на самолете (прямые рейсы есть из Москвы и Санкт-Петербурга, билеты от 11 тыс. р. в обе стороны), так и на фирменном поезде «Мордовия», который ежедневно отправляется из Москвы (Казанский вокзал) в Саранск (билеты – от 5 тыс. р. в обе стороны). Кроме того, в 20 км от Саранска находится станция Рузаевка, через которую также следуют московские поезда по приволжскому направлению. От Рузаевки туристов на трансфере доставят в Саранск.
Задача 5. ОГЭ система координат
Задача 6. Компьютерные игры.
Задача 7 Музей Эрьзя
1. Анализ возможностей
2. Придумывание сюжета
3. Поиск и подбор необходимой информации.
4. Шлифовка текста задачи.
5. Поиск возможных решений.
6. Разработка критериев оцениввания.
7. «Разведка» на местности – выбор локации.
8. Комплектовнаие кейса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.