Мастер-класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»
Оценка 4.6

Мастер-класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Оценка 4.6
docx
03.12.2019
Мастер-класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – основа  правильного произношения звуков»
мастер-класс для воспитателей.docx

Мастер-класс для воспитателей

 

«Артикуляционная гимнастика – основа

правильного произношения звуков»

 

                                                                Учитель-логопед: Куртвапова А.И.

 

 Дата проведения: 4 декабря 2019г.

Цель: Пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе. Задачи: Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.

Оборудование: Буклеты «Артикуляционная гимнастика», индивидуальные зеркала, тетради для записи.

Ход:

I.            Введение. Почему дети  неправильно произносят звуки?

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь такому малышу. Для этого важно знать причины таких задержек:

·        Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь малыш слышал, гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов… 

·        Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы или родители избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым.

·        Причинами нарушения произношения могут быть также недостаточное развитие речевой моторики: слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).

·        Но самые коварные причины речевых нарушений – это невидимые причины неврологического характера, связанные с ранним органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей помимо ЗРР (задержки речевого развития) страдает вся произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков. Такое нарушение называется дизартрией. Нарушения артикуляционной моторики у дизартриков носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки, искажает произношение соноров (звуков Л, Р) или звуки вообще отсутствуют. При их произнесении язык у ребенка может отклоняться в какую-либо сторону, воздушная струя направлена не вперед, а идет по краям языка или отклоняется влево или вправо. Мы слышим нечеткую, смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту. Чтобы проверить, не это ли является причиной проблем у детей, расскажите им «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как они будут выполнять упражнения. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале.

II.            Методика проведения артикуляционной гимнастики.

     Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Ø Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за 1 раз.

Ø При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Ø Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

Ø Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ø Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.     Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.     Показывает его выполнение.

3.     Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

 

Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:

ü точность движения, плавность,

ü темп выполнения,

ü устойчивость,

ü переход от одного движения к другому.

ü Также важно следить, чтобы движения губ и языка выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

       Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

      В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

       Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.  А логопед  решит – нужна ли помощь других специалистов: невропатолога, стоматолога (подъязычная связка, неправильный прикус) или отоларинголога.

                        III.            Практикум по артикуляционной гимнастике с демонстрацией.

 

Успехов вам в работе!

Мастер-класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Мастер-класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – основа  правильного произношения звуков»

Мастер-класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Мастер-класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – основа  правильного произношения звуков»

Мастер-класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Мастер-класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – основа  правильного произношения звуков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2019