Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Оценка 4.9

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Оценка 4.9
Игры
docx
дефектология
Детсад
03.10.2018
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей. Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: • созданию психологической готовности к речевому общению; • естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала; • тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра.
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.docx
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста Подготовила: учитель­логопед  Куртвапова Альме Иззетовна Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его  возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее  отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое  развитие. Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины  возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Чаще нарушение речи являются  следствием несвоевременно или неэффективно оказанной логопедической помощи. Все  речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения  личности в цепи развития «ребенок – взрослый – подросток», т.е. ведут к возникновению у  детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные  способности и интеллектуальные возможности. Основным и наиболее часто встречающимся вариантом нарушения звукопроизношения  является такое нарушение как дислалия. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной  иннервции речевого аппарата. Наряду с дефектами произношения, у детей часто отмечаются недостатки звукового  анализа слова, специфические ошибки в письме, бедность активного и пассивного словаря,  искаженность грамматических средств выражения мыслей. Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по  предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, в логопедической,  психолого­педагогической практике коррекции речи, не утратили своей актуальности и  сегодня. Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра. Но уже в игровой  деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей.  Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:    созданию психологической готовности к речевому общению; естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала; тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к  ситуативной спонтанной речи вообще. Использование речевых игр на логопедических занятиях и вне их, позволяет достичь  следующих целей:  формирование определенных навыков;  развитие речевых умений;     обучение умению учиться; развитие необходимых способностей и психических функций; познание (в сфере становления собственного языка); запоминание речевого материала. Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией, является частота повторений  правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться  в течение всего дня с помощью дидактических игр, а также игровых упражнений, которые  включаются в различные режимные моменты. Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие  дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке  нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения. Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают  детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря,  артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти  игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи,  которое так характерно для детей с дислалией. Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей  протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого,  свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с  этим звуком с помощью дидактических игр и игровых упражнений. Все подобранные дидактические игры и упражнения я разделила на три группы:    игры, направленные на коррекцию произношения шипящих звуков; игры, направленные на коррекцию звуков [Л]­[ЛЬ]; игры, направленные на коррекцию звуков [Р]­[РЬ]. Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков  Игры подготовительного этапа 1.«Веселый язычок» Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый  артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков. Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные  упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков 2.«Как Буратино за грибами ходил» Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков. Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы  добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и  т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения. 3. «Футбол» Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для  произношения шипящих звуков. Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики».  Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной  струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки. 4. «Самый большой мыльный пузырь» Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для  произношения шипящих звуков. Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы  надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом. 5. «Светофор» Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова. Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в  произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то  поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами. 6. «Где звук?» Цель: учить определять место звука в слове. Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую  шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в  третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в  середине слова. 7. «Волшебные кубики» Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза. Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок  из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово. 8. «Мяч в воздухе» Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое  слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает  его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети  бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается ­ выходит из игры. 9. «Оркестр» Цель: развивать длительный, плавный выдох. Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).    Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков 1. «Тишина» Цель: формировать правильное произношение звука Ш. Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны  тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает  предостерегающий звук ш­ш­ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо  дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным  произношением звука Ш. 2. «Лес шумит» Цель: формировать правильное произношение звука Ш. Ход: воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш­ш­ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев,  как деревья, когда на них дует ветер. 3. «Гуси» Цель: формировать правильное произношение звука Ш. Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку,  котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением. 4. «Пчелы и медвежата» Цель: формировать правильное произношение звука Ж. Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы  собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети  разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал  «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж­ж­ж. при повторении игры дети  меняются ролями. 5. «Мухи в паутине» Цель: формировать правильное произношение звука Ж. Ход: часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети  изображают мух. Они жужжат: ж­ж­ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука. 6. «Пчелы собирают мед» Цель: формировать правильное произношение звука Ж. Ход: одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа  детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат. По сигналу  воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями. 7. «Поезд» Цель: формировать правильное произношение звука Ч. Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч­ч­ч. Дав поезду немного проехать  ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд  останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На  зеленый – поезд трогается. 8. «Воробушки» Цель: формировать правильное произношение звука Ч. Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в  гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко  повторяют: чирик­чик­чик, чирик­чик­чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется  несколько раз. 9. «Договори словечко» Цель: формировать правильное произношение звука Ч. Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.).   Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков  1. «Поймай рыбку» Цель: автоматизация шипящих звуков в словах. Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и  удочка с магнитом. Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их.  Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает  тот, кто наберет больше очков. 2. «Помоги Маше» Цель: автоматизация звука Ш в словах. Ход: воспиатель говорит «Маша шла­шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать  Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и  т.д.). 3. «Одень ребятишек» Цель: автоматизация звука Ш в словах. Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы  одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет  предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.). 4. «Назови ласково» Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах. Ход: воспитатель говорит: Захотелось ласковых нам слов. Кто из звуков нам помочь готов? Ч (Ш) – наш самый нежный звук Не откажемся мы от его услуг. Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и  называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля­Юлечка, Соня­Сонечка,  кольцо­колечко, сердце­сердечко, петух­петушок, солнце­солнышко, горох­горошек,  пирог­пирожок, снег­снежок и т.д.). 5. «Родители и детки» Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах. Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает  и называет детеныша (верблюд­верблюжонок, медведь­медвежонок, еж­ежонок, заяц­ зайчонок, белка­бельчонок и т.д.). 6. «Большущие слова» Цель: автоматизация звука Ч в словах. Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и  заканчивает фразу словом в превосходной степени: у кошки – усы, а у тигра ­ …. у птички – глаза, у дракона ­ …. у гномика – дом, а у великана …. 7. «Колечко­колечко» Цель: закрепить правильное произношение звука Ч во фразах. Ход: дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят  детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из играющих, затем выкрикивает:  «Колечко­колечко, выйди на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют  удержать выбегает из круга и становится водящим.   Игры на дифференциацию шипящих звуков  1. «Прогулка в лес» Цель: дифференциация звуков Ш – Ж. Ход: в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Воспитатель говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем и послушаем, что делается в лесу».  Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель просит их изобразить, качающиеся  верхушки деревьев (ш­ш­ш), жужжат жуки (ж­ж­ж), шипят змеи и т.д. 2. «Жадный кот» Цель: дифференциация звуков Ш­Ж. Ход: выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот,  всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут:  «тише­тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами  кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж. 3. «Слово заблудилось» Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш). Ход: Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей. Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на  определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба,  шайба, санки, шарф. 4. «Мяч в кругу» Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими  звуков. Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например,  один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С  и т.д. (аналогично играют и с другими парами звуков). 5. «Звенит – жужжит» Цель: дифференциация звуков З – Ж. Ход: водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в  названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и  говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж. 6. «Умей слушать» Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки. Оборудование: макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением  животных. Ход: дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и  птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж. 7. «Закончи словечко» Цель: дифференциация звуков З­Ж в словах. Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА­ЖА (коза,  кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.). 8. «Замени звук» Цель: дифференциация звуков С­Ш. Ход: воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий,  произносит получившееся слово (сок­шок, сутки­шутки, сайка­шайка, сила­шило, миска­ мишка и т.д.).    Игры по коррекции произношения звуков Л – ЛЬ  Игры подготовительного этапа 1. «Веселый язычок» Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый  артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков. 2. «Фишечный диктант» Цель: упражнять детей в определении позиции звука в слове. Ход: у каждого ребенка по 8­10 фишек. Логопед произносит слова со звуком Л в разных  позициях, а ребенок раскладывает фишки по карточкам с указанием начала, середины или  конца слова. После диктанта провидится проверка. 3. «Звуковая мозаика» Цель: учить выделять заданный звук в ряду других звуков. Ход: у каждого ребенка имеется игровое поле разделенное на 9 квадратов. Воспитатель  произносит звуки, а дети отмечают фишкой на игровом поле звук Л. В итоге на поле  получается какой либо узор (количество клеток на игровом поле может увеличено до 16). 4. «Волшебные кубики» Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза. Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречаются звуки Л­ЛЬ. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово. 5. «Мяч в воздухе» Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое  слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает  его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети  бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается ­ выходит из игры. 6. «Слушай и хлопай» Цель: выделение заданного звука на фоне слова. Ход: взрослый зачитывает слоги, ребенок повторяет их за взрослым. Затем медленно и  четко зачитывает слова, а ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, где нет заданного  слога. Например, кла­кла­кла – клад, закладка, класс, клык, кукла.    Игры для формирования правильного произношения звуков Л – ЛЬ  1.«Пароход» Цель: формирование правильного произношения звука Л. Ход: воспитатель предлагает детям отправится в путешествие на пароходе и погудеть: ы­ ы­ы. А потом положить язык между зубами и слегка погудеть: л­л­л. Каждый ребенок  гудит как пароход, катая зайчика, матрешку и т. д. 2. «Самолет» Цель: формирование правильного произношения звука Л. Ход: воспитатель показывает детям рисунок самолета, который может прятаться за  облака, тогда ему не видно, а только слышно. Дети имитируют гул самолета протяжно  произнося звук Л. 3. «Пускаем кораблики» Цель: формирование правильного произношения звука Л. Ход: ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики. Чтобы помочь  доплыть кораблику до места назначения, необходимо провести по дорожке пальцем,  произнося звук Л. 4. «Веселые музыканты» Цель: формирование правильного произношения звука Л. Ход: воспитатель предлагает детям поиграть на балалайках. Дети левой рукой как будто  держат гриф, а правой ударяют по струнам и произносят слоги, которые на карточках  показывает дирижер (ла, ло, лу, ал, ол, ул). 5. «Магнитофон» Цель:   формирование правильного произношения звука Л. Ход: воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд слогов,  интонационно выделяя ударный слог (ла­ла­ла), (лу­лу­лу и т.д.).   Игры на закрепление правильного произношения звуков  Л – ЛЬ  1. «Лягушачий концерт» Цель: автоматизация звука Л в словах. Ход: дети «превращаются» в лягушат, которых зовут ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Воспитатель –  жаба­дирижер. Указывая рукой на лягушат по очереди он предлагает каждому лягушонку  спеть свою песню, многократно повторяя соответствующий слог. 2. «Лягушки и комары» Цель: автоматизация звука Л в словах. Ход: перед ребенком находится картинка, на которой изображено болото с кочками.  Чтобы лягушонок мог поймать комара ему необходимо перепрыгивать с кочки на кочку.  Перепрыгнуть он может, если ребенок правильно прочитает или повторит за воспитателем  слоги со звуком Л. 3. «Кладовка бабы Клавы» Цель: автоматизация звука Л в словах. Ход: воспитатель объясняет, что у бабы Клавы много старых вещей хранится в кладовке.  Ребенок должен выбрать и назвать только те предметы, в названии которых есть звук Л  (пластинки, глобус, слоники, полотенце, флаконы и т.д.). 4. «Путешествия в сказку» Цель: автоматизация звука Л в словах и словосочетаниях. Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением сказочных  героев. Каждый ребенок выбирает себе картинку, в названии которой есть звук Л и  называет сказку (колобок, золушка, оловянный солдатик и т. д.). 5. «Один – много» Цель: автоматизация звука Л в словах. Ход: воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок  возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол­столы, дятел­дятлы, пила­ пилы и т.д.). 6. «Лесная школа» Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях. Ход: воспитатель предлагает детям школу для зверей. Дети должны отобрать и назвать  картинки с животными, которые будут учиться в школе, с школьными принадлежностями,  с цветами в названиях которых есть звук Л. После чего дети должны составить рассказ о  лесной школе. 7. «Неудачная рыбалка» Цель: автоматизация звука ЛЬ в слогах. Ход: воспитатель предлагает ребенку перечислить, что попалось на крючок лягушонку  вовремя рыбалки. Ребенок называет слова с правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля,  кошелек и т.д.). 8. «Вещи, которые нас окружают» Цель: автоматизация звука Л в словах. Ход: Много есть вещей полезных, Деревянных и железных, Что помогут нам всегда, Нам без них ни как нельзя. Воспитатель называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться­качалка,  вешать­вешалка, точить­точилка, косить­косилка и т. д.). 9. «Составь слово» Цель: автоматизация звука Л в словах. Ход: воспитатель раздает детям карточки с написанными на них слогами. Задача детей  сложить и прочитать слова (жи­лы, лы­ко, ла­ма и т.д.). 10. «Угадай, чего не стало» Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах. Ход: воспитатель предлагает определить самого внимательного из детей. перед детьми  раскладываются картинки в названиях которых встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают  глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку. 11. «Посмотри и назови» Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах. Ход: воспитатель предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подставить в пустые  окошки любые картинки из предложенных. После чего ребенок должен правильно назвать  картинки, согласовывая существительные с числительными. Например, один стол, три  ландыша, пять иголок и т.д.  12. «Подружи слова» Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах. Ход: ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных картинок,  обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это растение; стол и шакал – слова  заканчивающиеся на звук Л и т д.).    Игры на дифференциацию звуков Л (ЛЬ)  1. «Назови, какого цвета» Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ). Ход: на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок называет, что  изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к нужному кругу (желтый  лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.). 2. «Зоопарк» Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ). Ход: ребенку предлагается расставить так, чтобы за синим забором находились животные,  в названии которых есть звук Л, а за зеленым – животные, в названии которых есть звук ЛЬ. 3. «Кто это?» Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ). Ход: воспитатель называет определение, а ребенок выбирает и называет соответствующую  картинку (с хоботом – слон, с гривой – лев, с горбом – верблюд и т.д.). 4. «Садовники» Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ). Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы, в  названиях которых есть звук Л, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук ЛЬ  (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка). 5. «Четвертый лишний» Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ). Ход: воспитатель называет слова или показывает картинки среди которых одна не походит. Дети должны назвать лишнее слово или картинку. Например, кукла, неваляшка, лото,  лопатка. 6. «Мяч в кругу» Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ). Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например,  один ребенок говорит слово со звуком Л, а другой со звуком ЛЬ, следующий – со звуком Л  и т.д. 7. «Слово заблудилось» Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ). Ход: Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей. Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на  определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком (клубок, клумба,  лыжник).   Игры по коррекции произношения звуков Р – РЬ Игры подготовительного этапа 1. «Веселый язычок» Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый  артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков. 2. «Футбол» Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для  произношения шипящих звуков. Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит «воротики».  Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной  струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.  3. «Самый большой мыльный пузырь» Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для  произношения шипящих звуков. Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы  надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом. 4. «Светофор» Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова. Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в  произносимом логопедом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают  зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично проводится игра со  словами. 5. «Где звук?» Цель: учить определять место звука в слове. Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую  шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в  третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в  середине слова. 6. «Волшебные кубики» Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза. Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок  из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово. 7. «Мяч в воздухе» Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое  слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает  его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети  бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается ­ выходит из игры. 8. «Оркестр» Цель: развивать длительный, плавный выдох. Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).   Игры на формирование правильного произношения звуков Р – РЬ  1. «Лошадка» Цель: формирование правильного произношения звука Р. Ход: дети делятся на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие  лошадок. Дети, изображающие лошадок берутся по парно за руки и с цоканьем ездят  управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок,  говоря: тр­тр­тр. Потом дети меняются. 2. «Самолеты» Цель: формирование правильного произношения звука Р. Оборудование: гирлянда с флажками, три флажка (красный, синий зеленый). Ход: на одной стороне комнаты стоят стульчики, впереди натянута гирлянда с флажками – это аэродром. Летчики сидят на стульчиках и заводят моторы: д­д­д­дррр. Получив  правильный звук Р, летчики разлетаются в разных направлениях. По команде возвращаются на аэродром. Если ребенок не сумеет перейти на звук Р, то его отправляют в ремонт к  механику (логопеду). 3. «Цветные автомобили» Цель: формирование правильного произношения звука Р. Оборудование: цветные обручи по числу играющих, несколько цветных флажков. Ход: на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это руль. Перед  водящим на столе лежат несколько флажков. Он поднимает один из них и дети, у которых  руль того же цвета бегут по комнате, подражая звуку мотора. По сигналу дети  останавливаются и возвращаются на свои места. 4. «Будильник» Цель: формирование правильного произношения звука Р. Ход: все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок – будильник.  Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить, и начинает медленно считать,  когда он произносит назначенное время, будильник начинает трещать: р­р­р. 5. «Вороны» Цель: формирование правильного произношения звука Р. Ход: воспитатель делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети  становятся в круг и, опустив руки, говорят: как под елочкой зеленой скачут, каркают  вороны; вторая – вороны, которые прыгают в круг и каркают. Первая группа детей  говорит: из­за корочки подрались, во все горло разорались. Вторая группа каркает. Первая  группа: вот собаки прибегают и вороны улетают. Третья группа детей, изображающая  собак рычит и гонится за воронами. Пойманные становятся собаки. 6. «Договори словечко» Цель: формирование правильного произношения звука РЬ. Ход: воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук РЬ (фона…, сниги…,  буква…, сло… и т.д.). 7. «У медведя во бору» Цель: формирование правильного произношения звука Р. Ход: дети делятся на две группы. Группа детей тихонько подходят «к медведям» и  говорит: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит. Группа медведей имитируют рычание и ловят детей.     Игры на закрепление правильного произношения звуков Р – РЬ  1. «Сороконожка» Цель: автоматизация звука Р в слогах. Ход: перед ребенком кладется картинка сороконожки. Логопед говорит: Трудно жить сороконожке, Надевать самой сапожки. Вот помог бы кто­нибудь Сорок ножек ей обуть. Поможем сороконожке обуться? «Надевай» ей на ножки ботиночки и повторяй слоги.  Ребенок проводит пальчиком от ботиночка к раскрашенной в тои же цвет части  сороконожки и повторяет слоги, подписанные на ботинках. «Обувать» сороконожку  следует с хвоста. 2. «Магазин» Цель: автоматизация звука Р в словах. Ход: на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в названиях  которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и т.д.). в магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке изображен магазин после покупок страуса. Задача  ребенка назвать те предметы, которые купил страус. 3. «Африка» Цель: автоматизация звука Р в словах. Ход: перед ребенком лежит картина, на которой изображены африканские животные.  Задача ребенка разделить животных на травоядных и хищников и правильно назвать их. 4. «Замени звук» Цель: автоматизация звука Р в слогах. Ход: воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на  звук Р и назвать новое слово (хобот­робот, пыжик­рыжик, нога­рога, мука­рука и т.д.). 5. «Ру­ру­ру» Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах. Ход: воспитатель говорит: ру­ру­ру, ру­ру­ру, затеваем мы игру, руку другу тянет друг,  встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по очереди называет слог ру, а рядом с ним  стоящий заканчивает слово (ру­башка, ру­ка, ру­чей и т.д.). 6. «Подбери слова» Цель: автоматизация звука Р в словах. Ход: воспитатель предлагает найти в группе как можно больше картинок со звуком Р.  после того как все картинки будут собраны логопед и дети пробуют зарифмовать слова  между собой (топор­помидор, груша­каркуша, петрушка­ватрушка, тетрадка­кроватка и  т.д.). 7. «На стройке» Цель: автоматизация звука Р в слогах. Ход: воспитатель предлагает детям помочь трем парасятам построить прочный дом. Дети  должны выбрать строительный материал и инструмент необходимый для строительства, в  названиях которых есть звук Р (кирпичи, рубанок, топор, мастерок, отвертка и т.д.). Игры на дифференциацию звуков Р – РЬ (Л – Р) 1. «Самолет» Цель: дифференциация звуков Л – Р. Ход: воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо испытать. Детям  предлагается завести мотор и порычать, а после набора высоты, когда самолета не видно  погудеть звуком Л. По команде дети произносят звуки Р и Л попеременно. 2. «Перетягивание каната» Цель: дифференциация звуков Л – Р. Ход: перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок с лягушатами  перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если тигренок перетягивает канат к  себе, то ребенок читает слоги со звуком Р, если лягушки – то ребенок читает слоги со  звуком Л. 3. «Договори словечко» Цель: дифференциация звуков Л – Р. Ход: воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА  и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т.д.). 4. «Садовники» Цель: дифференциация звуков Л – Р. Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в  названиях, которых есть звук Л ­ ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть  звук Р ­ РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы,  роза, сирень, ромашка, астра). 5. «Измени слово» Цель: дифференциация звуков Л – Р. Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова  (лак­рак, ложки­рожки, лама­рама и т.д.). 6. «Закончи слово» Цель: дифференциация звуков Л – Р. Ход: воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова , а ребенок  поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы,  ковры, узлы, заборы и т.д.). 7. «Ловишки из круга» Цель: дифференциация звуков Л – Р. Оборудование: фанты у детей. Ход: дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга.  Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну  попробуй нас догнать. Раз­два­три – лови. На последнем слове дети разбегаются, а ловишка их ловит и забирает фанты. Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант  (придумать слова на звуки Р – Л). 8. «Найди себе пару» Цель: дифференциация звуков Л – Р. Ход: у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по  противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать себе пару, как  можно быстрее. 9. «Звериная лечебница» Цель: дифференциация звуков Л – Р. Ход: воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их изображениями  на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук  Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных.

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2018