Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Оценка 4.9
Игры
docx
дефектология
Детсад
03.10.2018
Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей.
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:
• созданию психологической готовности к речевому общению;
• естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;
• тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра.
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.docx
Речевые игры для
коррекции
звукопроизношения у
детей дошкольного
возраста
Подготовила: учительлогопед
Куртвапова Альме Иззетовна Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем
богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его
возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее
отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины
возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Чаще нарушение речи являются
следствием несвоевременно или неэффективно оказанной логопедической помощи. Все
речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности
в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения
личности в цепи развития «ребенок – взрослый – подросток», т.е. ведут к возникновению у
детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные
способности и интеллектуальные возможности.
Основным и наиболее часто встречающимся вариантом нарушения звукопроизношения
является такое нарушение как дислалия.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной
иннервции речевого аппарата.
Наряду с дефектами произношения, у детей часто отмечаются недостатки звукового
анализа слова, специфические ошибки в письме, бедность активного и пассивного словаря,
искаженность грамматических средств выражения мыслей.
Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по
предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, в логопедической,
психологопедагогической практике коррекции речи, не утратили своей актуальности и
сегодня.
Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра. Но уже в игровой
деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей.
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:
созданию психологической готовности к речевому общению;
естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;
тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к
ситуативной спонтанной речи вообще.
Использование речевых игр на логопедических занятиях и вне их, позволяет достичь
следующих целей:
формирование определенных навыков;
развитие речевых умений;
обучение умению учиться;
развитие необходимых способностей и психических функций;
познание (в сфере становления собственного языка);
запоминание речевого материала.
Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у
детей старшего дошкольного возраста с дислалией, является частота повторений
правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться
в течение всего дня с помощью дидактических игр, а также игровых упражнений, которые
включаются в различные режимные моменты.
Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие
дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке
нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.
Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают
детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря,
артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти
игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи,
которое так характерно для детей с дислалией.
Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей
протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого,
свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с
этим звуком с помощью дидактических игр и игровых упражнений.
Все подобранные дидактические игры и упражнения я разделила на три группы:
игры, направленные на коррекцию произношения шипящих звуков;
игры, направленные на коррекцию звуков [Л][ЛЬ];
игры, направленные на коррекцию звуков [Р][РЬ].
Картотека дидактических игр по коррекции произношения
шипящих звуков
Игры подготовительного этапа
1.«Веселый язычок»
Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый
артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.
Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные
упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков
2.«Как Буратино за грибами ходил»
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.
Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы
добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и
т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.
3. «Футбол»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для
произношения шипящих звуков.
Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики».
Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной
струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
4. «Самый большой мыльный пузырь»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для
произношения шипящих звуков.
Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы
надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.
5. «Светофор»
Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.
Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в
произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то
поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится
игра со словами.
6. «Где звук?»
Цель: учить определять место звука в слове.
Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую
шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в
третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в
середине слова.
7. «Волшебные кубики»
Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок
из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
8. «Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое
слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает
его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети
бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается выходит из игры. 9. «Оркестр»
Цель: развивать длительный, плавный выдох.
Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки,
флейты, губные гармошки).
Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков
1. «Тишина»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны
тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает
предостерегающий звук шшш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо
дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным
произношением звука Ш.
2. «Лес шумит»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья
качаются и шумят: шшш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев,
как деревья, когда на них дует ветер.
3. «Гуси»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку,
котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.
4. «Пчелы и медвежата»
Цель: формировать правильное произношение звука Ж.
Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы
собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети
разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал
«медведи идут» пчелы возвращаются со звуком жжж. при повторении игры дети
меняются ролями.
5. «Мухи в паутине»
Цель: формировать правильное произношение звука Ж.
Ход: часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети
изображают мух. Они жужжат: жжж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети,
изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают
в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука. 6. «Пчелы собирают мед»
Цель: формировать правильное произношение звука Ж.
Ход: одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа
детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат. По сигналу
воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями.
7. «Поезд»
Цель: формировать правильное произношение звука Ч.
Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз.
Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ччч. Дав поезду немного проехать
ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд
останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На
зеленый – поезд трогается.
8. «Воробушки»
Цель: формировать правильное произношение звука Ч.
Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в
гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко
повторяют: чирикчикчик, чирикчикчик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а
на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется
несколько раз.
9. «Договори словечко»
Цель: формировать правильное произношение звука Ч.
Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный
звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков
1. «Поймай рыбку»
Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.
Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и
удочка с магнитом.
Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их.
Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает
тот, кто наберет больше очков.
2. «Помоги Маше»
Цель: автоматизация звука Ш в словах. Ход: воспиатель говорит «Маша шлашла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать
Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и
т.д.).
3. «Одень ребятишек»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы
одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет
предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).
4. «Назови ласково»
Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.
Ход: воспитатель говорит:
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
Ч (Ш) – наш самый нежный звук
Не откажемся мы от его услуг.
Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и
называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (ЮляЮлечка, СоняСонечка,
кольцоколечко, сердцесердечко, петухпетушок, солнцесолнышко, горохгорошек,
пирогпирожок, снегснежок и т.д.).
5. «Родители и детки»
Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.
Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает
и называет детеныша (верблюдверблюжонок, медведьмедвежонок, ежежонок, заяц
зайчонок, белкабельчонок и т.д.).
6. «Большущие слова»
Цель: автоматизация звука Ч в словах.
Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и
заканчивает фразу словом в превосходной степени:
у кошки – усы, а у тигра ….
у птички – глаза, у дракона ….
у гномика – дом, а у великана ….
7. «Колечкоколечко»
Цель: закрепить правильное произношение звука Ч во фразах. Ход: дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят
детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из играющих, затем выкрикивает:
«Колечкоколечко, выйди на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют
удержать выбегает из круга и становится водящим.
Игры на дифференциацию шипящих звуков
1. «Прогулка в лес»
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.
Ход: в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Воспитатель говорит:
«Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем и послушаем, что делается в лесу».
Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель просит их изобразить, качающиеся
верхушки деревьев (шшш), жужжат жуки (жжж), шипят змеи и т.д.
2. «Жадный кот»
Цель: дифференциация звуков ШЖ.
Ход: выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот,
всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут:
«тишетише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами
кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.
3. «Слово заблудилось»
Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).
Ход:
Заблудится может каждый,
Даже очень, очень важный,
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок,
Вот и слово заблудилось,
Не в том месте очутилось,
Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось.
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на
определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба,
шайба, санки, шарф.
4. «Мяч в кругу» Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими
звуков.
Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например,
один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С
и т.д. (аналогично играют и с другими парами звуков).
5. «Звенит – жужжит»
Цель: дифференциация звуков З – Ж.
Ход: водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в
названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и
говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.
6. «Умей слушать»
Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки.
Оборудование: макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением
животных.
Ход: дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и
птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.
7. «Закончи словечко»
Цель: дифференциация звуков ЗЖ в словах.
Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗАЖА (коза,
кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).
8. «Замени звук»
Цель: дифференциация звуков СШ.
Ход: воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий,
произносит получившееся слово (сокшок, суткишутки, сайкашайка, силашило, миска
мишка и т.д.).
Игры по коррекции произношения звуков Л – ЛЬ
Игры подготовительного этапа
1. «Веселый язычок»
Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый
артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.
2. «Фишечный диктант»
Цель: упражнять детей в определении позиции звука в слове. Ход: у каждого ребенка по 810 фишек. Логопед произносит слова со звуком Л в разных
позициях, а ребенок раскладывает фишки по карточкам с указанием начала, середины или
конца слова. После диктанта провидится проверка.
3. «Звуковая мозаика»
Цель: учить выделять заданный звук в ряду других звуков.
Ход: у каждого ребенка имеется игровое поле разделенное на 9 квадратов. Воспитатель
произносит звуки, а дети отмечают фишкой на игровом поле звук Л. В итоге на поле
получается какой либо узор (количество клеток на игровом поле может увеличено до 16).
4. «Волшебные кубики»
Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречаются звуки ЛЛЬ. Ребенок из
кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
5. «Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое
слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает
его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети
бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается выходит из игры.
6. «Слушай и хлопай»
Цель: выделение заданного звука на фоне слова.
Ход: взрослый зачитывает слоги, ребенок повторяет их за взрослым. Затем медленно и
четко зачитывает слова, а ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, где нет заданного
слога. Например, клаклакла – клад, закладка, класс, клык, кукла.
Игры для формирования правильного произношения звуков
Л – ЛЬ
1.«Пароход»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Ход: воспитатель предлагает детям отправится в путешествие на пароходе и погудеть: ы
ыы. А потом положить язык между зубами и слегка погудеть: ллл. Каждый ребенок
гудит как пароход, катая зайчика, матрешку и т. д.
2. «Самолет»
Цель: формирование правильного произношения звука Л. Ход: воспитатель показывает детям рисунок самолета, который может прятаться за
облака, тогда ему не видно, а только слышно. Дети имитируют гул самолета протяжно
произнося звук Л.
3. «Пускаем кораблики»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Ход: ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики. Чтобы помочь
доплыть кораблику до места назначения, необходимо провести по дорожке пальцем,
произнося звук Л.
4. «Веселые музыканты»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Ход: воспитатель предлагает детям поиграть на балалайках. Дети левой рукой как будто
держат гриф, а правой ударяют по струнам и произносят слоги, которые на карточках
показывает дирижер (ла, ло, лу, ал, ол, ул).
5. «Магнитофон»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Ход: воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд слогов,
интонационно выделяя ударный слог (лалала), (лулулу и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения звуков
Л – ЛЬ
1. «Лягушачий концерт»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: дети «превращаются» в лягушат, которых зовут ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Воспитатель –
жабадирижер. Указывая рукой на лягушат по очереди он предлагает каждому лягушонку
спеть свою песню, многократно повторяя соответствующий слог.
2. «Лягушки и комары»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: перед ребенком находится картинка, на которой изображено болото с кочками.
Чтобы лягушонок мог поймать комара ему необходимо перепрыгивать с кочки на кочку.
Перепрыгнуть он может, если ребенок правильно прочитает или повторит за воспитателем
слоги со звуком Л.
3. «Кладовка бабы Клавы»
Цель: автоматизация звука Л в словах. Ход: воспитатель объясняет, что у бабы Клавы много старых вещей хранится в кладовке.
Ребенок должен выбрать и назвать только те предметы, в названии которых есть звук Л
(пластинки, глобус, слоники, полотенце, флаконы и т.д.).
4. «Путешествия в сказку»
Цель: автоматизация звука Л в словах и словосочетаниях.
Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением сказочных
героев. Каждый ребенок выбирает себе картинку, в названии которой есть звук Л и
называет сказку (колобок, золушка, оловянный солдатик и т. д.).
5. «Один – много»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок
возвращает мяч и называет слово во множественном числе (столстолы, дятелдятлы, пила
пилы и т.д.).
6. «Лесная школа»
Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.
Ход: воспитатель предлагает детям школу для зверей. Дети должны отобрать и назвать
картинки с животными, которые будут учиться в школе, с школьными принадлежностями,
с цветами в названиях которых есть звук Л. После чего дети должны составить рассказ о
лесной школе.
7. «Неудачная рыбалка»
Цель: автоматизация звука ЛЬ в слогах.
Ход: воспитатель предлагает ребенку перечислить, что попалось на крючок лягушонку
вовремя рыбалки. Ребенок называет слова с правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля,
кошелек и т.д.).
8. «Вещи, которые нас окружают»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход:
Много есть вещей полезных,
Деревянных и железных,
Что помогут нам всегда,
Нам без них ни как нельзя.
Воспитатель называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качатьсякачалка,
вешатьвешалка, точитьточилка, коситькосилка и т. д.).
9. «Составь слово» Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: воспитатель раздает детям карточки с написанными на них слогами. Задача детей
сложить и прочитать слова (жилы, лыко, лама и т.д.).
10. «Угадай, чего не стало»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: воспитатель предлагает определить самого внимательного из детей. перед детьми
раскладываются картинки в названиях которых встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают
глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку.
11. «Посмотри и назови»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: воспитатель предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подставить в пустые
окошки любые картинки из предложенных. После чего ребенок должен правильно назвать
картинки, согласовывая существительные с числительными. Например, один стол, три
ландыша, пять иголок и т.д.
12. «Подружи слова»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных картинок,
обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это растение; стол и шакал – слова
заканчивающиеся на звук Л и т д.).
Игры на дифференциацию звуков Л (ЛЬ)
1. «Назови, какого цвета»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок называет, что
изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к нужному кругу (желтый
лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.).
2. «Зоопарк»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: ребенку предлагается расставить так, чтобы за синим забором находились животные,
в названии которых есть звук Л, а за зеленым – животные, в названии которых есть звук ЛЬ.
3. «Кто это?»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: воспитатель называет определение, а ребенок выбирает и называет соответствующую
картинку (с хоботом – слон, с гривой – лев, с горбом – верблюд и т.д.).
4. «Садовники» Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы, в
названиях которых есть звук Л, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук ЛЬ
(ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка).
5. «Четвертый лишний»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: воспитатель называет слова или показывает картинки среди которых одна не походит.
Дети должны назвать лишнее слово или картинку. Например, кукла, неваляшка, лото,
лопатка.
6. «Мяч в кругу»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например,
один ребенок говорит слово со звуком Л, а другой со звуком ЛЬ, следующий – со звуком Л
и т.д.
7. «Слово заблудилось»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
Заблудится может каждый,
Даже очень, очень важный,
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок,
Вот и слово заблудилось,
Не в том месте очутилось,
Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось.
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на
определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком (клубок, клумба,
лыжник).
Игры по коррекции произношения звуков Р – РЬ
Игры подготовительного этапа
1. «Веселый язычок» Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый
артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.
2. «Футбол»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для
произношения шипящих звуков.
Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит «воротики».
Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной
струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
3. «Самый большой мыльный пузырь»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для
произношения шипящих звуков.
Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы
надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.
4. «Светофор»
Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.
Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в
произносимом логопедом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают
зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично проводится игра со
словами.
5. «Где звук?»
Цель: учить определять место звука в слове.
Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую
шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в
третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в
середине слова.
6. «Волшебные кубики»
Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок
из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
7. «Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое
слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает
его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети
бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается выходит из игры. 8. «Оркестр»
Цель: развивать длительный, плавный выдох.
Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки,
флейты, губные гармошки).
Игры на формирование правильного произношения звуков
Р – РЬ
1. «Лошадка»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: дети делятся на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие
лошадок. Дети, изображающие лошадок берутся по парно за руки и с цоканьем ездят
управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок,
говоря: тртртр. Потом дети меняются.
2. «Самолеты»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование: гирлянда с флажками, три флажка (красный, синий зеленый).
Ход: на одной стороне комнаты стоят стульчики, впереди натянута гирлянда с флажками –
это аэродром. Летчики сидят на стульчиках и заводят моторы: ддддррр. Получив
правильный звук Р, летчики разлетаются в разных направлениях. По команде возвращаются
на аэродром. Если ребенок не сумеет перейти на звук Р, то его отправляют в ремонт к
механику (логопеду).
3. «Цветные автомобили»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование: цветные обручи по числу играющих, несколько цветных флажков.
Ход: на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это руль. Перед
водящим на столе лежат несколько флажков. Он поднимает один из них и дети, у которых
руль того же цвета бегут по комнате, подражая звуку мотора. По сигналу дети
останавливаются и возвращаются на свои места.
4. «Будильник»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок – будильник.
Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить, и начинает медленно считать,
когда он произносит назначенное время, будильник начинает трещать: ррр.
5. «Вороны»
Цель: формирование правильного произношения звука Р. Ход: воспитатель делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети
становятся в круг и, опустив руки, говорят: как под елочкой зеленой скачут, каркают
вороны; вторая – вороны, которые прыгают в круг и каркают. Первая группа детей
говорит: изза корочки подрались, во все горло разорались. Вторая группа каркает. Первая
группа: вот собаки прибегают и вороны улетают. Третья группа детей, изображающая
собак рычит и гонится за воронами. Пойманные становятся собаки.
6. «Договори словечко»
Цель: формирование правильного произношения звука РЬ.
Ход: воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук РЬ (фона…, сниги…,
буква…, сло… и т.д.).
7. «У медведя во бору»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: дети делятся на две группы. Группа детей тихонько подходят «к медведям» и
говорит:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Группа медведей имитируют рычание и ловят детей.
Игры на закрепление правильного произношения звуков
Р – РЬ
1. «Сороконожка»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: перед ребенком кладется картинка сороконожки. Логопед говорит:
Трудно жить сороконожке,
Надевать самой сапожки.
Вот помог бы ктонибудь
Сорок ножек ей обуть.
Поможем сороконожке обуться? «Надевай» ей на ножки ботиночки и повторяй слоги.
Ребенок проводит пальчиком от ботиночка к раскрашенной в тои же цвет части
сороконожки и повторяет слоги, подписанные на ботинках. «Обувать» сороконожку
следует с хвоста.
2. «Магазин»
Цель: автоматизация звука Р в словах. Ход: на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в названиях
которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и т.д.). в магазин пришел страус и
сделал покупки. На второй картинке изображен магазин после покупок страуса. Задача
ребенка назвать те предметы, которые купил страус.
3. «Африка»
Цель: автоматизация звука Р в словах.
Ход: перед ребенком лежит картина, на которой изображены африканские животные.
Задача ребенка разделить животных на травоядных и хищников и правильно назвать их.
4. «Замени звук»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на
звук Р и назвать новое слово (хоботробот, пыжикрыжик, ногарога, мукарука и т.д.).
5. «Руруру»
Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.
Ход: воспитатель говорит: руруру, руруру, затеваем мы игру, руку другу тянет друг,
встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по очереди называет слог ру, а рядом с ним
стоящий заканчивает слово (рубашка, рука, ручей и т.д.).
6. «Подбери слова»
Цель: автоматизация звука Р в словах.
Ход: воспитатель предлагает найти в группе как можно больше картинок со звуком Р.
после того как все картинки будут собраны логопед и дети пробуют зарифмовать слова
между собой (топорпомидор, грушакаркуша, петрушкаватрушка, тетрадкакроватка и
т.д.).
7. «На стройке»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: воспитатель предлагает детям помочь трем парасятам построить прочный дом. Дети
должны выбрать строительный материал и инструмент необходимый для строительства, в
названиях которых есть звук Р (кирпичи, рубанок, топор, мастерок, отвертка и т.д.).
Игры на дифференциацию звуков Р – РЬ (Л – Р)
1. «Самолет»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо испытать. Детям
предлагается завести мотор и порычать, а после набора высоты, когда самолета не видно
погудеть звуком Л. По команде дети произносят звуки Р и Л попеременно. 2. «Перетягивание каната»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок с лягушатами
перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если тигренок перетягивает канат к
себе, то ребенок читает слоги со звуком Р, если лягушки – то ребенок читает слоги со
звуком Л.
3. «Договори словечко»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА
и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т.д.).
4. «Садовники»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в
названиях, которых есть звук Л ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть
звук Р РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы,
роза, сирень, ромашка, астра).
5. «Измени слово»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова
(лакрак, ложкирожки, ламарама и т.д.).
6. «Закончи слово»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова , а ребенок
поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы,
ковры, узлы, заборы и т.д.).
7. «Ловишки из круга»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Оборудование: фанты у детей.
Ход: дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга.
Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну
попробуй нас догнать. Раздватри – лови. На последнем слове дети разбегаются, а ловишка
их ловит и забирает фанты. Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант
(придумать слова на звуки Р – Л).
8. «Найди себе пару» Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по
противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать себе пару, как
можно быстрее.
9. «Звериная лечебница»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их изображениями
на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук
Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных.
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.