Мастер-класс для педагогов
по театрализованной деятельности дошкольников
Подготовила музыкальный руководитель 1 категории
Ремезкова Татьяна Васильевна
КГКП «Ясли – сад № 24 «АЛЕНКА»
Город Риддер
ВКО Казахстан
Тема: «Изготовим кукол сами»
Звучит музыка! Вход воспитателей в зал!
Музыкальный руководитель:
- Наденьте маски,
господа!
Мы начинаем представленье!
Под маской скроем мы себя,
Сей публике на умиленье
(Распределение педагогам масок по цвету
для дальнейшего изготовления шагающих кукол)
Маски
Воспитатели 1 мл, средняя группы – красные – 3 воспитателя – (домик, лиса)
2 мл А, Б – зеленые – 4 воспитателя – (медведь, колобок, елочка)
Старшие А, Б – желтые – 3 воспитателя – (волк, заяц )
Учитель казахского языка, методист – синие - (дед, елочка)
Музыкальный руководитель, психолог – розовые - (бабка, елочка, платформа)
Прошу вас пройти за кулисы соответствующего цвета!
(рассаживание: столики - кулисы по цвету масок)
- Расслабьтесь, господа,
расслабьтесь.
И станьте те, какие вы и есть!
Глаза не лгут, а в золоченной рамке
Их выраженья точно не прочесть.
Скажи мне маска, что
скрываешь,
От толп, сих шумных, за собой?
Какую тайну мыслей ты ласкаешь?
Какую радость, а быть может боль?
Кто ты? Кто ты на самом деле?
Что представляешь ты собой -
Где ты живешь, в какой ты вере?
Глупец,ты, гений или так - изгой?
Да! Господа, большая
сцена здесь театра,
Где все актеры, и не так важна их роль,
И эта мишура искриться, как бриллианты,
И каждый чувствует-он главный здесь герой!
Под выразительным разрезом, в черных
дырах,
Искрятся озорством напыщенным глаза,
А вот Пьеро, и он не так печален,
И бутафорная стекает по лицу его слеза.
Музыка умолкает!
- Снимайте маски
господа, снимайте!
Сорвите с ваших лиц их поскорее после бала,
Ведь это только все - всего лишь
мишура!
Не оставляйте их, чтоб жизнь вам не солгала!
- Вот таким театральным действом хотелось бы начать свой мастер-класс по театрализованной деятельности. Все вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь.
( о театре)
Цель мастер-класса:
- Создать благоприятную психологическую атмосферу в процессе совместной интегрированной деятельности с участием воспитателей, позволяющую участникам мастер-класса по новому взглянуть на работу по театрализованной деятельности с воспитанниками и родителями, сформировать умение находить педагогически правильные решения проблемных ситуаций
- Систематизировать знания педагогов о видах настольного кукольного театра
- Развивать фантазию, ассоциативное, творческое мышление, стимулировать желание проявлять инициативу
- Закрепить навыки работы в коллективе
Данный мастер-класс я запланировала провести в форме деловой игры. В процессе работы нам предстоит решать определенные педагогические задачи, находить ответы на проблемные вопросы, приходить к общему мнению, активно и творчески выражать себя в деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду явление в наше время не редкое. Она многогранна и многолика. Отношение к театрализованной деятельности, ее специфике, тем не менее, не одностороннее.
Как и в любой деятельности в ней есть свои «плюсы» и «минусы». В этом я не раз убеждалась на практике работы с детьми, родителями, педагогами.
Итак, давайте порассуждаем и выявим все отрицательные и положительные моменты в работе с детьми, в претензиях родителей, в сложности воплощения театральных моментов у педагогов.
(заполняем таблицу)
ЗА!!! |
ПРОТИВ!!!! |
…. |
…… |
Итог выглядел так:
ПЛЮСЫ |
МИНУСЫ
|
- 1.Эмоциональный всплеск, подъем перед выступлением! (радость ожидания, творческое нетерпение, здоровое волнение) - 2.Ситуация успеха, радости – эмоции - 3.Возможность проявить себя, самовыражение, самооценка, способности и таланты - 4.Знания, умения, навыки, которые приобретает ребенок. Познание нового. Знания об окружающем мире. Осознание содержания. 5.- Развитие мелкой моторики, координация, плавность, переключаемость движений. - 6.Способность к импровизации - 7.Ассоциативное мышление, внимание, память, интуиция, фантазия, воображение - 8.Целеустремленность, решительность, трудолюбие, самостоятельность. - 9.Развитие речи - мелодико-интонационная сторона, выразительность речи - 10.Духовно – нравственные аспекты героев – качества личности – коррекция поведения. Духовные потребности. Формируется опыт нравственного поведения. 11. – Формирование эстетического вкуса - 12.Общительность. Место в социуме - 13.Умение дружить. Договариваться в коллективе
|
- 1.Никакого зрелища в детском саду быть не должно! - 2.Страх, зажатость детей! Травмирует ребенка - 3.Работать за похвалу! Нельзя хвалить ребенка за то, что он хороший актер! (выучил слова, вовремя топнул ножкой) - 4.Не все дети задействованы! (30-40 %) (родители хотят видеть свое чадо во всех проявлениях) - 5.Репетиции и прогоны (большее время индивидуальная работа) - 6.Однотонность материала – из группы в группу переходит один и тот же набор масок, шапочек, костюмов - 7.Не понимание родителями (культура поведения, внешний вид, первые ряды, активные зрители)
|
Вывод: Плюсов в использовании театрализованной деятельности в работе на развитие ребенка - дошкольника больше!
Педагогические ситуации:
1. Закончился праздник, дети участвовали в театрализации сказки.
Воспитатель говорит ребенку: «Ты - хороший актер!»
Какова обратная сторона медали этой похвалы?
2. На драматизации сказки в зале отведены места:
1 ряд – малыши-зрители
2 ряд – дети-участники
3 ряд - родители
Такое размещение категорически не устраивает родителей. Ваши действия?
3. Объясните взрослым людям (родителям), что синие бахилы поверх уличной обуви не уместны в детском саду.
4. После утренника мама подходит к музыкальному руководителю и незамедлительно требует дать ее ребенку главную роль. Что должен ответить музыкальный руководитель в такой ситуации?
5. Всем!
На детском празднике все веселятся и скачут, а один ребенок стоит у стены и ни с кем не общается, ни участвует в действии. И стихотворение для утренника он выучил, но выходить на сцену отказался. Постеснялся… Как работать с таким ребенком? Не привлекать его? (ответы педагогов)
Музыкальный руководитель:
Многие дети с удовольствием участвуют в спектаклях: надевают костюмы, говорят и действуют от имени сказочных персонажей. Однако для некоторых дошкольников выход на сцену - серьёзное испытание.
Поэтесса Л. Фадеева в стихотворении «Первое выступление» очень точно передала эмоциональное состояние ребёнка в такой момент:
Стою на сцене.
Зал затих.
И я молчу:
Не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
Вывод:
Ребёнок стесняется? Дайте ему куклу!
Чтобы помочь эмоционально зажатым детям, мы используем кукол. Психологически прячась за игрушку, выступая от её имени, ребёнок становится более открытым и смелым в контактах с окружающими, начинает примерять на себя разные модели социального поведения.
Куклы существуют столько, сколько существует человек.
Дети, вне зависимости от пола, любят играть с куклой.
Регулярные занятия с театральными куклами помогают детям преодолеть свой страх и стеснение, решиться выступить перед залом, и громко и выразительно произнести текст и услышать в свой адрес первые аплодисменты.
В работе с детьми мы используем разных кукол, различные виды театров.
Какие виды кукольных театров вы знаете? (о тветы педагогов)
Каждый вид кукольного театра имеет свои особенности.
Сегодня я хотела бы подробнее остановиться на видах плоскостного театра:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Шагающие куклы!
Способ театрализации или игры с такой куклой очень прост, понятен и интересен детям.
Если пальчики просунуть в отверстия, то у куклы появятся ножки - ребёнок может свободно бегать, прыгать, читать стихи, петь.
Идея работы с таким театром мне видится более успешной и увлекательной для детей в младших и средних группах детского сада.
Сегодня мы изготовим шагающие куклы сами своими руками.
Впоследствии я планирую провести такой мастер – класс с родителями воспитанников, работая по своей авторской программе в рамках исследовательской темы «Театрализованная деятельность, как средство самовыражения ребенка-дошкольника на музыкальном занятии и вне».
Вы тоже можете предложить родителям изготовить такой несложный театр с детьми в своей семье.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.