Мастер-класс
Тема: Эбру стиле Хохломская роспись
Цели:
Развивающие: Развитие интереса к творческой деятельности, чувства прекрасного.
Воспитательные: Воспитание эстетического вкуса, аккуратности в работе. Выработка творческого отношения к заданию, стремления довести начатое дело до конца.
Применяемые методы и формы обучения и воспитания:
Объяснительно-иллюстративный
Демонстрационный
Исследовательский
Материально-техническое оснащение:
ПК, мультимедийный проектор, презентация.
Деревянные шпажки, лотки с водой с загустителем, краски Эбру (черный, желтый, золотой, красный, оранжевый), кисти, непроливайки, бумажные салфетки, бумага для переноса рисунков.
Структура мастер-класса:
Организационный момент (1 минута).
Актуализация знаний участников (5 минут).
Формирование новых знаний и умений (10 минут)
Закрепление и систематизация знаний, практическое применение (20 минут).
Подведение итогов мастер-класса (4 минуты).
Ход мастер-класса
1. Организационный момент:
– приветствие;
– проверка явки участников;
– проверка готовности участников к мастер-классу.
2. Актуализация знаний участников
– настрой участников на мастер-класс;
– доведение до участников плана мастер-класса.
- выявление степени подготовленности участников к мастер-классу
3. Педагог: Приветствует и сообщает участникам тему мастер-класса: композиция «Эбру в стиле хохломская роспись».
- Цель нашего мастер-класса – создание рисунка Эбру.
Участники:
Настраиваются на мастер-класс, воспринимают информацию.
4. Изложение педагогом нового материала.
- Сегодня на нашем мастер-классе мы создадим рисунок в технике Эбру в стиле хохломской росписи. И для начала ознакомимся с историей возникновения интересной и увлекательной техники.
Термин Эбру происходит от персидского ebri, что означает
«воздушные облака». И, действительно, если посмотреть на рисунок, выполненный
по такой технологии, становится понятно, почему его так называют.
Эбру - особый метод рисования, который
предполагает использование в качестве холста не совсем обычную поверхность –
воду. Конечно, вода эта должна быть не простая, а подготовленная специальным
образом. Краски тоже используются особенные: на натуральной основе. В
результате получаются невероятные по красоте картины, повторить которые
практически невозможно.
Cуществует множество версий, откуда пошло искусство рисования на воде: разные источники называют родиной технологии не только Китай и Японию, но и Узбекистан, Индию, Пакистан, Персию и ряд других стран. Например, в Турции техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке, хотя название Эбру стало употребляться только спустя три столетия. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи.
И хотя Эбру считается турецким искусством рисования на воде,
возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12
веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как
«плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили
уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Техника была
настолько популярна, что пользовалась спросом у императора и его приближенных.
Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора
буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода, да и краски тут нужны
специальные. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и
вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной
воде. Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не
предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника
основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются
по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает пятнам
краски на воде разнообразную форму.
По окончании рисунка его можно перенести на бумажный лист, а
профессионалы способны использовать и другие поверхности: дерево, ткани,
керамику, кожу.
5. Практическая часть. Рисунок на воде.
Перед тем, как приступить к созданию узоров – нужно подготовить фон для рисунка. Он будет удерживать краски, которые нанесутся потом. На нашем мастер-классе для фона используем черный цвет.
Наберите краски в кисточку и произвольно разбрызгайте по
всей поверхности. Первые капли растворятся – это нормально! Затем краска будет
оставаться на поверхности.
Фон можно сделать однотонным или использовать несколько цветов: краска не будет
смешиваться, образуя прожилки и узоры.
Создание основного рисунка
Вся суть рисования Эбру сводится к тому, чтобы создать на поверхности воды круг из краски, а затем при помощи деревянной шпажки всячески деформировать его, создавая удивительные узоры. Чем сложнее рисунок, тем больше мастерства и опыта понадобится от художника. Начнем можно с рисования цветов. Вот пошаговая инструкция, как нарисовать простой цветок.
Для рисунка в стиле хохломской росписи возьмем красные, желтые, оранжевые и золотые цвета.
На кончик шпажки наберите краску и коснитесь воды, не
протыкая поверхность. У вас должен получится круг. Если хотите сделать его
больше – наберите ещё краски и снова коснитесь в том же месте. Наберите краску
другого цвета и снова коснитесь центра, делая таким образом круг другого цвета.
Погрузите кончик шила ближе к краю внутреннего круга и сделайте лепестки
цветка, перемещая шило наружу. Для создания ягод наберите небольшое количество
красной краски и сделайте круг, затем ближе к краю добавьте совсем маленькую
капельку золотой или желтой краски.
Текущий инструктаж
Формирование новых умений:
– проверка организованности начала работы учащихся;
– проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления).
Перенос изображения на бумагу
Когда изображение готово, приступаем к переносу
картинки на бумагу. Для этого осторожно приложите лист к поверхности жидкости и
подождите 10-15 секунд. Можете аккуратно провести по бумаге с наружной стороны,
чтобы помочь рисунку отпечататься. Теперь медленно достаем лист: цепляем край и
как бы перетаскиваем через бортик емкости. Так лишняя влага стечет обратно в
лоток. После этого осталось только высушить ваше творение, поставить его в
рамку или поместить в альбом для сохранности.
6. Целевые обходы
– Инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом
– Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся
– Рациональное использование учебного времени
7. Заключительный инструктаж
– анализ выполнения самостоятельной работы участников;
- подведение итогов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.