Авторский мастер-класс итоговой аттестации для участников проекта «Школа вожатого»
Название: МАСТЕР – КЛАСС «ЕДИНАЯ КОМАНДА»
Тема: «ФИЗКУЛЬТУРА И КОМАНДА»
Ведущий: Педагог Бобкин Игорь Михайлович
Дата проведения: 28 мая 2021г.
Предполагаемое время проведения: 14.00.-14.35
Цель мастер-класса: сплочение коллектива
Задачи:
1. Создать условия для позитивного микроклимата в коллективе.
2. Выявить степень групповой сплоченности.
3. Научить действовать в коллективе.
4. Повысить тонус группы и сплотить участников.
Раздаточный материал: карандаши по числу участников
Ход мастер-класса (подробное описание)
Вводная часть.
Педагог:
Добрый день! Меня зовут Бобкин Игорь Михайлович. Я – учитель физической культуры и, кажется, мастер-класс должен проводить в спортивном зале. Долго думая над формой проведения мастер-класса, я пришел к выводу, что физическая культура – это не физ-ра (как часто пишите вы или наш завуч в расписании) и она не теряет своей привлекательности ни в спортивном зале, ни на площадке, ни в классе, надеюсь, не потеряет и в актовом зале. Я выбрал из своей методической копилки те упражнения, которые будут одинаково интересны как мальчикам, так и девочкам. На первый взгляд может показаться, что это совсем не относящиеся к физкультуре упражнения. Но, включив однажды такие упражнения в урок, не раз убеждался, что это как раз то, что помогает не только развивать определённые качества, но и позволяет увлечься занятиями физическими упражнениями.
Я исхожу из трёх принципов в обучении: хотеть, мочь и уметь.
«Хотеть» - это постоянное желание что-то делать. «Мочь» - это индивидуальный показатель вашего здоровья. «Уметь» - это то, как вы применяете свои умения на практике.
Итак, физкультура для всех и каждого! Совместные занятия физическими упражнениями помогает из класса создать команду, пусть не спортивную, но Команду с большой буквы, в которой проявляется взаимовыручка, в которой есть поддержка в сложных ситуациях. И только такая сплочённая команда может победить. Победить, прежде всего, себя.
Свой мастер-класс я посвящаю сплочению команды.
Основная часть.
Мне нужны ученики и, я приглашаю на сцену 8 добровольцев (нужно чётное количество)…..
Любой урок физкультуры начинается с разминки. В качестве разминки я предлагаю несколько упражнений для активизации внимания и координации взаимных действий. Первое упражнение называется «Атомы и молекулы».
1. Упражнение «Атомы и молекулы»
Цель: Сплочение команды.
Оборудование: Не требуется.
Проведение: Педагог: «Сейчас каждый сжимается в комок. Перевоплощайтесь. Вы – одинокие атомы. Начинается хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулу, число атомов в которой я назову».
Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из молекул, выбывают из игры. Затем, другое количество атомов в молекулах и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.
Обсуждение: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры? На каких предметах данное упражнение будет полезно и интересно детям?
Следующее разминочное упражнение учит координировать совместные действия, быстро считать, выявляет степень групповой сплочённости и настрой участников на взаимодействие.
2. Упражнение «Точка опоры»
Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.
Оборудование: Не требуется.
Проведение: Начинается с работы в парах. Участникам предлагается совместно создать на полу 5 точек опоры, затем – 6, 7. Это простое задание. Решение его, как правило, тривиально: четыре точки опоры - это ноги двух участников, пятая – две соединенные руки. Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу.
Обсуждение: Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?
Это веселое упражнение имеет глубокий смысл и замечательно настраивает на работу в группе, задает доброжелательный тон.
Мои ученики уже готовы к более сложной работе, они быстро нашли контакт друг с другом, мы видим прекрасное взаимодействие, и поэтому сейчас мы будем выполнять сложнокоординированные упражнения. Одно из таких упражнений – «Карандаши». Оно учит координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре, группе никто не берет на себя руководящую роль – она проигрывает). Кроме этого стимулируются подушечки пальцев.
3. Упражнение «Карандаши»
Цель: Упражнение учит координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре, группе никто не берет на себя руководящую роль – она проигрывает).
Оборудование: Каждой группе понадобятся карандаши (можно использовать также закрывающийся колпачком фломастер или авторучку с убирающимся стержнем).
Проведение: Участники разбиваются на две группы. Группы встают в круг и поднимают карандаши до уровня плеч, прижав его между указательными пальцами рук партнеров-соседей справа и слева. По команде ведущего они начинают движение: опускание карандашей, поднимание, сведение к центру, приседания, повороты и др.
Можно модифицировать упражнение: бег с одним карандашом в паре, можно зажимать одновременно два карандаша (один между указательными пальцами правой, а второй – левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету. Упражнение выполнимо в шеренге, колонне на месте и в движении.
Обсуждение: Какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения? Что способствовало его выполнению, а что, наоборот, препятствовало?
Ещё одно упражнение, которое тренирует умение действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Одновременно хорошо укрепляет мышцы пальцев и рук.
4. Упражнение «Опустить предмет»
Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Оборудование: Гимнастические палки (можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса, например, швабру, гимнастический обруч или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).
Проведение: 8 участников делятся на две группы по 4 человека. Им выдают гимнастические палки и просят держать их горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук.
Задача участников – опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.
Обсуждение: Что препятствовало выполнению упражнения? Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?
И когда мои ученики хорошо разогрелись, настроились на взаимодействие, научились координировать свои действия, предлагаю самое сложное упражнение «Путаница», которое повысит тонус команды и окончательно сплотит участников.
5. Упражнение «Путаница»
Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.
Оборудование: Не требуется.
Проведение: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.
Обсуждение: Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд, задания? Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?
Мы с вами хорошо поработали, зарядились энергией, научились взаимодействовать, координировать свои действия, сплотились в хорошую рабочую команду. Надеюсь, многим пригодятся такие упражнения для проведения физкульминуток, классных часов. Можно использовать такие упражнения в проведении Дней здоровья. Я попрошу участников построиться в шеренгу лицом к залу, согнуть руки в локтях так, чтобы ладони были обращены вверх, изображая весы.
7. Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в шеренгу (круг), и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. И если правая рука перевесит левую – это здорово! Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Заключительная часть (рефлексия)
Упражнение: «Подарок»
Цель: положительное завершение мастер-класса, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения: Педагог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей команде, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит команде.
Я, например, дарю оптимизм и взаимное доверие».
Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить команде.
Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!
Спасибо всем, у нас получилась хорошая сплочённая команда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.