Мастер-класс: «Экологические сказки как метод экологического воспитания дошкольников»
Оценка 4.6

Мастер-класс: «Экологические сказки как метод экологического воспитания дошкольников»

Оценка 4.6
docx
25.01.2024
Мастер-класс: «Экологические сказки как метод экологического воспитания дошкольников»
Экологические сказки.docx

 

Мастер-класс:

«Экологические сказки как метод экологического воспитания дошкольников»

 

Воспитатель: Белогорцева Н.Н.

 

Цель: представить педагогам технологию ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

-      совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологического воспитания

-      способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке

-   передавать опыт путем прямого и комментированного показа метода моделирования экологической сказки.

 

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.

Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует на детей, вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть   многообразие   связей   живого   в   экосистеме. Поэтому  для  себя  я  определила  приоритетное  направление работы экологическое воспитание дошкольников.

Сегодня, я хочу познакомить вас с одним из способов работы в этом направлении, а каким, предлагаю вам отгадать.

Посмотрите пожалуйста на экран, какое слово объединяет все эти картинки… Правильно – экология. А на следующем слайде…- сказка. Итак, мы поговорим с вами сегодня об экологических сказках

Сказка есть в каждом доме и дети их любят. Сказка привлекает малышей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. В экологической сказке ненавязчиво, в форме игры даются детям знания. Такие сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться


выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи. Однако красной нитью все же должна проходить тема охраны природы.

Итак, основные принципы отбора сюжета для сказки:

-   доступность

-   выразительность

-   тема охраны природы

Экологические сказки воспитывают в детях культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе, поэтому этот метод работы считаю актуальным.

Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

В своей работе я использую сказки собственного сочинения, авторские сказки, сказки, сочиненные детьми и народные, всем хорошо известные сказки: например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Классификация экологических сказок

Экологические сказки я разделила на:

-       Сказки – рассказки: в таких сказках в качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т.д.), посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы и неживой природы.

-     Сказки – проблемки: в таких сказках перед героями ставится какая-то экологическая проблема или стихийное природное явление, которые успешно решаются героями сказки; иногда в таких сказках детям предлагается самим придумать концовку или помочь героям решить проблему.

-           Сказки – переделки: это известные детям сказки, которые переделываются, либо дополняются педагогом таким образом, чтобы она обрела экологическую направленность. Например, сказка «Репка», где старик перед тем как посадить репку выбирал для семян подходящую плодородную почву, в дельнейшем правильно ухаживал за репкой: рыхлил, полол, поливал


и т.д. В старшем дошкольном возрасте к переделке таких сказок можно привлекать детей.

-   Сказки – ошибки: это сказки, изначально составленные с «экологическим» ошибками, которые детям предлагается найти и исправить.

-    Сказки – придумки: детям предлагается самим придумать сказку, такие экологические сказки помогают усвоить определенный материал, развивают творческое мышление, эти сказки можно использовать в диагностических целях, чтобы понять, как дети усвоили информацию по той или иной теме.

Существует много способов трансляции экологической сказки, например:

-   Чтение и обсуждение

-   Видео просмотр (мультфильмы, презентации)

-   Театрализация

Но сегодня мне бы хотелось остановиться на методе моделирования

экологической сказки.

В нашей группе есть полифункциональное игровое панно «Я познаю мир». Я уже рассказывала вам о том, как мы используем его при формировании у детей ЭМП. Сегодня я расскажу, как это панно можно использовать в экологическом воспитании.

Подобное панно можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и для работы с группой фронтально; в ходе образовательной деятельности и в самостоятельной игре, в зависимости от возраста детей, от предполагаемой темы и замысла педагога.

В работе по моделированию экологической сказки на данном панно я выделила пять этапов:

1.   На первом этапе дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, с которыми затем встречаются в сказке, через:

-   наблюдения

-   беседы и рассказы воспитателя

-   экспериментальную деятельность

-   просмотр презентаций и мультфильмов и т.п.

2.    На втором этапе педагог продумывает сюжет сказки, в зависимости от типа сказки (см. классификацию) и подготавливает магнитные модули (их может изготовить сам педагог, либо совместно с детьми).

3.           На третьем этапе дети осваивают экологического содержание сказочного произведения: просмотр представленной педагогом драматизации или активное участие в моделировании сюжета.

4.       На четвертом этапе – ответы на вопросы по полученной информации, формулирование выводов, составление схем, алгоритмов и т.п.

5.      На пятом этапе - творческое использование магнитных модулей в самостоятельной деятельности.


Практическая часть

 

Мотивационный момент. Педагогам зачитывается сюжет экологической сказки-ошибки «Путешествие по зимнему лесу» и предлагается найти неточности, кто называет ошибку, тот выходит для участия в мастер- классе. Карточки с этими ошибками также поэтапно выставляются на магнитной доске.

Зимой в лесу

Однажды Маша отправилась в зимний лес. На опушке она встретила Старичка - лесовичка:

-   Здравствуй Машенька, сказал он ей, ты когда-нибудь была в зимнем лесу?

-   Нет, ответила ему Маша.

-     Позволь мне показать всю красоту моего дома, предложил старичок – лесовичок. И Маша согласилась.

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказала Маша. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Старичок - лесовичок.

- Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей, продолжили они свое путешествие. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Вдруг они услышали, как из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо.

-   Кто же это насиживает яйца зимой?, спросила Маша .

-     Это сойка - сказал Старичок. И Маша предложила ее поймать, чтобы поближе рассмотреть ее перышки.

Морозно в лесу зимой, да и темнеет рано, поэтому Маше пришлось попрощаться со своим другом и вернуться домой.

 

-      Уважаемые педагоги, предлагаю поэтапно сегодня вместе придумать, подготовить и смоделировать экологическую сказку-рассказку «Путешествие семечки».

Для начала нужно точно сформулировать поставленную перед педагогом цель, в данном случае это – формировать у детей представление о росте растений и необходимых для этого факторах.


Давайте посмотрим на экран: что включает в себя первый этап? Это так называемая предварительная работа, которая даст детям представления о растениях и их росте. Здесь можно использовать различные формы работы, предлагаю спланировать беседы, наблюдения и эксперименты.

Педагоги предлагают и записывают предложенные темы бесед и наблюдений, название опытов.

-      Перейдем ко второму этапу. Нам нужно придумать сюжет сказки и подготовить магнитные модули. Содержание должно нести в себе информацию о растениях, их росте и влияющих факторах. В ходе вашей работы вы можете изготовить модули по любому задуманному сюжету, но в поставленных условиях, мы ограничены по времени, предлагаю, воспользоваться уже имеющимися. Далее мы с вами поочередно будем дополнять сказку, чтобы получился экологический сюжет, начну сказку я:

«Однажды появилось на земле маленькое грустное семечко, а грустно ему было от того, что было оно не так красиво, как цветы, растущие рядом.

Далее педагоги совместно придумывают и записывают сюжет сказки.

-     Перейдем к магнитным модулям. Уважаемые педагоги, их разнообразие зависит от вашего творчества. Напомню, что у дошкольников преобладает наглядно – образное и наглядно – действенное мышление, поэтому, чем ярче и разнообразнее будут ваши сказочные персонажи, тем больше впечатления они произведут на ребенка, а соответственно надолго останутся в его памяти. Основа таких модулей магнит, а персонажей можно изготовить из любых материалов: из бумаги, картона, фетра, гипса и т.п. Модули мы изготавливаем сами, или привлекаем к этому детей, иногда в магазинах встречаются уже готовые подходящие магниты.

Сегодня мы займемся творчеством: к нашей сказке я подготовила изображения цветов, они распечатаны на бумаге, заламинированы и приклеены к магниту при помощи двустороннего скотча. Я предлагаю вам сделать эти фигурки объемными, фактурными, более интересными ребенку.

Педагоги выполняют творческую работу.

-   Перейдем к третьему этапу, к непосредственному моделированию сказки.

В нашей группе на стене расположено панно, которое позволяет моделировать подобные сюжеты, но в качестве основы может подойти обычная магнитная доска или мольберт. Предлагаю одному педагогу зачитывать сюжет, а двум другим моделировать его на доске.

Трансляция сказки.

-       На четвертом этапе детям предлагается ответить на вопросы, затем сформулировать вывод или составит схему, в данном случае, например,

«роста растений». Я сегодня и вам уважаемые педагоги предлагаю выложить такую схему на своих листочках, а одному из вас на доске.

-    Пятый этап: все эти модули располагаются в группе в свободном доступе для детей, где они в свободное время могут придумывать свои сказки, это, кстати, излюбленное место для игр в нашей группе.


Подобную сказку можно показать детям средней и младшей группы для закрепления пройденного материала, детям старших групп, можно предложить помочь смоделировать сюжет, либо придумать свою сказку с использованием предложенных модулей, тем самым педагог может продиагностировать знания детей по пройденной теме.

- Уважаемые педагоги, сейчас мне хотелось бы выслушать и ответить на ваши вопросы…

Предлагаю вам сейчас заполнить дерево педагогического мастерства, на каждый приклеенный листочек, выскажитесь, пожалуйста, что из предложенного материала вы используете в своем опыте или что, запомнилось и пригодиться вам в вашей работе в дальнейшем.

Высказывания педагогов

Посмотрите пожалуйста на наше дерево, я очень надеюсь, что этот опыт, эти знания, это мастерство поможет нам воспитать в наших воспитанниках бережное отношение к окружающему миру и осознание того сто человек является частичкой природы…

Мне очень, тревожно, Что порой мы безбожно Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем.

Ни за что ни в ответе. Словно самую малость Нам на этой планете Жить и править осталось.

В завершении, я хочу предложить буклеты-памятки по представленной технологии, надеюсь, это поможет вам в работе.

Спасибо за внимание!


 

Мастер-класс: «Экологические сказки как метод экологического воспитания дошкольников»

Мастер-класс: «Экологические сказки как метод экологического воспитания дошкольников»

Однако красной нитью все же должна проходить тема охраны природы

Однако красной нитью все же должна проходить тема охраны природы

В старшем дошкольном возрасте к переделке таких сказок можно привлекать детей

В старшем дошкольном возрасте к переделке таких сказок можно привлекать детей

Практическая часть Мотивационный момент

Практическая часть Мотивационный момент

Давайте посмотрим на экран: что включает в себя первый этап?

Давайте посмотрим на экран: что включает в себя первый этап?

Подобную сказку можно показать детям средней и младшей группы для закрепления пройденного материала, детям старших групп, можно предложить помочь смоделировать сюжет, либо придумать свою сказку…

Подобную сказку можно показать детям средней и младшей группы для закрепления пройденного материала, детям старших групп, можно предложить помочь смоделировать сюжет, либо придумать свою сказку…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2024