МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Е.Е.ДЗГОЕВА с. ЭЛЬХОТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Мастер-класс
Формы работы с
обучающимися по подготовке
к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ по географии
Дзиова А.Б., учитель географии
МКОУ СОШ №1 с.Эльхотово
2021год
Формы работы с обучающимися по подготовке к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ
по географии
География -самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней. (А Казанцева)
Об экзамене
ЕГЭ по географии не является популярным предметом у выпускников. Процент сдающих ЕГЭ по географии ежегодно колеблется до 15 человек. Большинство выпускников знают только то, что географы – учителя в школе. Однако география в XXI веке охватывает все сферы жизни и с географическим образованием можно найти работу в различных областях современной жизни. Наличие результата экзамена по географии открывает двери к направлениям: «География», «Экология и природопользование», «Картография и геоинформатика», «Гидрометеорология». Это перечислены только направления, каждое из которых содержит десятки специальностей.
Работать можно в различных областях. Самое первое – преподаватель. Физическая география открывает двери к различным областям географии, например «Геодезист», «Метеоролог», «Гидролог», «Геолог-геоморфолог», «Геофизик», «Геохимик», «Океанолог». Экономическая география занимается проблемами развития городов/стран, народонаселения; статистическими данными. Экологическое образование занимается проблемами развития планеты, взаимосвязью всех компонентов географической оболочки, а также проводит огромное количество экологических экспертиз.
Начиная с 2016 года, экзамен по географии приобрел новую форму, где нет вопросов с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных, тем самым контрольно-измерительные материалы стали сложнее для «угадаек». С отказом от тестовых заданий с выбором одного ответа появилось новшество – карты-приложения, которые раздаются на экзамене вместе с КИМ. Карты-приложения: 1) Политическая карта мира с нанесенными названиями стран; 2) Карта административно-территориального управления Российской Федерации с нанесенными названиями субъектов РФ
Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом (18 заданий базового уровня сложности, 8 заданий повышенного уровня сложности и 1 задание высокого уровня сложности). Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть чертеж, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (2 задания повышенного уровня сложности и 5 заданий высокого уровня сложности).
Выполнение заданий 1–2, 5–10, 12–13, 16–17, 19–27 оценивается 1 баллом; за выполнение заданий 3, 4, 11, 14, 15, 18 в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2 баллов.Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 47.
Но с каждым годом вносятся изменения и в задания и в оценивание результатов.
Каждый год интересуюсь, есть ли учащиеся, которые будут сдавать географию? Если да, то говорю: «Если решил сдавать экзамен по географии, то для этого нужно сначала выяснить:
любишь ли ты карты?
Знакома ли тебе логика?
Уделял ли ты внимание изучению окружающего мира?
Если это все ты! Тогда твой любимый предмет- география!!!
Что нам нужно будет на экзамене в 11 -м классе:
-паспорт,
-черная гелевая ручка,
-карандаш,
-линейка,
-транспортир,
-непрограммируемый калькулятор.
Приносить с собой атласы нельзя, но к экзаменационным материалам прилагается административная карта России и политическая карта мира.
Административная карта РФ, которую выдают на ЕГЭ
Политическая карта мира, которую выдают на ЕГЭ
Разбираться в географии полезно не только абитуриентам геологического и экологического факультета, для которых это обязательный ЕГЭ. Будущие дипломаты, например, студенты МГИМО порой жалеют, что пренебрегали школьными уроками, и уже в вузе обращаются к репетиторам по географии.
СПбГУ добавил к числу направлений, на которые принимается география, экономику и политические науки. В Высшей школе экономики (Москва) географию теперь примут не только при поступлении на программу «География глобальных изменений и геоинформационные технологии», но и на программы «Городское планирование»,«Мировая экономика» и «Международные отношения».
Этот шаг главного университета страны высоко оценил министр обороны и глава Русского географического общества (РГО) Сергей Шойгу. Он призвал вузы активнее включать этот экзамен в список вступительных испытаний, а школьников — не бояться его сдавать.
Внедрение географии в «плавающий список ЕГЭ», необходимых для поступления в вузы, — это часть стратегии РГО в рамках выполнения поручения Владимира Путина по популяризации географии. По словам президента, «трудно представить грамотного международника или менеджера туристической отрасли, когда география не требуется при поступлении на эти специальности».
В РГО полностью поддерживают инициативу главы государства. «Подготовка кадров, необходимых для развития страны, требует расширения перечня специальностей, для обучения которым в вузах важен вступительный экзамен по географии», — говорится на официальном сайте Общества.
Работа состоит из 34 заданий. На его выполнение отводится три часа, и нужно хорошо постараться, чтобы набрать минимум —37 баллов. Всего экзамен состоит из 34 заданий, которые поделены на две части.
Часть 1
Первая часть содержит 27 заданий с кратким ответом. Сюда входят задачи, где
ответ надо записать в виде числа, последовательности цифр или слова,
задание на установление географических объектов и их характеристик, задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка и задания на установление правильной последовательности элементов. Оценивается в 1 балл.
Часть 2
Здесь на задания требуется отвечать развернуто. Всего семь заданий, где в первом надо ответить рисунком, а во всех остальных -дать полный и развернутый ответ на поставленный вопрос, оцениваются по 2 балла.
Самый популярный раздел -география России: к нему относится примерно треть вопросов экзамена. Больше всего баллов абитуриенты могут получить за задачи высокого уровня сложности. Последние шесть заданий могут помочь заработать вам почти четверть от экзаменационной оценки.
Справочные материалы, включенные в КИМ:
-Политическая карта мира.
-Карта федеративного устройства России с субъектами РФ.
Шкала перевода баллов в оценку:
-до 36 –неудовлетворительно, от37-50–удовлетворительно, от 51-66–хорошо, и с 67-отлично.
Сдать экзамен на 100 баллов способен либо успешный студент географического факультета, либо фанат географии. Чтобы справиться с заданиями первой части, нужно самостоятельно изучать статьи и справочники, получать удовольствие от этого — одним словом, жить географией.
Самыми сложными оказались разделы, связанные с хозяйством России и мировым хозяйством. В них входят такие темы, как «География отраслей промышленности», «География сельского хозяйства», «Географическое районирование», «Факторы размещения производства». Эти темы относятся к экономической географии, которая начинается с 9 класса. Решение задач по ним требует метапредметных навыков: хорошей математической подготовки, логического мышления, умения анализировать. Особенно хорошо нужно знать геометрию и иметь пространственное мышление. Что касается самых простых тем, то это «Источники географической информации», «Природопользование». Во-первых, обо всем этом говорят не только на уроках географии, но и на смежных дисциплинах. Во-вторых, эти темы находятся в зоне ближайшего развития, на вопросы по ним можно ответить, опираясь на личный жизненный опыт. Последние шесть заданий максимально оцениваются в 11 первичных баллов или 23 тестовых. Их правильное решение дает сразу 23%, то есть четверть оценки за экзамен. 9 Чтобы хорошо подготовиться к этим заданиям, начинать нужно с теории. Необходимо знать закономерности, происхождение явлений, уметь выстраивать причинно-следственные связи (почему это явление произошло, и что из этого следует) и прогнозировать. А дальше уже отрабатывать всю эту теорию на максимальном количестве заданий. И с этой задачей мы справились. Трудности возникли в таких вопросах, как «Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства», «Административно-территориальное устройство России. Столицы и крупные города», «Часовые пояса». В следующем учебном году следует более тщательно проработать данные темы.
(«Географические особенности воспроизводства населения мира. Половозрастной состав. Уровень и качество жизни населения»). 1 балл.
В какой из перечисленных стран доля пожилых людей в общей численности
населения наибольшая? |
В этом задании необходимо выбрать страну с наибольшей долей пожилых людей. Могут быть варианты, где просят найти страну с наименьшей долей пожилых или с наибольшей/наименьшей долей детей в структуре населения. Все эти вопросы базируются на одной закономерности: чем более экономически развита страна, тем в структуре её населения меньше доля детей и больше доля пожилых людей. Соответственно, выполнение данного задания сводится к выбору наиболее экономически развитой страны.
Выбор этот осложняется тем, что уровень экономического развития страны зависит не только от размера душевого ВВП, но и от ряда других факторов: структуры и степени диверсификации экономики, развитости социальной сферы и т.п. Приведённая ниже таблица поможет сравнить большинство стран мира по уровню эк. развития: он снижается от стран G7 к НЭС 1-й волны и далее от стран БРИКС к беднейшим странам Африки и Азии.
Страны мира |
|
экономически развитые |
развивающиеся |
страны Большой Семёрки (G7) США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония |
страны БРИКС (BRICS) Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР |
прочие развитые страны Европы Примеры: Испания, Швеция, Нидерланды, Ирландия, Чехия |
развивающиеся страны Европы Примеры: Беларусь, Сербия, Болгария, (Турция, Казахстан) |
НИС (новые индустриальные страны) 1-й волны т.н. «Азиатские тигры»: Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (в наст. время провинция Китая) |
НИС (новые индустриальные страны) 2-й волны Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам |
СПК (страны переселенческого капитализма) Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Канада, ЮАР |
страны Латинской Америки (большинство) Примеры: Мексика, Аргентина, Чили |
НЭС (нефтеэкспортирующие страны) 1-ой волны ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Бруней, Саудовская Аравия, Оман |
НЭС (нефтеэкспортирующие страны) 2-й волны Примеры: Венесуэла, Алжир, Египет, Азербайджан, Нигерия |
|
бедные страны Африки и Азии (ВВП>1000 $/чел) Примеры: Кения, Пакистан, Монголия |
|
беднейшие страны Африки и Азии (ВВП<1000 $/чел) Примеры: Либерия, Конго, Эфиопия, Сомали, Афганистан |
Очевидно, приведённая схема сильно упрощена и имеет свои «несостыковки» (например, такие страны, как Канада, ЮАР, Венесуэла «попадают» сразу в несколько групп), но в целом она даёт представление о степени развития той или иной страны при относительно несложном запоминании.
Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 4.
Алгоритм
|
Данная закономерность выполняется не всегда: например, даже в очень богатых нефтеэкспортирующих странах доля пожилых минимальна при значительной доле детей. И, наоборот, в развивающихся странах Восточной Европы (Украина, Болгария) доля детей очень низка. Но список стран в задании, как правило, составлен таким образом, чтобы правило выполнялось.
Сайты- помощники:
· https://geo-ege.sdamgia.ru
·https://neznaika.info/oge/geo_oge/
·http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Вузы Санкт-Петербурга, принимающие результаты ЕГЭ по географии (данные на 2019 г).:
1. Санкт -Петербургский государственный университет
2. Санкт-Петербургский горный университет
3. Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
4. Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова
5. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича
6. Российский государственный гидрометеорологический университет
7. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
8. Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.