РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа №22»
346503 Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Парковая 2б, тел. / факс (8636) 22-91-83,
е-mail: school22@shakhty-edu.ru
Мастер-класс на тему:
«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов Аверьянова Е.А.
2022г.
Мастер-класс на тему:
«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада приветствовать вас на моем мастер-классе.
-Распределите на часах время вашей занятости в течение суток.
-Какому занятию вы отвели максимальное количество времени?
-Какому… минимальное?
-Какое время у вас заняла область на самообразование и общение с коллегами?
В настоящее время мы имеем возможность чаще встречаться на мастер - классах, делиться мнениями, что-то узнавать, делать выводы, пробовать применять на практике, обучать по-новому. Такая возможность продиктована нашими потребностями. Требования к современному образованию, её уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными.
Возьмите карточку с цитатой. Давайте обратимся к цитатам. (Приложение 1). Прочитайте их и подумайте, какова будет тема нашего мастер-класса?
-Действительно, все цитаты говорят о том, что учиться нужно на протяжении всей жизни, а для этого необходимо развивать на уроках ФГ.
-Сегодня Вы подробнее познакомитесь с различными приемами развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе. Надеемся, этот опыт будет полезен вам в работе.
Слайд 2. Цель нашего МК – внедрение приемов развития ФГ на уроках, что должно привести к повышению результативности.
Слайд 3. Функциональная грамотность (по определению А.А.Леонтьева) –способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко.
- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. (способность использовать приобретенные знания для решения жизненных задач, способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, способность быстро адаптироваться и функционировать во внешней среде, совокупность умений для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем, ориентироваться в мире, действовать в соответствии с общественными ценностями, интересами, свободно использовать навыки в целях передачи их в реальном общении) (несколько предположений озвучить)
- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Слайд 4. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Для широкой публики функциональную грамотность объясняют очень просто. Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.
Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.
Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова,
– ответил учитель.
-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.
-Для развития ФГ на уроке можно использовать различные приемы. Перед вами таблица. Поставьте знак «+» напротив тех приёмов, о которых вы знаете и используете на уроках, с которыми знакомы. (распечатка)
Приём |
Знаю |
Узнал |
Отсроченная отгадка |
|
|
Проблемная ситуация |
|
|
Лови ошибку |
|
|
Кейс |
|
|
Яркое пятно |
|
|
Хорошо - плохо |
|
|
Проблемная ситуация |
|
|
Ложная альтернатива |
|
|
Займись синтезом |
|
|
Синквейн |
|
|
- Какие приёмы вы используете? С какими знакомы?
- Замечательно, что вы знакомы с этими приемами. Но есть приёмы, которые вы используете реже или не знакомы с ними. Их мы рассмотрим подробнее.
Слайд 5. Приём “Отсроченная отгадка”
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
умение анализировать и сопоставлять факты;
умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
Пример.
Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло? (возможные варианты ответов от слушателей)
Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков. Этот приём применялся при изучении темы «Приручение огня» (4 класс)
В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
Слайд 6. Прием «Проблемная ситуация»
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Слайд 7. Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:
- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:
Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.
Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?
Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.
Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.
Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..
Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают).
Ребята получают задание:
Слайд 8. - Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…
Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?
Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».
Тема: Умножение
Урок математики, 2 класс.
Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.
Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.
«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»
2+2+2+2=8 (ч)
Затем предлагается решить задачу.
«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц.
Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»
– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи.
Предлагаю рассмотреть один небольшой фрагмент урока русского языка в
3 классе тема «Несклоняемые имена существительные».
На доске написаны слова: кенгуру, кофе, кино.
1. Что объединяет эти слова? (это имена существительные)
2. Выделите окончания у этих существительных. (Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями.)
Наблюдая это, спрашиваю – Вспомните, как найти окончание? Изменяем
форму слова.
– Докажите, что вы правильно определили окончание. (У детей не получается изменить форму этих слов.)
– Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения? Есть такие имена
существительные, которые не изменяют свои окончания.
– Как мы можем обозначить тему урока? Неизменяемые имена существительные.
При создании проблемных ситуаций на уроках учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности.
Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях.
Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи, или «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе. Например, при реализации практической цели – создание дидактического материала по теме урока.
Слайд 9. Приём «Лови ошибку»
Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения на уроках я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого приёма? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?
Преимущества приема «Лови ошибку»:
универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.
Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках русского языка
Слайд 10. Учащимся предлагается задание:
Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.
В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.
Можно работать индивидуально - у каждого своя карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.
Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки. Какое правило не знает ученик, допустивший ошибки?
Слайд 11. Учитель может дать установку найти определенное количество ошибок.
Найди ошибки (11 ошибок)
Пруд ожил.
Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт у пруда.
Можно не указывать число ошибок в тексте.
Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя способ и метод писать грамотно и без ошибок.
Слайд 12. Кейсовая технология.
В педагогической литературе даётся определение кейсовой технологии:
«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.
…Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».
На сегодняшний день данные технологии широко используются в средней школе, а в начальной школе делаются первые попытки.
Технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.
А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы,
и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций.
Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологии. (Рассказать об уроке по произведению С.Я. Маршака «Кот и лодыри»)
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
Слайд 13. Виды кейсов
-Практические
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
-Обучающие:
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»
-Научно-исследовательские:
Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Например. После беседы по содержанию сказки «Колобок», детям были предложены в группах пакеты с заданиями и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе.
Содержание практического кейса:
Как уберечь себя от беды?
1. Почему у сказки трагический конец?
2.Составьте памятку безопасного поведения колобка в лесу.
3.Придумайте свой конец для сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.
Итог работы: Создание памятки безопасного поведения (по мнению детей)
Уроки, которая преподнесла сказка.
1.Быть послушным.
2. Не играть на подоконнике! Опасно!
3. Не разговаривать с незнакомцами.
4.Не быть хвастливым.
5.Читать сказки.
6.Не оставлять совсем маленьких детей дома одних.
Дети все включены в работу, на примере знакомой жизненной ситуации, когда дети не всегда слушаются родителей, они смогли сделать правильные выводы.
Кейс-метод – это не ответ на вопросы учителя, не пересказ произведения, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли.
Слайд 14. Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка
Приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока.
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, притчи, случаи из истории, различные опыты, а вот при работе с младшими школьниками, ярким пятном служат фрагменты мультфильма, задачи, ребусы, кроссворды, шуточные стихотворения, инсценировки.
Уникальность данного приёма в том, что его можно использовать на любом этапе урока.
На этапе сообщения темы и цели урока приём «Яркое пятно» состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, картинок, одно из которых выделено цветом или размером.
Слайд 15. Например, уважаемые коллеги, я вам предлагаю рассмотреть фигуры и ответить, что вы заметили?
(Фигура №4 выделена красным цветом)
- Что общего у этих фигур? (все фигуры ломаные, состоящие из 3 звеньев)
- Чем отличается выделенная ломаная от других? (все ломаные – незамкнутые, а выделанная ломаная - замкнутая)
- А кто знает, как называется эта замкнутая ломаная? (Треугольник)
- Как вы думаете, какова тема урока?
В своей работе я часто использую погружение детей в сказку, т. к. сказка близка и интересна каждому ребенку.
- А теперь послушайте сказку и скажите, на каком уроке я использовала данную сказку:
Слайд 16. В некотором царстве, некотором государстве жили-были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала, и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.
(При изучении темы гласные и согласные звуки)
Слайд 17. «Ярким пятном» на уроках служат и фрагменты мультфильмов. Всем вам известен мультфильм «38 попугаев». Подумайте, при изучении какой темы можно использовать фрагмент из этого мультфильма? («Длина отрезка»)
- Да, в ходе подводящего диалога дети приходят к выводу, что удав был один и тот же, а мерки разные и поэтому для измерения длины необходимо использовать единую мерку.
Аудиозаписи, звуки, песни – это тоже «яркое пятно».
Для формирования устойчивого интереса к предмету можно использовать кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы.
Слайд 18. - А сейчас я вас приглашаю в путешествие по материкам. Послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?
Она располагается под нами,
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то…
- Что это за материк где все наоборот? А хотите о ней узнать? (Тема: «Австралия»)
Слайд 19. - А сейчас я вам хочу предложить в качестве «яркого пятна» всем известную сказку «Колобок».
1 группе необходимо связать эту сказку с уроком математики и составить задачу. (ск-ко мог весить колобок, если бабка замесила тесто из 500 г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды – 800г.)
2 гр: Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы сможете изучать? (безударные гласные в корне слова, этимология слова «колобок»- искон.Суф. Уменьшит – ласкат. производное от «колоб» - круглый хлебец»)
3 гр.: Свяжите сказку с уроком окружающего мира. (Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?)
А сейчас я вам приведу пример яркого пятна из моего урока окружающего мира во время дистанционного обучения на тему: «Как появились камни». При ответе на вопрос: «Как появились камни?» ребята делали макет вулкана. (демонстрация видео)
Вот это макет горы (Опыт: краситель красный, вода, уксус, ложка жидкости для мытья посуды - добавить соду)
- Какое явление вы увидели и как могут появиться камни? (большинство камней рождаются в глубинах Земли и эти камни выносятся на поверхность во время извержения вулкана)
Итак, при использовании приема «яркое пятно» у детей возникает желание изучить тему, которая была сформулирована ими лично или, которой умело заинтриговал учитель. Ученики являются активными субъектами обучения, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Слайд 20. Приём «Хорошо - плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умения: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Слайд 20. Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.
Слайд 21.
У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?
Д: Потому что быстрее вырастут грибы.
У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?
Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.
- Я вам предлагаю оставить эту же тему, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.
- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
- Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций
Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.
Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.
Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.
Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.
Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...и т.д.
Этот приём обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях.
Слайд 22. Приём «Ложная альтернатива» (прием триз)
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
1. Сколько будет 8 + 4: 11 или 13?
2. Что растет не березе - яблоки или груши?
3. Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
4. Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
5. Столица России - Париж или Минск?
6. Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы.
Слайд 23. Приём "Займись синтезом"
Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
Пример.
• Чем пахнет слово "учитель"?
• Каково на ощупь число 7?
• Какой вкус у сиреневого цвета?
• Какая форма у среды (как она выглядит)?
• Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?
Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.
- Мы с вами ознакомились с большим количеством разнообразных приемов развития ФГ на уроке. На практической части нашего мастер-класса мы познакомимся подробнее с приёмом «Денотатный граф».
Практическая часть
Слайд 24. Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Правила составления синквейна.
Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Слайд 25. Пример Синквейна.
Книга
2. Мудрая, полезная.
3. Читаем, узнаём, советуем.
4. Книга – лучший друг.
5. Библиотека.
Составление синквейна к МК
Пример
Мастер-класс
Испытывающий, вдохновляющий
Организует, направляет, развивает
Расширяет горизонты профессиональной деятельности
Полет мысли!
Теперь вернёмся к таблице. Отметьте, какие приёмы ФГ вы научились использовать, о каких приёмах узнали.
-Итак, давайте подведем итоги нашего мастер-класса. Какие приемы развития ФГ смыслового чтения вас заинтересовали и какие из них вы будете использовать на своих уроках для повышения результативности и качества образования?
Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.
Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.
Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Спасибо
за ответы и за продуктивную работу на МК.
Приложение 1.
Цитаты для карточек:
«Не мыслям надо учить, а мыслить» И.Кант
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д.Ушинский
«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться». Сенека Луций Анней (Младший)
«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сенека Луций Анней (Младший)
«В учении нельзя останавливаться» Сюнь-цзы
«Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» Сюнь-цзы
«Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Каменский
Приложение 2.
Приём |
Знаю |
Узнал |
Отсроченная отгадка |
|
|
Проблемная ситуация |
|
|
Лови ошибку |
|
|
Кейс |
|
|
Яркое пятно |
|
|
Хорошо - плохо |
|
|
Проблемная ситуация |
|
|
Ложная альтернатива |
|
|
Займись синтезом |
|
|
Денотатный граф |
|
|
«Не мыслям надо учить, а мыслить» И.Кант
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д.Ушинский
«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться». Сенека Луций Анней (Младший)
«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сенека Луций Анней (Младший)
«В учении нельзя останавливаться» Сюнь-цзы
«Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» Сюнь-цзы
«Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Каменский
_________________________________________________________________________________________________________________
кофе
_________________________________________________________________________________________________________________
кино
_________________________________________________________________________________________________________________
кенгуру
______________________________________________________________________________________________________________
Приёмы формирования функциональной грамотности
Приём |
Знаю |
Узнал |
Отсроченная отгадка |
|
|
Проблемная ситуация |
|
|
Лови ошибку |
|
|
Кейс |
|
|
Яркое пятно |
|
|
Хорошо - плохо |
|
|
Проблемная ситуация |
|
|
Ложная альтернатива |
|
|
Займись синтезом |
|
|
Синквейн |
|
|
Приёмы формирования функциональной грамотности
Приём |
Знаю |
Узнал |
Отсроченная отгадка |
|
|
Проблемная ситуация |
|
|
Лови ошибку |
|
|
Кейс |
|
|
Яркое пятно |
|
|
Хорошо - плохо |
|
|
Проблемная ситуация |
|
|
Ложная альтернатива |
|
|
Займись синтезом |
|
|
Синквейн |
|
|
Кейс к уроку литературного чтения.
С.Я. Маршак «Кот и лодыри».
Название кейса на папке.
-Как вы думаете, на что будет направлен этот кейс?
В кейсе:
Листочек – афиша групп.
Рассаживаются по случайному выбору, по цветам.
Группы:
Биографы (изучают биографию по карточкам, вычеркивают повторяющиеся факты, располагают в хронологическом порядке)
Лексиковеды (изучают непонятные слова, находят лишние слова, работают с синонимами, с омонимами)
Почемучки (готовят вопросы по содержанию – тонкие и толстые)
Театралы (распределяют роли, инсценируют)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.