Мастер класс
-Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри и участники мастер класса. Меня зовут Тамара Владимировна, я воспитатель детского сада «Ромашка». И я предлагаю вам погрузиться в мир сказок, фантазий; в мир речевого творчества и воображения. Но для начала небольшой сюжет.
-Итак, я думаю, вы уже поняли, что тема моего мастер класса связана с развитием речи детей. В сюжете, который мы посмотрели, дети придумывают истории. Не у всех это замечательно получается. За 1,5 минуты мы услышали две интереснейшие фантастические истории. Вот и я хочу вам предложить за 1,5 минуты придумать свою фантастическую, может быть сказочную историю. (предложить лист бумаги и ручку и для жюри).
-Время вышло. Предлагаю вам зачитать придуманные истории.
-Как видите, не так-то просто было вам, старшеклассникам и взрослым, придумать небольшой связный рассказ. Еще сложнее это сделать нашим малышам, растущим в век информатизации, когда живое общение, живая речь уходит на задний план. Все меньше родители общаются со своими детьми, отдавая роль воспитания гаджетам. В таких условиях роль педагога особенно ответственна. И наша задача найти такие приемы и методы, которые позволяют, во-первых, решать задачи развития речи в комплексе, формируя грамматическую, лексическую, фонетическую стороны речи, а во-вторых, активизировать речь, вызывать у детей интерес к речевому общению.
-И сегодня, я хочу поделиться с вами своим опытом применения игры «Генератор историй», (слайд 1) для решения целого спектра задач не только речевых, но и для развития воображения, памяти, внимания, эмоций, творчества.
Генератор историй - это 9 кубиков с разными картинками на гранях. Всего 54 картинки. Каждому кубику соответствует какая-нибудь тема. Слайд.
Сейчас, я вместе с участниками мастер класса покажу, как применять эту игру на практике. Уважаемые команды, выберите себе название.
Задание первое. Речевая разминка. Поиграем в игру «Какой, какая, какое».
Посмотрите на кубик, что изображено? Кот.
Кот – какой? Отвечаем по очереди, каждый ответ – фишка.
Что делает кот?
Как видите, вы сумели подобрать и прилагательные, и глаголы к предмету на картинке.
-Второе задание. Проверим, хорошая ли у вас память. Я выбрасываю кубики, вы за 20 секунд должны их запомнить, что изображено на картинках. Команды играют поочередно. Считаем сколько слов запомнили. Команда….запомнила … слов и получает фишку.
А теперь давайте попробуем сделать тоже самое, но при помощи ассоциаций. Можно соединить по признакам, действиям. А теперь расскажите, что получилось.
- Еще одна интересная задача – на развитие эмоциональной выразительности. Ведь эмоции делают человека человеком. Делают нас теми, кто мы есть (Роберт Кийосаки). Ваша задача: одна команда изображает эмоцию, другая отгадывает.
-А теперь проверим ваше умение ориентироваться в пространстве, и на листе бумаги. Вызываю 1 человека от команды. Ваша задача выполнять мои указания. Итак, выбросите кубик и положите его в центр листа, возьмите второй кубик выбросите и поставьте его справа. Возьмите следующий кубик и поставьте его слева. Вверху, внизу. Выбросите кубик и поставьте в верхний правый угол. Следующий в левый нижний угол. Теперь в левый верхний угол. Выбрасите кубик и поставьте в правый нижний угол.
Вызываю 1 человека из другой команды. Выбрасываю кубики. Возьмите кошку, поставьте перед собой. Слева поставьте … На кошку поставьте …. Справа от кошки поставьте …
Поставьте кубик между… поставьте кубик над….
А сейчас проведем веселую игру на пантомимику. Чтобы многое рассказать, иногда не требуется речь. Движения, жесты, мимика, могут быть настолько выразительны, что рассмешат без единого слова. Ваша задача не бояться быть смешными. Я выбрасываю кубик (тема герои), вы изображаете его. Вы просто веселитесь.
И наконец! мы возвращаемся к самому первому заданию. Не просто придумыванию историй, а сказочных историй. Потому что сказка учит добро понимать, о поступках людей рассуждать. Дети учатся думать, мечтать, на вопросы ответ получать. Вам необходимо придумать сказочные истории, но опираться вы будете уже на кубики. Время пошло. Уважаемое жюри участвует вместе со всеми. Вы будете сочинять рассказ при помощи кубиков «Генератор историй» и своей фантазии. ( Жюри тоже)
Обобщая возможности этой игры, дидактическую задачу можно представить так: развитие творчества, памяти, воображения, внимания, инициативности, фантазии. Расширение словарного запаса. Развитие мимики, как дополнительного средства выразительности устной речи. Развитие умения в ориентировке в пространстве на листе и на плоскости. В этой игре детям очень нравится манипуляция с кубиками. Здесь нет определенных правил. Нет проигравших и победивших. Я хочу поблагодарить наших участников мастер класса, которые проявили свою фантазию, творчество и воображение. Дарю вам памятные медали.
Уважаемые коллеги, сегодня я поделилась с вами своим опытом использования игры «Генератор историй». Надеюсь вам понравилось.
Слайд Свое выступление хочу закончить словами Сухомлинского «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.