МАСТЕР-КЛАСС Использование игрового набора Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ
Оценка 4.7

МАСТЕР-КЛАСС Использование игрового набора Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ

Оценка 4.7
Семинары
docx
дефектология +1
Детсад
31.03.2023
МАСТЕР-КЛАСС Использование игрового набора Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ
МАСТЕР-КЛАСС Использование игрового набора Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ
МАСТЕР-КЛАСС Использование игрового набора Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе.docx

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ»

Бардацкая Ксения Олеговна

учитель-дефектолог

МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

г. Елизово, Камчатский край, РФ

E-mail: ksenia_bard@mail.ru

 

Цель: продемонстрировать участникам мастер-класса приемы использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с игровым набором «Дары Фрёбеля»;

- формировать представление педагогов о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

- познакомить участников мастер-класса с играми и упражнениями, направленными на коррекцию и развитие социально-коммуникативных, познавательных, речевых, физических и художественно-эстетических навыков дошкольников с ОВЗ;

- продемонстрировать участниками мастер-класса возможность применения нейрокоррекционного подхода при использовании материалов «Дары Фрёбеля».

Оборудование: мультимедийные средства: проектор, экран; игровой набор «Дары Фрёбеля» (модули №1-14); корзинки для материала; обручи; бумажные рыбки; шаблоны «платье» и «футболка» (с образцом и без образца).

 

Нейрокоррекционный подход – это комплекс специальных коррекционных методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств, что способствует дальнейшему самостоятельному обучению и контролированию своего поведения.

Основная цель нейрокоррекционного подхода — активизация развития всех высших психических функций, особенно проблемных отстающих сфер (поведение, память, внимание и др.)

Данный подход называют методом замещающего онтогенеза, когда педагог воздействует и стимулирует те системы, которые ребенок пропустил в своем развитии или недополучил в силу разных причин.

 

 

 

         Введение в мастер-класс (2 мин.)

Текст выступления

Содержание

 слайда

СЛАЙД 1: Здравствуйте уважаемые коллеги и члены экспертного жюри!

* В рамках данного мастер-класса, я хочу представить вам игровой набор «Дары Фребеля» и продемонстрировать приемы его использования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, в том числе и с ОВЗ.

* Тема

*Данные об участнике

СЛАЙД 2: В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс в детском саду должен строиться на эффективных формах работы с детьми. А основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.

Успешному решению задач образовательной программы «От рождения до школы» может способствовать использование игрового практического пособия «Дары Фрёбеля».

 

 

 

*Картинка с изображением всего набора

СЛАЙД 3: Мало кто из педагогов знает, что это за методика, кто и для чего её создал. Автором набора «Дары Фрёбеля» был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Он же является создателем первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

*Фотография  Ф.Фребеля

СЛАЙД 4: Фридрих Фрёбель не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься воспитанием детей дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу. Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме.

* картинки первых детских садов Фребеля

+ цитата: «Дети - цветы жизни!» и воспитывать их должны «добрые садовницы».

СЛАЙД 5: Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.

Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, пространственное мышление, сенсорное восприятие; способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации. Играя, дети знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.

* Фотографии детей, играющих в набор «Дары Фребеля»

СЛАЙД 6: Итак, что же собой представляют эти «Дары».

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета. Его использование предполагается с 3 месяцев до 4 лет. Основное назначение - знакомство сенсорными эталонами; развитие мелкой моторики.

Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр  одинакового размера. Подходит для использования с 2 лет, и предназначен для знакомства  с формами и свойствами предметов и развития исследовательских навыков.

* 1 - 2 дар

СЛАЙД 7: Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры используются как конструктор для построек.  Так дошкольники знакомятся с геометрическими формами, получают представление о целом и его частях.

* 3 и 4 дар

 

 

 

 

СЛАЙД 8: Из деталей такого дидактического конструктора можно построить здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могут конструировать их по образцу или по условиям.

*5 и 6 дар

СЛАЙД 9Седьмой дар состоит из 8ми цветных геометрических фигур. Используется для изучения разных плоскостных геометрических фигур, их сортировки по цвету, упорядочивания по величине, тренировки мелкой моторики рук, развития зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности.

В восьмой дар входят 6 наборов палочек разной длины и цвета. Материал способствует тренировке мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной координации, сортировке и упорядочиванию фигур по цвету, форме, соотношению количества и размера, обучению счету, выполнению простейших математических действий, развитию творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовке руки к письму.

* 7 и 8 дар

 

 

 

СЛАЙД 10: Девятый дар включает кольца и полукольца 3-х разных размеров и цвета.  Способствует тренировке мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной координации, развитию творческих способностей. Помогает познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения.

Десятый дар – это фишки разного цвета. Используются для сортировки и упорядочивания фигур по цвету, форме; обучению счету, выполнению простейших математических действий, развитию творческих способностей и игровой деятельности.

* 9 и 10 дар

СЛАЙД 11Одиннадцатый дар называется «Цветные тела», состоит из цилиндров, шаров, кубов разного цвета и шнурка для нанизывания. Предназначен для тренировки мелкой моторики рук, развития сенсомоторных навыков, изучения геометрических форм, развития умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развития речевых способностей и игровой деятельности.

Двенадцатый дар - это «Мозаика. Шнуровка». Представляет собой перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки. Способствует  развитию умения действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучения комбинаций форм и цветов.

* 11 и 12 дар

 

 

СЛАЙД 12: Тринадцатый дар состоит из кубиков и треугольных призм. Нацелен на закрепление названий геометрических фигур, конструирование. При объединении с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции.

Четырнадцатый дар – «Арки и цифры», состоит из дуг разных размеров и кубиков с цифрами. Используется для формирования понятий часть и целое, навыков как количественного, так и порядкового счета, закрепления образа цифры.

* 13 и 14 дар

СЛАЙД 13: На мой взгляд, набор «Фребеля» очень многофункционален и разнонаправлен, и особенно актуален при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с ОВЗ, в рамках реализации ФГОС ДО, так как может эффективно использоваться в разных образовательных областях. Что я попробую для вас продемонстрировать на примере различных игр и упражнений с данным набором.

Хочу также отметить, что в своей работе активно применяю методы нейрокоррекции, и успешно сочетаю их с использованием оборудования Фребеля.

*Картинка с интеграцией образовательных областей и Дарами Фрёбеля

Содержание мастер-класса

Текст выступления

Содержание игры

Содержание слайда

СЛАЙД 14:  Итак, первая игра, которую я вам предложу, направлена на развитие социально-коммуникативных навыков.

 

Мне нужно 2 человека.

 

Игра  «Неожиданные картинки»

 

Инструкция: Присаживайтесь за столы. Попробуйте придумать и выложить из элементов для конструирования любую интересную картинку. По звуковому сигналу – поменяйтесь местами и продолжите картинку вашего соседа.

 

- Понравилась ли вам картины, которые вы создали?

Игра «Неожиданные картинки»

(с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля:

модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры),

модуль №8 (цветные палочки разной длины),

модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов),

модуль № 10 (маленькие фишки различных цветов)

 

Материал: возле каждого участника корзинка с элементами для конструирования.

Ход игры: Участники сидят за столами, столы расставлены по кругу.

Участники начинают конструировать какую-нибудь картинку (0,5 мин.).

По звуковому сигналу перестают конструировать, встают, пересаживаются на место соседа и продолжают конструировать начатую соседом картинку (0,5 мин.). Затем снова меняются. И так всего 4 раза.

 

Время: до 2х мин.

*Игра «Неожиданные картинки» (с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля)

*Цель: развитие социально-коммуникативных навыков.

*фото сконструированных картин.

СЛАЙД 15: Вторая игра, в которую мы поиграем, задействует познавательную область.

Мне понадобятся 2 человека.

 

Игра «Тайные агенты»

 

Инструкция: Ваша задача – расшифровать код, верно выбрать фигуру и продеть её ниткой.

Если я показываю ладонь – вы берете шар, палец вверх – куб, хлопок – цилиндр.

Цвет может быть разный, главное верно выбрать фигуру!

 

- Давайте проверим, все ли верно продели фигуры.

(Достаю образец и мы сверяем)

 

Так же, можно попросить детей назвать какие фигуры они нанизывали на нитку, какого цвета, посчитать их.

И можно предложить кому-то из детей стать ведущим.

Игра «Тайные агенты»

(с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля:

модуль №11 (J1) (цветные тела))

 

Ход игры: Участники и ведущий договариваются, какую фигуру будет обозначать определенный жест. Ведущий дает им зашифрованные послания (ладонь, палец вверх, хлопок и т.д.) – задача  участников верно расшифровать «код» и продеть нужную фигуру ниткой.

 

Схема: шар-куб-цилиндр-куб-шар-куб-цилиндр-шар

 

Время: до 2х мин.

* Игра «Тайные агенты»

 

*Цель: закреплять представления о геометрических фигурах; развитие переключаемости внимания.

 

* Картинка собранных бус из модуля №11 (J1) (цветные тела)

СЛАЙД 16: Третья игра, направлена на речевое развитие.

Хочу пригласить одного человека.

Игра «Сделай наоборот  и назови»

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Сделай наоборот  и назови».

 

Инструкция: ПРИМЕРЯ буду строить высокую гору, значит, ты будешь строить какую гору?

- Низкую гору.            

Со словами БОЛЬШУЮ МАЛЕНЬКУЮ

Я буду строить высокий дом, значит ты будешь строить какой дом?

- Низкий дом.

Я построю длинную реку, а ты?

- Короткую реку.

Я построю широкую дорогу, а ты?

- Узкую дорогу.

Я построю прямую тропу, а ты?

- Кривую тропу. Из мячиков из мозайки из палочек?

 

Можно придумать множество различных вариантов построек, используя антонимы.

Игра «Сделай наоборот и назови»

 

Материал: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры),

модуль №8 (цветные палочки разной длины),

модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов).

 

Ход игры: Ведущий обозначает какую постройку он будет конструировать. Задача участника назвать антоним и сконструировать «обратное».

 

Время: до 2-х минут

*Игра «Сделай наоборот и назови»

*Цель: закрепление умения использовать в речи антонимы.

*Фото построек

 

СЛАЙД 17: Четвертая игра развивает физические навыки: сенсомоторику, координацию движений и зрительно-моторные координации.

 

Мне необходим один человек.

 

Игра «Кормим рыбок в пруду»

Цель: развитие координации движений и зрительно-моторной координации.

 

Инструкция: Мы пришли к пруду, чтобы покормить рыбок. Желтых рыбок мы будем кормить (то есть бросать мячики) правой рукой, а зеленых – левой.

 

Игра «Кормим рыбок в пруду»

Материал: модуль №1 (вязаные шарики), 2 обруча, желтые и зеленые рыбки.

Ход игры: Ведущий обозначает, что участник пришел к пруду, чтобы покормить рыбок. Перед участником лежат два обруча. Задача участника попасть в обруч вязанным мячиком.

Ведущий дает установку, что желтых рыбок мы кормим правой рукой, а зеленых – левой.

Участник бросает мяч, пересекая срединную линию тела (правой рукой бросает в обруч, который стоит слева (в нем желтые рыбки); а левой – в обруч, который стоит справа от участника (в нем зеленые рыбки).

 

Время: до 2х мин.

* Игра «Кормим рыбок в пруду»

*Цель: развитие координации движений и зрительно-моторных коррдинаций (глаз-рука).

*фото ребенка, бросающего в обручи мячи.

 

СЛАЙД 18: И последняя, пятая игра способствует развитию художественно-эстетических навыков.

Мне нужно 2 человека.

 

Игра «Узор на одежде»

 

Инструкция: Выберите себе шаблон. Давайте украсим красивым узором нашу одежду.

Левый рукав украшаем желтыми кружочками, а правый синими. Верхнюю часть платья и футболки украсим зеленым полосками, а нижнюю красными точками.

 

Усложнение: можно предложить детям придумать свой узор.

Игра «Узор на одежде»

Материал: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры),

модуль №8 (цветные палочки разной длины),

модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов),

модуль № 10 (маленькие фишки различных цветов); шаблоны сарафана и футболки для украшения узором.

 

Ход игры:

Участникам предлагаются шаблоны – платья и футболки. Участникам необходимо украсить узорами предложенные шаблоны.

* на начальном этапе шаблоны используются с визуальной подсказкой узора (образец).

 

Время: до 2х мин.

*Игра «Узор на одежде»

*Цель: развитие художественно-творческих способностей.

* Фото образцов

Заключение мастер-класса (1 мин.)

СЛАЙД 19:  Таким образом, игровой набор «Дары Фребеля», представленный на данном мастер-классе, эффективно можно использовать при реализации любой из программ дошкольного образования,  успешно решая задачи всех образовательных областей.

* Успехов, коллеги!

 

   


 

 


 

МАСТЕР-КЛАСС «Использование игрового набора «Дары

МАСТЕР-КЛАСС «Использование игрового набора «Дары

Введение в мастер-класс (2 мин

Введение в мастер-класс (2 мин

Основное назначение - знакомство сенсорными эталонами; развитие мелкой моторики

Основное назначение - знакомство сенсорными эталонами; развитие мелкой моторики

СЛАЙД 12: Тринадцатый дар состоит из кубиков и треугольных призм

СЛАЙД 12: Тринадцатый дар состоит из кубиков и треугольных призм

Игра «Тайные агенты» Инструкция:

Игра «Тайные агенты» Инструкция:

СЛАЙД 17 : Четвертая игра развивает физические навыки: сенсомоторику, координацию движений и зрительно-моторные координации

СЛАЙД 17 : Четвертая игра развивает физические навыки: сенсомоторику, координацию движений и зрительно-моторные координации

МАСТЕР-КЛАСС Использование игрового набора Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ

МАСТЕР-КЛАСС Использование игрового набора Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2023