МАСТЕР-КЛАСС
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ»
Бардацкая Ксения Олеговна
учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
г. Елизово, Камчатский край, РФ
E-mail: ksenia_bard@mail.ru
Цель: продемонстрировать участникам мастер-класса приемы использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с игровым набором «Дары Фрёбеля»;
- формировать представление педагогов о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- познакомить участников мастер-класса с играми и упражнениями, направленными на коррекцию и развитие социально-коммуникативных, познавательных, речевых, физических и художественно-эстетических навыков дошкольников с ОВЗ;
- продемонстрировать участниками мастер-класса возможность применения нейрокоррекционного подхода при использовании материалов «Дары Фрёбеля».
Оборудование: мультимедийные средства: проектор, экран; игровой набор «Дары Фрёбеля» (модули №1-14); корзинки для материала; обручи; бумажные рыбки; шаблоны «платье» и «футболка» (с образцом и без образца).
Нейрокоррекционный подход – это комплекс специальных коррекционных методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств, что способствует дальнейшему самостоятельному обучению и контролированию своего поведения.
Основная цель нейрокоррекционного подхода — активизация развития всех высших психических функций, особенно проблемных отстающих сфер (поведение, память, внимание и др.)
Данный подход называют методом замещающего онтогенеза, когда педагог воздействует и стимулирует те системы, которые ребенок пропустил в своем развитии или недополучил в силу разных причин.
Введение в мастер-класс (2 мин.) |
||
Текст выступления |
Содержание слайда |
|
СЛАЙД 1: Здравствуйте уважаемые коллеги и члены экспертного жюри! * В рамках данного мастер-класса, я хочу представить вам игровой набор «Дары Фребеля» и продемонстрировать приемы его использования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, в том числе и с ОВЗ. |
* Тема *Данные об участнике |
|
СЛАЙД 2: В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс в детском саду должен строиться на эффективных формах работы с детьми. А основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач образовательной программы «От рождения до школы» может способствовать использование игрового практического пособия «Дары Фрёбеля».
|
*Картинка с изображением всего набора |
|
СЛАЙД 3: Мало кто из педагогов знает, что это за методика, кто и для чего её создал. Автором набора «Дары Фрёбеля» был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Он же является создателем первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. |
*Фотография Ф.Фребеля |
|
СЛАЙД 4: Фридрих Фрёбель не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься воспитанием детей дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу. Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. |
* картинки первых детских садов Фребеля + цитата: «Дети - цветы жизни!» и воспитывать их должны «добрые садовницы». |
|
СЛАЙД 5: Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля». Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей. Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, пространственное мышление, сенсорное восприятие; способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации. Играя, дети знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности. |
* Фотографии детей, играющих в набор «Дары Фребеля» |
|
СЛАЙД 6: Итак, что же собой представляют эти «Дары». Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета. Его использование предполагается с 3 месяцев до 4 лет. Основное назначение - знакомство сенсорными эталонами; развитие мелкой моторики. Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Подходит для использования с 2 лет, и предназначен для знакомства с формами и свойствами предметов и развития исследовательских навыков. |
* 1 - 2 дар |
|
СЛАЙД 7: Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Так дошкольники знакомятся с геометрическими формами, получают представление о целом и его частях. |
* 3 и 4 дар
|
|
СЛАЙД 8: Из деталей такого дидактического конструктора можно построить здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могут конструировать их по образцу или по условиям. |
*5 и 6 дар |
|
СЛАЙД 9: Седьмой дар состоит из 8ми цветных геометрических фигур. Используется для изучения разных плоскостных геометрических фигур, их сортировки по цвету, упорядочивания по величине, тренировки мелкой моторики рук, развития зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности. В восьмой дар входят 6 наборов палочек разной длины и цвета. Материал способствует тренировке мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной координации, сортировке и упорядочиванию фигур по цвету, форме, соотношению количества и размера, обучению счету, выполнению простейших математических действий, развитию творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовке руки к письму. |
* 7 и 8 дар
|
|
СЛАЙД 10: Девятый дар включает кольца и полукольца 3-х разных размеров и цвета. Способствует тренировке мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной координации, развитию творческих способностей. Помогает познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения. Десятый дар – это фишки разного цвета. Используются для сортировки и упорядочивания фигур по цвету, форме; обучению счету, выполнению простейших математических действий, развитию творческих способностей и игровой деятельности. |
* 9 и 10 дар |
|
СЛАЙД 11: Одиннадцатый дар называется «Цветные тела», состоит из цилиндров, шаров, кубов разного цвета и шнурка для нанизывания. Предназначен для тренировки мелкой моторики рук, развития сенсомоторных навыков, изучения геометрических форм, развития умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развития речевых способностей и игровой деятельности. Двенадцатый дар - это «Мозаика. Шнуровка». Представляет собой перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки. Способствует развитию умения действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучения комбинаций форм и цветов. |
* 11 и 12 дар
|
|
СЛАЙД 12: Тринадцатый дар состоит из кубиков и треугольных призм. Нацелен на закрепление названий геометрических фигур, конструирование. При объединении с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции. Четырнадцатый дар – «Арки и цифры», состоит из дуг разных размеров и кубиков с цифрами. Используется для формирования понятий часть и целое, навыков как количественного, так и порядкового счета, закрепления образа цифры. |
* 13 и 14 дар |
|
СЛАЙД 13: На мой взгляд, набор «Фребеля» очень многофункционален и разнонаправлен, и особенно актуален при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с ОВЗ, в рамках реализации ФГОС ДО, так как может эффективно использоваться в разных образовательных областях. Что я попробую для вас продемонстрировать на примере различных игр и упражнений с данным набором. Хочу также отметить, что в своей работе активно применяю методы нейрокоррекции, и успешно сочетаю их с использованием оборудования Фребеля. |
*Картинка с интеграцией образовательных областей и Дарами Фрёбеля |
|
Содержание мастер-класса |
||
Текст выступления |
Содержание игры |
Содержание слайда |
СЛАЙД 14: Итак, первая игра, которую я вам предложу, направлена на развитие социально-коммуникативных навыков.
Мне нужно 2 человека.
Игра «Неожиданные картинки»
Инструкция: Присаживайтесь за столы. Попробуйте придумать и выложить из элементов для конструирования любую интересную картинку. По звуковому сигналу – поменяйтесь местами и продолжите картинку вашего соседа.
- Понравилась ли вам картины, которые вы создали? |
Игра «Неожиданные картинки» (с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры), модуль №8 (цветные палочки разной длины), модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов), модуль № 10 (маленькие фишки различных цветов)
Материал: возле каждого участника корзинка с элементами для конструирования. Ход игры: Участники сидят за столами, столы расставлены по кругу. Участники начинают конструировать какую-нибудь картинку (0,5 мин.). По звуковому сигналу перестают конструировать, встают, пересаживаются на место соседа и продолжают конструировать начатую соседом картинку (0,5 мин.). Затем снова меняются. И так всего 4 раза.
Время: до 2х мин. |
*Игра «Неожиданные картинки» (с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля) *Цель: развитие социально-коммуникативных навыков. *фото сконструированных картин. |
СЛАЙД 15: Вторая игра, в которую мы поиграем, задействует познавательную область. Мне понадобятся 2 человека.
Игра «Тайные агенты»
Инструкция: Ваша задача – расшифровать код, верно выбрать фигуру и продеть её ниткой. Если я показываю ладонь – вы берете шар, палец вверх – куб, хлопок – цилиндр. Цвет может быть разный, главное верно выбрать фигуру!
- Давайте проверим, все ли верно продели фигуры. (Достаю образец и мы сверяем)
Так же, можно попросить детей назвать какие фигуры они нанизывали на нитку, какого цвета, посчитать их. И можно предложить кому-то из детей стать ведущим. |
Игра «Тайные агенты» (с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля: модуль №11 (J1) (цветные тела))
Ход игры: Участники и ведущий договариваются, какую фигуру будет обозначать определенный жест. Ведущий дает им зашифрованные послания (ладонь, палец вверх, хлопок и т.д.) – задача участников верно расшифровать «код» и продеть нужную фигуру ниткой.
Схема: шар-куб-цилиндр-куб-шар-куб-цилиндр-шар
Время: до 2х мин. |
* Игра «Тайные агенты»
*Цель: закреплять представления о геометрических фигурах; развитие переключаемости внимания.
* Картинка собранных бус из модуля №11 (J1) (цветные тела) |
СЛАЙД 16: Третья игра, направлена на речевое развитие. Хочу пригласить одного человека. Игра «Сделай наоборот и назови» Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Сделай наоборот и назови».
Инструкция: ПРИМЕРЯ буду строить высокую гору, значит, ты будешь строить какую гору? - Низкую гору. Со словами БОЛЬШУЮ МАЛЕНЬКУЮ Я буду строить высокий дом, значит ты будешь строить какой дом? - Низкий дом. Я построю длинную реку, а ты? - Короткую реку. Я построю широкую дорогу, а ты? - Узкую дорогу. Я построю прямую тропу, а ты? - Кривую тропу. Из мячиков из мозайки из палочек?
Можно придумать множество различных вариантов построек, используя антонимы. |
Игра «Сделай наоборот и назови»
Материал: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры), модуль №8 (цветные палочки разной длины), модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов).
Ход игры: Ведущий обозначает какую постройку он будет конструировать. Задача участника назвать антоним и сконструировать «обратное».
Время: до 2-х минут |
*Игра «Сделай наоборот и назови» *Цель: закрепление умения использовать в речи антонимы. *Фото построек
|
СЛАЙД 17: Четвертая игра развивает физические навыки: сенсомоторику, координацию движений и зрительно-моторные координации.
Мне необходим один человек.
Игра «Кормим рыбок в пруду» Цель: развитие координации движений и зрительно-моторной координации.
Инструкция: Мы пришли к пруду, чтобы покормить рыбок. Желтых рыбок мы будем кормить (то есть бросать мячики) правой рукой, а зеленых – левой.
|
Игра «Кормим рыбок в пруду» Материал: модуль №1 (вязаные шарики), 2 обруча, желтые и зеленые рыбки. Ход игры: Ведущий обозначает, что участник пришел к пруду, чтобы покормить рыбок. Перед участником лежат два обруча. Задача участника попасть в обруч вязанным мячиком. Ведущий дает установку, что желтых рыбок мы кормим правой рукой, а зеленых – левой. Участник бросает мяч, пересекая срединную линию тела (правой рукой бросает в обруч, который стоит слева (в нем желтые рыбки); а левой – в обруч, который стоит справа от участника (в нем зеленые рыбки).
Время: до 2х мин. |
* Игра «Кормим рыбок в пруду» *Цель: развитие координации движений и зрительно-моторных коррдинаций (глаз-рука). *фото ребенка, бросающего в обручи мячи.
|
СЛАЙД 18: И последняя, пятая игра способствует развитию художественно-эстетических навыков. Мне нужно 2 человека.
Игра «Узор на одежде»
Инструкция: Выберите себе шаблон. Давайте украсим красивым узором нашу одежду. Левый рукав украшаем желтыми кружочками, а правый синими. Верхнюю часть платья и футболки украсим зеленым полосками, а нижнюю красными точками.
Усложнение: можно предложить детям придумать свой узор. |
Игра «Узор на одежде» Материал: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры), модуль №8 (цветные палочки разной длины), модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов), модуль № 10 (маленькие фишки различных цветов); шаблоны сарафана и футболки для украшения узором.
Ход игры: Участникам предлагаются шаблоны – платья и футболки. Участникам необходимо украсить узорами предложенные шаблоны. * на начальном этапе шаблоны используются с визуальной подсказкой узора (образец).
Время: до 2х мин. |
*Игра «Узор на одежде» *Цель: развитие художественно-творческих способностей. * Фото образцов |
Заключение мастер-класса (1 мин.) |
||
СЛАЙД 19: Таким образом, игровой набор «Дары Фребеля», представленный на данном мастер-классе, эффективно можно использовать при реализации любой из программ дошкольного образования, успешно решая задачи всех образовательных областей. |
* Успехов, коллеги! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.