Мастер-класс Использование игровых методов и приёмов ТРИЗ в процессе коррекции речи .
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ –педагогики, способствующими формированию творческого мышления у учащихся.
Задачи мастер-класса:
1. Передача своего опыта путем прямого комментированного показа использования приемов ТРИЗ-педагогики.
2. Отработка методических подходов учителя в рассматриваемой технологии совместно с участниками мастер-класса.
3. Оказание помощи участникам мастер-класса в овладении приемами ТРИЗ-педагогики.
План проведения мастер-класса:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
2. Представление собственной системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии
3. Имитационная игра со слушателями, участниками мастер-класса. Моделирование приемов ТРИЗ-педагогики участниками мастер-класса.
4. Рефлексия
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат информацию о ТРИЗ-технологии, обсудят возможности её применения в процессе коррекции речи.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества
Ход проведения мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный. (Приветствие выступающего, вступительное слово о себе)
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги. Рада приветствовать вас сегодня в этом зале. Приглашаю тех кто хочет поучаствовать в моём мастер-классе занять свои места.
Слайд. Технологию, о которой пойдёт речь в моём мастер-классе я представляю себе так, попробуйте угадать её.
Давайте вместе постараемся найти решение этой задачи. Глядя на эту картинку, поразмышляйте, что могут получать дети, если педагог будет использовать эту технологию. Начните с цвета. В цвете преобладают тёплые тона, следовательно будут получать положительные эмоции. Это конфеты по вкусу сладкие, значит будут получать удовольствие. По форме разные, значит нет шаблонности, стереотипов. По кол-ву их много, следовательно существует большое кол-во решений. Кто догадался? Это ТРИЗ-технология. Тема моего мастер-класса «Использование игровых методов и приёмов ТРИЗ в процессе коррекции речи»
2. Постановка проблемы. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Слайд. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Детям с нарушениями речи трудно это делать. Их представления о предметах неточные и неполные, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Рассказы не всегда содержательны, последовательны, лаконичны: дети затрудняются начать, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы. Они рассказывают однообразно, копируя друг друга. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор, пословиц. Работая с этими детьми понимаешь, как трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к занятию, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс более интересным и полезным. Поиски наиболее эффективных приёмов и методов коррекции речи меня привели к ТРИЗ. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
СЛАЙД Данную теорию начал разрабатывать в СССР Генрих Саулович Альтшуллер вместе с коллегами в 1946 году. В 80-е годы возникло новое направление в образовании – «ТРИЗ-педагогика». Позднее появилась вторая часть данной педагогики – теория развития творческой личности.
ТРИЗ – одна из современных технологий активного обучения, которая позволяет традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный.
СЛАЙД В центре внимания ТРИЗ - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.
СЛАЙД. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить системно мыслить.
СЛАЙД В арсенале ТРИЗ существует огромное количество различных методов и приемов. Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, который всегда переходит в ожидаемый результат. Так же предложенные методы универсальны и применимы в любой области педагогики.
Творческие задания даются детям через игры, необходимым условием которых является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, загадках, движениях.
Цель игр — через поисковую,
исследовательскую, изобретательскую деятельность повысить качественные показатели
устной речи детей.
Игры можно включать в любой этап занятия.
Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер-класса представить Вашему вниманию игровые методы и приемы ТРИЗовской технологии, которые помогают мне в развитии речи.
Все мы знаем о тесной связи речевого и умственного развития. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет или событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Слайд. Метод синектики (приёмы
Аналогий). Этот метод основывается на свойствах мозга устанавливать
ассоциативные связи между предметами, словами, чувствами, эмоциями, понятиями.
В
методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая,
фантастическая, личная, которые мы очень часто используем в повседневной жизни
– в обычном разговоре, когда хотим очень понятно объяснить собеседнику.
И если наша аналогия удачна, то информация мгновенно и прочно
запечатлеется в мозгу, благодаря включению эмоционально-образной памяти.
СЛАЙД - Разнообразные
предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как, например, облака,
падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше
сознание, часто ассоциируются у нас со сходными реальными предметами.
Благодаря нашему воображению.
Это прямые аналогии. Они могут быть связаны не только с формой, цветом,
свойством, но и звуком, ритмом и другими свойствами и действиями предмета.
СЛАЙД – Когда мы занимаемся коррекцией звука.
Ведущий: На что похож звук "Р"?
Дети: На шум мотора, на рычание льва, собаки.
СЛАЙД -Уважаемые коллеги попрошу вас найти как можно больше групп аналогов корабля. Нужно назвать предметы, которые сходны с кораблем по каким-то существенным признакам. Например: самолет, поезд, автобус, так же как и корабль, — транспорт. (Рыбы, киты, тюлени, так же как и корабль, плавают по воде; Танк, бронетранспортер, подводная лодка, вертолет, так же как и корабль, — могут использоваться в военных целях; Чайка, облака, молоко, так же как и корабль, белые; Дом, кит, айсберг — такие же огромные, как корабль.)
СЛАЙД – ИГР А «БЮРО НАХОДОК»
ОДИН ИЗ
ДЕТЕЙ БЕРЕТ НА СЕБЯ РОЛЬ РАБОТНИКА «БЮРО НАХОДОК», А ДРУГОЙ ЧТО-ТО ПОТЕРЯВШЕГО. Потерявший по внешним признакам должен описать то, что
потерялось, но сравнивая его с другими объектами – Цвет, такой как у…., форма
такая, как…. Работник «бюро находок» должен отгадать, что он потерял.
Форма, как у месяца.
Цвет, как у солнца.
Вкус, как у мороженного.
Назначение, для перекуса. (банан)
Это была тризовская загадка, которые мы тоже составляем
СЛАЙД Сформировать образ предложения, представление о его структуре, о том, что главные и второстепенные члены предложения связаны между собой, как члены семьи позволяет этот рисунок.
СЛАЙД - А вам коллеги я предлагаю
поразмыслить над друдлами.
Друдлы – это
простые картинки, изображение на которых можно интерпретировать разными
способами.
Посмотрите
на экран, предложите свои варианты на что похожа эта фигура?
1.-луна, печенье, блин, пицца, яйцеклетка, сыр, бактерии в микроскопе, вид из иллюминатора в космос, пузырьки в воде, суп с сосисками.
СЛАЙД, 2.-корона, паук, кошка, канцелярский зажим, летучая мышь
Здесь нет готового
решения. Каждый ребёнок будет видеть свой образ, мы любое видение должны поддержать. чем польза игры? Подобные
визуальные загадки используются в ТРИЗ-педагогике для развития воображения,
также хорошо идут как разминка на активацию креативного мышления перед
последующими заданиями.
СЛАЙД - Я со своими детьми провожу такую игру «На что похож круг, квадрат, овал дорисуй до предмета» и эти рисунки использую для автоматизации. Подключаю игру «Волшебные очки» - круглый красный мяч, круглое красное солнце, круглая красная мордочка зайца. Может ли она такой быть? Где мы можем увидеть такую мордочку? А что с ней случилось?(замарался краской)
СЛАЙД - Символическая
аналогия -это
абстрактный словесный или графический образ объекта С символической аналогией
мы часто сталкиваемся в жизни: буквы, цифры, дорожные знаки. С помощью символов
можно показать историю страны, профессию, какое-то действие или процесс.
СЛАЙД - Зрители Скажите с помощью
какого символа мы можем показать профессию учителя? ( горящей свечой,
лампочкой, факелом).
С помощью графической аналогии можно писать письма.
Виктор Гюго отправил издателю рукопись романа «Отверженные» с
сопроводительным письмом:
«?»
Ответ был не менее лаконичен:
«!»
Словесная символическая аналогия позволяет кратко передать содержание или смысл чего-либо словами-символами. Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание. Например,
Пятиклассники с удовольствием сочинили:
«На параде»
Раз! Раз! Раз!
Два!
Тра-та-та!
Ура! Ура! Ура!
Зрители Как бы мы могли изобразить ожидание нашего выступления «Ожидание выступления»
Тик-так. Тик-так.
Бом! Бом! Бом!
ОХ!
Ух!
С целью активизации воображения, создания эмоционального отношения к символу я использую игру «Образ буквы».
Учащимся предлагается пофантазировать, на что похожа буква, придать букве свой характер. Для этого можно предложить такие вопросы: какого роста буква - высокая или низкая? Толстая или тонкая? Какого цвета она сама или какого цвета любит носить одежду? Добрая или злая? Где живет? С кем дружит? Что любит кушать? Чем занимается? Какое у нее хобби?
Можно предложить детям упражнение, в котором они попытаются узнать букву по ее образу. Например,
1. Эта буква - домохозяйка, у нее искривление позвоночника, поэтому она немного сутуловата. Ходит она, немного перекатываясь. Питается супом-рассольником, любит детей, обнимает их. Седая, почти без зубов, говорит шамкая, растягивая слова. Любит готовить, но ее блюда часто пересоленные. (буква - «С»)
2. Это веселая буква имеет два больших уха, тонкую талию, головы не обнаружено, рук нет, через уши проходит шея. Она очень гордится собой и считает себя фантастической буквой. На других планетах есть существа похожие на нее (буква – «Ф»)
СЛАЙД - Со своими детьми создали коллективный проект «На что похожи буквы», где использовала метод аналогии.
Слушаем фокус группу. какие они
придумали аналогии к кораблю.
СЛАЙД Метод «Бином фантазии» Он развивает фантазию. Учит как соединить несоединимое. Составить предложение по двум картинкам, которые трудно объединить одним сюжетом.
Игра «Цепочка»
Составить историю, небылицу со словами, которые трудно объединить.
Например: комар, фонарь, собака, солома, пальто, лисица, дворец, баран.
(Комар летел с фонариком, который был похож на собаку, шерсть у собаки – как солома. Из соломы можно сплести пальто и пришить воротник из лисицы. Эта лисица живёт во дворе, внутри которого играют на барабане).
Работа со словарными словами:
заяц, завод, земляника, завтрак, рабочий
Дети сами составляют предложение.
Только хотел заяц позавтракать земляникой у
завода, но пришли рабочие.
СЛАЙД - Личная аналогия (эмпатия) предполагает постановку себя на место объекта. Например, Что думает газовая плита о жителях квартиры.
Игра "Анонимка" Выясняем , что это неподписанное письмо, обычно жалоба на кого-либо. И предлагается составить анонимки от лица неодушевлённых предметов. Я вам представлю анонимки, составленные детьми (с небольшой моей помощью)
СЛАЙД - Диван.
Я
очень устал от наглого поведения людей. Они с разбега падают на меня, так. что
на мне образуется вмятина. Кладут ноги в грязных носках. Могут поставить кружку
с чаем, как будто у них нет стола. А их животные….вечно оставляют на мне свою
шерсть. Помогите мне!
Телевизор.
Как мне надоело жить в этом доме. Люди постоянно вертят меня в разные стороны: то к окну, то от окна. Видите ли им солнышко мешает. Часто они забывают стереть пыль с меня. А я так хочу дышать свежим воздухом. А сколько раз они щёлкают по кнопке с цифрами. Спасите меня!
Компьютер.
Я так устал работать. Ведь я работаю сутками. Один от меня отходит, другой подходит. Они часами рассматривают чужие фотографии. Пишут разные послания (бывает и с ошибками), а я всё должен проверять. Дайте мне свободу!
СЛАЙД -Ещё одно творческое упражнение «Напиши письмо сказочному герою»
СЛАЙД. Метод Мозговой штурм-
развивает быстроту мыслительных процессов.
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения
способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Правила проведения
мозгового штурма:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
Изобретательские
задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Зрители Я вам предлагаю решить такую проблему: как нарисовать картинку
если нет карандаша;(углём, красками, нацарапать, свечкой, зелёнкой,
фломастером, пальцем на мокром стекле или на доске, мелом на асфальте,
вылепить, раздувать краску трубочкой, поролоном, ушной палочкой, словесное
рисование )
Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
СЛАЙД Метод «Данетка» Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Существуют разные виды Да-неток: объектная, пространственная, числовая, ситуативная.
Игра Пространственная «да – нетка»
(с картинками, геометрическими формами, буквами, слогами)
Цель: обучение мыслительному действию, учим задавать вопросы, отрабатываем предлоги, автоматизируем звук.
Переводя на простой язык, правило игры звучит: «Найди серединку, убери половинку»
Находим середину. Спрашиваем справа, слева от ЭЛ. Убираем всё что справа от ЛЫ
ЛА ОЛ ЛЫ УЛ ЛЭ АЛ ЫЛ ЛО ЭЛ
Игра Объектная «да – нетка»
Живой-неживой, растения,
Зрителям – ситуативные «ДА_НЕТ_КИ»
- Одновременно к реке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь одноместная лодка и поблизости больше никого не было, они благополучно переправились на противоположный берег. Как это могло получиться? (Они подошли к разным берегам реки).
---“Голый идет по Антарктиде.” Оказывается,( Голый – это фамилия человека. )
-Вернувшись первый раз из города, маленькая Маша рассказала родителям, что видела машину для переделки людей. Что девочка имела ввиду? (Девочка имела в виду лифт, которого она раньше никогда не видела. Так как в него заходят одни люди, а выходят другие.)
-Человек лежит в кровати и не может уснуть. Через некоторое время он звонит кому-то и не говоря ни слова, вешает трубку и засыпает. Что произошло? (У него за стенкой храпел сосед и мешал ему уснуть. Он позвонил ему и разбудил его: теперь он мог спокойно уснуть.
- туристы рассказывали, что в одной деревне жил мальчик, который между рублем и купюрой в 100 рублей всегда выбирал рубль. Почему? (ответ: мальчик знал, что поток удивленных туристов с деньгами иссякнет, если он возьмет купюру в 100 рублей. А так он вполне обеспечен и зарабатывает не одну сотню.)
СЛАЙД. Модель «Элемент-признаки элемента-значение элемента» это инструмент, позволяющий описывать объекты окружающего мира через их признаки (назначение, форма, цвет и т. д.). Это помогают сделать 6 волшебников-помощников умной головы. Что скажет каждый помощник?
Рассмотрим,например, овощ - помидор.
Что о нём скажет каждый волшебник?
Волшебник «глаз»: «Он красный».
Волшебник «нос»: «Он вкусно пахнет».
Волшебник «рот»: «Он кислый, бывает сладкий».
Волшебник «рука»: «Он твёрдый, а бывает и мягкий».
Волшебник «ухо»: «Он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит, не шумит».
Это для нас
очень важно, потому что мы в своей работе должны задействовать все анализаторы.
При знакомстве с новым звуком и новой буквой мы с учениками
составляли «паспорт» буквы, используя модель «Элемент – имя признака – значение
признака».
Элемент звук ЛЬ. Когда научатся выделять признаки и значение элемента можно давать таблицы с вопросами, чтобы дети сами заполнили.
Первый раз мы рассматривали лексическое значение слова «малина». Второй раз мы рассматривали слово «малина».
Этот контраст помогал ребятам понять, когда мы говорим о значении слова, а когда о самом слове.
Игра «Мои друзья» Мы берём слова с изучаемой буквой, звуком. Эта игра помогает мне отработать такие умения у детей, как деление на слоги, постановку ударения, звуковой состав слов. Также эта игра дает возможность накапливать знания о частях речи, об именах существительных (род, число, имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные предметы).
Детям раздаются различные картинки со звуком Л. Затем я говорю «Мои друзья это слова»
Звук Л в начале(конце, середине)
Слова. Которые начинаются с твёрдого звука (мягкого)
Слова, которые начинаются с звонкого звука(глухого)
Слова из одного слога(двух, трёх)
Слова , у которых ударение на первый слог падает(второй, третий)
Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?
Слова, о которых можно сказать мой, моя, моё.
Слово фокус группе
СЛАЙД. Метод противоречий Одно из главных направлений технологии ТРИЗ - знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показывать жизнь ребенку такой, какая она есть, - противоречивой. Каждый день и каждый час мы сталкиваемся с массой противоречивых явлений и понятий (если я рано встану, то успею на работу, но не высплюсь; если полечу на самолёте, то доберусь быстрее, но билет стоит дороже).
Приём Хорошо-плохо формирует:
• умение находить положительные и отрицательные
стороны в любом объекте, ситуации;
• умение разрешать противоречия;
• умение оценивать объект, ситуацию с разных
позиций.
Задание: для зрителей Быть участником мастер-класс
это хорошо или плохо?
Плюс |
Минус |
Повышение квалификации |
Затрачено время на подготовку МК |
Приобретение опыта публичного выступления |
Проведение МК отражается на здоровье учителя (волнение) |
Пополнение личного опыта |
|
Пополнение портфолио |
|
В заключении хочется сказать:
Уважаемые педагоги!
если вам нравится, когда глаза детей блестят;
если вы хотите получать от каждого занятия
максимум удовольствия;
если вы желаете общаться с умными, думающими
детьми;
если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству,
займитесь ТРИЗом!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.