Мастер-класс, как форма организации учебно-воспитательного процесса
Оценка 5

Мастер-класс, как форма организации учебно-воспитательного процесса

Оценка 5
Мероприятия +5
doc
Междисциплинарный 4
2 кл—7 кл
16.06.2022
Мастер-класс,  как форма организации  учебно-воспитательного процесса
«Мастер-класс» - это ярко выраженная фор¬ма ученичества именно у мастера, т. е. переда¬ча мастером опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа работы.
мастер-классы.doc

МБОУ «Гимназия №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс,

 как форма организации

 учебно-воспитательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Бийск

2022

 

 

 

 

 

 

    Мастер-класс,  как форма организации  учебно-воспитательного процесса.

Составитель: Распопова Е.Н.. -  стр. 52

 

 

 

 

 

 

 

      «Мастер-класс» - это ярко выраженная фор­ма ученичества именно у мастера, т. е. переда­ча мастером опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа работы.

Составители не претендуют на универсальность  материала, а предлагают  свой многолетний опыт организации мастер-классов в Муниципальном  бюджетном образовательном учреждении «Гимназия №2» г. Бийска. В сборнике представлены авторские разработки занятий для детей, педагогов, родителей.

 Материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования, классным руководителям, руководителям кружков, воспитателям групп продлённого дня, родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Сегодня в связи с переменами в системе образования, находясь в режиме развития, учреждения образования детей, включаются в поиск новых форм, содержания образования, осмысливают научно-методические основы образовательного процесса.

     Именно поэтому  важно методически грамотно подходить к любому вопросу обучения и воспитания. Методическая служба Гимназии №2 города Бийска старается создать все условия для роста профессионального мастерства педагогов.

Как:

·       построить программу;

·       определить место занятия в теме, курсе, блоке;

·       строить занятия на основе принципов научности, доступности, связи с жизнью;

·       выбрать наиболее эффективные формы и методы обучения?

     Это далеко не весь перечень вопросов, с которыми сталкивается педагог каждый день.

     Выбор форм и методов индивидуальной и групповой работы в детских объединениях во внеурочное время, с помощью которых можно наиболее удачно работать над решением поставленных задач, очень важен.

     Педагоги гимназии для организации учебно-воспитательного процесса в практике работы используют разнообразные формы занятий:

-         лекции;

-         защиты проекта;

-         занятия-сказки;

-         занятия-экскурсии;

-         конкурсы знаний, умений и творчества;

-         выставки ДПТ;

-         встречи с рукодельницей;

-         экскурсии в музей;

-         мастер-классы.

   Очень интересна форма проведения занятий – мастер-класс.

   В ходе работы по самообразованию, педагоги выбирают мастер-класс, как возможность передачи своего практического опыта другим педагогам.

     Опробовав такие педагогические мастерские в коллективе взрослых, педагогам удалось транслировать их непосредственно в процесс обучения детей. Педагоги считают, что такая форма, как «мастер-класс», очень эффективна. Каждый участник учиться «здесь» и «сейчас», имеет возможность пропустить предлагаемый объем материала, и теорию и практику,  через себя, соединяя «работу ума с работой рук». А это универсальный и лучший способ погружения в ситуацию.    

 Сегодня в гимназии проводятся мастер-классы 3-х видов:

1.     Педагог высокой квалификации – молодые педагоги, или педагоги других профилей, заинтересованные в овладении определенной технологией;

2.     Педагог – учащиеся школ;

3.     Обучающиеся мастер-группы (старшие ребята детского объединения, освоившие образовательную программу) – обучающиеся младшей группы детского объединения.    

     Данная форма проведения занятий актуальна, так как в любом учреждении образования есть мастера своего дела (которые могут передавать своё мастерство) и есть  желающие  учиться.

В  Гимназии  мастер-классы  проводятся:

·        с детьми:

- группа детского объединения первого года обучения , классные часы;

·        с родителями:

- родительские собрания, родительские встречи, консультации;

     - совместные с детьми праздники;

      - день открытых дверей

·        с педагогами:

- методические объединения (педагогов дополнительного образования по разным  профилям, учителей школ, классных руководителей и т.д.).

- декада педагогического мастерства

      К проведению мастер-классов педагоги относятся творчески. Поэтому каждый  находится в постоянном поиске тех материалов, технологий, которые могли бы задеть, увлечь, обратить на себя внимание, как взрослых, так и детей своей нестандартностью, новизной, оригинальностью. Чаще взор обращается к материалам нетрадиционным: поролоновые губки, хозяйственные салфетки, бельевые прищепки; некоторые из них теперь уже можно отнести к традиционным: опилки, крупы, стружка, упаковочная продукция, волокнистые материалы. 

  Независимо от вида мастерских методика их проведения одна. Предлагаем Положение о «мастер-классе», в котором даются подробные рекомендации его организации и проведения, а также подробные конспекты занятий, проводимых в форме мастер-классов.

 

Положение о «мастер-классе»

 

1. Место и роль «мастер-класса» в систе­ме методической работы с педагогическим коллективом.

«Мастер-класс» - это ярко выраженная фор­ма ученичества именно у мастера, т. е. переда­ча мастером опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа работы. «Мастер-класс» проводится с целью знакомства и апро­бации инноваций, педагогических технологий с учетом ин­дивидуальных особенностей педагога и аудитории слушателей.

2. Организация и проведение «мастер-класса» имеют следующие цели:

·         демонстрация собственного профессионального опыта;

·         обучение педагогического коллектива, коллектива детей;

·         наставничество;

·         аттестация педагогов;

·         обобщение опыта;

·           консультации;

·       знакомство родителей с профессиональными достижениями педагогического коллектива (дни открытых дверей для родителей);

·     проведение промежуточной экспертизы для выявления сильных и слабых сторон,       эффек­тивности новых технологий и новых программ;

3.     Особенности:

мастер учит «здесь» и «сейчас»,   через активные формы и их сочетание: занятия-показы, тренинги, традиционные занятия, практикумы, деловые игры, организационно-деятельностные игры и т.п.  

      4. Организация деятельности «мастер-класса».

·            «Мастер-класс» имеет право вести педагог первой или высшей квалификационной категории.

·            «Мастер-класс» проводится по группам, которые формируются заранее. Группы не дол­жны быть многочисленными.

·            Возможна предварительная проработка вопросов, необходимых для совместного реше­ния или обсуждения.

·      «Мастер-класс» является разовой формой работы, может быть выездной.

·            При работе над новой программой или технологией педагог имеет право

     принять участие в комплектовании экспертной группы. 

    5.  Этапы проведения:

          1 этап – подготовительный

-         определение сущности технологии, названия мастерской, выбор темы;

-         определение места проведения, технических средств;

-         создание положительного психологического климата (выпуск рекламы, приглашений и т.д.);

-         составление сценария, плана занятия, конспекта лекции;

-         определение участников мастерской (гости, педагоги, обучающиеся, представители СМИ и т.д.);

-         определение возможных результатов работы мастерской.

2 этап – проведение занятия

     Организационная часть:

-                  приём гостей (эмоциональный настрой- музыка, выставка, эстетическое оформление помещения);

-                  выступление организаторов, которые кратко излагают особенности данной формы занятия;

-                  представление мастера, гостей.

            Содержательная часть:

-                  организация самоопределения участников мастерской: «ученики мастера» и «наблюдатели»;

-                  организация работы по плану мастера (имитационное занятие, организация разработки  досугового мероприятия, родительского собрания и т.д.);

-                  подведение итогов работы мастерской:

а/ мастер вместе с «учениками» анализирует, раскрывает методические приёмы, способы деятельности;

б/ отзывы «учеников», «наблюдателей» (Чему учились у мастера? Что ценное смогли взять из практической работы?);

в/ предоставление конкретного продукта, изготовленного участниками.

6. Формы поощрения.

Качественное проведение «мастер-класса» педагогом поощ­ряется администрацией учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-классы предлагаемые мастерами молодым педагогам,  педагогам других профилей, родителям

 

МАСТЕР-КЛАСС

на тему:

 «Изготовление геометрических тел  по матрице»

 

Н.П. Щетинина,

педагог

высшей квалификационной категории

 

Тема занятия: Изготовление геометрических тел  по матрице. «Веселые роботы».

Участники: учителя начальных классов школ №1, 4, 12, педагоги дополнительного образования

Цели:

o    обучение педагогов методике работы по матрице при изготовлении геометрических тел;

o    демонстрация собственного профессионального опыта

Форма: мастер – класс

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Материалы и оборудование:

-          инструменты и приспособления: рабочая доска, линейка, циркуль, карандаш, резинка, оправки-матрицы различных размеров;

o   картон (заготовки),

o   цветная бумага,

o   клей ПВА и «Момент»,

o   детали из проволоки (спиральки),

o   бросового материала («глазки-таблетки», звездочки),

o   бусинки,

o   полоски гофрированной бумаги;

o   бумага (для эскиза)

-          заготовки для изготовления геометрических тел;

-          эскизы роботов;

-          образцы моделей роботов;

-          демонстрационная доска;

-          телевизор;

-          видеомагнитофон.

 

Организационная часть:

а) прием гостей, участников мастер-класса;

б) представление педагога Щетининой Н.П., заместителем директора по научно-методической работе;

в) вступительное слово педагога по теме: «Особенности программы «Начальное техническое моделирование» с демонстрацией выставочных работ.

 

Содержательная часть:

а) сообщение темы занятия, раскрытие общей цели занятия и плана его проведения;

б) технология изготовления  геометрических тел по матрице: заготовка, формообразование, изготовление оснований;

в) практическое освоение данного приема педагогами;

г) защита моделей педагогами;

д) анализ методического приема;

е)  презентация методического пособия «Изготовление геометрических тел по матрице». Знакомство с учебно-методическим комплектом по программе  «Начальное техническое моделирование».

 

а) Сообщение темы занятия,  раскрытие общей цели занятия и плана его проведения.

 

   В начальном техническом моделировании применение приема работы по матрице дает интересные результаты. Работа по матрице – переходный этап от плоских изделий к изготовлению объемных технических моделей и макетов.

    Дети младшего школьного возраста любят изготавливать модели по собственному замыслу, но у них для этой работы очень мало опыта и знаний. Начинать надо с самых простых поделок, состоящих из одной, двух деталей. Чтобы создать модель задуманного объекта, надо представить каждую деталь в виде геометрического тела. А вот изготовить необходимое геометрическое тело поможет матрица.


     Для матрицы можно использовать трубочки – болванки различных размеров от обыкновенного круглого карандаша до специально изготовленных болванок.

 

(Демонстрация матриц)

    По  матрице легко изготовить такие геометрические тела, как цилиндр, куб, призма и применить их при конструировании различных технических моделей: вагон, автобус, трактор, грузовой автомобиль, робот.

     Сегодня мы отработаем приемы изготовления геометрических тел по матрице и  изготовим модель веселого робота.

    Наше занятие будет сопровождаться фрагментами  мастер-класса, который проводился в школе №4 в 3 «а» классе. Эти дети не посещают детское объединение, не обучаются по моей программе.

     Этих разных роботов сделали ребята из детского объединения «Технодром». Все эти модели  изготовлены из различных геометрических тел: призмы, куба, цилиндра.

(Демонстрация роботов)

     Изготовление роботов предполагает изготовление эскиза.  Перед вами эскизы роботов, которых можно изготовить из геометрических тел.

(Демонстрация эскизов)

    При помощи матрицы – болванки  очень просто изготавливать геометрические тела. Этот прием очень эффективен, повышает интерес к конструированию и я готова поделиться с вами этим приемом.

 

б)  Технология изготовления геометрических тел по матрице: заготовка, формообразование, изготовление оснований.

     Заготовку детали  обернем вокруг болванки – матрицы, склеим, получается трубка – заготовка для  цилиндра, можно из такой заготовки трубки изготовить заготовку призмы или куба.


(Демонстрация приема)

 

   Изготовим основания для этих фигур: для основания цилиндра воспользуемся линейкой и циркулем. Измерим диаметр цилиндра, рассчитаем радиус и проведем окружность на листе бумаги. Затем добавим расстояние для приклеивания, примерно 0,7 – 1 см, изменив  раствор циркуля, проведем еще одну окружность из этого же центра. Расстояние между окружностями надрежем «зубчиками», отогнем и приклеим к заготовке цилиндра. Место склеивания деталей можно оформить аппликацией из цветной бумаги. Это сложно для детей.

 


(Демонстрация приемов)

 

 Основание цилиндра можно сделать и более простым способом, без применения измерительных приборов – просто обвести основание матрицы и также добавить расстояние для приклеивания.

 (Демонстрация приема)

 

     Для построения основания призмы и куба применим знания построения параллельных и перпендикулярных линий. Сначала на листе  бумаги горизонтально и вертикально отложим расстояние для приклеивания 0,7-1см. Затем измерим длину и ширину основания заготовки призмы или куба, отложим на этих линиях полученные размеры. При помощи треугольника построим параллельные и перпендикулярные линии. Затем добавим с двух других сторон расстояние для приклеивания.  Получиться заготовка коробочки. Надрежем горизонтальные или вертикальные линии. И соединим основания с заготовками.

 

( Демонстрация приема)

 

     У вас на столах есть необходимые заготовки для изготовления геометрических тел и материалы для оформления робота: пружинки можно использовать для рук, а можно руки изготовить по матрице – карандашу, бусинки, таблетки – для глаз, цветная бумага для аппликаций. Но прежде, чем приступить к работе посмотрите, как с этой работой справляются дети.

(Демонстрация фрагмента фильма)

 

в) Практическое освоение данного приема педагогами

 

     Для практического освоения данного приема предлагаю работать  парами. Этапы нашей работы:

  1. Сделайте эскиз робота
  2. Выбор геометрических тел.
  3. Сборка робота и его оформление
  4. Защита модели (для этого у вас есть карточка-подсказка). (Приложение 1)

Мы должны изготовить модель за 15 минут.  Приступаем к самостоятельной работе. Я консультант.

(Идет работа в парах)

 

д) Защита моделей педагогами.

    Роботы готовы. Вам предоставляется слово для защиты модели.

     А теперь давайте посмотрим  фрагмент фильма, в котором ребята представляют своих роботов.

(Просмотр фрагмента фильма с защитой моделей детьми.)

 

е) Анализ методического приема.

 

Мы закончили «мастер-класс». Спасибо.

Я приглашаю вас  к анализу методического приема «Работа по матрице». Мне очень важна ваша педагогическая оценка приема:

  • Доступность освоения приема;
  • Значимость приема в развитии ребенка;
  • Возможность использования его учителем на уроке труда.

(Отзывы «учеников»)

 

Чему учились? Что ценное могли  взять для практической работы.

(Высказывания «учеников» и зрителей)

 

        Подводя итог нашего занятия, обращаю ваше внимание на простоту в изготовлении геометрических тел по матрице и многоплановость в применении данного способа, возможность развивать детскую фантазию.

 

ж) Презентация методического пособия  «Изготовление геометрических тел по матрице». Знакомство с учебно-методическим комплектом по программе  «Начальное техническое моделирование».

 

    Я предлагаю вам познакомиться с методическим пособием  «Изготовление геометрических тел по матрице», в котором систематизированы все те приёмы о которых сегодня шла речь на мастер-классе, а так же представлен конспект мастер-класса проведённого с детьми в школе № 4. Учебно-методический комплект к программе «Начальное техническое моделирование» так же представлен вашему вниманию. На все интересующие вас вопросы я постараюсь дать ответ. Всем спасибо.

 

 Приложение 1

 

Карточка – подсказка

 

Защити свою модель:

o   Дать название модели и объяснить, почему так названа модель.

o   Назвать геометрические тела, используемые для изготовления модели.

o   Определить назначение робота.

 

МАСТЕР-КЛАСС

на тему:

«Оберег для дома «Солнышко»

Е.Н. Распопова

Учитель технолгии и изобразительного искусства

 

Тема занятия: «Фен-Шуй по-русски. Оберег для дома «Солнышко».

Участники: педагоги гимназии

Дата проведения:   28 марта 2017 года

Цели:

-   обучение педагогов методике изготовления сувенира «Оберег для дома «Солнышко»;

-    создание условий для возрождения русских национальных традиций.

Форма: мастер-класс                                                                                                            Рис.1

Методы обучения: словесный, наглядный, практический        

Материалы и оборудование:

                    Инструменты:

         -    кусачки,

         -    ножницы,

         -    линейка,

         -    карандаш;

                    клей «Момент»;

                    шпагат;

                    ткань «мешковина»;

                    деревянные палочки;

                    тесьма, кружево;

                    сухая трава;

                    семечки подсолнечника, тыквы;

                    картон;

                    технологическая карта «Изготовление основы сувенира»;

                    технологическая карта «Основа круга»;

                    образец готовой работы.

 

Организационная часть:

а) прием гостей, педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного творчества;

б) представление педагога Савиновой В.А., руководителем методического объединения педагогов декоративно-прикладного творчества;

в) вступительное слово педагога Савиновой В.А. по теме: «Фен-Шуй  по-русски»

(Приложение 3) с демонстрацией брошюры «Даждьбог» (Приложение 4) и русских оберегов (Рис.1).

 

Содержательная часть:

а) сообщение темы мастер-класса, раскрытие общей цели и плана проведения;

б) анализ образца «Оберег «Солнышко»;

в) изготовления основы оберега, практическое освоение данного приема педагогами;

д) анализ методического приема, рефлексия.

а) сообщение темы мастер-класса, раскрытие общей цели и плана проведения

        

Сегодня на занятии мы рассмотрим последовательность изготовления оберега «Солнышко» и изготовим его основу. Обратите внимание на инструменты и материалы, которые находятся перед вами на рабочих местах. Нам пригодятся: кусачки, ножницы,

линейка, карандаш, клей «Момент», шпагат, ткань «мешковина», деревянные палочки. А так же две инструкционные карты.

           

б) анализ образца «Оберег «Солнышко»

              Основой оберега является круг (обклеенный мешковиной), который символизирует солнце. Лучи солнца выполнены  из деревянных палочек. Длина лучей может быть одинаковой, а может иметь разную длину по желанию автора. Для прочности  и оригинальности нашего оберега выполнено плетение по кругу из льняного шпагата. Оберег можно считать завершённым, но можно в оберег добавить красивые вещички, которые несут практический смысл. Например: мешочек с денежками – богатство, мешковина – изобилие, семена подсолнуха – здоровье детей в доме и т.д. символику оберега можно посмотреть в брошюре «Даждьбог».

 

в) изготовления основы оберега, практическое освоение данного приема педагогами

Приступаем к изготовлению основы оберега. В помощь вам предлагаются две технологические карты. (Приложение 1,2). Рассматриваем содержание технологической карты 1, затем 2.

(Педагог объясняет  и демонстрирует последовательность изготовления основы оберега. «Ученики» выполняют практическое задание)

г) анализ методического приема, рефлексия

        Уважаемые коллеги! Мы завершили работу. Хотелось бы узнать ваше мнение по данному мастер-классу. Для этого просим вас заполнить таблицу (с помощью фишек) по следующим позициям:

                    узнал много нового;

                    пополнил  свои знания;

                    не узнал ничего нового;

                    зря пришёл.

(Участники мастер-класса анализируют проделанную работу, мастер делает вывод. )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Технологическая карта на изготовление основы оберега «Солнышко»

 

Этапы изготовления изделия

 

Материалы инструменты

Графическое изображение

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

Изготовление основы – круга:

а) обвести шаблон, вырезать круг из картона;

 

 

б) вырезать круг из ткани;

 

 

 

 

 

в) склеить два круга при помощи клея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деление деревянных  палочек:

 

 

 

а) при помощи линейки отметить середину у четырех палочек, одну палочку отложить;

б) три оставшиеся палочки при помощи кусачек разделить    пополам.

 

а) при помощи линейки отмерить восемь палочек по 8см.;

б) при помощи кусачек разделить палочки.

 

 

 

 

Картон, ткань, ножницы, простой карандаш, клей «Момент», шаблон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линейка, простой карандаш, кусачки, деревянные палочки.

 

Четыре деревянные палочки

 

 

 

 

 

 

Три деревянные палочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Этапы изготовления изделия

 

Материалы инструменты

Графическое изображение

 

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

 

Сборка основы оберега:

а) положить лист с разметкой на ровную поверхность и разместить круг по центру разметки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) провести клеем вертикальную линию через середину круга и приклеить целую деревянную палочку;

 

 

 

 

 

в) по разметке приклеить оставшиеся палочки.

 

 

 

 

 

Плетение основы оберега:

а) плетение можно начинать в любом месте, с изнаночной стороны шпагат подклеивается при помощи клея;

б) плетение, один круг по «часовой стрелке», следующий   круг «против часовой стрелки» и так до конца плетения;

в) в конце  плетения  шпагат подклеивается к изнаночной стороне круга.

 

 

Готовая основа круга, деревянные палочки:

o   одна целая,

o   6 шт. половинок,

o   8 шт.  по 8см;

Клей, лист с разметкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шпагат – 7м., клей ножницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники мастер-класса с готовыми основами оберега «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

«Фэн—Шуй по-русски».

       Сегодня во всем мире наблюдается небывалый интерес к славянской культуре, в то время как в нашей стране люди часто больше осведомлены о принципах фэн - шуй и прочих экзотических учениях, чем о культурных традициях собственного народа. Наши предки хорошо понимали, что, являясь частью природы, подчиняются законам ее развития. В основе их мировоззрения лежала идея мира как единой системы, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимозависимы.

      Сегодня мы хотим познакомить и научить вас использовать то самое лучшее из опыта прошлых поколений, что могло бы позволить, объединив это со знаниями и возможностями современности, сделать свой мир более добрым и гармоничным. Обращение к славянским фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом. Символы, обереги сопровождающие народные праздники позволяют украсить и защитить наш дом, сделать оригинальный подарок на свадьбу, новоселье или другой праздник.

      Если вы хотите, чтобы ваши домовушки служили не только в качестве сувениров для украшения интерьера и создания атмосферы тепла и уюта в вашем доме, а несли в себе еще и «волшебный» (обереговый) смысл, рекомендуется выполнять их только из природных материалов: глины, кожи, лыка, крупы, специального соленого теста, сушеных плодов, трав, ягод, и т.п.

Мы предлагаем вам вместе с нами изготовить основу оберега «Солнышко», а символику оберега выберете сами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС

на тему:

«Изготовление сувенира из нетрадиционных материалов. Снеговик»

Е.Н. Распопова,

педагог первой квалификационной категории;

Д.Н. Трусова

педагог-психолог

первой квалификационной категории.

 

Тема занятия: «Изготовление сувенира из нетрадиционных материалов. Снеговик»

Участники: родители  

Дата проведения:   апрель 2019

Время проведения: 40 мин.

Цели: -  пропаганда  видов декоративно-прикладного творчества среди родителей;  

            -  научить родителей создавать удивительные и неповторимые изделия из доступных

              нетрадиционных материалов;

            - демонстрация собственного профессионального опыта.

Форма: мастер-класс для родителей

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Материалы и оборудование:

-        простой карандаш;

-        ножницы;

-        игла, игольница;

-        нитки хлопчатобумажные;

-        хозяйственные салфетки;

-        ткань «Флис»;

-        клей «Момент»;

-        снежинка;

-        бусинки;

-        шаблоны: «курточка», «рукавички», «шапочка», «рукава»;

-        образец «Снеговик».

 

Организационная часть:

 

а) приглашение родителей (см. обложку), прием и приветствие родителей, участников мастер-класса;

б) проверка рабочих мест;

в) представление педагога Распоповой  педагогом-психологом Трусовой Д.Н.

г) вступительное слово педагога-психолога по теме: «Как развить творческий потенциал своего ребенка».

 

Содержательная часть:

 

а)    сообщение темы занятия, раскрытие общей цели занятия и плана его проведения;

б) технология изготовления  сувенира «Снеговик» на основе теннисных шариков и практическое освоение данного приема родителями:

-        сборка основы сувенира;

-        изготовление  и пошив одежды для сувенира;

-        изготовление ручек;

-        изготовление носика – «морковки»;

-        сборка и оформление сувенира;

-        установка сувенира на подставку – «снежинку»;

в) итоги встречи;

г)отзывы «учеников», «наблюдателей»  (Чему учились у мастера? Что ценное смогли взять из практической работы?);

 

д) фотосессия – «Родитель-ребёнок-сувенир».

 

а) Сообщение темы занятия,  раскрытие общей цели занятия и плана его проведения

 

Педагог:

Вы никогда не думали, что из обычных хозяйственных салфеток, теннисных шариков, бусинок, лент могут получиться забавные сувениры? А процесс изготовления поделок из теннисных шариков может доставит большое удовольствие и взрослым и детям. Сувенир, о котором пойдёт речь, украсит любой праздничный стол, новогоднюю ёлку, с ним можно играть, его можно дарить, он поможет создать в доме праздничное настроение.

Я покажу вам, как это сделать. Но сначала предлагаю отгадать загадку:

 

Стоит в мороз, разут, раздет

Среди двора весёлый дед.

                                   (Снеговик)

 

б) технология изготовления  сувенира «Снеговик» на основе теннисных шариков и практическое освоение данного приема родителями:

 

Педагог:  Для изготовления основы, необходимо склеить два теннисных шарика при помощи клея.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из цветных хозяйственных салфеток, при помощи шаблона, изготовить детали одежды: 

  1. шапочку, курточку, рукава, варежки, щёчки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог:  Из ткани «Флис»  нарезать полосы шириной 1см для оформления шапочки и рукавов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог:  Сшить и оформить шапочку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог:  Склеить и оформить ручки.

 

Педагог:  Изготовить носик– «морковку» в следующей последовательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог:  Всё готово  для сборки и оформления сувенира:

     

      1.   основа снеговика,

  1. шапочка,
  2. курточка,
  3. рукава,
  4. варежки,
  5. щёчки,
  6. полоски для оформления рукавов,
  7. морковка.

 

 

 

 

 

Педагог:  Приступаем к сборке:

 

1.      Надеваем курточку на основу снеговика

       при помощи клея.

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

                         2. Надеваем шапочку.

 

 

 

 

 

 

3. Приклеиваем ручки, носик-«морковку», глазки, ротик, щёчки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

                  

 

 

                   4.   Завязываем шарф

 

 

 

 

 

 

 

5.  Приклеиваем сувенир к подставке (подставка может быть круглая, в виде снежинки и д.т.)

 

 

 

 

 

 

6.       Снеговик готов!  «Привет – это я!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Оформление сувенира может быть любым, главное проявить выдумку, фантазию.

 

в)  итоги встречи

 

 Педагог:   Ваши сувениры готовы. Спасибо за сотрудничество.

 

г)  отзывы «учеников», «наблюдателей»

 

Педагог-психолог:  Дорогие родители. Прошу обсудить актуальность данной встречи:

-        доступность изготовления изделия;

-        значимость данной работы;

-        возможность использования технологии изготовления сувениров из теннисных шариков при работе с детьми в домашних условиях.

(отзывы родителей)

 

 

 

Мастер-классы предлагаемые педагогом детям

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА

по теме:

«Духовая ракета»

 

С.Б.Кормачев, учитель технологии,

высшей квалификационной категории

 

Образовательная программа:  «Начальное техническое   моделирование», 1-й год обучения.

Раздел программы: «Конструирование на основе матрицы»

Тип занятия:      Изучение и первичное закрепление нового  материала.

Форма занятия:  мастер – класс

Методы обучения:  практическая работа, создание проблемной ситуации.

Методическое оснащение мастер-класса:

1. Материально-техническая база:

-     кабинет;

-          инструменты и приспособления: рабочая доска, ножницы, циркуль, карандаш, резинка, оправки-матрицы № 10(круглый карандаш),

-          шаблоны стабилизаторов (3 вида);

-          материалы:

o   тонкий картон (заготовки),

o   цветная бумага плотная (ксероксная),

o   клей ПВА,

o   салфетки,

2. Дидактическое обеспечение:

-          инструкционные карты;

-          эскизы ракет;

-          образцы моделей ракет.

Цели:

 Развивающие:

1.      Способствовать развитию образного, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики рук.

2.      Способствовать овладению практическими способами планирования, организации и объективной оценки своей работы.

3.                  Способствовать формированию и развитию самостоятельности через работу с инструкционной картой, креативности через конструирование моделей ракет различных модификаций.

 

  Воспитательная:

1. Способствовать формированию трудовых, эстетических качеств   личности.

                

Образовательные:

1.                  Способствовать формированию и развитию обще учебных умений и навыков: работать с  шаблоном, клеем, кисточкой, ножницами, циркулем, соблюдая технику безопасности.

2.                  Способствовать формированию представления о матрице как форме для изготовления деталей изделия.

 

Структура мастер-класса:  I. Организационная часть:

                                                 II. Содержательная часть:

                                     1. Орг. момент  (2 мин.)

                                      2.  Актуализация знаний (3 мин.)

                                     3.  Этап усвоения новых знаний и способов действий

                                         (15 минут)

                                     4. Этап закрепления знаний и практических умений

                                        (10 минут)

                                      5.  Подведение итогов 5 мин.

                         III.  Рефлексия (10 мин.)

1.      Соревнования «Чья ракета летит дальше?»

 

Ход мастер-класса:

 

 I. Организационная часть:

 

а)  прием гостей-участников мастер-класса;

б)  представление педагога, заместителем директора по воспитательной работе;

в) вступительное слово педагога по теме: «Особенности программы «Начальное-техническое моделирование» с демонстрацией некоторых работ.

 

II. Содержательная часть:

 

 

 

Ход занятия

1. Оргмомент

(1 – 2 мин)

а) приветствие

 

 

б) проверка готовности  к занятию

 

 

2. Актуализация знаний учащихся

(3 мин)

 а) сообщение темы занятия, раскрытие общей цели занятия и плана его проведения;

 

 

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

(15 минут)

а) сообщение основной идеи изучаемого материала;

 

 

 

 

 

б) чтение инструкционной карты (Приложение №1)

в) демонстрация приемов работы

 

 

 

 

(Приложение № 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза (1мин)

 

г) техника безопасности при работе ножницами, циркулем.   

 

 

4. Этап закрепления знаний и практических умений

(10 минут)

а) самостоятельная работа по инструкционной карте

5. Подведение итогов занятия.  (5 минут)

 

Педагог: 

Здравствуйте, ребята   

 

Для занятия нам понадобятся:

Ø  материалы: картон, клей, салфетки, цветная бумага;

Ø  инструменты и приспособления: оправки-матрицы, ножницы, циркули,  карандаши;

 

        (дети проверяют наличие инструментов и материалов).

 

Сегодня я проведу с вами мастер-класс.

Мы научимся делать духовые ракеты, запускать их и проведем соревнования: «Чья ракета летит дальше всех»

 

 

     На основе матрицы-карандаша или небольшой по диаметру трубочки  (до 20 мм) можно изготовить действующую модель одноступенчатой духовой ракеты.

 

Матрица форма для изготовления деталей изделия  различных размеров (от обыкновенного круглого карандаша, до специально изготовленных болванок цилиндрической формы). Рассмотрим пример изготовления духовой ракеты по матрице.

 

     Духовая ракета состоит из  деталей: головной обтекатель, стабилизаторы, корпус ракеты.

(демонстрация ракеты)

 

Изготовить духовую ракету можно по инструкционной карте (приложение № 1)

Педагог: Сейчас я вам покажу,  как изготовить цилиндр при помощи оправки – матрицы, а вы возьмите инструкционную карту  «Изготовление духовой ракеты» и по пунктам рассмотрите её. Инструкционная карта – ваш помощник в самостоятельной работе.

 

(Чтение инструкционной карты,  демонстрация приемов работы педагогом)

Педагог: Рассмотрите эскизы моделей духовых ракет (приложение № 2)  придумайте свою модель, используя различные стабилизаторы Большое количество стабилизаторов ведет к замедлению скорости ракеты, малое, менее трех делает ракету не устойчивой. Головной обтекатель при увеличенной площади также замедляет движение. А не плотное соединение обтекателя и корпуса ракеты вообще нарушает движение ракеты. Ракета просто не полетит.

Ваша ракета должна появиться на свет в течение 40 минут. Спланируйте работу. Прежде всего, сделайте эскиз. Определите, какие стабилизаторы вы изготовите, какие для этого вам понадобятся шаблоны.

А знаете ли вы, что означают линии, нанесенные на шаблоне?

 

Как обозначается линия сгиба? (пунктирной линией)

Как обозначается линия разреза? (сплошной линией)

 

Все встаньте. Наши глаза просят отдыха.

(Выполнение упражнений  для глаз и осанки)

 

Педагог: На столе у вас лежит таблица «Правила безопасной работы». Вспомните, и сформулируйте правила безопасной работы ножницами.

( дети рассматривают таблицу и формулируют правила техники безопасности)

 

 

 

 

 

Педагог: Итак, выполняем все действия по инструкционной карте.

(Дети работают самостоятельно, используя  инструкционные карты).

 

Педагог: Работы в основном готовы. Аккуратно поставьте их на свой стол и приведите рабочее место в порядок. Дежурные уберут инструменты.

Мысленно проанализируйте свою работу: Какую ракету вы задумали, такой ли она у вас получилась? Какие изменения вы внесли в ходе работы?

 (Дети, по желанию, рассказывают о своей модели)

III. Рефлексия (!0 мин.).

 

            Соревнования «Чья ракета летит дальше?»

Педагог: Ребята, что мы делали на занятии?

П.О.: Модели ракет.

Педагог: О чём узнали?

П.О.: Что такое матрица. Составные части модели духовой ракеты: головной обтекатель, корпус, стабилизаторы.

Педагог: Как вы думаете, справились мы сегодня с поставленной целью?

                                          (ответы детей)

Педагог: Да, я считаю,  что с поставленной целью справились все ребята и ракеты самые разнообразные по конструкции.

Педагог: Сейчас мы проверим ваши ракеты в деле. Мы проведем соревнования и узнаем, чья же ракета летит дальше. Каждый из вас с ракетой в руках спуститься в нижний коридор, где размечена взлетная полоса. Каждый участник делает три попытки. Результаты заносятся в таблицу. Победителем считается тот участник, чья ракета наберет самый большой суммарный метраж.

(проводятся соревнования, чествуются победители)

Педагог: Спасибо за сотрудничество.     

   Надеюсь, что наши встречи продолжатся.

 

 

Приложение № 1

Инструкционная карта

 

«Изготовление духовой ракеты»

 

1 .  Намотай на матрицу-карандаш заготовку духового двигателя, смазанную клеем, подсуши.

 

 

 

! Клей не должен попасть на матрицу, иначе «двигатель» не снимется с неё.

 

3.      На верхнюю часть заготовки духового двигателя аккуратно намотай заготовку корпуса ракеты, следи за тем, чтобы корпус не склеился с двигателем.

 


4.   Вырежи по шаблону головной обтекатель и склей его.

 

5.   Сделай на корпусе надрезы и приклей головной обтекатель к верхней части корпуса.

 

 

 

 

 

5. Вырежи по шаблону 3-4 стабилизатора, сделай надсечки, отогни их по линии сгиба, приклей к нижней части корпуса.

 

6. Ракета готова! Проведи соревнования: чья ракета летит дальше?

 

 

 

 

 

 

7.  Запуск духовой ракеты осуществляй с помощью  воздушной струи.

 

 

Приложение №2

 

 

 

 

 


Мастер-класс « Космический пейзаж. Полёт на другую планету»

Автор: Распопова Е.Н., учитель изобразительного искусства

Мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, школьников 3-6 классов.

Назначение: учебное, выставочная работа.

Цель: поэтапное рисование космического пейзажа в технике тампановки, набрызга.

Материалы: лист бумаги А4, шаблон с отверстиями разного диаметра, поролоновая губка, кисти №7-10, №3, №1, старая зубная щётка, гуашь или акварель, палитра, тряпочка, баночка с водой.

Из всех картин природы, развёртывающихся перед нашими глазами, пожалуй, самая величественная – это картина звёздного неба. Мы часто любуемся ею в ясные вечера, и она будит наше воображение. Какие у вас возникают мысли, желания? Одно из них – побывать в космосе.

Выполнить космический пейзаж – отличный способ реализовать себя. Это занятие не только познакомит со знаменательными датами космонавтики, звёздными светилами, планетами, но и, рисуя, даст возможность самому лично поучаствовать в создании своего космического мира, «управляя» кистью.

Данное рисование относится к интуитивной живописи, не требующей строгих правил. Поэтому такое творчество особенно любимо детьми.

55 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Алексеевич Гагарин произнёс знаменитую фразу «Поехали!» и облетел Землю за 108 минут. И мы сегодня «отправляемся» в космическое путешествие - на создание композиции нам понадобится приблизительно столько же времени.

https://pandia.ru/text/80/295/images/image001_213.jpg

Широкой кистью выполним подмалёвок, подбирая любое сочетание красок. Заполним весь лист.

https://pandia.ru/text/80/295/images/image002_100.jpg

По желанию можно добавить космический туман.

https://pandia.ru/text/80/295/images/image003_86.jpg

Берём шаблон с отверстиями и прикладываем его сверху на нашу работу, предварительно подсушив фон.

https://pandia.ru/text/80/295/images/image004_71.jpg

На кусочек поролоновой губки набираем любую светлую краску. Прижимаем сверху вниз.

https://pandia.ru/text/80/295/images/image005_55.jpg

Если нравится, можно у небесных объектов показывать только светящийся диск.

https://pandia.ru/text/80/295/images/image006_45.jpg

Добавляем кометы, астероиды и другие объекты. Тонкой кистью намечаем космическую ракету любой формы. Не бойтесь рисовать вместе с детьми и как дети. Они должны видеть и понимать, что тоже сумеют сделать не хуже.

https://pandia.ru/text/80/295/images/image007_40.jpg

Аккуратно закрашиваем ракету. Не забываем о состоянии краски, она должна быть похожей на сметану. Краска немного смещивается с цветом фона, это хорошо: получаются тени, отблески. Когда подсохнет, тонкой кистью прорисуем мелкие детали.

https://pandia.ru/text/80/295/images/image008_37.jpg

Старой зубной щёткой сделаем набрызги – это звёзды.

https://pandia.ru/text/80/295/images/image009_34.jpg

Если воспользовались малярным скотчем, снимем его и получим ровную рамочку.

https://pandia.ru/text/80/295/images/image010_31.jpg

Космическая картина готова

https://pandia.ru/text/80/295/images/image011_29.jpg

Дети с воодушевлением создают космические пейзажи

https://pandia.ru/text/80/295/images/image012_31.jpg

 

Работы получаются разные и очень интересные

https://pandia.ru/text/80/295/images/image014_29.jpg

утверждал: «Искусство должно давать счастье и радость». Рисуйте и получайте удовольствие. Помните: «Рисовать может каждый. Легко рисовать вместе».


Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «Гимназия №2»

МБОУ «Гимназия №2»

Мастер-класс, как форма организации учебно-воспитательного процесса

Мастер-класс, как форма организации учебно-воспитательного процесса

Введение. Сегодня в связи с переменами в системе образования, находясь в режиме развития, учреждения образования детей, включаются в поиск новых форм, содержания образования, осмысливают научно-методические…

Введение. Сегодня в связи с переменами в системе образования, находясь в режиме развития, учреждения образования детей, включаются в поиск новых форм, содержания образования, осмысливают научно-методические…

Педагог – учащиеся школ; 2.

Педагог – учащиеся школ; 2.

Особенности: мастер учит «здесь» и «сейчас», через активные формы и их сочетание: занятия-показы, тренинги, традиционные занятия, практикумы, деловые игры, организационно-деятельностные игры и т

Особенности: мастер учит «здесь» и «сейчас», через активные формы и их сочетание: занятия-показы, тренинги, традиционные занятия, практикумы, деловые игры, организационно-деятельностные игры и т

Чему учились у мастера? Что ценное смогли взять из практической работы?); в/ предоставление конкретного продукта, изготовленного участниками

Чему учились у мастера? Что ценное смогли взять из практической работы?); в/ предоставление конкретного продукта, изготовленного участниками

Мастер-классы предлагаемые мастерами молодым педагогам, педагогам других профилей, родителям

Мастер-классы предлагаемые мастерами молодым педагогам, педагогам других профилей, родителям

Изготовление геометрических тел по матрице»

Изготовление геометрических тел по матрице»

Демонстрация приема) Изготовим основания для этих фигур: для основания цилиндра воспользуемся линейкой и циркулем

Демонстрация приема) Изготовим основания для этих фигур: для основания цилиндра воспользуемся линейкой и циркулем

Защита модели (для этого у вас есть карточка-подсказка)

Защита модели (для этого у вас есть карточка-подсказка)

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Оберег для дома «Солнышко»

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Оберег для дома «Солнышко»

Сегодня на занятии мы рассмотрим последовательность изготовления оберега «Солнышко» и изготовим его основу

Сегодня на занятии мы рассмотрим последовательность изготовления оберега «Солнышко» и изготовим его основу

Приложение 1 Технологическая карта на изготовление основы оберега «Солнышко» №

Приложение 1 Технологическая карта на изготовление основы оберега «Солнышко» №

Этапы изготовления изделия

Этапы изготовления изделия

Приложение 2

Приложение 2

Мастер-класс, как форма организации учебно-воспитательного процесса

Мастер-класс,  как форма организации  учебно-воспитательного процесса

Мастер-класс, как форма организации учебно-воспитательного процесса

Мастер-класс,  как форма организации  учебно-воспитательного процесса

Мастер-класс, как форма организации учебно-воспитательного процесса

Мастер-класс,  как форма организации  учебно-воспитательного процесса

Мастер-класс, как форма организации учебно-воспитательного процесса

Мастер-класс,  как форма организации  учебно-воспитательного процесса

Мастер-класс, как форма организации учебно-воспитательного процесса

Мастер-класс,  как форма организации  учебно-воспитательного процесса

Мастер-класс, как форма организации учебно-воспитательного процесса

Мастер-класс,  как форма организации  учебно-воспитательного процесса

Приложение 2 «Фэн—Шуй по-русски»

Приложение 2 «Фэн—Шуй по-русски»

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Изготовление сувенира из нетрадиционных материалов

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Изготовление сувенира из нетрадиционных материалов

Завязываем шарф 5

Завязываем шарф 5

Мастер-классы предлагаемые педагогом детям

Мастер-классы предлагаемые педагогом детям

Способствовать формированию и развитию обще учебных умений и навыков: работать с шаблоном, клеем, кисточкой, ножницами, циркулем, соблюдая технику безопасности

Способствовать формированию и развитию обще учебных умений и навыков: работать с шаблоном, клеем, кисточкой, ножницами, циркулем, соблюдая технику безопасности

Приложение №1) в) демонстрация приемов работы (Приложение № 2)

Приложение №1) в) демонстрация приемов работы (Приложение № 2)

Оргмомент (1 – 2 мин) а) приветствие б) проверка готовности к занятию 2

Оргмомент (1 – 2 мин) а) приветствие б) проверка готовности к занятию 2

Вырежи по шаблону 3-4 стабилизатора, сделай надсечки, отогни их по линии сгиба, приклей к нижней части корпуса

Вырежи по шаблону 3-4 стабилизатора, сделай надсечки, отогни их по линии сгиба, приклей к нижней части корпуса

Мастер-класс « Космический пейзаж

Мастер-класс « Космический пейзаж

По желанию можно добавить космический туман

По желанию можно добавить космический туман

Если нравится, можно у небесных объектов показывать только светящийся диск

Если нравится, можно у небесных объектов показывать только светящийся диск

Старой зубной щёткой сделаем набрызги – это звёзды

Старой зубной щёткой сделаем набрызги – это звёзды

Дети с воодушевлением создают космические пейзажи

Дети с воодушевлением создают космические пейзажи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2022