Мастер-класс "Как писать комментарий к тексту"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Мастер-класс "Как писать комментарий к тексту"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
pptx
25.02.2020
Мастер-класс "Как писать комментарий к тексту"
Мастер-класс. Комментарий.pptx

Комментарий к проблеме исходного текста готовимся к

Комментарий к проблеме исходного текста готовимся к

Комментарий к проблеме исходного текста готовимся к ЕГЭ

Автор – учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска Бондаренко Ирина Владимировна

Что такое «комментарий к проблеме»?

Что такое «комментарий к проблеме»?

Что такое «комментарий к проблеме»?

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста, объяснение того, как проблема раскрывается в данном тексте.
Требования к комментарию:
Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст.
Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.
Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией.
В комментарии должно быть два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания исходного текста.

Чего нельзя делать при написании комментария?

Чего нельзя делать при написании комментария?

Чего нельзя делать при написании комментария?

Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст.
Нельзя пересказывать прочитанный текст.
Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста.
Советы:
Чтобы не получился пересказ, надо обобщать и писать о том, что делает автор (рассуждает, делает акцент, обращает внимание и т.д.)
Если вы указываете, на каких примерах автор раскрывает проблему, напишите, для чего автор делает это.

На каком материале автор может раскрывать проблему текста?

На каком материале автор может раскрывать проблему текста?

На каком материале автор может раскрывать проблему текста?

Собственный жизненный опыт, наблюдения
Исторические факты
Афоризмы, пословицы, поговорки
Мнение авторитетной личности
Статистические данные
Литературные источники и т.п.

Комментарий выстраивается по определённой схеме:

Комментарий выстраивается по определённой схеме:

Комментарий выстраивается по определённой схеме:

Композиция комментария

Примеры типовых конструкций (клише)

1

Зачин

Размышляя над данной проблемой, автор ... Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни … Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) … Проблема раскрывается автором на примере…

2

Развитие

В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор ... Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит…

3

Вывод (концовка)

В заключение автор приходит к выводу... (В итоге автор подводит нас к мысли о том, что... )

План комментария по тексту публицистического стиля 1

План комментария по тексту публицистического стиля 1

План комментария по тексту публицистического стиля

1. На каких примерах автор раскрывает проблему?
2. Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
3. Какие высказывания автора заслуживают особого внимания?
4. В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?)

План комментария по тексту художественного стиля 1

План комментария по тексту художественного стиля 1

План комментария по тексту художественного стиля

1. На каком примере автор раскрывает проблему?
2. Какие чувства героев описаны автором и как?
3. Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?
4. Каково отношение автора к поступку героя?
5. В чём убеждает автор читателей?

Клише к текстовому комментарию

Клише к текстовому комментарию

Клише к текстовому комментарию

Художественный текст

Публицистический текст

Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …
Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений …
Не случайно писатель изображает (кого, что)…
Поступок героя свидетельствует о том, что …
Слова (мысли) героя показывают, что …
Автор осуждает (одобряет) поступок героя …
Автор восхищается (чем, кем)…
Автор сочувствует своему герою …
Симпатии автора на стороне …
Так автор пытается достучаться до наших сердец…
Автор вложил глубокий смысл в слова …

Проблема раскрывается автором на примере…
В качестве примера автор рассматривает
Автор заставляет читателя задуматься над
Автор текста обращает внимание …
Автор вспоминает случай, когда …
В размышлениях автора звучит мысль …
Автора заинтересовала мысль…
Автор полемизирует (с кем) …
Автор подробно рассматривает …
Автор обращает наше внимание на …
Автор убеждает нас в том, что…
Автор разделяет мнение (кого)…
Автор упоминает о том, что …
Автор предупреждает читателей о том, …
Автор не на шутку встревожен …
Особое удивление автора вызвано …
Автор искренне восхищён (огорчён) (чем?)
Автор приводит нас к выводу о том, что…
Не случайно автор завершает текст …
По мнению автора, …

Клише (что делает автор?) отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается…

Клише (что делает автор?) отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается…

Клише (что делает автор?)

отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?), проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п.

Как проверить себя? Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял его автор

Как проверить себя? Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял его автор

Как проверить себя?

Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял его автор.

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Одобрение
Автор восхищается ...
автор поражается ..., удивляется ...
словно приглашает вместе с ним полюбоваться
с интересом наблюдает за тем, как ...
любуясь (чем-то), создает словесную картину…
как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о …
с неподдельной теплотой говорит о …

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Нейтральная позиция
(констатация фактов)
Автор размышляет о ...
словно приглашает читателя к диалогу ...
делится своими мыслями, наблюдениями ...
ставит перед читателями важную, злободневную проблему ...
пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Порицание, осуждение
Автор с болью в сердце пишет о том, что ...
с горечью говорит о…
у автора вызывает негодование ...
автор не может мириться с тем, что ...
с горькой иронией пишет о том, что ...
свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом...
так автор пытается достучаться до наших сердец и …

Публицистический текст (1)Идешь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт

Публицистический текст (1)Идешь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт

Публицистический текст

(1)Идешь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры».(2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (3)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придешь домой ,берешь газету ,глядь – на первой странице сообщения «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор ,чтобы отвлечься ,но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6)В смятении подходишь к окну , видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь ,что тебя обложили со всех сторон
(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой и неоднозначной. (8)Языковая стихия берет из окружающего мира всё ,что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы ,то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования , к размыванию веками устанавливавшихся норм.(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы , эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое , если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.
(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее – их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. (16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд ,подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное – становится банальным.(18)Варианты Zемфира (равно как и Глюк’OZA) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».
 (По С.Казначееву)

Как работать с текстом? 1. Выделить конструкции, организующие комментарий

Как работать с текстом? 1. Выделить конструкции, организующие комментарий

Как работать с текстом?

1. Выделить конструкции, организующие комментарий.
2. Составить план.

Примерный план к тексту С Казначеева

1. Обращает на себя обилие новых названий с иностранными буквами.
2. Обогащается или портится речь благодаря заимствованиям?
3. Чужие буквы ломают слово изнутри.
4. Причина этого явления – погоня за оригинальностью.
5. Применяя иностранные слова, не стоит заниматься порчей языка.
6. Так можно и попрощаться с алфавитом.

Пример комментария к тексту С

Пример комментария к тексту С

Пример комментария к тексту С. Казначеева

Размышляя над данной проблемой, С.Казначеев говорит о таком опасном явлении, как вторжение в русские слова латинских и графических символов. Он приводит примеры присутствия чужеродных букв и знаков в обычных словах: «Аllигатор», кур$, Zемфира, бiблiотека и других. Этот процесс, по мысли автора, не имеет ничего общего с обычными заимствованиями иноязычной лексики. С. Казначеев убежден, что, «когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы ,то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования ». (Иллюстрация № 1) Автор считает это недопустимым, так как чужие буквы внутри русского слова «ломают его изнутри». С. Казначеев с негодованием говорит о том, что причины данного явления кроются в погоне рекламных агентов за оригинальностью, за «золотым тельцом». Автор называет это «выпендрёжем и ненужным искажением письменной формы». Он предостерегает: не нужно «заниматься порчей языка», не стоит приносить в жертву золотому тельцу «великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием». (Иллюстрация № 2)

Художественный текст Слезы крокодила (1)Небо заволокло тучами

Художественный текст Слезы крокодила (1)Небо заволокло тучами

Художественный текст

Слезы крокодила
(1)Небо заволокло тучами. (2) Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3) В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.
(4) « Ну что такое наша жизнь?- рассуждал он в унисон с плачущим небом. (5)- Что она такое? (6) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей… (7) На что она нам дана? (8) Для чего? (9) Ведь не для печалей же Бог создал мир! (10) А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха…» (12) Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.
(13) «Н-да,- продолжал он задумчиво, - в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14) Их создало само человечество. (15) Оно само породило этот бич. (16) А для чего, спрашивается, для чего?» (17) Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.
(18) «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю…стоило бы только захотеть . (19) Вот, например, идет богатая похоронная процессия . (20) Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21) Факельщики важно выступают с фонарями. (22) На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23) А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24) Пригрел ли бедняка? (25) Конечно, нет… (26) Мишура! ...»
(27) - Что вам, Семен Иваныч?
28) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29) По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит- детишки больны, лечить надо.
(30) - И шесть много. (31) Больше пяти не давайте. (32) Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен… (33) «Нда-с, так вот она – жизнь. (34) А за катафалком тянется сосновый гроб. (35) Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (36) Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание… (37) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38) Конечно, нет…»
(39) - Что там еще?
(40) - Шубку старуха принесла… (41) Сколько дать? (42) - Мех заячий… (43) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44) Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед… (45) «Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46) Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…»
(47) Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался…
А.П. Чехов

Примерный план к тексту А.П. Чехова «Слёзы крокодила» 1

Примерный план к тексту А.П. Чехова «Слёзы крокодила» 1

Примерный план к тексту А.П. Чехова «Слёзы крокодила»

1. Главный герой текста – Поликарп Семенович Иудин, судя по всему, ростовщик или хозяин ломбарда.
2. Внутренний монолог героя: рассуждения о несправедливости жизни, о том, как много в мире горя и страданий, о том, что необходимо помогать беднякам.
3. Действия героя: обирает бедных людей, которые сдают ему в заклад вещи.
4. Вывод: текст построен на антитезе, на несоответствии размышлений героя и его поступков.

Пример комментария к тексту «Слёзы крокодила»

Пример комментария к тексту «Слёзы крокодила»

Пример комментария к тексту «Слёзы крокодила»

А.П. Чехов посвятил свой рассказ лицемерию и бездушию, ханжеству, тем более ужасным, что человек не замечает их в себе. Главный герой рассказа, хозяин ломбарда по фамилии Иудин, сокрушается о несовершенстве мира, о его несправедливости: « Ну что такое наша жизнь?.. Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей… Слез больше, чем смеха…» (Иллюстрация № 1)
Но тут же автор показывает, как Поликарп Семенович обирает несчастных бедняков, которые приносят ему последнее. Показателен его диалог с помощником: « - Шубку старуха принесла…Сколько дать? .. Ничего, крепка, рублей пять стоит. Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед…» (Иллюстрация № 2) Внутренний монолог героя противопоставлен его реальным поступкам.
Страшно в этой сцене то, что Иудин искренне сокрушается о мировом зле и так же искренне его вершит. Автор осуждает своего героя, что проявляется даже в названии рассказа «Слёзы крокодила» и «говорящей» фамилии Иудина. Чехов будто спрашивает: можно ли изменить мир, не меняясь самому, а только сокрушаясь о его несовершенстве и осуждая других?
Позиция автора в тексте выражена опосредованно, она звучит во фразе: «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю…стоило бы только захотеть…» А двуличный, лицемерный человек достоин, по мнению писателя, лишь насмешки и презрения.

Скачать файл