Мастер – класс
Тема: Метод оценивания "Карта понятий".(слайд 1)
Цель: мотивировать педагогов к овладению новым методом оценивания карта понятий.
Задачи: познакомить педагогов с приёмом моделирования карты понятий;
создать условия для активного взаимодействия участников мастер – класса между собой(слайд 2)
Теоретическая часть
Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учащихся и расширения оценочного инструментария, так как изменились планируемые результаты в освоении основной образовательной программе начального общего образования.
Для адаптации к жизни в непрерывно изменяющейся информационно пересыщенной среде требуется качественно иной уровень развития интеллекта, когнитивных способностей и информационной культуры. Наши же дети продолжают заучивать огромные массивы информации, хотя бессмысленность этого занятия уже давно привела к полной потере интереса к процессу обучения у подавляющего большинства школьников, убегающих от него либо в подвалы мегаполисов, либо в мир виртуальной реальности.
Дети от природы любознательны и пытливы. Чем же вызвано отторжение и неприятие научной информации, которой их пичкают в школе? Ответ оказался очень простым. Выяснилось, что дети её просто не понимают! Но этот простой ответ породил множество других вопросов. Почему не понимают? а нужно просто изменить отношение к детям? Может быть, всё дело в учителях и в учебниках, и их нужно заменить? Что нужно изменить в содержании, методах, формах, средствах и приёмах обучения, чтобы дети могли понять предмет изучения? Или все эти дидактические премудрости не имеют никакого значения,
Я начну свое выступление с угощения, если позволите (предлагаю коллегам изюм.)
Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?
Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе.
Такой изюминкой для меня стала методика оценивания карта понятий.
Кто то уже использует этот метод в своей работе?
В начале немного теории.
Карта понятий это один из методов работы с информацией, разработанным американским педагогом Джосефом Новаком. В России этим методом занимается Михаил Евгеньевич Бершадский.
Основная цель данной методики – определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Я абсолютно уверена в том, что работа учителя в системе по технологии "карта понятий" позволяет формировать универсальные учебные действия. Так же она выступает и в качестве инструмента оценивания. С помощью карты понятий учитель сможет понять, как ученик воспринимает отдельные темы курса, проверить уровень понимания учебного материала
Можно утверждать, что если учащийся смог самостоятельно составить карту понятий по изучаемому материалу, то он его понял.
В основе метода лежит графическое отображение информации, с помощью установления связей между основными понятиями.
. Карта состоит из названий и понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Можно составить карту в виде рисунков.
Изучаемое понятие обозначается в центе листа, после изучения информации выделяются признаки, которые соединяется с основным понятием линиями или стрелками, которые являются связками между понятиями.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
универсальность
Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, в паре или групповой работы..(слайд 5)
При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета
Составлять карты понятий можно, как в индивидуальной, так и в парной и групповой форме. Использовать карту понятий можно на всех типах уроках.
В своей практике использую следующие виды работы с КП:
• дополнение частично заполненной КП;
• заполнение пустой структуры КП;
• самостоятельное составление КП по набору понятий;
• составление карты понятий по тексту
Правила составления КАРТЫ ПОНЯТИЙ:
1. Основной объект-понятие должен находиться в центре карты. От него расходятся стрелки-связи с другими объектами-понятиями.
2. Связи могут иметь поясняющие названия в виде глаголов.
3. Оформление объектов-понятий, несущих одну и ту же смысловую нагрузку должно быть идентичным (форма и цвет, вид текста и т.п.).
4. Объекты-понятия на карте можно сопровождать рисунками и примечаниями, раскрывающими смысл понятия.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
При оценке карт учитель и учащиеся должны задать себе следующие вопросы:
Есть ли свидетельства того, что у детей возникли неверное понимание связей между понятиями и ошибочные понятия?
Уважаемые коллеги! Позвольте в заключение мастер-класса
показать вам притчу.
«Все в твоих руках»
(видеоролик)
- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
-Успех - значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Успех как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.
-Быть учителем - значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И, может быть благодаря этому, мы добиваемся хороших знаний, получаем успешных учеников.
-Успех нашей работы обеспечивает применение активных методов и приемов, один из которых является метод карта понятий.
Именно такие методы позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным.
Карта понятия – мощный инструмент мышления, дающий возможность
обрисовать основные идеи и быстро увидеть и прояснить их взаимосвязи.
Использование карт понятий позволило структурировать процессы повторения, изучения нового материала, процесс систематизации и обобщения. Это продуктивная творческая деятельность учащегося.
Уважаемые коллеги! Хотелось бы отметить актуальность вашей работы, поскольку формирование понятийного аппарата учащихся в условиях ФГОС - большая и сложная практическая задача. На мой взгяд вы подобрали оптимальные и эффективные методы, учтя при этом деятельностный подход. Представленные примеры заданий позволяют органично включить материал любого предмета, например, физики. Для меня лично ваш мастер-класс очень содержателен и ценен с методической точки зрения. Хотела бы уточнить, эта деятельность на уроке является оценочной? Если да, то как часто это проводится, и как вы переводите баллы в оценку. \
.
Уважаемые коллеги! Надо отметить, Ваша тема актуальна и востребована на современных этапах развития образования, что позволяет развивать творческие способности и повышать интерес к дисциплинам естественно-математического цикла. Развитие познавательных процессов (логики, мышления, памяти, речи) хорошо прослеживается при составлении карты понятий, вовлекая учащихся в деятельностный процесс и самостоятельное оценивание своих знаний, независимо от типа урока
Карты понятий несут функцию визуализации познавательной деятельности, т.е. позволяют оценить, как глубоко учащиеся разобрались в теме изучения (удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал).Следовательно, метод карт понятий даёт возможность естественным образом ввести в учебный процесс механизм непрерывной обратной связи, без которого невозможно управление обучением.
Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель сможет:
Такой вид работы позволяет каждому учащемуся глубже освоить учебный материал, лучше понять свою логику и логику других, научиться доказывать, участвовать в дискуссии ит.д.)
Для учителя важно не пропустить ни одного из последовательных шагов в работе с методикой:
· определить тему, по которой будет составляться карта;
· определить вместе с детьми перечень основных понятий, которые раскрывают содержание выбранной темы, или предложить учащимся сделать это самостоятельно;
· предложить детям установить связи между вошедшими в карту понятиями и отметить их стрелочками. Этот этап работы также может выполняться учителем и учениками совместно
· указать на необходимость сделать надписи, поясняющие характер связей между отдельными понятиями;
· при необходимости дополнить карту новыми понятиями, постепенно расширяя и углубляя охват темы и систематизируя знание и понимание материала.
· Для учителя принципиально важно проследить за тем, как обучающиеся меняют и дорабатывают свои карты в процессе изучения материала. ; (слайд 7)
Практическая работа по составлению карты понятий.
3Выступление групп.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.