Мастер-класс «Литературная стилизация»
1. Вступление.
В одной из своих публикаций В.Солоухин рассказывал о случае, бывшем с европейскими туристами в Японии: их привезли на поляну, с которой хорошо была видна гора Фудзияма, и оставили там на несколько часов. А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на месте», - японцы, вежливо возразив, показали программу, в которой было написано: «С 9 утра до 11.30 – любование».
Так вот - любование. В этом весь секрет постижения красоты. То, что говорил Н.Рыленков о русской природе: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться… Здесь вслушаться нужно, чтоб в душу созвучья нахлынули дружно», - мы отнесём к работе над русским языком.
Каждый урок русского языка, по моему глубокому убеждению, должен быть уроком-любованием, уроком постижения красоты языка, его богатства и неисчерпаемых возможностей. На каждом уроке ученики должны «всматриваться и вслушиваться» в язык, и тогда через постижение богатства и красоты языка придёт понимание его законов, его правил, его системы, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи.
Должно быть удивление перед возможностями языка и свои открытия, пусть маленькие, пусть сделанные уже кем-то из больших учёных. Главное на уроке русского языка, и особенно в старших классах, где уроки эти становятся больше уроками словесности, - способность получать радость открытия в том, чем владеешь с детства, радость почти ежедневного удивления «громадой», название которой «слово», способность интеллектуально и нравственно развиваться через язык, через речь, так как ко всему останутся внутренне глухи наши ученики, если они не будут знать свой язык.
Формой урока, где учащиеся испытывают настоящее наслаждение от любования словом, может и должна стать творческая мастерская. Педагогический опыт многих европейских стран (в частности, Франции) привёл к созданию так называемых творческих мастерских, где результатом деятельности на занятиях является совместное творчество группы людей. Деление на группы в классе произвольное, и желательно определить состав групп ещё до начала занятия.
Итак, тема нашей творческой мастерской в 10 классе – «Литературная стилизация», ещё одна возможность погрузиться в язык, как в океан. Таким неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития являются произведения нашей классики. Язык наших писателей должен прежде всего поражать и вызывать желание подражать: «…пусть он (ученик) усваивает те обороты речи, которые принадлежат Крылову, Пушкину, Чехову, не заставляйте его передавать «своими словами» незаменимые точные и художественные выражения великих знатоков и мастеров родного слова» (В.Чернышов).
На современном этапе развития школьного образования на первый план выдвигается не обезличенное знание, а личностно значимое, открывающее путь к освоению чужого опыта и стимулирующее собственное творчество. Поэтому к организации школьного занятия мы подходим с точки зрения его ре режиссуры. Цель режиссуры в педагогическом процессе двуедина. Во-первых, она направлена на постижение учебного материала средствами искусства, а во-вторых, режиссура стимулирует личную сопричастность обучающихся к совместному проживанию урока. Сегодня мы рассмотрим 1 этап образовательного процесса, построенный по законам искусства: проектировочный.
Первый этап - проектировочный –предполагает создание режиссерского проекта урока, выстраивание архитектоники и моделирование сценария, продумывание мизансцен и составление эмоциональной партитуры занятия. Исходя из конкретной цели, определим задачи творческой мастерской: что мы будем открывать, чем будем любоваться и как в творческих работах проявится это умение ребят – подражать стилю великих мастеров слова.
При проектировании уроков эстетического цикла предметов за основу мы берем логику построения драматического произведения, в котором выделяется пять основных элементов в построении конфликта: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В качестве факультативных могут присутствовать пролог и эпилог, которые содержат повествование о событиях, происходящих с действующими лицами произведения до или после окончания основного сюжетного действия.
Именно эти элементы и составляют, с нашей точки зрения, событийный ряд урока, его целостный художественный образ – его архитектонику. Основными ее признаками будут целостность, обязательность всех ее элементов, ориентация на сотворчество, диалог, индивидуальное творчество.
В данном проекте 4 этапа занятия, составляющие «сюжет», включают эвристическую, эмоциональную, интеллектуальную деятельность учащихся. Характерно то, что в данном проекте не один, а 4 кульминационных момента, т.е. это открытия, сделанные ребятами на каждом этапе и выраженные в опорных схемах.
1 шаг (ассоциативно-образный) – вступление или «предисловие урока»:
- Что такое «стиль»? Определите различные значения этого слова, покажите их на примерах.
2 шаг (мотивационный) – экспозиция урока.
Указание специфики формы урока, знакомство с темой, определение цели и задач предстоящей деятельности.
3 шаг (исследовательский) – «сюжет урока».
В данном проекте 4 этапа урока включают эвристическую, эмоциональную, интеллектуальную деятельность учащихся.
Завязка – 1 этап
Развитие действия – 2 этап
Кульминация – 3 этап
Развитие действия и развязка – 4 этап урока
4 шаг (рефлексивный) – эпилог.
Взаимооценка и самооценка отдельных письменных работ, письменная рефлексия, домашнее задание: создание литературных стилизаций по данному началу.
5 шаг (пострефлексивный) – послесловие, последействие урока.
Анализ творческих работ, знакомство с книгой «Парнас дыбом» (Авт. Э.С.Паперная, А.Г.Розенберг, А.М.Френкель).
Отправной точкой проекта урока искусства как открытого режиссерского действия является рождение замысла, который нужно “извлечь” из одного или нескольких произведений искусства, что будут в центре урока. Разрабатывая проект урока, определяя его форму и жанр, я начинаю с прояснения для себя двух основополагающих принципов организации урока по законам искусства – “сверхзадачи” и “сквозного действия”, а также определяю цепь “событий урока”. Сверхзадача и сквозное действие органически вытекают из самой природы произведения искусства.
План-конспект урока.
1. «Предисловие» урока
- От какого слова образовано слова «Стилизация»?
Слово «стиль» встречается в нашей жизни довольно часто. Причём, в различных словосочетаниях. Давайте вставим вместо точек нужное слово. (слайд 5). Дадим определение слову «стиль».
(Стиль – совокупность признаков , определяющих данное явление).
Сюжет урока.
1 этап. Стиль в художественной литературе. Авторский стиль. Стиль эпохи и стиль народной поэзии. |
Цель: определение и различение понятий «авторский стиль», «стиль эпохи», «стиль народной словесности или жанра».
Задание для 1 группы.
а) в языке
б ) в создании образа осени
в) в стихотворном размере
ОСК « Авторский стиль Н.А.Некрасова и И.А.Бунина» (на примере двух произведений).
Задание для 2 группы:
ОСК « Авторский стиль И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова».
(на примере отрывков из произведений)
|
И.С.Тургенев |
Л.Н.Толстой |
А.П.Чехов |
«…насыщенность качественными приметами, особенно существенна роль эпитетов. Цветовой и световой эпитет занимает там особое место… Тургенев очень часто не довольствуется одним эпитетом…» (А.В.Чичерин) «Язык поразительно красив и светел» |
«Ни одной фальшивой ноты, ни одного художественно не оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры». (Т.Драйзер) |
1. «Чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». (А.П.Чехов)
|
Вывод 1: Каждому большому писателю свойственно нечто такое, что отличает его от всех других. Это своеобразие проявляется во всём: и в языке, и в обрисовке героев, и в построении сюжета, и в излюбленных размерах стиха. Это и есть стиль – единство элементов художественной формы.
Задание для 3 группы:
ОСК « Стиль эпохи и стиль словесности»
Вывод 2: Колорит эпохи проявляется не только в том, что используются устаревшие слова, но и в самом строе высказывания, в том , как строятся предложения, в интонации.
Обобщим сказанное!
Стиль – это единство всех элементов художественной формы отдельного произведения, произведений одного писателя, ряда писателей, целой эпохи, народной словесности или жанра. |
2 этап. Стилизация как особый художественный приём.
|
Цель: определение понятия «литературная стилизация».
Задание для 1 группы:
Задание для 2 группы:
Задание для 3 группы:
ОСК «Стилизация»
Стилизация – художественный приём.
Цель: воспроизведение черт чужого стиля. (Но не подражание!Но не реальный стиль другой эпохи или другого автора!)
Создание образа чужогостиля для того, чтобы выразить свою мысль. показать своё, авторское отношение к изображаемому.
Вывод: писатель или поэт строит повествование, используя немногие, но характерные черты стиля другой эпохи, для того чтобы выразить идею произведения. В зависимости от авторского отношения к изображаемому (утверждающему или насмешливому) литературная стилизация бывает исторической, пародийной, сказовой.
3 этап. Разновидности стилизации: пародия и сказ.
|
Цель: определение цели стилизации (историческая, ироническая, языковая с установкой на изображение «чужого слова»);.определение и различение понятий «стилизация», «пародия», «сказ».
Задание для 3 групп:
а) Н.С.Лескова «Левша»,
б) П.П.Бажова «Каменный цветок»,
в) М.М.Зощенко «Баня».
Вывод:
1. Пародия – стилизация, воспроизведение чужого стиля в смешном виде.
2. Сказ – изображение «чужого слова», повествование рассказчика, которое и по точке видения, и по языковым особенностям намеренно отделено и удалено от «авторского стиля».
4 этап. Создание литературных стилизаций.
|
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Задание для 3 групп:
4 шаг. Рефлексия. |
Цель: анализ деятельности учащихся на каждом этапе; анализ личностного продвижения каждого ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.