Мастер-класс муниципального уровня
Тема: «Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы как средство формирования активной гражданской позиции обучающихся»
Разработала и провела учитель русского языка и литературы
Поклад Юлия Андреевна
Волжский 2024
1. Визитная карточка.
2. Чёрный ящик – сердце.
Слайд 1
385г
до 75трл клеток
30л/мин
- Уважаемые коллеги, обратите внимание на экран.
- Вы видите числовые показатели, расшифровав которые, вы сможете узнать, какое сокровище лежит в этой коробке.
1 показатель: масса сердца у взрослого человека до 385г;
2 показатель: прокачивает кровь практически ко всем 75 трлн клеток организма, кроме роговицы глаз — единственного места, где нет кровеносных сосудов.
3 показатель: перекачивает до 30 л крови в минуту.
- Вы действительно правы, в чёрном ящике сердце человека – удивительный орган, который непрерывно работает, не останавливаясь ни на минуту на протяжении всей жизни.
Слайд 2 (сердце)
- Как сердце связано с темой нашего мастер-класса?
— Мы многое делаем от сердца: любим, ненавидим, оцениваем, чувствуем. Мы выражаем свои мысли, используя слово «сердце» чаще, чем названия других частей тела.
- Какие выражения вы знаете со словом «сердце»?
Слайд (крылатые выражения)
( «люблю всем сердцем», «сказал в сердцах», «пришелся по сердцу», «у него/нее большое сердце», «сердцу не прикажешь»)
Слайд (слова –выдержки о патриотизме)
- Сердцу мы доверяем, сердцем мы выбираем, даже если разум говорит, что ситуация должна быть обратная.
- И именно сердцем мы чувствуем любовь к своим родным и близким, к родному дому, к своей большой и малой Родине.
- Любовь к Родине – это одно из самых сильных и глубоких чувств, которые может испытывать человек. Это не просто абстрактное представление о месте, где мы родились и живем, но и смешение истории, культуры, общности и личных переживаний.
- Любовь к Родине не просто эмоциональное состояние, она имеет важное значение для общества и каждого из нас:
- В последнее время воспитание патриотических чувств приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
- Гражданско-патриотическое воспитание – одна из главных задач, конечной целью, которой должно стать формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина.
- А как воспитать патриота? Конечно, любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, к своим близким людям, к друзьям. Задача учителя– это воспитание любви к своей стране, родному краю, к своей малой родине. А как это делать?
-Чтобы получить результат, надо делать это постоянно. На урока, во внеурочной деятельности, на переменах, после уроков…
Слайд (методы и приемы на русском языке)
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: это привитие чувства любви к родному языку, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
· Начало урока с пословиц и поговорок служит нравственными ориентирами для детей. Это пословицы о дружбе, трудолюбии, доброте, родине, любви к отечеству. Такая пословица или поговорка всегда связана с темой, целью урока.
Слайд (примеры)
«Тире между подлежащим и сказуемым»: «Ученье – свет, неученье – тьма», «Чтение – вот лучшее ученье», «Родина – мать, умей за неё постоять»; «Прилагательные полные и краткие»: «Своя земля и в горести мила»; «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило»;
«Степени сравнения имен прилагательных»: «Родина краше солнца, дороже золота»; «Любовь к Родине сильнее смерти»;
Слайд (методы и приемы)
- Приемы работы с пословицами (поговорками) различны: обсуждаем смысл, подбираем синонимичные или противоположные по смыслу пословицы и фразеологизмы к ней, объясняем значения устаревших слов, используя словари. А также, конечно, в ходе такой работы восхищаемся мудростью и смекалкой русского народа, подмечаем, какие качества человека издавна ценились и воспевались русскими людьми.
·
Один из приемов, которые я использую, - определение
понятий.
· Например, на доске большими буквами «Любовь». Прошу детей дать по одному определению любви. Например, «светлая», «нежная», «волшебная», «жертвенная» и т.д.
· Предлагаю каждому назвать одно слово, которое для него связано с любовью. Например, «мама», «свет», «природа» и т.д.
· Все ответы пишу на доске.
· Затем всем классом из написанных на доске определений составляем общее определение любви.
· В ходе беседы приходим к выводу, что любовь к Родине и складывается из всех тех понятий, которые называли выше.
Слайд (пример работы со словарями)
· Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например:
изучая тему «Лексика», даю задание: выписать из толкового словаря значение слов Родина, Отчизна, раскрыть их лексический смысл.
– РОДИНА – 1) Отечество, родная сторона.
2) Место рождения, происхождение кого-либо, чего-либо. ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, РОДИНА – синонимы.
· Подбор однокоренных слов к слову Родина: род, родители, родиться, родня, родной, родственный, родинка, родник, природа.
· Ответить на вопросы: А что лично для вас значит слово Родина? Какое первое слово вам приходит на ум, когда вы его произносите?
Задание для всех групп. Слайд
Продолжите пословицы:
• Нет в мире краше … Родины нашей
• Тот герой, кто… за Родину горой.
• Человек без Родины, что… семья без земли.
• Чужбина – калина, родина –… малина.
• Родину, как и родителей, … на чужбине не найдёшь.
СЛАЙД (проверка)
-Такие задания очень нравятся детям и помогают быстрее и легче запомнить пословицы своего народа.
- Каждый урок русского языка служит воспитанию чувства патриотизма. Это и материалы упражнений учебника, и дополнительный дидактический материал, который готовит учитель к урокам русского языка.
Слайд (синтаксическая разминка)
· Для синтаксической разминки я часто использую высказывания русских писателей и поэтов на патриотическую тему. Например слова М. Горького «Верь в свой народ, создавший могучий русский язык, верь в творческие силы». (при изучении причастного оборота)
В упражнениях учебников, в методических пособиях много текстов, темой которых является описание родной природы. В таких текстах мы находим художественные средства выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры). Составляем устную картину, мысленно переносясь в описываемое место. Представляем, что мы бы сейчас там делали, что нас особенно поражает.
Когда встречаются тексты о городах России, прошу составить сообщение о 1-2 самых ярких достопримечательностях этого города.
Литература – предмет особенный.
Слайд (высказывание Герцена)
Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Устное творчество любого народа содержит, на мой взгляд, богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Слайд (методы и приемы)
Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет» ученики знакомятся с князьями Древней Руси, с их подвигами на объединение земель. Ребята получают задания найти исторические факты о князьях, их характере, об их делах на благо Родины. Сравниваем с образом, который создал автор произведения.
Слайд (методы и приемы Бородино)
Изучая с шестиклассниками «Бородино» М.Ю.Лермонтова, использую музыкальное сопровождение, подбирая отрывок из стихотворения, который соответствует прослушенному музыкальному отрывку. На этих уроках происходит беседа о значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас?
Анализ текста хорошо дополняют репродукции картин.
Ребята готовят выступления о героях сегодняшних дней, как в СВО, так и в мирной жизни.
Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Подвиг Тараса, его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине.
-Что для вас, для вашей судьбы и жизни означает Родина, мы определим, выполняя следующее задание.
Задание для групп: (2 минуты) Слайд (задание)
1 группа подбирает «слова-ассоциации» к слову Россия;
2 группа «слово-ассоциация на каждую букву» к слову «Волоград»
3 группа «слова-ассоциации» к слову «Волжский»
- Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось. Ответы участников.
Слайд (методы и приемы)
- Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Произведения о Великой Отечественной войне», рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Мы прослушиваем стихи в исполнении мастера слова. Обязательно включаю в урок сопутствующие музыкальные произведения. На уроках военной темы ребята рассказывают о героях ВОВ из своих семей. Пишем письма герою-солдату, изучаемого произведения. Создаем выставку рисунков «По страницам книг о ВОВ».
Слайд (методы и приемы)
Особое место на
уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять,
анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных
произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина.
Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на
основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через
оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению
у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают
понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть.
Познать, понять и
почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию
патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих
заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд,
озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою,
устное рисование. Использование музыкальных фрагментов позволяет создать особый
эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
- Человеку всегда есть к чему стремиться. И все - таки в душе каждый из нас так или иначе любит свою Родину. Всем нам в нашей жизни освещает путь яркое солнце, всем нам дарит оно тепло. Родина нам – как солнце, оно дарит свет, тепло и радость. Когда мы с вами находимся на чужбине, то нам кажется, что солнце зашло за тучи. И согревает нас только мысль о скором возвращении домой
Игра: «Солнце Родины». (Слайд Задание-вопрос +солнце)
- Пред вами солнце, которое освещает нашу жизнь на нашей Земле. Давайте честно ответим на вопрос: «Что мы можем сделать чтобы наша Родина процветала?
Ответы мы запишем на солнечных лучах.
Слайд (итог, Цитата Макаренко)
- Так, что это значит «Воспитать патриота
России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами,
которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
- И подводя итог нашего мастер-класса, я хочу
процитировать слова А. С. Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая
старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша
вина перед другими людьми, перед всей страной».
- Я хочу вручить вам буклеты, которые могут быть полезны при вашей дальнейшей работе в направлении патриотического воспитания школьников.
- А еще вот такие сердечки, как напоминание
того, что любовь к Родине зарождается именно в нашем сердце.
Слайд (Сердце)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.