Мастер класс на тему: «Формирование коммуникативных компетенций первоклассников в период адаптации.»
Оценка 4.6

Мастер класс на тему: «Формирование коммуникативных компетенций первоклассников в период адаптации.»

Оценка 4.6
docx
14.11.2024
Мастер класс на тему: «Формирование коммуникативных компетенций первоклассников в период адаптации.»
chebotareva_a._v._vystuplenie.docx

                                             Мастер класс на тему:

 «Формирование коммуникативных компетенций первоклассников в период адаптации.»                                              

 

                                                       

 

Всякая ценность имеет цену.

Единственное, что бесценно – это человеческое общение.

 

Антуан-де-Сент-Экзюпери

Показ мультфильма.

- Почему первые герои провалились в пропасть, а вторая пара героев остались живы?

_ Предположите , пожалуйста, тему моего Мастер класса.

 

 Актуальность: Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста.  Чтобы не происходило в стране, какие бы инновации ни внедрялись в систему образования, каждый год первоклассники идут в школу. Это важный момент в жизни маленького человека  и всех его родных.  Получение новых знаний, решение педагогических задач и формирование новых учебных умений и навыков на фоне плохо развитой коммуникативной компетентности крайне затруднительны.      Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика –актуальная задача образовательного процесса начальной школы и конечно первоклассников в период адаптации.

Цель мастер- класса: познакомить с приёмами формирования коммуникативных компетенций первоклассников   в период адаптации.

Задачи мастер- класса:

1. Обосновать актуальность формирования коммуникативных компетенций в период адаптации.

2. Организовать работу коллег с приёмами ,играми  по формированию коммуникативных умений на уроках.

3. выбрать  наиболее эффективные методы, образовательные технологии в различных видах деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей.

 

 

Теоретическая часть.

Будет ли ребёнок успешен в школе, будет ли он счастлив – от чего это зависит? Наверное, от множества причин – от готовности учиться в школе, от помощи родителей, от личных качеств самого начинающего ученика.

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

·         установлен контакт с учителем;

·         ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;

·         налажены отношения с одноклассниками;

·         ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;

·         владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

Надо, чтобы у детей развивались личностные и коммуникативные компетенции, чтобы они учились не просто запоминать информацию, но и искать её, сравнивать и анализировать, думать и сомневаться. Ученик должен научиться учиться.

Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

 

Младший школьник должен владеть такими коммуникативными компетенциями  как:

- умение сотрудничать,

- умение слушать и слышать,

- умение воспринимать и понимать информацию,

- умение чётко и ясно выражать свои мысли

Диалог, живое общение, игры, тренинги ,работа в парах , группах являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться первоклассники.

Практическая часть.

На 1 адаптационной неделе первоклассники знакомятся друг с другом, с учителем.

Творческое упражнение «Ритуал приветствия»

Цель: Развивать фантазию, творческое начало, чувство доброжелательного отношения друг к другу.

- Любая встреча начинается с приветствия.

- Мне всегда интересно смотреть, как люди приветствуют друг друга. Изобразите, пожалуйста, как выглядит типичное русское рукопожатие... Сейчас я предлагаю вам ,работая в паре, придумать новый забавный способ того, как мы могли бы приветствовать друг друга .

Она должна быть достаточно простой, чтобы мы могли ее запомнить и использовать в повседневном общении, но она должна и приносить удовольствие.

.

Работа  в парах играет важную роль для формирования коммуникативных навыков в период адаптации  первого класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться.

 

Методика «Рукавички» ( по Гал. Анат.   Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества .

 

 Инструкция: «Уважаемые коллеги! Перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Работать будете в паре. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

 Критерии оценивания:

-продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках

- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

- взаимопомощь по ходу рисования;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

 Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

 Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. 

- Любите ли вы сказки?

Прием "волшебная палочка" применяю во время споров или когда дети вместе придумывают рассказ, планируют какое-либо дело, рассказывают о чем-то. Формируют умение слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность.

Инструкция:. Право говорить получит только тот , у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные внимательно слушают до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше.

Ответьте на вопрос: Почему вы любите сказки?

В 1 классе, в адаптационный период,  когда детям  уже знакома  работа в парах, начинаем работать в группах.

А сейчас мы вспомним сказку «Заюшкина избушка».( Я покажу как я использую  Технологию «6 шляп» Эдварда де Боно  ).

Я – Синяя шляпа -  раздаю инструкции.

- Белая шляпа( Шляпа фактов)- информация о героях( какой заяц в сказке, какая лиса, петух)

Заяц(добрый, доверчивый)

Лиса( хитрая, наглая)

Петух ( смелый , смекалистый)

-Чёрная шляпа( Шляпа проблем, противоречий) –Что неправильно в сказке? Что не должно быть?

-Жёлтая шляпа( Шляпа позитива) – Что  самое хорошее, положительное в сказке?

-Красная шляпа( Шляпа  эмоций) – Какие чувства испытали по отношению к героям сказки?

-Зелёная шляпа( Шляпа творчества, креативности)– Дайте , пожалуйста, советы героям сказки.( совет лисе, зайцу,и т.п.)

Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно  позволяет  развивать : творческое мышление, толерантность, коммуникативные компетенции первоклассников. Сказка уже рассматривается с разных сторон, где дети высказывают своё мнение на знакомом материале, но в новом ракурсе, работая в группах.

На 4 неделе первоклассники учатся :

-общаться друг с другом,

-уважительному отношению друг к  другу,

-жить и работать в коллективе.

Игра-тренинг  «ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА» 
Цель: развитие анализа и самоанализа. 

Детям дается задание  в группе нарисовать портрет лучшего друга, подумать  и написать  какими качествами обладает  лучший друг?

В ходе общего обсуждения  формулируются правила радостного общения .Например:
- Помогай друзьям.
- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

-Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?

 

Представленные мною приёмы работы учат детей  рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умение слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций первоклассников в адаптационный период. 

Рефлексия.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


 

Мастер класс на тему: «Формирование коммуникативных компетенций первоклассников в период адаптации

Мастер класс на тему: «Формирование коммуникативных компетенций первоклассников в период адаптации

Будет ли ребёнок успешен в школе, будет ли он счастлив – от чего это зависит?

Будет ли ребёнок успешен в школе, будет ли он счастлив – от чего это зависит?

Мне всегда интересно смотреть, как люди приветствуют друг друга

Мне всегда интересно смотреть, как люди приветствуют друг друга

Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия

Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия

Красная шляпа( Шляпа эмоций) –

Красная шляпа( Шляпа эмоций) –

Представленные мною приёмы работы учат детей рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умение слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность,…

Представленные мною приёмы работы учат детей рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умение слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2024