Мастер класс на тему:
«Формирование коммуникативных компетенций первоклассников в период адаптации.»
Всякая ценность имеет цену.
Единственное, что бесценно – это человеческое общение.
Антуан-де-Сент-Экзюпери
Показ мультфильма.
- Почему первые герои провалились в пропасть, а вторая пара героев остались живы?
_ Предположите , пожалуйста, тему моего Мастер класса.
Актуальность: Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. Чтобы не происходило в стране, какие бы инновации ни внедрялись в систему образования, каждый год первоклассники идут в школу. Это важный момент в жизни маленького человека и всех его родных. Получение новых знаний, решение педагогических задач и формирование новых учебных умений и навыков на фоне плохо развитой коммуникативной компетентности крайне затруднительны. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика –актуальная задача образовательного процесса начальной школы и конечно первоклассников в период адаптации.
Цель мастер- класса: познакомить с приёмами формирования коммуникативных компетенций первоклассников в период адаптации.
Задачи мастер- класса:
1. Обосновать актуальность формирования коммуникативных компетенций в период адаптации.
2. Организовать работу коллег с приёмами ,играми по формированию коммуникативных умений на уроках.
3. выбрать наиболее эффективные методы, образовательные технологии в различных видах деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей.
Теоретическая часть.
Будет ли ребёнок успешен в школе, будет ли он счастлив – от чего это зависит? Наверное, от множества причин – от готовности учиться в школе, от помощи родителей, от личных качеств самого начинающего ученика.
Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:
· установлен контакт с учителем;
· ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
· налажены отношения с одноклассниками;
· ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
· владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
Надо, чтобы у детей развивались личностные и коммуникативные компетенции, чтобы они учились не просто запоминать информацию, но и искать её, сравнивать и анализировать, думать и сомневаться. Ученик должен научиться учиться.
Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Младший школьник должен владеть такими коммуникативными компетенциями как:
- умение сотрудничать,
- умение слушать и слышать,
- умение воспринимать и понимать информацию,
- умение чётко и ясно выражать свои мысли
Диалог, живое общение, игры, тренинги ,работа в парах , группах являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться первоклассники.
Практическая часть.
На 1 адаптационной неделе первоклассники знакомятся друг с другом, с учителем.
Творческое упражнение «Ритуал приветствия»
Цель: Развивать фантазию, творческое начало, чувство доброжелательного отношения друг к другу.
- Любая встреча начинается с приветствия.
- Мне всегда интересно смотреть, как люди приветствуют друг друга. Изобразите, пожалуйста, как выглядит типичное русское рукопожатие... Сейчас я предлагаю вам ,работая в паре, придумать новый забавный способ того, как мы могли бы приветствовать друг друга .
Она должна быть достаточно простой, чтобы мы могли ее запомнить и использовать в повседневном общении, но она должна и приносить удовольствие.
.
Работа в парах играет важную роль для формирования коммуникативных навыков в период адаптации первого класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться.
Методика «Рукавички» ( по Гал. Анат. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества .
Инструкция: «Уважаемые коллеги! Перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Работать будете в паре. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Критерии оценивания:
-продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной
деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное
(взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное
(игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень: рукавички украшены
одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант
узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек;
сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие;
следят за реализацией принятого замысла.
-
Любите ли вы сказки?
Прием "волшебная палочка" применяю во время споров или когда дети вместе придумывают рассказ, планируют какое-либо дело, рассказывают о чем-то. Формируют умение слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность.
Инструкция:. Право говорить получит только тот , у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные внимательно слушают до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше.
Ответьте на вопрос: Почему вы любите сказки?
В 1 классе, в адаптационный период, когда детям уже знакома работа в парах, начинаем работать в группах.
А сейчас мы вспомним сказку «Заюшкина избушка».( Я покажу как я использую Технологию «6 шляп» Эдварда де Боно ).
Я – Синяя шляпа - раздаю инструкции.
- Белая шляпа( Шляпа фактов)- информация о героях( какой заяц в сказке, какая лиса, петух)
Заяц(добрый, доверчивый)
Лиса( хитрая, наглая)
Петух ( смелый , смекалистый)
-Чёрная шляпа( Шляпа проблем, противоречий) –Что неправильно в сказке? Что не должно быть?
-Жёлтая шляпа( Шляпа позитива) – Что самое хорошее, положительное в сказке?
-Красная шляпа( Шляпа эмоций) – Какие чувства испытали по отношению к героям сказки?
-Зелёная шляпа( Шляпа творчества, креативности)– Дайте , пожалуйста, советы героям сказки.( совет лисе, зайцу,и т.п.)
Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать : творческое мышление, толерантность, коммуникативные компетенции первоклассников. Сказка уже рассматривается с разных сторон, где дети высказывают своё мнение на знакомом материале, но в новом ракурсе, работая в группах.
На 4 неделе первоклассники учатся :
-общаться друг с другом,
-уважительному отношению друг к другу,
-жить и работать в коллективе.
Игра-тренинг
«ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»
Цель: развитие анализа и самоанализа.
Детям дается задание в группе нарисовать портрет лучшего друга, подумать и
написать какими качествами обладает лучший друг?
В ходе общего обсуждения формулируются
правила радостного общения .Например:
- Помогай друзьям.
- Делись с ними, учись играть и заниматься
вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми
дружно.
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в
этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других
ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если
можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других,
может быть, ты выиграешь в следующий раз.
-Хотите ли вы, чтобы вас считали
хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
Представленные мною приёмы работы учат детей рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умение слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций первоклассников в адаптационный период.
Рефлексия.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.