Мастер-класс:
Тема: «Надо просто жить!»
(Формирование универсальных учебных действий)
Цель:
Ø Способствовать формированию у обучающихся представления о том, что такое ценности и те универсальные учебные действия, которые направлены на формирование этих ценностей (обучающая цель).
Ø Активизация мыслительной деятельности обучающихся путем использования элементов интерактивных педагогических технологий (технологии «Развитие критического мышления», компьютерных технологий) (развивающая цель).
Ø Формирование у обучающихся коммуникативной и толерантной компетенций (развивающая и воспитательная цель).
Ø Эстетическое воспитание обучающихся (воспитательная цель).
Задачи:
Ø Познакомить с приёмами использования кейс технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.
Приёмы:
Ø определение универсальных учебных действий на различных примерах;
Ø соотнесение их с определённым видом УУД;
Ø перенос УУД в новую ситуацию, т.е. как выявить их в любой деятельности.
Оборудование:
Ø компьютер и мультимедиапроектор;
Ø презентация и видеоролики;
Ø карточки с заданиями.
Ход занятия.
Введение:
Доброе утро, уважаемые коллеги! Я очень рад встрече с вами, вижу у вас у всех хорошее настроение и уверен, что сегодняшний наш разговор принесет нам удовлетворение и будет плодотворным. А начать мастер – класс мне бы хотелось со стихотворения:
На что мы тратим жизнь?
На мелочные ссоры,
На глупые слова, пустые разговоры,
На суету обид, на злобу - вновь и вновь.
На что мы тратим жизнь?..
А надо б на любовь...
Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то:
На нудные дела, ненужные заботы...
В угоду обществу придумываем маски...
На что мы тратим жизнь!
А надо бы на ласку...
Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,
На «имидж» и «престиж», ненужную науку,
На ложь и хвастовство, на дармовую службу.
На что мы тратим жизнь?..
А надо бы на дружбу...
Куда-то всё спешим, чего-то добываем.
Чего-то ищем все - а более теряем;
Всё копим - золото, тряпьё и серебро...
На что мы тратим жизнь!
А надо б на добро...
Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем;
С серьёзностью смешной вещички выбираем.
Но сколько ни гадай - всё выберешь не ту.
На что мы тратим жизнь...
А надо б на мечту...
Боимся радости, боимся верить в сказки,
Боимся и мечты, и нежности, и ласки;
Боимся полюбить, чтоб после не тужить...
На что мы тратим жизнь?!
А надо просто жить!
Разминка (проблемный вопрос)
- О чем это стихотворение?
- Попытайтесь определить тему нашей беседы.
Не только школа, жизнь – сама учитель!
Итак, тема моего мастер класса - «Надо просто жить!» (Слайд №1)
v Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, а как Вы поняли это название?
(Варианты ответов: жить достойно; следовать определенным ценностям, нравственным устоям; добиваться мечты...)
Таким образом, видно, что обучение человека, формирование его как личности, происходит не только через получение знаний, но и через восприятие определенных ценностей.
Это и определило цель моего мастер – класса: показать, что курс обществознания способствует именно этому.
Наш мастер – класс сегодня на тему серьёзную, но как ни странно начнется он с просмотра маленького мультфильма. Посмотрите его внимательно, в нем есть глубокий смысл, постарайтесь понять его.
Просмотр мультфильма «Ценности жизни» (2 мин.06 сек.)
Обсуждение:
Ø О чем этот мультфильм? В чем заключаются жизненные ценности для этого человека? Какое впечатление он на вас произвел? (грустно, радостно?) Почему? А какие ценности Вы бы выделили, просмотрев данный мультфильм?
Варианты ответов: (материальные и моральные; социально-экономические и политико-правовые...)
Учитель:
Да, действительно, просмотрев этот ролик, мы можем выделить целый ряд различных ценностей, но одновременно с этим, мы можем определить и те проблемы, которые он обозначил. А в зависимости от выделенных проблем и строится урок.
Учитель:
Нас – учителей истории и обществознания, нередко называют «связными истории». И с этим можно согласиться.
Ведь нам часто на уроках приходится соединять прошлое, настоящее и будущее, человека и общество. У каждой эпохи свой лик, свои идеалы и ценности.
«Ценности» – что же это такое? Какие они? А в чем для вас (нас) они заключаются? Попробуем перечислить.
Поэтому, я предлагаю в группах набросать основные ценностные штрихи к портретам «века нынешнего» и «веков минувших».
· Каков он, мир, в котором мы живем? Каким они были, «века минувшие»?
(работа в группах, результаты заносятся в таблицу).
«века минувшие» |
«век нынешний» |
глазами учеников, учителей и родителей |
|
… мир добра, любви и правды… |
…мир информационных технологий, мир открытий и прогресса… |
...мир великих открытий, мир мыслителей, творцов и настоящего искусства… |
…мир, где главенствуют уставы, а чувства человеческие отнесены на второй план… |
…мир балов, мир принцев. Мир, о котором знаешь в основном из книг по истории и литературе… |
… мир, где понятие Родина видится через мутное стекло зарубежной пропаганды… |
… мир, в котором люди были честнее, искреннее, эмоциональнее… |
… мир наркотиков, свободного секса и доступного алкоголя… |
…мир, в котором медленнее, размереннее текла жизнь… |
... мир, где теряется связь между поколениями… |
… мир более чистый экологически… |
…мир Элвиса Пресли, “The Beatles”, Дисима Моррисона… |
…мир, выбиравший семью как главную общественную ценность… |
… мир, где престижно продавать себя в руки шоу-бизнеса… |
…мир, подаривший потомкам Золотой и Серебряный век русской поэзии… |
...мир, на который нельзя положиться… |
Да, сопоставляя эти характеристики, нетрудно заметить, что в век информационно-коммуникационных технологий и в век компьютерной грамотности утрачиваются важнейшие нравственные качества, забываются такие понятия, как долг, честь, совесть, сострадание; в сознании современного человека преобладают потребительские идеалы; эмоциональная глухота, неспособность к сопереживанию порождает одиночество, замкнутость, агрессию или апатию современных школьников. Решить данную проблему помогают уроки обществознания в тесном слиянии с предметами художественно-эстетического цикла.
Перед вами на экране перечислены почти все названные вами жизненные ценности. Возьмите листок и начертите на нем свою пирамиду ценностей. В фундамент поставьте самое важное для вас на данный момент. Будьте предельно честны. Листок останется у вас и если вам не захочется озвучивать написанное, я вас пойму.
А теперь поиграем в игру. Называется «Адвокат». Ваша задача защитить выбранную вами ценность в качестве основания пирамиды, доказать, что все остальные без неё не имеют смысла. Моя задача будет переспорить вас и доказать обратное.
Ответы учеников:
Учитель:
Посмотрите, какие разные вы в своём мнении о ценностях и моральных, и материальных. И я не могу навязывать вам свою точку зрения.
Я могу только добавить к вашим словам, что вопросы и ответы по «проблеме ценностей» относятся к разряду вечных.
Ø Что это значит?
Но это не значит, что люди перестали искать ответ на него.
Заключение (рефлексия).
Вы убедились, что универсальные действия формируются и на анализе ценностей, присущих разным эпохам в том числе?
«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький», - сказал Конфуций.
Ø Какой путь мы с вами избрали сегодня на нашем занятии?
Ø Какой путь нужен нашим детям?
Ø Что вы нового для себя открыли и впоследствии можете использовать на своих предметах?
Ø Завершая наш разговор, я хочу напомнить вам слова великого Конфуция:
Три вещи
никогда не возвращаются обратно:
Время, слово, возможность.
Три вещи не следует терять:
Спокойствие, надежду, честь.
Три вещи в жизни наиболее ценны:
Любовь, убеждения, дружба.
Три вещи в жизни никогда не надежны:
Власть, удача, состояние.
Три вещи определяют человека:
Труд, честность, достижения.
Три вещи разрушают человека:
Вино, гордыня, злость.
Три вещи трудней всего сказать:
Я люблю тебя,
прости и помоги мне.
P.S. но иногда пока все поймешь, пройдет целая жизнь.
Так будем просто жить!!!
Подводя итог, я хочу сказать: наша задача одинакова, независимо от предмета - воспитать человека мыслящего, осознающего возможность перемен, понимающего, что прошлое формирует будущее! Это и есть формирование УУД, критического мышления личности, умеющей преодолевать традиционность, штампы и шаблоны. Поэтому, прав был великий Гете, сказав:
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
Он в обществе находит их родник!
Спасибо всем большое!
Вы были прекрасными участниками нашей работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.