МАСТЕР КЛАСС урок окружающего мира в 4 классе
Самым первым этапом урока является организационный момент. Цель данного этапа заключается в том, чтобы включить учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. Здесь же происходит момент мотивирования. Мотив – это «энергетическая батарейки» личности, которая превращает потребность в учебную деятельность. Поэтому тщательно продумываю начало каждого урока, так как важно с первых минут захватить внимание учащихся и мотивировать их на изучение нового или повторение изученного ранее материала.
По - этому я обычно использую девизы, эпиграфы, или прочтение небольшого стихотворения на данном этапе. Этот урок я начала со стихотворения:
Когда на свет рождается ребёнок,
В руках у матери ему спокойно и тепло.
Но в голове его уже с пелёнок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день, и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познаёт чудесный мир,
В котором вы живёте, дети.
После такого стихотворения, обучающиеся задумываются, что они не просто живут, а познают каждый миг этого мира, и необходимо не упустить этот шанс.
На этапе актуализации знаний перед собой ставлю цель: повторить изученный материал, необходимый для «открытия новых знаний», и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Здесь предлагаю сыграть в игру «Я знаю, что ….» по изученному разделю «Организм человека».
III. Сообщение темы и постановка учебных задач.
Тема и цель урока не давалась учащимся в готовом виде. Сейчас мы с вами попытаемся определить ее и выделить цель.
(Прослушивание музыкальной композиции «Голоса природы»)
-Что вы слышали сейчас?
-Чем вы слушали голоса природы?
-Окружающий мир полон разных звуков. Что еще можно слышать ушами? (голоса животных, человеческую речь, музыку, шумы, шорохи).
- Кто из вас догадался, какова тема нашего урока?
Тема урока: Ухо не только орган слуха. (слайд 5)
После определение темы, делаю акцент на слове «не только». Сама тема урока создает проблемную ситуацию, которую необходимо решить.
Исходя из темы урока, обучающиеся самостоятельно определяют цель и задачи урока.
Цель урока уже поставлена, был определен ряд серьёзных задач. У нас получился план работы по теме урока, который поможет добиться поставленной цели. (слайд 7)
Здесь предлагается заполнять карту достижений по всем пунктам плана. Отмечать уровень знаком «+»
Я организую деятельность детей, та чтобы сформировать у них различные приемы самоконтроля, и тем самым воспитывать у них способность к самооценке с первых дней пребывания в школе.
На своих уроках я часто использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.
IV. «Открытие нового знания»
На этапе изучения нового материала, я выбрала такую форму работы как беседа. Характерная особенность этой формы состоит в том, что учащиеся принимают в ней активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы. Все это, конечно, корректирует учитель, он руководит такой беседой, уточняет и окончательно формулирует ответы.
Первичное закрепление проходило в парной работе.
- Выполним задание в тетради
Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы, и расскажите соседу по парте по иллюстрации, что запомнил о строении уха. Затем оценить умения соседа и отметьте уровень в его карте достижений.
В частности, работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которой является формирование межличностных отношений. Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений. постепенно у детей появляется навык работы в паре. Дети учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребенка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать.
Ребенок чувствует себя комфортно, он может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться, свободно сидеть.
Физминутка. Конечно, нельзя забывать о здоровье сберегающих технологиях на уроках. Проведение физминутки повышает умственную работоспособность детей, предупреждает преждевременное наступление утомления и снимет у них мышечное статическое напряжение.
Затем подводим микроитог. Мы возвращаемся к теме урока, и выясняем, что мы уже знаем? - Что предстоит узнать?
Поэтому ухо называют ещё органом равновесия.
. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
В рабочей тетради учащимся предстоит выполнить задание.
- Отметьте в карте достижений.
– Кто оценил на высоком уровне?
VII. Включение нового в систему знаний и повторение.
1. Игра «испорченный телефон» . (слайд 18)
— Поиграем в испорченный телефон (Первый, обучающийся ряда вытягивает слово и говорит его следующему. Последний из ребят должен сказать какое слово ему передали)
- Какие трудности вы испытывали при выполнении игры? Почему вы не поняли друг друга?
- Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?
Дальше была организована работа в группе. Опираясь на свой собственный опыт, обучающиеся составили памятку для первоклассников «Как нужно беречь слух».
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.
Продолжается работа в группе. Каждой группе дается высказывание, они должны определить истинно оно или ложно, и доказать свой ответ.
- лидер группы оценил умения учащихся в их карте достижений.
VIII. Домашние задания – являются неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения. Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Как вы могли заметить данное домашние задание несет творческий характер.
ΙX . Рефлексия учебной деятельности на уроке .
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса.
Так как учащиеся заполняли карту достижений они легко смогли оценить свою работу на уроке переведя уровень усвоения в отметку, и просчитав средний бал выставили себе отметку за урок. Ни один из учащихся не ушел с урока без оценки.
Для анализа эмоционального состояния я использовала прием «ладошка». Если обучающимся понравился урок, им было комфортно и интересно, они должны показать ладонь, если им было не комфортно, они должны показать сжатую ладонь в кулак. Давайте и мы с вами оценим наше эмоциональное состояние, и аплодисментами поблагодарим себя за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.