Мастер-класс
«Патриотическое воспитание дошкольников
средствами музыки»
Автор: Нестерова Елена Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Мастер-класс
Добрый день, уважаемые коллеги!
Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной и зарядит всех только положительными эмоциями.
Сегодня мы с вами проведем мастер класс на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, используя музыкальный фольклор.
Задачи:
1. Научить педагогов ДОУ практическим навыкам использования музыкального фольклора в образовательной деятельности;
2. Расширить музыкальный репертуар детского фольклора педагогов для последующей работы с детьми.
Ход мастер – класса:
1.Теоретическая часть.
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, красоте, истине. Общество требует воспитания человека, действия и поступки которого соответствуют высшему критерию нравственности. И щедрость сердца, и душевная черствость одинаково берут свое начало с детства.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому начинать воспитание патриотизма следует с дошкольного возраста, когда начинает формироваться личность, когда человек открыт миру и готов принимать его таким, каким преподносят ему этот мир взрослые. Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания должен осуществляться с первых колыбельных песен, ласковых рук матери, через культуру своего народа: пение, танцы, пословицы, поговорки, народные праздники, игры, произведения народного искусства.
По воздействию на человека музыка занимает одно из первых мест.
Моя педагогическая концепция – строить педагогическую деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию на исторических традициях народной культуры и народного искусства.
Целью работы я считаю воспитание духовно- нравственных качеств у детей, способствовать становлению гражданской позиции.
Задачи работы:
- способствовать расширению знаний детей о Родине, ее истории, героях, развитие гордости за ее достижения,
- развивать эмоциональную и личностную сферу детей,
- формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям,
- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, родной природе.
Данные задачи решаются во всех видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальных играх. Для работы по нравственно –патриотическому воспитанию я использовала и различные формы организации детской музыкальной деятельности: тематические занятия (Ознакомление с государственной символикой, Музыкальные жанры, Инструменты народного оркестра, досуги («День космонавтики», «Масленица», «Наш любимы детский сад», «День матери», тематические праздники («Россия – Родина моя», «Этот День Победы», «День защитника Отечества», «Моя семья»),игры-драматизации, театрализованные представления по казачьим сказкам.
На основе народных песен, прибауток будут воспитываться качества в детях, во все времена отличающие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества («Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Плетень», «У медведя во бору» и др.)
Фольклорные праздники являются итогом в работе над различными фольклорными произведениями. При подготовке к праздникам дети разучивают народные песни, потешки, танцы и игры, осваивают игру на народных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народным костюмом, примеряют его на себя. Здесь важна каждая мелочь: и народное полотенце, и каравай, и расписная посуда в оформлении праздника. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких,
застенчивых детей в раскрепощенных и инициативных.
А происходит это примерно так…
2.Практическая часть.
Звучит музыка.
Надеваю ободок. беру реквизит и приглашаю к участию.( платки ,лошади)
Хозяйка.
Гости мои дорогие, Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки, Собрались мы с вами для забавушки! Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними наши прабабушки! Поклон хозяйке отдадите – На мои вечорки проходите!
Звучит веселая музыка «Кубанские казаки». Педагоги делают поклон Хозяйке и проходят в горенку, садятся на лавочки. На конях мальчики
заезжают кругом. Девочки выбирают пары. Все вместе Девицы-красавицы, давайте себе пару выбирать.
Все девочки идут за мной.
Проводится коммуникативная игра «Я по горенке иду».
(на мотив р. н. п. «Ах, вы, сени»)
Я по горенке иду (идет запевала, ищет себе друга)
Друга милого найду. (останавливается напротив кого-нибудь)
Вот ты –(хлоп, хлоп – двумя руками друг о друга)
Вот я (хлоп, хлоп – перед собой)
Вот компания моя (берутся за руки, идут по залу, ищут нового друга) Все выбирают себе партнеров.
Хозяйка.
Сколько у меня гостей,
С ними будет веселей.
Ой, полон дом гостей, а печь-то я не растопила, дров-то не нарубила!
Щей не наварила! Помогите мне, люди добрые!
Проводится рече-двигательная игра «Лёли-лёли-лёли» с пением (в кругу)
Педагоги стоят в кругу.
Лёли-лёли-лёли. (трут ладони друг о друга)
Ежи дрова кололи. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой ладони и наоборот)
Складывали заиньки. (предплечиями рук «складывают дрова» перед грудью)
Два больших (ладони рук прислонить к затылку сзади, изображая зайцев) и маленький. (указательным и средним пальцами правой руки
пошевелить, как ушками зайца)
Работают, не ленятся. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой ладони и наоборот)
Сложили три поленницы. (предплечиями рук «складывают дрова» перед грудью)
Хозяйка.
Сколько дров-то нарубили, Печь как быстро натопили.
Ну, вставайте, все в кружок, Испечем мы пирожок.
(выбираем пирожок по считалке «Шел, прошел, не нашел, шишел, вышел, вон пошел»)
Хороводная игра «Пирожок» с музыкальным сопровождением (на мотив р. н. п. «Каравай»)
Все участники идут по кругу за руки, «пирожок» танцует в середине. Посмотри-ка, дружок (идут по кругу за руки)
Мы печем пирожок.
Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)
Вот такой ширины (расходятся в из круга)
Вот такой сладенький (гладят живот рукой)
Вот такой мягонький. (мнут воображаемый пирог перед собой)
С праздником всех поздравляем (хлопают в ладоши) Пирожком всех угощаем. (разводят руки в стороны)
Ешь его!
Поднимают руки вверх и сходятся в круг, «пирожок» должен убежать в любое «окошечко».
Хозяйка
С ложками мы поиграем, Скороговорки прочитаем!
Проводится игра с ложками.
Хозяйка дает две ложки, на которых написаны скороговорки. Педагоги стоят в кругу. Под веселую музыку запускают по кругу 2 ложки (в одну сторону, чтобы они не пересекались).Когда музыка остановится, у кого ложки будут в руках, должны прочитать свою скороговорку четко и ясно.
Кто прочитал скороговорку – садится отдыхать на лавочку.
Скороговорки для игры:
- Во мраке раки шумят в драке;
- Волки pыщут - пищу ищут;
- Верзила Вавила весело ворочал вилы;
- Из соседнего колодцa целый день водицa льется;
- Купилa бaбуся бусы Мapусе;
- Летят три пичужки, через три пусты избушки;
- Около колодца кольцо не найдется;
- Свинья тупорыла весь двор перерыла;
- У Кондрата куртка коротковата;
- У осы, не усы, не усищи, а усики;
- У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки;
- У нас гость унес трость;
- У Саши в каше Сыворотка из-под простокваши;
- Шесть мышат в камышах шуршат.
После игры Хозяйка обращает внимание гостей на игрушечный сундучок.
Хозяйка.
Гости мои, а что это за сундук тут у нас.
Сколько разных предметов!!!
Кажется, я знаю, что с ними надо делать.
Вы любите сказки? А если их рассказываете и играете вы сами?
А давайте сейчас мы озвучим, сказку.
Для этого нас есть помощники – музыкальные инструменты.
ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ЛОЖКАМИ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ И ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)
Хозяйка.
Спасибо, гости дорогие! Что на мои вечорки пришли, со мной вечер скоротали. А теперь пора прощаться, По домам всем возвращаться.
Всем спасибо за вниманье!
До новой встречи! До свиданья!
Все уходят под народную, весёлую песню.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.