Мастер класс. Педагогические приёмы формирования УУД в начальной школе
Оценка 4.6

Мастер класс. Педагогические приёмы формирования УУД в начальной школе

Оценка 4.6
doc
20.03.2024
Мастер класс. Педагогические приёмы формирования УУД в начальной школе
Мастер класс. Педагогические приёмы формирования УУД в начальной школе..doc

Мастер – класс

«Педагогические приемы формирования УУД

в начальной школе"

Цель : повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.

Задачи:

•Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД.

•Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы над приемами.

1.Мотивация к мастер-классу.  

-Я хочу рассказать вам одну притчу.

Учитель принёс сундук и сказал ученикам:

-Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

- Учитель, может, начнём учиться? – робко спросил один ученик.

 – Я изучу разные замки и когда – нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил:

- Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

- Вы согласны с выводом этой притчи?

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем мастер- классе?

-Мы будем подбирать ключи к теме нашего мастер-класса «Педагогические приёмы формирования УУД в начальной школе». СЛАЙД 1

Цель. СЛАЙД 2.

 Задачи. СЛАЙД 3.

-Мы надеемся, что  сегодня  мы плодотворно потрудимся и получим знания.

 

2.Актуализация.

-Давайте с вами вспомним, что мы подразумеваем под УУД?   СЛАЙД 4

Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться

в учебной деятельности, включая осознание ее цели.

Совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Умение учиться,

способность к саморазвитию и

самосовершенствованию

- На какие виды делятся УУД?    СЛАЙДЫ 5,6,7,8, 9

- Посредством чего мы формируем УУД? 

 -Что такое приём? СЛАЙД 10.

Приём – это относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре, способ педагогических действий в определённых условиях.

- Какие существуют приёмы формирования УУД?

-На столах у вас лежат таблицы. Ознакомьтесь с ними и заполните. Отложите их в сторону, мы к ним вернёмся в конце семинара.

3.Введение в тему.

«Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете делать на проволоке более сложные трюки» - однажды сказала американская журналистка Джейн Поли.

-Какой подход лежит в основе организации учебного процесса в современной  школе? (СЛАЙД 11) .

Формирование универсальных учебных действий,

обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся

 

-При таком подходе учиться приходится как школьникам, так и педагогам.

Учитель-мастер, виртуоз, как по нотам, играет свой урок, пользуясь своими «секретами» — приемами управления классом, поддержания дисциплины и внимания, эффективной проверки знаний.

 

- Сегодня на семинаре мы представим проверенные на практике приемы, помогающие формированию УУД  и, позволяющие связать фрагменты урока в начальной школе в единую сеть, обеспечив его логическую стройность.

 

-Мы не претендуем на новизну всех изложенных ниже приемов. Они известны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей.

-С некоторыми из них мы вас познакомим,  другие вы увидите на уроках наших коллег,  а о каких-то вы  может  сами расскажите.

4.Работа по теме семинара.

- А сейчас мы остановимся на приёмах, которые помогают сформировать все виды УУД.

Рассмотрим сначала приёмы, формирующие личностные УУД.

 

1. ЛИЧНОСТНЫЕ        СЛАЙД 12

 

Задание массивом.

Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.

Идеальное задание

Достаточно схож с 1приемом. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Театрализация.

Разыгрывание сценок на учебную тему.

Отсроченная реакция.

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. Потому что,  младшей школе ученик часто торопится выразить собственное.  - Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

Выход за пределы.

В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.

Лови ошибку

 Объясняя материал или предлагая карточку, учитель намеренно допускает ошибки. Ученик получает текст (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – «пусть поработает учителем».

Пример. Работа с коллегами.

- Этот прием можно использовать на уроках развития речи.

- Перед вами карточки с текстом. Вам необходимо прочитать и выполнить задание.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/312/311672/4/img15.jpg

- Назовите предложения, которые мешают тексту. Почему? (так как в сказке рассказывается  об истории возникновения вулканов,  а эти предложения не подходят по смыслу.)

Вывод: этот приём «Лови ошибку»  позволяет осмыслить прочитанное.

Кредит доверия

В некоторых случаях ставим отметку в "кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.

- Рассмотрим приёмы формирующие регулятивные УУД.

 

2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ СЛАЙД 13

Рейтинг

Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд

Обсуждаем домашнее задание.

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.

Резюме.

Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю

Идеальный опрос.

Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. 

Вопрос к тексту.

При изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы:

—вопросы, на которые можно ответить на уроке; 
—вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.

 

 Работа в группах.

Группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.

Работа в парах

 Этот вид работы обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом, способствует совершенствованию умений договариваться, распределять обязанности, понимать точку зрения другого человека, отстаивать своё мнение

Знакомьте с критериями

Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.

Лист защиты

Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

Повторяем c контролем

Ученики составляют серию контрольных  вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные  вопросы, другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.

Светофор

При опросе ученики поднимают светофор (полоску картона, с одной стороны красного, а с другой зеленого цвета), при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»

Логическая цепочка

Всем известна игра в города. Например: Русский язык. «Назвать словарные слова». Например: осина, аллея, яблоко и так далее

Удивляй

Повышение интереса можно достигнуть следующим приемом, который формирует коммуникативные и познавательные УУД:

 Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное: Например,   Окружающий мир  «О воде », 3 класс. Урок проходит в декабре, когда уже лежит снег. Этот урок можно начать с загадки: «Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда». Можно выслушать предположения детей, о какой стране идет речь. «Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств».

Пересечение тем

Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие  последний  изученный материал с любой ранее изученной темой.
Например:  Русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении».

 

 “Я беру тебя с собой “

 

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Рассмотрим пример.

Пример. Работа с коллегами.

- Данный приём можно использовать на уроке обучения грамоте и письму, изучая какую-то новую букву.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

К: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

К: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

К: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

К: А я беру с собой молоко.

У: Я беру тебя с собой.

- Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому признаку мы собирали объекты?

К: Предмет начинается на букву «М»?

У: Согласна. Общий признак здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

Вывод. Значит, сегодня мы знакомимся со звуками м, м, буквой м.

-Этот приём позволяет подвести детей к теме урока.

 

-Продолжим знакомство с приёмами, позволяющими формировать познавательные УУД.

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СЛАЙД 14

Поиск информации

Учитель задаёт задание, а ученики самостоятельно, используя различные источники, добывают информацию.

 

Свои примеры

Ученики готовят свои примеры к новому материалу, например, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала.

Дай себе помочь

Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. 
Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

Блицконтрольная

Учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).

Речевые

Придумать продолжение текста. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

 

Пропущенный вопрос

У детей карточки с заданием : «Вставь пропущенный вопрос». Дети должны прочитать все вопросы, восстановить  последовательность событий в рассказе и записать вопрос, который пропустил учитель. 

Угадай вопрос

Учить детей слушать и слышать, общаться, развивать речь, активизировать мыслительную деятельность очень важно. В этом нам поможет приём «Угадай вопрос».

Ученику, вышедшему к доске,  даётся карточка с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос.  

 

Ромашка Блума

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?». - Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.

2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов «Почему?». - Задайте объясняющие вопросы.

3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем. - Задайте оценочные вопросы.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….». - Задайте творческие вопросы.

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я правильно понял, то… «. Их задают с целью что-то уточнить.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?».

«Ромашку» можно использовать актуализации, включения в систему знаний

Синквейн

Правила написания синквэйна:

1.                             В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.                               Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

3.                             Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

4.                              Четвертая    строчка   –    это   фраза    из   четырех     слов, показывающая отношение к теме.

5.                             Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример синквейна по стихотворению И.Пивоваровой «Вежливый ослик»:

1.                             Ослик

2.                             Недоброжелательный, невоспитанный

3.                             Обманывает, обзывается, врёт.

4.                             Не будь похожим на него

5.                             Плохо.

 

Верные и неверные утверждения

Универсальный прием, который можно использовать на этапе  актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности.

 

Пример. Работа с коллегами.

-Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» на уроке окружающего мира в 4 классе. На каждой парте лежит  табличка, в которой записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете в группе ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите

Вопросы:

 1…первый велосипед изобрели более 200 лет назад.

2…он был деревянный.

3…у велосипеда  было  2 педали.

4…самокат,  костотряс, драндулет - это всё название одного транспорта.

5…есть велосипед с одним колесом.

6….есть двухместный велосипед

7…есть специальные дорожные знаки и правила для велосипедистов

8….на велосипеде по улицам можно ездить только с 15 лет.

-Какие утверждения вы считаете верными? Назовите. Какие не верными? Какие источники помогут нам найти  верные ответы?

Вывод. Этот приём позволяет воспроизвести имеющиеся знания учащихся.

"Да" и "Нет" говорите.

Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит": связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".

Фантастическая добавка

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека).

Тренировочная контрольная работа

Учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников.

Опрос по цепочке.

Учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому.

Проектная деятельность 

Наиболее эффективный метод формирования УУД. Начиная с 3 - го класса, школьники учатся составлять компьютерные презентации, электронные фотоальбомы, снимать видеофильмы по заданной теме, делать репортажи.  

- У нас в фойе вы можете познакомиться спроектами, посвященными «Освобождению Отрадненского района от немецко-фашистских захватчиков».

                                                           Инсерт

«Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

  Чтение индивидуальное. 
Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 
+ – новое; 
– – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы.

 

- Рассмотрим приёмы формирующие коммуникативные УУД.

 

4. КОММУНИКАТИВНЫЕ   СЛАЙД 14

 

«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

«Толстые» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

«Тонкие» вопросы

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

 

Советуйтесь

Учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

 

Вопросы к тексту

При изучении научного текста перед группой учеников ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: вопросы, на которые можно ответить на уроке; - вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.

Доводящие карточки

Для того, чтобы узнать, как дети поняли содержание текста, можно использовать эту методику. Одной из задач является формирование у учащихся желания прийти на помощь товарищу, поделиться своими знаниями  с другими. 

Шесть шляп

Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значением цвета ребёнок получает своё задание

·                                 Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.

·                                 Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.

·                                 Чёрная шляпа ( критик)  - что плохого в поступках героев.

·                                 Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.

·                                 Белая шляпа ( учёный)   -    чему следует поучиться у героя.

·                                 Зелёная шляпа (творчество)  - продолжите рассказ.

 

Вертушки

Так, работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Для вертушки работа с предложением: разбор по членам, частям речи, орфограммы, проверяемые по сильной позиции,  характеристику предложения.

Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания.

5.Итог.

- Мы рассмотрели с вами различные приемы, способствующие реализации принципов. Это лишь малая часть всех приемов, которые используются при формировании УУД.

Вернемся к вашим таблицам, с которыми вы работали в начале семинара. Заполните колонку окончание семинара.

 

 

6.Рефлексия..

 Поднимите руки, у кого в таблице минус поменялся на плюс, а у кого результат остался прежним.

 

Значит, наша встреча прошла не напрасно,  и  мы определили для себя какими приемами можно пользоваться в урочной и внеурочной деятельности для формирования УУД. 

- Важно отметить, что выбранный прием может служить для формирования всех универсальных действий.

 

-И в заключении хотелось бы напомнить, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД. СЛАЙД 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Принцип открытости.

« Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.

« Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания – но еще и показать их границы.

Суть принципа - сделать уроки проблемными, с помощью “приемов удивления” вызвать неподдельный интерес учащихся и … оставить вопрос открытым. Вот некоторые виды приёмов, которые используют педагоги нашей школы на своих уроках.

1. Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.

2. Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы "Вода" учитель рассказывает историю: - Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? ( за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.

3. Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека).

4. Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: —вопросы, на которые можно ответить на уроке; —вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто. Дополнительно можно провести конкурс на самый интересный, сложный (проблемный), важный, оригинальный вопрос; организовать взаимоопрос учеников по составленным вопросам; использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов (проектов) учащихся. При чтении художественного текста с использованием технологии продуктивного чтения используются приемы изучающего чтения (диалог с автором и комментированное чтение), школьники учатся выявлять подтекстовую информацию и контролировать себя по ходу чтения, задавая вопросы автору.

5. Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем. Например, по русскому языку можно предложить выполнить задание: найти разные виды предложений по цели высказывания, найти слова на определённую орфограмму, несколько простых (сложных) предложений в произведении, изучаемом на уроках литературного чтения и т.д.

6.Приём “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

·                                 умение анализировать и сопоставлять факты;

·                                 умение определять противоречие;

·                                 умение находить решение имеющимися ресурсами.

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример. Работа с коллегами.

Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател...  Попробуйте догадаться — что же все-таки произошло? (возможные варианты ответов от слушателей).

-А сейчас проверим правильность ваших высказываний. СЛАЙД 14

Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков. А теперь мы будем изучать новую важную тему «Приручение огня»

2. Принцип деятельности.

Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”. “Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать”, - говорил академик Александр Минц.

Суть принципа - учитель привлекает детей к получению новых знаний. На каждом уроке ученик должен заниматься конкретной деятельностью, которую он понимает, определяет для себя, получать реальный результат своей деятельности, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо.

1. Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

2. Поиск информации : учитель задаёт задание, а ученики самостоятельно, используя различные источники добывают информацию.

3. Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала он предупреждает учеников об этом, иногда подсказывает «ошибочные» места интонацией или жестом. Педагог учит школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком (жестом) или пояснением, когда оно требуется, поощряет внимание и готовность вмешаться. Например, преподаватель по теории решения изобретательских задач  В.И. Тимохов применял ТРИЗ для школьников на уроках в начальных классах использовал в качестве награды за внимание переходящую почетную шляпу Фомы Неверующего. Также ученик может получить текст (или решение задачи) со специально допущенными ошибками. Он должен поработать учителем и исправить их.

4. Повторяем с контролем: ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов. Например, после изучения темы «Имя существительное» учащиеся составили такие вопросы: Что такое имя существительное? Что обозначает имя существительное? Какие имена существительные относятся к одушевленным и.сущ.? На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные? Расскажи о правописании имен собственных. Как изменяются имена сущ.? Как определить род имени сущ.?

5. Идеальное задание (по выбору): учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.

6. Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.

7. Работа в парах, этот вид работы обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом, способствует совершенствованию умений договариваться, распределять обязанности, понимать точку зрения другого человека, отстаивать своё мнение

8. Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему.

9. "Да" и "Нет". Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит": связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать учеников. Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".

10.Приём “Я беру тебя с собой “

Формирует:

·                                 умение объединять объекты по общему значению признака;

·                                 умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

·                                 умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

·                                 умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.

Пример. Работа с коллегами.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

К: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

К: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

К: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

К: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

К: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?

К: Он начинается с буквы «М»?

У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?

К: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

Вывод: действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать. Говоря общими словами, это означает его применять, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

3. Принцип идеальности.

Суть принципа - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.

1. Демонстрация профессионального уровня: учитель показывает пример выполнения творческого или сложного задания. Это дает ученикам возможность убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.

 2. Вход в урок: учитель начинает урок с настройки, которой может стать короткая музыкальная фраза, интеллектуальная разминка (два-три вопроса на размышление), определение темы урока учащимися после нескольких наводящих предложений, знакомство с планом урока и др.

3. Показательный ответ: один ученик отвечает у доски, остальные слушают. По результатам многолетних наблюдений психологов, известно, что следят за ответом у доски в этот момент не более 15 % учеников. Следовательно, прием полезен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя тем самым у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться.

4. Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Поскольку у некоторых учеников в этом случае будет постоянно работать защитная реакция (см. прием "Защитный лист"), то не следует применять этот прием часто.

5. Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников.

6. Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).

 7. Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.

8. Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.

9. Кредит доверия: иногда учитель ставит отметку «в кредит» (например, в случае спорной отметки за четверть).

10.Приём “Хорошо-плохо”

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

·                                 умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

·                                 умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

·                                 умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Пример. Работа с коллегами.

Коллеги делятся на 2 команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечать будете по очереди.

У: Сегодня идёт дождь. Это хорошо. Почему?

К: Потому что вырастут грибы.

У: То, что грибы вырастут быстро, плохо, почему?

К: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

К: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства и т.д.

4. Принцип свободы выбора.

Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

Суть принципа - ученикам задается несколько заданий (массив), они сами выбирают любые из них.

1.Взаимоопрос: в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее. Отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся.

2.Защитный лист: перед каждым уроком ученик (без объяснения причин) может вписать свою фамилию в "Лист защиты", который находится всегда в одном и том же месте. После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят. Учитель может реагировать на запись в "Листе защиты" следующим образом: "Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда? Я постараюсь дать вам возможность показать свои знания"; "Ладно, но завтра контрольный тест" (срез, контрольная), и "Лист защиты" не работает. Все должны быть готовы».

3.Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе со школьниками ищет ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно? При регулярном использовании этот прием значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания.

4.Свои пpимepы: ученики готовят свои примеры к новому материалу, например, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала.

5. Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания. Самостоятельный выбор задания дает учащимся дополнительную возможность самореализации, из множества зданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен "замахнуться", отслеживая, таким образом, уровень своей компетентности.

Пример. Работа с коллегами.

- Какое задание вы выбираете. Обоснуйте свой выбор.

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Уровень 1

Спишите, написав проверочные слова

Окрес..ность, звёз..ный, сол..це, здра..ствуй, радос..ный.

Уровень 2

К существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным - имена существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час.

Цветы, горячее, человек, сильное, сельское.

Уровень 3

Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.

Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ.

.5. Принцип обратной связи.

Суть принципа - только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…

 1. Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, постановку учебной проблемы на уроке. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

2. Невербальное управление: учитель использует для управления классом несловесные команды. Поскольку основную учебную информацию, дисциплинарные замечания и управляющие действия учитель передает голосом, то это уменьшает их эффективность, ибо «подобное растворяется в подобном». Невербальное общение предполагает, что, например, руки могут стать одним из управляющих сигналов на уроке.

3. Резюме: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Использовать резюме можно в III-IV классах не чаще одного раза в месяц.

 4. Мордашки (смайлики): ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.

5. Светофор: при опросе ученики поднимают светофор (полоску картона, с одной стороны красного, а с другой зеленого цвета), одной из сторон к учителю, сигнализируя о своей готовности (неготовности) к ответу. 6. Опрос «по цепочке»: учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому. 7. Оценка — не отметка: учитель отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика.

6.Прием «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

5.Итог.

- Мы рассмотрели с вами различные приемы, способствующие реализации принципов. Это лишь малая часть всех приемов, которые используются при формировании УУД.

6.Рефлексия.

- А сейчас проверим, как вы поработали с таблицами. Послушаем мнение коллег.

Сравним с эталоном. СЛАЙДЫ 15-18

-Таким образом, мы определили для себя какими приемами можно пользоваться в урочной и внеурочной деятельности для формирования УУД. Важно отметить, что выбранный прием может служить для формирования всех универсальных действий.

И в заключении хотелось бы напомнить, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.                             А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - М.: Просвещение, 2009.

2.                             Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.

3.                             М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011.

4.                             Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

5.                             Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011

 

 


Мастер – класс «Педагогические приемы формирования

Мастер – класс «Педагогические приемы формирования

Совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

С некоторыми из них мы вас познакомим, другие вы увидите на уроках наших коллег, а о каких-то вы может сами расскажите

С некоторыми из них мы вас познакомим, другие вы увидите на уроках наших коллег, а о каких-то вы может сами расскажите

Лови ошибку Объясняя материал или предлагая карточку, учитель намеренно допускает ошибки

Лови ошибку Объясняя материал или предлагая карточку, учитель намеренно допускает ошибки

Рассмотрим приёмы формирующие регулятивные

Рассмотрим приёмы формирующие регулятивные

Знакомьте с критериями Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ

Знакомьте с критериями Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ

Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой

Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой

Продолжим знакомство с приёмами, позволяющими формировать познавательные

Продолжим знакомство с приёмами, позволяющими формировать познавательные

Учить детей слушать и слышать, общаться, развивать речь, активизировать мыслительную деятельность очень важно

Учить детей слушать и слышать, общаться, развивать речь, активизировать мыслительную деятельность очень важно

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

Да" и "Нет" говорите. Игра ставит учащихся в активную позицию

Да" и "Нет" говорите. Игра ставит учащихся в активную позицию

Рассмотрим приёмы формирующие коммуникативные

Рассмотрим приёмы формирующие коммуникативные

Доводящие карточки Для того, чтобы узнать, как дети поняли содержание текста, можно использовать эту методику

Доводящие карточки Для того, чтобы узнать, как дети поняли содержание текста, можно использовать эту методику

Рефлексия. . Поднимите руки, у кого в таблице минус поменялся на плюс, а у кого результат остался прежним

Рефлексия. . Поднимите руки, у кого в таблице минус поменялся на плюс, а у кого результат остался прежним

Принцип открытости. « Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек

Принцип открытости. « Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек

Пересечение тем : ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем

Пересечение тем : ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем

Суть принципа - учитель привлекает детей к получению новых знаний

Суть принципа - учитель привлекает детей к получению новых знаний

Театрализация , т.е. разыгрывание сценок на учебную тему

Театрализация , т.е. разыгрывание сценок на учебную тему

У: Я беру тебя с собой. К: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Я беру тебя с собой. К: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

Тренировочная контрольная работа : учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников

Тренировочная контрольная работа : учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников

К: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми

К: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми

Спишите, написав проверочные слова

Спишите, написав проверочные слова

Оценка — не отметка: учитель отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика

Оценка — не отметка: учитель отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика

Список литературы: 1. А

Список литературы: 1. А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2024