Тема. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА.
Цель. Познакомить коллег с опытом организации дыхательной гимнастики со старшими дошкольниками. Обеспечить освоение полезных результатов, достигнутых в ходе осуществления инновационного образовательного проекта, направленного на позитивные изменения в работе по укреплению здоровья старших дошкольников. Наглядные пособия и раздаточные материалы. Пособия изготовленные совместно с родителями для дыхательной гимнастики, ПАПКА С ОПИСАННЫМ ПРОЕКТОМ «ЧИСТОЕ ДЫХАНИЕ».
Ход мастер-класса. - Добрый день, уважаемые коллеги! Как вы думаете, зачем заниматься дыхательной гимнастикой? (Ответы участников). - Да, вы правы, • Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. • Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. • Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение. Ведь прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. • Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения укрепляют мышцы, принимающие участие в дыхании и закаливают всю систему. Они просто необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная система ребенка устроена природой чрезвычайно сложно и мудро. Наша главная задача – сохранить ее здоровой. Есть несколько популярных систем дыхательной гимнастики, думаю, Вам они известны. Можете назвать их? (Ответы) Конечно, всем известна дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Александра Николаевна была оперной певицей и разрабатывала свой метод для восстановления голоса у певцов. Зарегистрировала и получила патент на свой метод дыхательной гимнастики в 1972 году. Это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Гимнастика тренирует вдох «в спину», т.е. посылает его на предельную глубину лёгких и тем самым заполняет их воздухом снизу доверху. Упражнения на «вдох» выполняются при наклонах, приседаниях, поворотах, полностью включается в работу диафрагма. Мы вам покажем несколько упражнений. (Показать с участниками) «Обнимашки» Руки на уровне груди сложены квадратиком, обнять себя на вдохе сильном, шумном. Выдох произвольный, не акцентируете. «Кошечка» Ноги на ширине плеч, немного присесть, делаем повороты вправо, влево, как бы хватаем воздух и сжимаем его в ладошках. - Ещё одна известная система создана врачом, профессором Бутейко. Дыхательная гимнастика по методу Константина Павловича. Бутейко прямо противоположна «предельно глубокому дыханию по Стрельниковой». Он сформулировал суть своего метода как уменьшение глубины дыхания расслаблением диафрагмы. «Правильное дыхание» по К.П. Бутейко не видно и не слышно: только через нос и без шума. Вдох такой маленький, что ни грудь, ни живот не колышутся. Дыхание очень поверхностное, воздух опускается примерно до ключиц, а ниже «стоит» углекислота. Вдох длится 2-3 секунды, а выдох 3-4 секунды, затем пауза 3-4 секунды. Объём вдыхаемого воздуха, чем меньше, тем лучше. Метод был разработан как способ лечения астмы, эпилепсии, гипертонии, стенокардии, инфаркта, инсульта и ещё ста болезней. Он излечил от аллергии английского принца Чарльза. Посмотрите упражнение по этой системе. (Показать с участниками) 5 секунд вдох, 5 секунд выдох, расслабляя мышцы грудной клетки; 5 секунд пауза, не дышите, находитесь в максимальном расслаблении. - Есть ещё одна система, созданная Борисом Сергеевичем Толкачёвым. Он кандидат педагогических наук, и его дыхательная гимнастика является компонентом целостной системы физической реабилитации детей и взрослых с частыми респираторными заболеваниями. Она включает физические упражнения всегда на открытом воздухе, ледяные водные процедуры, воздушные ванны, массаж. Мы не будем сейчас окунаться в ледяную ванну. - Нам наиболее приемлемой показалась система Михаила Львовича Лазарева. Это педиатр, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, специалист по пренапедии. Вы его должны знать как создателя известного музыкального метода дородового обучения «Сонатал». Если первые три автора разрабатывали свои дыхательные упражнения для реабилитации больных, то дыхательная гимнастика М.Л Лазарева предполагает работу со здоровыми детьми и рассчитана на профилактику заболеваний дыхательных путей и общее укрепление здоровья дошкольников. Дыхательная гимнастика – «Чудо-нос», разработанная учёным в программе «Здравствуй!», стала базовой основой нашего проекта. Эта программа предполагает формирование физического здоровья на базе личностного (духовного) роста через дыхательноэмоциональную деятельность с использованием музыки. Давайте сделаем несколько упражнений. • Первое упражнение называется «НАКАЧКА». Оно помогает постепенно наполнить воздухом все бронхиального дерево. И.П.- стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажать пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда легкие полностью заполнены воздухом, нос закрывается. Дыхание задерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй (1 раз). • Следующее упражнение - «ПОТЯГИВАНИЕ». (Энергетическая подзарядка клеток) И.п.- стоя. Сделать зевок, потягиваясь всем телом, разведя руки в стороны. В конце зевка на задержке дыхания предельно напрячь все мышцы и постараться добиться вибрации всего тела. Выдох. • «РОЗОЧКА И ОДУВАНЧИК» И.П. – стоя. Глубоко вдохнуть через нос, будто вдыхаешь аромат розы, а потом максимально выдохнуть через рот, как будто сдуваешь былинки с обуванчика. • И ещё одно упражнение - «МАШИНА». При помощи его мы обучаем постепенно выдыхать воздух. Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании. И в завершение, хочу напомнить, что полностью система дыхательных упражнений дана М.Л. Лазаревым в программе «Здравствуй». Она доступна в Интернете, можно взять там необходимую информацию. Мы используем эту гимнастику уже полгода и за это время ЖЕЛ детей заметно увеличилась, значит эффект от наших занятий есть. В заключении приведу цитату Артура Шопенгауэра «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.» Спасибо за внимание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.